святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

Слово о воплощении Господа

1. Воплощенное Слово, после того, как видимо было на земле и обращалось с людьми (Вар. 3, 35), поистине понесло наше бремя и, возседая выше нас, также и как человек, совершило дивное, как равное Отцу. Оно разрешило осуждение прародителя, так как было вторым Адамом, обновляя своим нетленным телом тленное тело, уничтожая вражду, заимствуя от нас тело, и, явившись подобным нам, кроме греха, соделалось всем для всех.

2. Далее, так как Оно вместе Бог и человек, то по первому своему рождению Оно равно Отцу, по последнему же Оно первородно сам прежде тварей: первородно именно между многими братиями (Рим. 8, 29), во всем подобное Отцу, по сущности, одно и то же есть то, которое совершает чудеса, и то, которое претерпевает болезни: поелику в едином и том же Святом Духе совершает чудеса и носит на себе наши немощи, не так, как мы, по необходимости и закону естества, но по своему изволению. Ибо мы своего не претерпеваем добровольно, но принуждаемые необходимостью и естеством. Во Христе же Боге дело обстоит не так; но Он избрал то, что Ему угодно, как прилично было праведному и разумному Богу. Посему таким образом должно представлять в Спасителе единство и не должно отрицать, из чего Он состоит. Ибо един Господь наш, Иисус Христос, и едино Лице Его, поелику хотя и мыслится, что Он состоит из двух, однако, один и тот же есть Сын Божий и Сын человеческий, поелику Он единаго и того же естества с своими родителями. Тот, Который прежде веков родился от Отца, в конце времен произошел от Марии Девы; Тот, Кто в лоне Отца, девять месяцев пребыл в утробе жены. Тот, Кто все твари из ничего привел к бытию, раждается и по телу возрастает. Кто дает пищу всем живущим, оказывается ссущим молоко. Тот, Кто пятью хлебами напитал пять тысяч человек, терпит голод, как человек. Тот, Кто из ничего без труда сотворил ангельские чины, отягощается сном и устает в пути. Тот, Кто есть сила и премудрость Отца, Кто испытует все сердца, пребывает, по божественному плану, в неведении. Тот, Кто призирает на землю и заставляет ее трястись (Псал. 103, 32), поражается страхом, как человек. Тот, Кто сотворил небо и землю (Псал. 145, 6) и Кто одаряет безсмертием, претерпевает крест и вкушает смерть.

3. И таким образом, как человек, носит на Себе все грехи, и очищая их, как Бог, освобождает нас от проклятий, посланных с неба вследствие осуждения прародителя. Ибо один Бог может разрешить побежденных и сделать наследниками новой жизни, – всем им да подастся войти в нее и насладиться ею во веки веков. Аминь.


Источник: Творения святаго Григория Чудотворца, епископа Неокесарiйскаго. пер. проф. Николая Сагарда. - Петроград: Типография М. Меркушева, 1916. - С. 171-172.

http://tvorenia.russportal.ru/index.php?id=saeculum.i_iii

Вам может быть интересно:

1. Похвальное слово в честь первомученика и диакона святого Стефана святитель Григорий Чудотворец, епископ Неокесарийский

2. К епископу Иераксу священномученик Дионисий Александрийский

3. Слово о женах мироносицах и о приявшем Божественное Тело Гроб Господа нашего Иисуса Христа и об Иосифе Аримафейском и на тридневное Воскресение Господа нашего Иисуса Христа святитель Григорий Антиохийский

4. Слово о жизни святого Григория Чудотворца святитель Григорий Нисский

5. Слово о слепом от рождения святитель Астерий Амасийский

6. Слово о новопросвещенных, или на Воскресение Господа нашего Иисуса Христа святитель Амфилохий Иконийский

7. Слово о Симеоне и Анне священномученик Мефодий Олимпийский, епископ Патарский

8. Диспут католика с арианином святитель Григорий Турский

9. Слово на Положение и поклонение Всечтимому и Честному Поясу Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии святитель Герман, патриарх Константинопольский

10. Толкование на книгу пророка Софонии святитель Кирилл Александрийский

Комментарии для сайта Cackle