протоиерей Григорий Дьяченко

Отдел 4. О лицах, совершающих богослужение

Содержание

Беседа № 1. О священно-церковно-служителях Беседа № 2. О том, что церковные службы могут быть совершаемы лишь законными священнослужителями, и о почитании их

 

Беседа № 1. О священно-церковно-служителях

I. Для совершения Божественной Литургии и других церковных служб у нас, в Православной Церкви, существуют особые священнослужители, которые могут быть выбираемы из всех сословий, и власть священнодействовать получают в таинстве священства, от Самого Иисуса Христа чрез архиерейское рукоположение.

II. а) Дивное дело! Обыкновенный человек, как и прочие люди, вдруг, чрез архиерейское рукоположение, делается в духовном отношении необыкновенным: сподобляется благодати Божией, освящается этой благодатью и получает право быть освятителем других посредством св. таинств. Для нас это непонятно, точно так же, как непонятно и то, что обыкновенная стальная пластинка, соприкасаясь с магнитом, сама получает силу магнита и может притягивать железо. Надо помнить, что сообщение благодати священства чрез архиерейское рукоположение есть тайна, – а тайны постигаются верой. Если в видимом мире есть тайны, то могут ли они не быть в мире духовном, невидимом?.. А что действительно священнослужителям сообщается особенная благодать Св. Духа чрез архиерейское рукоположение, это видно из следующих слов апостола Павла: «внимайте себе и всему стаду; – говорил он некогда пастырям Ефесской Церкви, – в котором Дух Святый поставил вас блюстителями, пасти церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею» (Деян. 20:28); «не неради, – писал он к епископу Тимофею, – о пребывающем в тебе даровании, которое дано тебе по пророчеству с возложением рук священства» (1Тим. 4:14); «напоминаю тебе возгреват дар Божий, который в тебе чрез мое рукоположение» (2Тим. 1:6). Кроме того известно, что в Православной Церкви со времен апостольских существует молитва о ниспослании благодати Св. Духа на священнослужителей, которая и читается архиереями с возложением рук при посвящении избранного лица в известную степень священства; чтение ее сопровождается возложением на посвящаемого архиерейских рук. О важности этого рукоположения св. Иоанн Златоуст рассуждает так: «возлагает руку человек, а все делает Бог, и Его рука касается главы рукополагаемого» (Догм. Богосл. преосв. Макария, т. 11, стр. 376 изд. 1857). Были даже случаи, что нисшествие благодати Св. Духа на посвящаемых совершалось видимым образом. Так, когда св. Иоанн Златоуст посвящаем был во пресвитера и когда патриарх Флавиан возложил на него руку, то внезапно явился белый и пресветлый голубь и летал над головой Иоанна. Это видели и патриарх, и все бывшие с ним (Четьи Минеи, 13 ноября). А о преподобном Симеоне, Новом Богослове, рассказывают, что когда совершалось над ним рукоположение, то благодать Божия сходила к нему в сердце в виде какого-то духовного света, осенявшего и проникавшего его. И это состояние возобновлялось у него всякий раз, когда он литургисал, во все 48 лет его священства: в это время лицо его делалось ангелоподобным и проникалось таким светом, что нельзя было свободно смотреть на него, как нельзя свободно смотреть на солнце («Душеп. чт.» 1877 года, февр., стр. 180–181). Впрочем, случаи видимого сошествия благодати Св. Духа на священнослужителей во время их посвящения весьма редки. Большей же частью это сошествие совершалось и совершается, по премудрому распоряжению Божию, невидимым образом. Вероятно, Господь устроил это так, с одной стороны, потому, что мы, по своей страшливости, не в состоянии без вреда для себя вынести видимого явления Духа Святого, а с другой, и главным образом, потому, чтобы дать нам возможность приучить себя постигать тайны Божии смиренной верой, которая несравненно ценнее и полезнее для нас, чем видение, так как сказано, что блаженны невидевшие и уверовавшие (Ин. 20:29).

б) Священнослужители всегда разделялись и разделяются на три разряда: на епископов, пресвитеров и диаконов. Такое деление ведется от самых времен апостольских.

аа) Первыми епископами были апостолы. Они произведены в этот сан Самим Иисусом Христом в то время, когда Он являлся им по воскресении. Это было таю апостолы находились в той самой сионской горнице, в которой совершена была Иисусом Христом Тайная Вечеря. Двери из опасения иудеев были заперты. Вдруг является им Иисус Христос и, став посреди, говорит: «мир вам!» Сказав это, Он показал им руки, и ноги, и ребра Свои. Они обрадовались. А Иисус вторично сказал им: «Мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас». Затем Он дунул на них и продолжал: «Приимите Духа Святаго! Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20:19–23). Этими словами и дуновением Иисус Христос не только посвятил апостолов в сан епископа, но и дал им власть поставлять служителей тайн и преемников Себе с правом отпущать грехи (см. Догм. Богосл. Филарета Черниг., ч. 2, стр 332, изд. 1864 г.). Кроме этого, Иисус Христос, до вознесения Своего, в продолжение сорока дней неоднократно являлся апостолам и учил их тайнам Царствия Божия (Деян. 1:3). А по вознесении Он ниспослал им Духа Святого в виде огненных языков и этим окончательно завершил их посвящение в сан епископа, сделав их раздаятелями даров Духа Святого. Когда же общества христианские, или Церкви, стали размножаться, то апостолы, по внушению Духа Святого, нашли нужным поставлять для новых Церквей и новых епископов (Деян. 13:2–3). Этим епископам чрез рукоположение они сообщали дары Духа Святого и передавали свои священные права и власть, сделав их главными преемниками своего великого служения. Вместе с тем они рукополагали для разных Церквей, кроме епископов, и пресвитеров, т. е. священников (Деян. 14:23), и диаконов (Деян. 6:6). Избранные апостолами епископы, пользуясь дарованными им правами, в свою очередь, когда открывалась нужда, поставляти для христианских Церквей новых епископов, пресвитеров и диаконов, сообщая им чрез рукоположение дары Святого Духа, священные права и духовную власть; а те передавали дары Святого Духа, а также духовные права и власть своим преемникам и так далее, и далее... Таким образом, благодать священства переходила от одних епископов к другим (а чрез них и на пресвитеров и диаконов) и преемственно сохранилась в Церкви Божией до наших дней. А отсюда ясно, что современные наши епископы, пресвитеры и диаконы точно такие же законные священнослужители, как и самые апостолы с их ближайшими преемниками – епископами, пресвитерами и диаконами, и что как те поставлены были на дело своего служения от Самого Господа Иисуса Христа, так и эти приемлют посвящение в священный сан от того же Господа (Еф. 4:11–13).

Священные права епископов, пресвитеров и диаконов не одинаковы. Можно разделить их на три вида: на высшие, средние и низшие; высшие принадлежат епископам, средние – пресвитерам, а низшие – диаконам.

Епископ в своей епархии1 есть главный духовный начальник как над всеми священно-церковно-служителями, так и над всеми православными христианами, в ней находящимися. Все священно-церковно-служители обязаны повиноваться его постановлениям и без его разрешения ничего в Церкви не совершать. Он имеет право подвергать их за проступки разным наказаниям. Ему по преимуществу принадлежит духовная власть вязать и решить, т. е. прощать и не прощать грехи (Посл. восточ. патр. о правосл. вере, чл. 10). Он – первый в своей епархии священнослужитель и совершитель всех св. таинств. Он (и только он один) имеет право рукополагать пресвитеров и диаконов, освящать миро и антиминсы (Поел, восточ. патр. о правосл. вере, чл. 10). Он также и учитель в своей епархии: обязан учить не только всех верующих, но и самих священно-церковнослужителей. При священнослужении он имеет право в известное время сидеть на горнем месте и благословлять народ обеими руками.

бб) Пресвитеры, или священники, получают чрез архиерейское рукоположение право совершать таинства и священнодействия (кроме таинства священства и освящения мира и антиминсов). (Послан. вост. патр. о прав, вере чл. 10). Но в прохождении своих обязанностей они подлежат непрестанному надзору, власти и суду своего епископа. (Апост. прав. 39 и след.). Имеют право быть и учителями, но не иначе, как под наблюдением епископа. Могут также, подобно епископу, вязать и решить своих духовных детей и быть их руководителями в духовной жизни; но власть эта дается им епископом чрез рукоположение, власть эта, по усмотрению епископа, может быть и отнята от них. Наконец, некоторые из них могут быть допущены, по воле епископа, и до церковного управления, но действия их в этом управлении должны во всем подчиняться власти епископа: без его согласия они ничего не должны делать. При совершении богослужения имеют право в известное время сидеть, но только не на горнем месте, а около него, и благословлять народ, но не обеими руками, как епископ, а одной.

вв) Диаконы имеют право быть только служителями при таинствах, т. е. помощниками епископу и пресвитерам, но сами совершать таинств не могут. Они состоят в зависимости не только от епископов, но и от священников. Более способные из них могут быть и проповедниками слова Божия, но не иначе как с разрешения епископа. Вообще, сами по себе диаконы не имеют никакой духовной власти над верующими.

в) Священнослужителям у нас усвоены разные наименования. Так некоторые из епископов называются патриархами, а некоторые экзархами, митрополитами, архиепископами, епископами или просто архиереями.

Из священников некоторые именуются: архимандритами, игуменами, протопресвитерами, протоиереями и иеромонахами.

А из диаконов некоторые именуются протодиаконами и архидиаконами, а некоторые – иеродиаконами. Наименования эти взяты с греческого языка и выражают некоторые преимущества одних лиц пред другими.

Рассмотрим значение этих наименований.

Патриарх по-русски значит: первый из отцов; иначе сказать – первый из епископов.

Экзарх по-русски начальствующий, а иначе сказать – главный или первый архиерей в целой области.

Митрополит – значит епископ главного или столичного города.

Архиепископ – по-русски первенствующий епископ.

Архиерей значит: начальник иереев, т. е. священников, а епископ по-русски – надзиратель.

Архимандрит – по-русски глава или начальник стада, а иначе сказать: начальник обители монашествующих.

Игумен – по-русски вождь или начальник мужского монастыря.

Протопресвитер значит: первый между пресвитерами, а пресвитер по-русски – старец, старейшина. Священники называются пресвитерами, т. е. старейшинами, с одной стороны, потому, что на степень священника положено определять таких, которые старше других не летами, а духовным разумением, а с другой – потому, что лицо, удостоенное степени священства, в общественном положении имеет право старшинства и в своем приходе занимает первое место.

Протоиерей по-русски – первый между иереями, а иерей значит священник.

Иеромонах по-русски – священник в монашеском звании.

Протодиакон по-русски – значит первый между диаконами, а диакон по-русски – служитель. Протодиаконы в монашеском звании называются архидиаконами.

г) Затем нам нужно еще сказать о церковнослужителях. Церковнослужители у нас, в Православной Церкви, составляют низший клир и звание свое получают узаконенным порядком чрез архиерейскую власть. К ним принадлежат: иподиаконы, т. е. помощники диакона, чтецы, певцы и свещеносцы, которые иначе называются псаломщиками, дьячками и пономарями2. Эти церковнослужители существуют лишь для того, чтобы помогать епископам и священникам в отправлении служб церковных, но сами совершать Божественной Литургии они, точно так же как и диаконы, не имеют права. И если бы кто-либо из них, а равно и из мирских людей, вздумал, по каким либо побуждениям, совершать Божественную Литургию так, как совершают ее архиереи и священники, тот подверг бы себя тяжкому осуждению и тайна Св. Евхаристии не освятится от него. (См. известие учительн. в конце служебника). (См. «Тамб. Еп. Вед.» 1883 г., № 8).

III. Итак, братие-христиане, зная высокое служение в Церкви Божией священнослужителей, будем с любовью оказывать им послушание и всякое почтение, дабы они с радостью совершали свое многотрудное служение, клонящееся ко спасению душ вверенного им словесного стада Христова, а не со скорбью и неохотно, что для вас весьма неполезно.

Беседа № 2. О том, что церковные службы могут быть совершаемы лишь законными священнослужителями, и о почитании их

I. Ныне побеседуем, братие христиане, о том, что церковные службы могут быть совершаемы, согласно правилам Церкви, только законными священнослужителями и что священнослужители, как строители тайн Божиих, пастыри словесного стада Христова и духовные наставники, заслуживают глубокого почитания.

а) Прежде всего остановим свое внимание на том, что Божественная Литургия, а равно и другие церковные службы не иначе должны быть совершаемы, как законными священнослужителями. Значит лица, не облеченные священническим саном, ни в каком случае не должны присвоять себе прав священнослужительских. «Никто сам собою не приемлет этой чести, – говорит апостол Павел, – но призываемый Богом, как и Аарон» (Евр. 5:4). Ни в каком случае не следует употреблять каких-либо незаконных средств к тому, чтобы поступить в число священнослужителей, а тем более не следует позволять себе таких священнодействий, которые позволительны только священнослужителям. Решиться священнодействовать не имея права на то, это значит решиться на величайшее нечестие и на дерзкое превышение власти. Такого рода дерзость, без сомнения, не останется безнаказанною. Расскажу здесь один замечательный случай, из которого ясно можно видеть, что священнодействие, совершаемое лицами, не имеющими священнического сана, дело страшное и богопротивное. Однажды в Сирии, в местечке Гонат, дети пасли скот. Тут вздумали они поиграть и в общем совете порешили избрать предметом своей игры отправление Божественной Литургии. Назначили из среды себя священника и двух диаконов. Подходят к одному плоскому камню, возлагают на этот камень, как на жертвенник, хлеб, а в глиняный сосуд вливают вина. Потом начали богослужение. Избранные священник и диаконы, став на свои места, старались делать все то, что делают настоящие священники и диаконы во храме: мальчик, именуемый священником, читал молитвы, которые знал наизусть, а мальчики-диаконы, стоя по сторонам, веяли чем-то в роде рипид. Но что же? Когда все, по церковному обыкновению, было сделано, то, прежде чем раздроблен был хлеб, вдруг сшел с неба огонь и в одно мгновение истребил все находящееся на камне, а самый камень превратил в пепел. Дети пришли в ужас, без чувств попадали на землю, так что не могли ни кричать, ни вставать с земли, и едва-едва остались живы. Целые сутки они пробыли в этом бесчувственном и бессознательном состоянии. (Луг духовн. Иоан. Мосха).

б) Затем надо помнить, что священнослужительский сан в Христианской Церкви учрежден Самим Иисусом Христом, и сан этот в высшей степени высокий, так что облеченные им, при помощи благодати Божией, получаемой ими в таинстве священства, делаются светом для мира (Мф. 5:14), примером для Христова стада (1Пет. 5:3), предстоятелями пред Богом, учителями благочестия и совершителями тайн Божиих. А помня это, надо поставить себе за постоянное правило – оказывать им во всякое время всевозможное внимание, искреннюю любовь и всецелое уважение. Весьма поучителен в этом отношении пример древних христиан. «Они, питая к пастырям Церкви истинную любовь и уважение, оказывали им совершеннейшую во всем покорность и послушание; с уважением принимали пастырские их наставления; обращались к ним за советом во всех важнейших своих недоумениях; с готовностью старались во всем услужить им; встречаясь

с ними, преклоняли главы свои для принятия их благословения и совершенно преданы были им во всем, как своим отцам духовным» (Зап. по нрав. Богос. Соляр. т. III, стр. 397. Изд. 1864 г.) Так надо почитать священнослужителей и нам: надо любить их, надо им повиноваться и слушаться их советов, надо помогать им в нуждах и, по мере возможности, заботиться о доставлении им средств к безбедному существованию; надо молиться за них Богу и воздерживаться от осуждения их и злоречия, надо, где нужно, отдавать им должное почтение и просить их благословения, словом сказать: надо во всем и искренно выражать к ним, как к отцам духовным, свою любовь и уважение. Само слово Божие требует от нас этого. Так апостол Павел пишет: «Просим же вас, братия, уважать трудящихся у вас, и предстоятелей ваших в Господе, и вразумляющих вас, и почитать их преимущественно с любовью за дело их» (1Фес. 5:12–13); «повинуйтесь наставникам вашим и будьте покорны» (Евр. 13:17); «наставляемый словом, делись всяким добром с наставляющим" (Гал. 6:6); "молитесь» за пастырей, «чтобы Бог отверз" им "дверь для слова, возвещать тайну Христову» (Кол. 4:3). А Спаситель, посылая учеников Своих на проповедь, напутствовал их такой речью (изложу эту речь вкратце, своими словами): идите в мир, проповедуйте Евангелие и совершайте святые службы; вас будут ненавидеть, гнать и преследовать, но вы не смущайтесь: вам будет награда на небе; кто вас послушает, тот Меня послушает, а кто не послушает вас, тот не послушает Меня; кто примет вас, тот примет Меня, а кто вас не примет, тот не примет Меня и тому хуже будет, чем Содому и Гоморре было (Мф. 10 гл.). Эти слова относятся и ко всем священнослужителям.

Да и справедливо ли бы было, если бы кто вздумал отрицать необходимость уважения священнослужителей? У нас принято оказывать всевозможные знаки уважения всем высокопоставленным лицам, а особенно тем, которые ближе стоят к Государю и облечены от него высокой властью. Не оказать этим лицам должного почтения, это значит показать себя грубым невеждой; этого мало: это значит сделать оскорбление, во-первых, Государю которому они служат, а, во-вторых, Самому Богу, от Которого они облекаются властью (Рим. 13–2). Что же такое священнослужители? Это – лица, высокопоставленные от Господа, это – служители Божии, посланники Царя Небесного, ходатаи между Богом и людьми; иерей, когда совершает Литургию, тогда честнее царя, – пишет святитель московский Петр (Душ. чт. 1876 г., ноябр., стр. 287). А поэтому можно ли не уважать их?

Можно ли не оказывать им внимание и можно ли делать им оскорбления? Не значит ли это то же самое, что оскорблять Господа и не почитать Его?.. А что оскорбление священнослужителей есть вместе и оскорбление Господа, доказательством тому могут быть разные несчастья, посылаемые Господом за оскорбление священнослужителей. Вот и примеры на это. Однажды один из служителей Божиих, а именно пророк Елисей, проходил чрез одну иудейскую деревню. В это время на улицах этой деревни дети занимались играми. Пророк показался для детей смешным, потому что был лысый, и они, сопровождая его, кричали: «Иди, плешивый! Иди, плешивый!» Но что же? Тотчас же вбежали в деревню две медведицы, бросились на детей и растерзали их. Другой пример. Припомните из жизнеописания св. Василия Великого, как оскорблял его император Валент. Делая ему разные обиды и притеснения, он, наконец, приказывает сослать его в заточение. Но едва это приказание было приведено в исполнение, как в семье Валента заболевает сын – Галатий, – и заболевает так сильно, что никакие медицинские пособия не в состоянии были восстановить его здоровья. Еще пример. Припомните из жизнеописания св. Иоанна Златоуста, каким ужасным несчастьем Бог посетил Константинополь за те оскорбления, которые вынес св. Иоанн от своих недоброжелателей. Как только выслали его из Константинополя, тотчас же в народе вспыхнуло волнение, а ночью сделалось землетрясение с своими разрушительными последствиями. Этих примеров достаточно для уяснения истины.

Но, может быть, скажут, что священнослужители, о которых мы сейчас говорили, были люди праведные, но из наших священнослужителей есть такие, которые далеко не могут назваться праведниками, а поэтому отчего же не изменить и отношений своих к ним?

В ответ на этот вопрос я могу сказать следующее: золото и в грязи остается золотом; дорогие алмазы, хотя бы находились и в вещах сделанных из низкого металла, все же остаются дорогими; драгоценное миро может быть сохраняемо и в золотых сосудах, и в серебряных и, наконец, в стеклянных и глиняных: драгоценность его зависит не от достоинства сосудов, а от достоинства тех веществ, из которых оно составлено; в глиняных сосудах может быть точно такое же миро, какое и в золотых, и тогда с этими сосудами обращаются с особенною осторожность, опасаясь, как бы не разбить их и не разлить заключающегося в них мира. Подобным образом надо рассуждать и о священнослужителях. Каковы бы они ни были, но то несомненно, что в них всегда обитает особенная благодать Духа Святого. «Припомните, говорил некогда наш русский святитель, нечестивого Валаама: он был богоотступник, изменник и взяточник. Но Дух Божий и его устами, запроданными на ложь предсказывал грядущее пришествие Мессии. Припомните первосвященника Каиафу: он был судия неправедный; но Дух Божий и чрез него не погнушался высказать великую истину» (См. Изъясн. Бож. литургии Митр. Арсения, стр. 305–306). А вот и еще примеры: «к авве Марку однажды приходит бесноватый и начинает кричать: пресвитер твой грешник, – не позволяй ему более ходить к тебе! Но авва нисколько не соблазнился от этих слов и не осудил пресвитера... Между тем пришел и пресвитер. Когда же этот пресвитер намеревался приступить к святой трапезе, то авва Марк увидел, что ангел Божий сшел с неба, положил руку на голову пресвитера, и пресвитер сделался непорочным, стоя при святом приношении, как столб огненный. Когда же авва стал удивляться этому видению, то голос Божий сказал ему: «Что же тут удивительного? Если и земной царь не позволяет своим вельможам предстоять перед собой в грязной одежде, но требует от них великолепной, тем более Божественная сила не дозволит служителям Святых Таин предстоять гнусными пред Небесной славой» (Древн. пат., изд. «Душепол. чт.», 1874 г., стр. 178–179). Другой же отшельник, напротив, соблазнился, когда ему сказали, что пресвитер, приносивший ему Св. Тайны – грешник, и перестал принимать его. Но вот этот отшельник слышит голос Божий: «Люди взяли суд Мой!» При чем он пришел как бы в исступление и видит золотой колодезь с золотым ведром и золотой веревкой, а в колодце – весьма хорошую воду; видит также и одного больного проказой, который черпал из этого колодезя воду и наливал в сосуд. Отшельник томился от жажды, но пить воду не хотел, потому что ее черпал прокаженный. И вот снова слышит он голос Божий: «Почему же ты не пьешь этой воды? Какую вину имеет черпающий? Он только черпает и наливает». После этих слов отшельник пришел в себя и, поразмыслив о смысле видения, призвал к себе пресвитера и просил его по-прежнему совершать для него приношение Св. Таин (Древн. патер., изд. «Душеп. чт.», 1874г., стр. 182–183. См. «Тамб. Епарх. Вед.», за 1883 №8).

* * *

1

Епархией (греческое слово) называется область или округ, в котором христиане в духовно-церковном отношении состоят под властью архиерея.

2

Пономарь, или правильнее парамонарь (греч. сл.), по-русски – придверник. В древние времена эти члены клира, которых называют пономарями становились при дверях для наблюдения, чтобы кто из неверных не вошел в храм, от этого и дано им такое название.

Вам может быть интересно:

1. Отдел 8. О богослужении недельном (седмичном) протоиерей Григорий Дьяченко

2. Объяснение православного богослужения епископ Никанор (Каменский)

3. К истории исправления Постной Триоди при патриархе Никоне профессор Иван Алексеевич Карабинов

4. Время и богослужение архимандрит Макарий (Веретенников)

5. Богослужебные одежды священно-церковно-служителей профессор Алексей Афанасьевич Дмитриевский

6. Дни богослужения Православной Кафолической Восточной Церкви. Том 2 протоиерей Григорий Дебольский

7. Слово на вторую Пассию профессор Аким Алексеевич Олесницкий

8. Богослужение протопресвитер Михаил Помазанский

9. Объяснение богослужения Страстной седмицы священник Георгий Орлов

10. Отдел третий. Книги богослужебные. Часть 1 протоиерей Александр Горский

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс