протоиерей Григорий Дьяченко

Пятнадцатый день.
Св. апостолы от 70-ти: Аристарх, Трофим и Пуд.

(О причинах ненависти к апостолам современного им мира).

I. Св. апостолы Аристарх, Трофим и Пуд, ныне прославляемые, были сотрудниками св. первоверховных апостолов Петра и Павла в их апостольской деятельности. Все они были обезглавлены при императоре Нероне.

"Аристарх" обращен ко Христу ап. Павлом; упоминаемый в послании к колоссянам (Кол.4:10), он был епископом в Апамее сирской. Кончина его произошла при императоре Нероне; он был обезглавлен в одно время с апп. Павлом, Пудом и Трофимом.

"Св. Пуд", упоминаемый во 2-м послании св. Павла к Тимофею (2Тим. IV, 21): «приветствуют тебя Еввул и Пуд и все братия», был римским сенатором и благочестивым человеком; он принимал в дом свой святых первоверховных апостолов Петра и Павла, и всех христиан, так что дом его служил как бы церковию.

Об ап. "Трофиме", бывшем родом из Ефеса, обращенном ко Христу св. ап. Павлом, упоминается в «Деяниях апостольских» (XX, 4 и XXI, 29), что он сопровождал ап. Павла на его пути благовествования, и во 2-м посл. к Тимофею (IV, 20) Павел говорит: «Трофима же я оставил больного в Милете». Последовав за Павлом и во время гонения при императоре Нероне, он был в 64-м году обезглавлен вместе с ним и другими апостолами.

II. Так все святые апостолы, ныне воспоминаемые церковию, пострадали за Христа. Спрашивается: чем виновны св. апостолы были пред миром, что он так ненавидел их, преследовал, гнал их? что ж за причина общей ненависти к ним современного мира?

а) Аз дах им Слово Твое, и мир возненавиде их (Иоан. 17, 14). Так пояснил Сам Господь причину всеобщей ненависти, которую встретили в мире первые ученики Его, которую встречали потом и все, последовавшие стопам их.

Они приняли от Господа и возвещали миру слово истины, – и царствующие в мире ложь и заблуждения, предразсудки и суеверия, тогдашние ереси и расколы не могли не возстать против них со всею, свойственною лжи и предразсудкам, злобою.

Они учили чистоте, и святости жизни, требовали умерщвления в себе злых похотей и страстей, очищения себя от всякой скверны плоти и духа, – и живущая в мире похоть плотская воспротивилась им всею силою нечистых страстей своих.

Они требовали самоотвержения, учили смирению и нищете духовной, кротости и терпению, простоте сердца и незлобию, благодушному перенесению всех оскорблений, напастей и озлоблений, упованию на Бога и преданности Его всесвятой воле, – и царствующая в мире гордость житейская отвращалась от них с презрением, сопровождала их насмешками и поруганием, предавала истязаниям и темницам.

Вообще, когда человек живет жизнию мира и находится во власти века сего, когда он любит греховную тьму свою и отдается всем сердцем необузданной воле страстей своих: тогда он не только не любит света и убегает от него, но и ненавидит свет и старается угасить его, если можно; тогда все святое, божественное становится ему ненавистным и как бы враждебным; тогда он устремляется всею силою ума своего против учения евангельскаго, вооружается всею злобою сердца своего против самых проповедников сего учения, против людей праведных и благочестивых, живущих жизнию Христовою.

б) Ненависть мира ко всему святому, небесному, божественному всегда та же. Правда, в наше время она выражается иначе, нежели прежде. Теперь не терзают последователей Христовых пытками и муками, не отдают на съедение зверям, не сожигают на кострах, не распинают на крестах; но отвращение от слова истины и правды, но презрение к христианскому учению о самоотвержении и нищете духовной, о кротости, смирении, долготерпении, но ненависть к слову обличения, требующему истинного покаяния и исправления жизни, – всегда те же. И современные Христу иудеи говорили: «если бы мы были во дни отцев наших, мы не были бы участниками их в пролитии крови пророков» а сами гнали, мучили и убивали посланных Господом проповедников евангелия. И то правда, – мы, по-видимому, благоговеем к памяти великих провозвестников слова Божия, прославляем их подвиги, удивляемся их нелицеприятному слову истины и правды. Но ведь и иудеи строили богатыя надгробия пророкам и украшали раки праведных; а похвалил ли их за это Господь? Нет; потому что украшая раки праведников, они не последовали их вере и благочестию, не подражали святой и праведной их жизни; созидая гробы пророков, не исполняли их наставлений, не веровали предвозвещенному ими Искупителю мира.

III. Истинное почитание великих провозвестников слова Божия состоит, братие, в том, чтобы, по наставлению св. ап. Павла, «взирающе на скончание жительства их, подражать вере их», последовать их богоугодному житию и их добродетелям; надобно усвоить себе их ревность о славе Божией, их кротость и смирение, их незлобие и терпение, их милосердие и сострадание к собратиям своим, их воздержание и самоотвержение. «Молю же вы, братие, подобни мне бывайте, яко же аз Христу». Вот последнее отеческое желание и заповедь, которую завещал св. ап. Павел всем чадам своим о Господе. (Сост. по пропов. Дим., архиеп. херс., т. II).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Вам может быть интересно:

1. Костромские поучения – Костромские поучения за 1898 год епископ Виссарион (Нечаев)

2. Слова и проповеди епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

3. Слова и проповеди – Святые святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

4. Поучения на воскресные дни и похвальные слова на Богородичные праздники святитель Илия Минятий

5. Слова и речи – Слово в неделю православия митрополит Макарий (Булгаков)

6. Пролог в поучениях на каждый день года – Месяц Декабрь. 5-й день протоиерей Виктор Гурьев

7. Проповеди – 31. Слово на Новый год священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

8. Слово на Благовещение Пресвятой Богородицы святитель Андрей Критский

9. Слово в день святителя Николая. Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения святитель Серафим (Соболев)

10. Похвальное слово в честь великого Иоанна апостола и евангелиста Христа преподобный Феодор Студит

Комментарии для сайта Cackle

Ищем ведущего программиста. Требуется отличное знание php, mysql, фреймворка Symfony, Git и сопутствующих технологий. Работа удаленная. Адрес для резюме: admin@azbyka.ru

Открыта запись на православный интернет-курс