протоиерей Григорий Дьяченко

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

 Книга 11, Поучение 41Книга 11, Поучение 42Книга 11, Поучение 43 

Месяц апрель

Двадцать шестой день.
Свят. Стефан, епископ Пермский.

(Об участии христиан в деле распространения христ. веры среди язычников).

I. Св. Стефан, просветитель язычников в Перми, память коего совершается ныне, жил в половине 14 в. Будучи молодым причетником Устюжского собора, он благодатию Божиею возъимел желание посвятить жизнь свою просвещению зырян – диких сынов лесов северных. В ростовском Богоявленском монастыре он, под руководством Арсения, ростовского епископа и прежняго князя, изучал догматы веры по славянским книгам: «желая же большаго разума, – говорит жизнеописатель его Епифаний, – изучился и греческой грамоте». Зырянский язык знаком ему был еще на родине в Устюге; а теперь он занимался им с тем, чтобы быть в состоянии переводить на него церковныя книги; то, что нужно было перевесть для первого ознакомления зырян с верою, Стефан перевел с славянского при помощи греческого языка. Приготовив себя таким образом к званию проповедника веры, он испросил благословение на свое дело у управляющаго тогда московскою митрополиею Герасима, епископа коломенскаго; а великий князь обезопасил его своею грамотою. С сими пособиями прибыл он на устье Вычегды к грубым, но простодушным людям, и начал проповедывать Бога истиннаго. Простые сердцем слушали с умилением и потом крестились; упорные и особенно жрецы-кудесники возмущали против него народ. – «Как слушать, говорили, пришедшаго из Москвы, которая угнетает нас податями? И кого слушать? молодого, неопытнаго, неизвестного проповедника, тогда как наши старцы наставники говорят другое!» Стефан с надеждою на Господа продолжал проповедывать истинную веру по правому берегу Вычегды. Дошедши до устья реки Выми, где было тогда главное поселение зырян, он умножил число христиан до тысячи и построил храм во имя Благовещения Богоматери. Чтобы показать на деле пустоту идолов, он обратил в пепел одну из самых знаменитых кумирниц. Народ пришел в ужас. Стефан показывал истину в опыте. Главный волхв Пама, отец и наставник зырян, вызвался пройти сквозь огонь и воду, требуя того же от Стефана. «Я не повелеваю стихиями, – отвечал смиренный Стефан, – но Бог христианский велик, – иду с тобою». Пама затрепетал и довершил торжество веры над суеверием и обманом. Народ толпами крестился и бросал в огонь идолов. Создав еще два храма, св. Стефан основал близ них училища. «Научи грамоте пермстей, заповедуя учити часословец и осмогласник и песница Давидова»; при чем учащихся разбирал по способностям с тем, чтобы «овых в священники поставити, овых в диаконы, – и писати их научи пермские книги». В 1383 году он просил в Москве поставить для зырян епископа и сам был посвящен. Затем посвятил природных зырян в причетники, диаконы и священники. – «И священники его, – говорит современник, – пермским языком служаху обедню, заутреню же и вечерню, и канонархи его по пермским книгам канонархаша, певцы же всяко пение пермски возглашаху». В 60 верстах от Усть-Сысольска, на р. Сысоле, святитель основал Стефанову обитель, а в 165 верстах – другую – Ульяновскую. В первой три столетия после Стефана пели на зырянском языке церковную службу. Святитель со всею любовию заботился и о внешнем покое новых чад веры Христовой. Во время голода доставал им хлеб из Вологды; ездил в Новгород и Москву ходатайствовать о защите их от неправосудия и грабежей; народ называл его отцем своим. В 1396 году св. Стефан скончался в Москве, проведя 18 лет в апостольских трудах. (См. «Историю русской церкви» Филарета Гумилевскаго).

II. Можем ли и мы подражать св. Стефану в его св. подвиге распространения христианской веры среди язычников и неведущих истинного Бога? Без сомнения можем и должны подражать ему в этом, если не своими личными трудами благовествования, к чему не все призываются, то «молитвами и вещественными пожертвованиями».

а) Молитвою должно начинаться и сопровождаться всякое дело: от молитвы зависит успех всякого дела, тем более дела такого великого и святого, как распространение веры между людьми, не ведающими истинного Бога. И если сами св. апостолы, осененные особенною благодатною силою свыше – проповедники слова Божия, нуждались в молитвенном содействии своему делу от других верующих (Кол. IV, 3; 1. Сол. V, 2–4; 2Сол. III. 1; Евр. XIII, 18): то тем более нуждаются в нем обыкновенные проповедники слова Божия. Много великих трудностей предстоит проповедникам веры в их служении. Многим опасностям приходится подвергаться им. Много умения, силы, терпения, самоотвержения нужно им, чтобы достойно призвания проходить свой великий подвиг. И наконец, при всех человеческих усилиях, при всем умении, при всей горячей ревности к делу благовествования, такое великое дело, как обращение к истинной вере людей суеверных, грубых, непросвещенных не может совершиться иначе, как по особенному действию Божией благодати. «Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец Мой», сказал Господь Иисус Христос (Иоан. VI. 44). Будем же просить Отца небеснаго, чтобы Он принял под Свой всемогущий покров благовествование имени Христова между неверующими нашего отечества, дал проповедникам веры силу достойно проходить свое служение, помог им преодолеть встречающияся в нем трудности, избавил их от всех наветов и опасностей, не попустил их впасть в уныние и ослабеть в своем подвиге, согрел их душу горячею любовию и ревностию к Нему, и Сам Своею благодатию руководил их в путях благовествования.

б) При усердной молитве об успехах св. благовествования, при искреннем сочувствии и благожелании этому великому делу, каждый из нас, по мере сил своих, может помогать ему и какими-либо вещественными пособиями, пожертвованиями – деньгами, вещами, изделиями рук своих и т. д. В первенствующей христианской церкви также усердные христиане помогали апостолам своими приношениями. И св. апостолы с радостию и любовию принимали такие приношения; потому что видели в них выражение любви христиан и усердия их к делу Божию. Так св. апостол Павел находясь в Риме в узах, с радостию принял присланныя ему от филиппийских христиан приношения, «как благовонное курение, как жертву приятную, благоугодную Господу», не потому, говорил он, чтобы лично искал какого-либо даяния, но потому, что видел в этом приношении плод веры и любви к делу Божию (Филип. IV. 10–19).

В наши времена, при проповедании христианства в отдаленных пределах нашего отечества, вещественныя пособия являются необходимыми для дела проповедническаго. За недостатком вещественных средств, в иных случаях останавливается, или идет неуспешно дело проповедническое... Нужны средства, чтобы дать проповедникам возможность совершать свои отдаленныя путешествия из одного места в другое для благовествования христианства; нужны средства, чтобы построить хотя небольшой храм для новопросвещенных христиан; нужны средства, чтобы завести при храме школу для утверждения новопросвещенных и детей их в христианских понятиях; наконец, нередко оказывается необходимым делать разныя пособия новопросвещенным, потому что многие из них с принятия крещения должны бывают разорвать все связи с своею семьею, с своим родом и лишиться всех прежних средств к жизни. Им необходимо дать приют, их необходимо ободрить и приласкать, их необходимо приучить к каким-нибудь новым занятиям, которыя бы давали им средства к жизни. На все это нужны пособия. Если бы каждый из православных христиан поставил себе долгом хотя самую малую долю достояния своего употреблять на дело Божие, из этого могли бы составиться величайшия средства. А всякий из нас, как бы мало ни имел достатка, всегда может что-нибудь уделить из него на доброе дело. И самая малая доля достатка, отделяемая на дело Божие, не пропадет даром, но привлекает на нас благословение Божие, дающее успех всякому нашему делу. «Принимающий пророка во имя пророка получает награду пророка, и принимающий праведника во имя праведника получает награду праведника», сказал Господь Иисус Христос (Матф. X. 41). Точно также, можно сказать, оказывающий пособие апостольскому делу святаго благовествования получает участие в награде, уготованной св. благовестникам. «И кто напоит одного из малых сих чашею холодной воды во имя ученика, истинно говорю вам, не потеряет награды своей», сказал опять Спаситель (Матф. X. 42). Точно также, кто уделит на святое дело хотя самую малую долю достояния своего, не оставлен будет без награды от Господа. Пусть не смущается никто малостью приношения. Поэтому пусть не смущается никто принести свою копейку там, где другие приносят десятки, сотни и тысячи рублей; пусть не смущается никто принести кусок холстины на рубашку новокрещенному там, где другие приносят богатыя облачения и украшения для церквей, устрояемых между новокрещенными: всякое приношение, как бы оно мало ни было, найдет себе место, принесет свою долю пользы в великом деле распространения христианства.

III. Господь да благословит всякое доброе расположение и всякое доброе дело во славу Его святаго имени. (Извлеч. в сокращ. из проп. протоиерея, д-ра Богословия, А. М. Иванцова-Платонова, помещ. в «Церк. Вед.», изд. при Св. Синоде за 1888 г., № 6).


 Книга 11, Поучение 41Книга 11, Поучение 42Книга 11, Поучение 43 


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря