Источник

Двадцать седьмой день.
Поучение 2-ое. День рождения Наследника Цесаревича Георгия Александровича.

(О значении закона происхождения людей чрез рождение).

I. Обычай праздновать в день рождения высоких лиц есть один из древнейших. Из первой священной книги, – из книги бытия мира и рода человеческого, – мы знаем, что Фараон, царь Египта, в день своего рождения сделал пир для всех слуг своих и возвратил в этот день главного виночерпия своего из темницы, и он подал чашу в руки Фараона, и исполнился сон его, как истолковал ему Иосиф за три дня пред тем. Это было за восемнадцать столетий до Рождества Христова. Святая церковь Христова освятила этот обычай древних народов. Вот и ныне в день рождения Благоверного Государя нашего Наследника Цесаревича Георгия Александровича собрались мы в храм Божий, чтобы помолиться об Августейшем члене Российского Императорского Дома.

II. Почему Господу Богу угодно было даровать нам бытие чрез рождение от других и почему день рождения ознаменовывается празднованием?

а) Прекрасно на первый из сих вопросов отвечает великий вселенский учитель, святый Иоанн Златоуст. «Бог, говорит он, от начала принимал множество мер, чтобы насадить в нас любовь. Он даровал всем нам одну главу – Адама. Для чего все мы не происходим из земли? Для чего не происходим совершенными возрастом, как он? Для того, чтобы рождение, воспитание и происхождение друг от друга привязывали нас друг к другу. Потому Он не сотворил и жены из земли... Во всем этом заключаются естественные залоги единодушие. Подлинно, к нему приводит единство природы – происхождение жены от мужа и детей от них обоих. Отсюда происходят многие роды любви: одного мы любим как отца, другого как деда, одну как мать, другую как кормилицу, одного опять как сына, внука или правнука, другую как дочь или внуку, одного как брата, другого как племянника. Впрочем, для чего исчислять все роды родства? Бог употребил и другое побуждение к любви, запретив браки между родственниками, Он обратил нас к чужим, а их расположил к нам. Так как они не соединены с нами естественньм родством, то Он соединил иначе – посредством брака, сближая посредством одной невесты целые домы и сводя целые роды с родами», – а мы прибавим, – и целые народы с народами, – как видим ныне в браках царских (34 беседа на 1-е послание к коринф.).

б) Отвечая на второй вопрос: почему день рождения ознаменовывается празднованием, мы должны сказать, что как ни тяжела бывает иногда жизнь человеческая на земле, однако вера и надежда на всеблагого Отца небесного сильны усладить самые лютыя скорби и соделывают, что земнородные празднуют день, в который с плачем явились в мир; ибо этот день есть провозвестник и предтеча другого дня рождения в жизнь несравненно лучшую, небесную. Самое рождение из утробы матерней уже уверяет нас в рождении в иную лучшую жизнь. Мы не помним, как жили во мраке матерней утробы до рождения в сей мир; забудутся и здешния скорби, когда Господь возьмет нас от общей матери всех – земли, от этой борьбы света со тьмою, в горний, вечно сияющий мир. Высокие свойства духа человеческого, и по падении в нем проявляющияся и им сознаваемыя, явления душ умерших из загробного мира, засвидетельствованные многими людьми достовернейшими, многократные откровения Самого Бога о будущей жизни, нам предназначенной, делают веру в эту жизнь несомненною.

Но кто может быть уверен, что он взят будет от земли в райские обители, а не будет осужден за грехи свои на мучения? Уместно ли потому праздновать день своего рождения до самого переселения от земли? Истинно христианское празднование дня своего рождения весьма уместно и благоугодно Богу, ибо в чем прежде и главнее всего состоит это празднование? В благодарении, приносимом Господу Богу за дарование нам жизни, за блага ниспосланные в сей жизни, за помощь к перенесению бывших скорбей, особенно же в усердной молитве о продолжении этой жизни для преуспеяния в добрых делах и для удостоения лучшей участи на небесах. Кто старается по возможности исполнять закон Божий, а преткновения против сего закона очищает печалию покаяния при вере в безконечные заслуги Господа Иисуса, кто трудится по мере сил своих для общего блага и особенно претерпевает скорби от тех, для которых несет труды, тот может быть исполнен упования на будущую лучшую жизнь.

Что же касается до молитвенного празднования дней рождения наших благодетелей, то это наш священный долг. Св. архангел Гавриил, благовествуя иерею Захарии о рождении от него Иоанна Крестителя, между прочим изрек: «и будет тебе радость и веселие и мнози о рождестве его возрадуются» (Лук. 1, 14). Великих лишений исполнена была жизнь святого Иоанна в Иорданской пустыне; она и отнята в темнице рукою воина; но эта жизиь благотворна была для других. Он обратил многих от сынов Израилевых к Господу Богу их и указал миру Спасителя, за Которым и последовали лучшие из учеников его.

Посему-то вся церковь христианская светло празднует день рождения святого предтечи и крестителя Господня.

III. Вознесем же молитвы наши ко всеблагому небесному Отцу с Единородным Его Сыном и Всесвятым Духом, единому в Троице славимому Богу, всевышнему Царю царей, да продолжит Он в мире и благоденствии жизнь Благоверного Наследника престола великого князя Георгия Александровича на многия лета. Аминь. (Сост. по слов. д-ра богословия, архим. Сергия, стр. 180–183).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle