протоиерей Григорий Дьяченко

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

 Книга 13, Поучение 11Книга 13, Поучение 12Книга 13, Поучение 13 

Месяц июнь

Седьмой день.
Св. священномучен. Маркелл, папа Римский.

(О долготерпении Божием).

I. Св. священномуч. Маркелл, папа римский, ублажаемый в нынешний день, управлял церковью в продолжение 5½ лет. Несмотря на свирепствовавшее в то время гонение, он неустрашимо поддерживал христиан и распространял веру Христову.

– Зачем убиваешь ты слуг Божиих, которые молятся за твое царство? – обратился однажды Маркелл к самому императору Диоклитиану, встретив его, едущаго на колеснице, за которою шел в оковах христианин Кириак – ради устрашения прочих исповедников.

За эти слова христианский епископ был предан истязаниям и осужден пасти скот. Освобожденный христианами, он тайно продолжал управлять церковию и, совершив освящение церкви, в которую был обращен роскошный дом посреди Рима одной богатой и знатной римлянки, вдовы Лукины – христианки, совершал богослужение в этом доме, ставшем соборною церковью в Риме. – Узнав об этом, император велел превратить освященный дом в стойла для животных и содержал там скот, а святителя осудил на всю жизнь ходить за этим скотом под наблюдением стражи. Девять месяцев протомился здесь святитель, терпя всякие поругания, не имея никакой отрады, лишенный всякого покоя и даже необходимой пищи и одежды. Наконец, в изнеможении от страданий, – скончался (около 310 г.).

Пресвитер Иоанн с клириками перенес тело святителя в гробницу Прискиллы и предал его погребению.

II. При разсказе о тех страшных оскорблениях и унижениях, какие причинял языческий император св. храму, обративши его в стойла для животных, и тех страданий и поруганий, какие причинил он св. епископу, принудивши его ходить за скотом, у кого из вас, братия, не вырвется скорбный сердца вопрос: «доколе, Господи, терпишь поругания святыни Твоего храма и св. Твоих слуг? Как, Правосудный и Праведный, не караешь и не истребляешь тотчас всякое нечестие и неправду? Как, всемогущий Глава церкви, терпишь поругание и уничижение Своих членов, подвергая их соблазнам и искушениям рода прелюбодейного и грешнаго?»

Ответ на эти вопросы мы найдем, братие, в том свойстве Бога, по которому Он называется «долготерпеливым».

Долготерпение Божие есть великая тайна, братия. Этой глубочайшей тайны долготерпения Божия не понимают вполне и самые св. ангелы. Возмущаясь злобою и грехами человеческими, они просят у Господа дозволения погубить нечестивых, оскорбляющих величие и святость Божию своими злыми делами, – исторгнуть эти нечистые плевелы от среды живых и ввергнуть их в геенну: «хощеши ли да шедше исплевем я?» Но премилосердый и человеколюбивый Господь говорит им: «ни, да не когда восторгающе плевелы, восторгнете купно с ними и пшеницу; оставите рости обоя купно до жатвы». Все святые, предстоящие престолу Божию на небе, по сказанию тайновидца, вопиют к Богу день и нощь: «доколе, Владыко святый и праведный, не мстиши крове нашея от живущих на земли?» Но неисповедимое долготерпение Божие говорит и им: «почийте мало, дондеже совершатся братия ваши и клеврети ваши».

Почему Он долготерпит?

а) Потому, во-первых, что самые нечестивые грешники, как люди, суть дело рук Божиих. И на них напечатлен всесвятый образ Отца небеснаго, и за них принесена правосудию Божию величайшая и святейшая жертва – крестная смерть Единородного Сына Божия, и за них пролита Божественная кровь, «яко Агнца непорочна и пречиста»«Христа». Посему самая правда Божия требует уже «не смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего и живу быти ему». Посему милосердие Божие щадит и великих грешников, доколе не преисполнится мера грехов их, доколе не оскудеет и изсякнет всякая надежда их обращения и покаяния, доколе не ожесточатся они вконец и не сделаются годными для одного огня геенскаго.

б) Потому, во-вторых, Господь терпит временное провозношение грешников и уничижение праведных, что для разсчета с людьми у Него целая вечность, что и награды и наказания жизни будущей – безконечны. Потому само правосудие требует ожидать, чтобы «святый святился еще, и праведный правду да творил еще», среди всех соблазнов и искушений мира, да очистится яко злато в горниле, да явится достоин той высочайшей славы, которою просветятся праведницы яко солнце в царствии Отца их, – чтобы «обидяй обидел еще и скверный сквернился еще», да будет достоин того вечного огня, который уготован диаволу и аггелом его.

в) Потому, наконец, долготерпит и милосердствует Господь о падшем и развращенном роде человеческом, что одному всеведению Его известно число избранных не только между теми, которые теперь блуждают еще или в неведении истины, или в ослеплении страстей, и которые, силою бдагодати Божией, могут обратиться к покаянию, но и между теми, которые произойдут от рода самых нечестивых и неверующих, и которые могут сделаться истинными чадами Авраама по вере и благочестию. Посему премудрость Божия щадит всех, чтобы «восторгающе плевелы, не восторгнут вместе с ними и пшеницу»; безконечная любовь и милосердие Божие долготерпеливо ожидает, доколе не выростет и не принесет плода вся посеянная, вся сеемая и вся имеющая еще сеяться на ниве Божией – пшеница.

Ах, если бы каждый грешник мог прозреть духовными очами, если бы мог ясно увидеть и сознать, почему и для чего щадит его долготерпение Отца небеснаго; он пал бы в прах пред Его неисповедимым милосердием, он излился бы весь в слезах благодарения Его неизреченной благости, он провел бы всю остальную жизнь свою в трудах и подвигах покаяния, изгнал бы сам себя в пустыню, скитался бы в горах и вертепах и в пропастях земных, чтобы там оплакивать грехи свои и умолять Господа о прощении, как и поступали действительно истинно каявшиеся грешники.

Тем не менее неизследимое долготерпение Божие не может и не должно ни подавать повода к безпечности грешникам, ни повергать в уныние праведников: да не величаются первые своим мнимым торжеством на земли, да не постыдятся последние Господа и «словес Его в роде сем прелюбодейнем и грешнем. Се гряду скоро, и мзда Моя со Мною, воздати комуждо по делом Его», – говорит Тот, «словеса» Коего «суть ей и аминь. Небо и земля прейдет, словеса же Его не прейдут».

III. И так, «не коснит Господь обетования, но долготерпит о нас, не хотя да кто погибнет, но да вси в покаяние приидут». Исполнится, наконец, мера нечестия и беззаконий человеческих, – и прекратится время долготерпения Божия. Созреют совершенно и пшеница и плевелы на ниве Божией, и наступит пора жатвы. Пройдет предопределенное человечеству время покаяния и доброделания, и настанет день суда и воздаяния. «Тогда послет Господь ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны и творящия беззаконие, и ввергнут их в пещь огненную, ту будет плач и скрежет зубом: тогда праведницы просветятся яко солнце во царствии Отца их». Тогда-то, братья мои, откроется вся слава сынов Божиих, и все посрамление нечестивых. Тогда-то узрит небо и земля, что праведника – уничиженнаго, презираемаго и поругаемаго ныне – «не бе достоин весь мир»; что участь грешника, как бы он ни величался и как бы ни блаженствовал на земли, – ужасна! Таково, братия мои, некоторое разрешение тайны долготерпения Божия. (Сост. по Ч.-М. и проп. Дим., архиеп. херс, т. IV).


 Книга 13, Поучение 11Книга 13, Поучение 12Книга 13, Поучение 13 

Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря