протоиерей Григорий Дьяченко

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года

Двадцать восьмой день.
Поучение 1-ое. Перенесение мощей свв. безсребренников Кира и Иоанна.

(Пагубность гордости и средства борьбы с нею).

I. К свв. врачам, безсребренникам Киру и Иоанну, перенесение мощей коих ныне воспоминается, больные обращались не только при жизни их, но и по смерти. Так у одного градоначальника заболел сын; безуспешно лечили его местные врачи. Отец с сыном обратились наконец к безмездным врачам Киру и Иоанну, которые явились больному и приказали «оставить ему свою гордость» и в доказательство смирения потребовали, чтобы он сам вымел храм их. Больной исполнил требование – и исцелился. Когда чрез несколько времени он опять забыл данный ему урок, болезнь снова повторилась. Теперь он должен был носить воду больным, чтобы получить исцеление.

II. Из приведенного рассказа из жизни свв. безсребренников Кира и Иоанна вы видите, братия, как пагубна гордость и как необходимо для христианина смирение, чтобы привлечь к себе ходатайство свв. угодников и милость Божию.

а) Гордыня, говорит слово Божие, есть начало греха, т. е. источник и корень всех грехов и беззаконий. И действительно, гордостию пал диавол и из ангела света сделался предстателем тьмы, из духа чистаго и святаго – начальником всякой нечистоты и злобы; гордостию пал и человек, и из существа богоподобного приложился скотом несмысленным и уподобился им.

аа) Гордость и ныне ослепляет духовныя очи человека до того, что он не видит и не сознает величия Божия и собственного ничтожества, и не имеет ни страха, ни благоговения пред Богом; не чувствует благодеяний Божиих, и остается неблагодарным пред Богом.

бб) Гордость ослепляет человека и в отношении к самому себе, так что он или вовсе не видит своих пороков и слабостей, или старается прикрыть их лицемерием, любуется иногда даже такими делами своими, которых надлежало бы стыдиться.

вв) Гордость лишает всего достоинства самую благотворительность к ближним, делает недействительною самую молитву нашу, не допускает нас до искренняго раскаяния во грехах и не дает воспользоваться благодатною силою св. таинства покаяния.

гг) Гордость породила и порождает все пороки и все бедствия, от которых страдают общества человеческия. Она рождает «своенравие и упрямство», которыя делают человека несносным в общежитии. «Она возбуждает себялюбие и своекорыстие», свары и раздоры, притеснения и обиды, от которых так много проливается на земле и слез и крови человеческой. Из нея вырождаются своеволие, непокорность и противление, которыми возмущается спокойствие и мир общественный.

Она производит «зависть и зложелательство», страсть осуждения и пересудов, дух клеветы и злоязычия, презрение и уничижение других, – эту общественную язву, которая свирепствует и поражает неисцельным недугом наши общества.

дд) Наконец, гордость была и есть матерь всех ересей и расколов, от которых так тяжко страдала и страдает самая церковь Божия. Поистине, «начало греха гордыня, а держай ю изрыгнет скверну».

б) С таким страшным врагом нашим надобно, братие, вести крепкую, непримиримую борьбу, чтобы сокрушить и покорить его; иначе он сделает нас ненавистными пред Богом и уподобит диаволу.

Но чем вооружиться против гордости?

аа) Смирением. Для сего надобно размышлять непрестанно о Божием величии и о собственном ничтожестве; о суетности всего, чем привык человек величаться на земле, о том, что самое существо наше есть земля и прах, тление и пища червей, что ежечасно и ежеминутно смерть держит над нами свою грозную секиру.

бб) Надобно внимательнее смотреть на свою душу и сердце сквозь зерцало слова Божия и закона Господня, видеть и обличать в самом себе безобразие злых помыслов, наклонностей и страстей, язвы и струпы грехов и беззаконий, которыми обременена наша совесть, которыми слячена душа наша, которые превращают сердце наше из храма Божия в вертеп разбойников.

вв) Надобно, отвращая взор свой от дел ближних наших, судить токмо собственныя дела свои, «о Бозе ли они сделаны: аще бо быхом себе разсуждали, не быхом осуждени были».

гг) Надобно, наконец, взирать неуклонно очами веры на Начальника и Совершителя спасения нашего И. Христа, «Иже вместо предлежащия Ему почести, претерпе крест, о срамоте нерадив». Этот крест соделан человеческою гордостию из древа преслушания. Эти уничижения, поругания, оплевания, биения, заушения, которыя претерпел Единородный Сын Божий, были возмездием за человеческую гордость: Сей висящий на кресте, обнаженный н поруганный, изъязвленный и умученный, страждущий и умирающий был жертвою правосудия Божия за человеческую гордость. Так ужасна, так ненавистна пред Богом, так враждебна всему устройству царствия Божия, так пагубна для разумнаго, богоподобного существа нашего гордость!

III. "Темже убо", скажем словами св. ап. Павла, «гордость всяку отложше, терпением да течем на предлежащий нам подвиг, взирающе на Начальника веры и Совершителя И. Христа». Аминь. (Сост. по «Полн. собран. проп.», Димитр., архиеп. херсонск. и одесск., т. IV, стр. 343–9).



Источник:

Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Комментарии для сайта Cackle

Открыта запись на православный интернет-курс