протоиерей Григорий Дьяченко

Поуч. 2-ое.

(Плач христианина о грехах при гробе Христовом).

I. Когда блаженный Страдалец, нося крест Свой, ведом был на пропятие, то многия из жен иерусалимских сопровождали Его с плачем и слезами... Это обычная жертва чувствительных сердец, при виде страданий ближняго, тем паче страждущаго невинно. И однако же Господь не благоволил принять сей жертвы участия человеческаго: указал слезам иерусалимских дщерей другой предмет, более достойный оплакивания: дщери иерусалимски, говорил Он им, не плачитеся о Мне, обаче себе плачите и чад ваших (Лук. 23, 28).

II. Не без сердечной скорби присутствуют и ныне, при воспоминании страданий Господних; ибо может ли не поражаться сердце человеческое, когда распадаются самые камни? Не без увлаженного слезами взора являются многие и ныне к подножию Креста Господня; ибо неужели человеческое око было бы безстыднее солнца, которое померкло при зрелище страданий Сына Божия? Так, все это и с нашей стороны – неизбежная дань сердца плачевному зрелищу страданий Господних! Но если эта дань не нужна была Господу и тогда, когда Он страдал на земле; ибо чаша, юже даде ему Отец, долженствовала быть испита до последней ее капли; тем менее нужна ему теперь, когда Он превознесен и прославлен и когда продолжает являться нам во образе страждущаго собственно для нас. «Сынове и дщери нового Сиона – церкви Моей, как: бы так говорит Он и нам – не плачитеся о Мне; Мои страдания стяжали вечную славу не Мне только, а и вам. Есть у вас другой предмет горького плача, для возбуждения коего являю вам Мой крест и гроб; себе плачите, – себе, грехи коих вознесли Меня на крест и низвели во гроб: зане аще в сурове древе сия творят, в сусе что будет? (Лук. XXIII, 29). Послушаем, братия мои, сего гласа, – устремим взор свой на самих себя, станем лицем к лицу пред Божественным милосердием и правосудием, кои с такою поражающею торжественностию являются в смерти Сына Божия; – и, Бог даст, взор наш наполнится иными слезами умиления, обратится к изображению Божественного Страдальца не с безплодным сожалением, а с усердною и умиленною молитвою к Нему.

а) Велие человеколюбие, неизреченно милосердие Твое, Боже наш, к нам грешным! Тако возлюбил Ты мир, яко Сына Своего Единороднаю дал еси, да всяк веруяй в Него не погибнет, но имать живот вечпый! – Безмерно снисхождение, несказанно долготерпение Твое, Премилосердый Искупитель наш! Чего не пострадал, какой укоризны и безчестия не понес, какого мучения не приял Ты за нас и от нас – Твоих тварей и врагов, другов и наветников, сынов и распинателей? – Не радость и веселие, а скорбь и болезнь объемлют сердце мое при сем зрелище Твоего милосердия и моей неблагодарности. – Ты пролил кровь Свою, чтоб заслужить мне оправдание во грехах; – и где-ж сия благолепная одежда чистоты и невинности, которою облек Ты меня в таинстве св. крещения? – Ах, я паки являюсь ко гробу Твоему осужденным преступником Твоего закона! – Ты предал дух Свой на кресте, чтоб ниспослать мне Твоего пресвятаго и животворящаго Духа; – и где же сей залог обручения, коим знаменовал Ты меня в день избавления моего? Увы, я опять пленник и обитель духа лукаваго! – Ты потерпел поношение и уничижение, поругания и оплевания, заушения и биения, чтоб возвести меня падшаго в достоинство и славу чад Божиих; – и где-ж сие драгоценное достоинство, когда я паки вижу себя сыном гнева и погибели? Ты для оживотворения моего предал плоть и кровь Свою мне в снедь: ах, сколько раз оскорблял я святейшее таинство недостойным причащением! Сколько раз второе распинал Тебя попранием плоти и крови Твоей! – Чего ожидать мне теперь, кроме казни и суда от правосудия Отца Твоего небеснаго?

б) О, как неумытно правосудие Твое, Отче праведный, которое, не находя достойной жертвы на земле, ищет ее на небе, карает грех в лице Единороднаго, возлюбленнагоТвоего Сына! Как страшен суд Твой, Боже наш, который не оставляет без казни ни одного преступного действия нашего и в Том, Иже Сам греха не сотвори, который восприял на себя чуждые грехи: как же страшен будет суд Твой для тех, кои явятся пред лице: Твое с собственными своими грехами! О, по истине многие рекут тогда горам: падите на ны, и холмам: покрыйте ны от лица Седящаго на престоле; яко прииде день гнева Его! Но кто сокроет меня от Тебя, вездесущаго и всеведущаго? Кто защитит меня от Тебя правосудного и всемогущаго, кроме Твоего возлюбленного Сына – Ходатая и Спасителя моего?

III. Сладчайший Искупителю мой, – Ты единая надежда и упование мое, Ты единое прибежище и спасение мое; в Твоих животворящих язвах могу и я сокрыться от лица правды Божией; ибо Ты пришел призвать не праведныя, но грешныя на покаяние. Приими и мое покаяние, не затвори и мне двери милосердия Твоего. К Тебе прибегаю с мытарями и грешниками кающимися; пред Тобою плачу горько с Петром и Магдалиною; Тебе вопию с разбойником: помяни мя, Господи, во царствии Твоем! Аминь. (Сост. по проп. Димитрия, архиеписк. херс, т. IV, изд. 1890 г.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Вам может быть интересно:

1. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года – Поуч. 1-ое протоиерей Григорий Дьяченко

2. Проповеди священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

3. Слово в день Преображения Господня святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

4. Аскетическая проповедь – Поучения в неделю о расслабленном. О наказаниях Божиих святитель Игнатий (Брянчанинов)

5. Слово в неделю Ваий святитель Кирилл Ту́ровский

6. Сокровище духовное от мира собираемое – 31. Семя святитель Тихон Задонский

7. Слова и беседы на воскресные дни cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

8. Слова и речи – Слово в неделю Ваий, сказанное в Предтеченской церкви архиерейского дома 16 марта 1858 года. митрополит Макарий (Булгаков)

9. Путеводитель – Глава первая преподобный Анастасий Синаит

10. Творения – 2. Поучения Зосимы Верховского преподобный Зосима (Верховский)

Комментарии для сайта Cackle