протоиерей Григорий Дьяченко

Девятнадцатый день. Свв. мученики: Трофим, Савватий и Доримедонт.

(Каждый христианин должен нести крест свой).

I. Свв. мученики Трофим, Савватий и Доримедонт, память коих совершается ныне, пострадали в III веке. Однажды, когда с особенным торжеством язычники отправляли свой праздник в Антиохии писидийской, два христианина, Трофим и Савватий, с грустью смотрели на них и молили Бога обратить заблуждающихся на путь истины. Их схватили и отправили к правителю Аттику. Правитель предлагал им отречься от Христа и за непослушание приказал мучить. Савватий скончался от мучений, Трофима же отправили во Фригию к правителю Дионисию, который славился искусством мучить христиан. Святого били жилами, резали и посыпали раны солью; но он терпел все мучения и только повторял: «многи скорби праведных, и от всех их избавит Господь». После мучений святого бросили в темницу. Здесь начал навещать его сенатор христианин Доримедонт. Узнав об этом, Дионисий требовал от Доримедонта отречения от христианства, но, получив отказ, приказал бросить его вместе с Трофимом на съедение зверям. Звери не коснулись святых, тогда они были усечены мечом.

II. Братия и сестры о Господе! свв. мученики Трофим, Савватий и Доримедонт безропотно взяли крест свой, крест самых лютых мучений за верность Христу, и идя за Ним наследовали жизнь вечную.

И мы должны по заповеди Христовой нести крест свой.

«Кто хощет по Мне идти, да отвержется себе, и возмет крест свой, и по Мне грядет» (Матф. 16, 24), говорит Господь всем Своим последователям. То же заповедует и апостол, говоря: иже Христовы суть, плоть распяша со страстьми и похотьми (Гал. 5, 24). То же внушают нам св. отцы, подвижники и страстотерпцы Христовы, притом не словом только, но и примером своим; ибо все они, как истинные ученики Спасителя, несли кресты свои, часто тяжелые, – все распинали плоть свою со страстьми и похотьми, и подвергались разным скорбям и мучениям ради Христа и вечного своего спасения. Поэтому и мы, братия, радея о спасении душ наших, возьмем, по заповеди Божией, кресты свои и с полным самоотвержением последуем Христу по спасительному пути.

Для совершения такого подвига не нужно нам делать того, что превышает силы наши или несовместно с положением нашим в обществе, – не нужно, например, всем нам оставить свои домы и семейства, бежать в иную страну, раздать все имение наше бедным и вести нищенскую жизнь в крайнем уничижении или перед мучителями исповедывать свою христианскую веру, как вынуждены были делать св. мученики и другие угодники Божии. Нет, такие кресты нужны были для них и, может быть, только они могли понести их; а мы, по заповеди Спасителя, должны взять свои кресты, т.е. должны обречь себя на такие труды и пожертвования, которые нужны для спасения нашего, по состоянию нашего духа и по житейскому положению нашему, – должны отвергнуться того, к чему влечет нас растленная плоть наша, и что может быть вредно для душ наших.

а) Вот ты, возлюбленный о Христе брат, может быть, пристрастен к земному богатству, думаешь только о стяжании его и употребляешь к этому всякие средства, даже и нечистыя, а притом очень скуп и не сострадателен к бедным. Это весьма вредно для души твоей и может погубить тебя на веки: ибо сребролюбие, говорит апостол, есть корень всем злым (1Тим. 6, 10). Итак, если хочешь спасти себя от зол и вечной погибели, то возьми крест свой – оставь, распни в себе страсть любостяжания. Хорошо было бы, если бы ты могь раздать все имение свое нищим и всецело посвятить себя на служение Господу; но если ты не можешь сего сделать по семейным и другим твоим обстоятелъствам, то, по крайней мере, не прилагай сердца твоего к богатству, когда оно течет к тебе (Пс. 61, 11), а тем паче не скрывай его напрасно в сокровищнице твоей, но употребляй на пользу общую и охотно раздавай его бедным. Поступая так, ты спасешься: ибо сотворишь себе други от мамоны твоей, которые, по уверению Спасителя, приимут тебя в вечныя кровы (Лук. 16, 9).

б) Вот ты, брат мой о Господе, может быть не воздержен в пище и питии, очень любишь плотские удовольствия и ведешь жизнь разсеянную. Это весьма вредно для души твоей и может погубить тебя на веки: ибо чревоугождение есть то же, что идолослужение, и творящие плотские дела царствия Божия не наследят, говорит апостол (Филип. 3, 19. Гал. 5, 19–21). Итак, если ты желаешь достигнуть сего царствия и спасти душу свою от погибели, то возьми крест свой, – оставь плотоугодие, истреби в себе сластолюбие. Для этого тебе полезно было бы удалиться от мира и всех его прелестей и обречь себя на строгий пост и отшельническое уединение в какой-нибудь пустыне; – но если ты почему-нибудь не можешь сего сделать, то, по крайней мере, удаляйся тех мест и обществ, в которых можешь подвергнуться соблазну, а когда по обстоятельствам необходимо будет посетить их, то всемерно храни себя от искушения и не увлекайся тем что может повредить душе твоей; находясь же в дому твоем, соблюдай во всем умеренность, укрощай в себе плотские вожделения и усердно моли Господа, да поможет тебе побеждать их и преуспевать в добродетели. Поступая так, ты спасешься: ибо кто блюдет себе от греха, тому лукавый не прикасается, говорит апостол (1Иоан. 5, 18); а кто побеждает мир с его соблазнами и грехами, того Спаситель обещает посадить с Собою на престоле славы Своея (Апок. 3, 21).

в) Каждый из нас, братия, должен умертвить в себе страсти, влекущия его ко греху, каждый должен отказаться от того, что препятствует спасению души его, и последовать Христу подражанием Его жизни, исполнением святых Его заповедей. Это будет свой крест для каждаго из нас, – крест спасительный, так как все, что мы сделаем ради Христа, даже чаша холодной воды, поданная во имя Его, все это будет иметь мзду свою на суде Божием (Марк. 10, 40–42).

III. Братия и сестры о Господе! Возлюбим те кресты, которые мы должны возложить на себя, по заповеди Спасителя. Иисус Христос нес великий и тягостнейший крест единственно ради нашего спасения: ужели же мы откажемся понести свои малые кресты, чтобы сделаться достойными спасения? Нет, как ученики Распятаго, охотно возьмем кресты свои и последуем Ему; а дабы нам не изнемочь под ними: то будем молить Господа, да поможет Он нам всесильною благодатию Своею неослабно нести их и неотступно следовать по стопам Его. Он некогда сказал: когда Я вознесен буду от земли, всех привлеку к Себе (Иоан. 12, 32), – воззовем же к Нему из глубины сердец наших: влеки нас к себе Господи, – влеки нас крестным путем Твоим, да с Тобою страждем, с Тобою же и прославимся (Римл. 8, 17)! Аминь! (Сост. по «Слов. и бесед.» Платона, митроп. киевск.).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Вам может быть интересно:

1. Слова и проповеди епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

2. Слова и проповеди – Святые святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

3. Костромские поучения – Костромские поучения за 1900 год епископ Виссарион (Нечаев)

4. Поучения на воскресные дни и похвальные слова на Богородичные праздники святитель Илия Минятий

5. Пролог в поучениях на каждый день года – Месяц Сентябрь. 24-й день протоиерей Виктор Гурьев

6. Слова и речи – Слово в день архистратига Михаила и прочих безплотных сил, сказанное в Предтеченской церкви архиерейскаго дома 8-го ноября 1857 года. митрополит Макарий (Булгаков)

7. Два слова на Рождество Пресвятой Богородицы преподобный Иоанн Дамаскин

8. Похвальное слово в честь великого Иоанна апостола и евангелиста Христа преподобный Феодор Студит

9. Проповеди – 31. Слово на Новый год священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

10. Слово в день святителя Николая. Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения святитель Серафим (Соболев)

Комментарии для сайта Cackle