Месяц сентябрь
Восемнадцатый день. Препод. Евмений, епископ Гортинский.
(Дела милости телесной и духовной).
I. Св. Евмений, память коего совершается ныне, был епископом г. Гортины, на острове Крите, и жил в VII веке. Он имел очень доброе сердце, горячо отзывался на все несчастия ближних и еще в молодых летах роздал все свое имение бедным; кроме сего он был очень миролюбив, не терпел вражды. За свою строгую и благочестивую жизнь, полную дел милосердия, духовного и телеснаго, он возведен был во епископа гортинского и был прославлен от Бога многими чудотворениями. За сопротивление ереси монофелитов, которые признавали в I. Христе одну только Божескую волю, а человеческую отвергали (против них был 6 вселенский собор), св. Евмения сослали в Фиваиду, где и скончался он. Тело его погребено в Гортине.
II. Препод. Евмений примером собственной жизни научает нас быть милостивыми к нашим ближним. Быть милостивым или милосердым к ближним значит не только желать им всякого добра, но стараться делать им все доброе, что только можем, из любви к ним. Эту добродетель Господь заповедует, говоря: будите милосерди, якоже Отец ваш милосерд есть (Лук. 6, 36). Нужды человека одне относятся к его телу, другие к его душе: потому и милость обнаруживается двояким образом – делами, удовлетворяющими нужды телесныя, и делами, удовлетворяющими нужды духовныя.
а) Дела милосердия, удовлетворяющия нуждам тела, суть следующия:
Первое дело: напитать алчущего или голоднаго, т.е. давать пищу бедным и немощным, которые не могут добывать себе пропитания собственными трудами или, по каким-нибудь обстоятельствам, имеют нужду в пособии пищею.
Второе дело: напоить жаждущаго или того, кто, по немощи или по другим обстоятельствам, имеет нужду в этой помощи, например, малолетний не может достать воды, странник не имеет в виду воды близ дороги, и в подобных случаях. Ученик Христов должен быть готов оказывать ближнему всевозможные услуги, из любви ко Христу, и никакое дело милости или услуги, сделанное ради Господа, не остается без награды, как говорил Спаситель: иже бо аще напоит вы чашею воды во имя Мое, яко Христовы есте, аминь глаголю вам, не погубит мзды своея (Марк. 9, 41).
Третье дело: одеть нагого, или имеющего недостаток в необходимой и приличной одежде, или дать пособие на приобретение необходимой одежды.
Четвертое дело: посетить находящегося в темнице. Помочь и материально и своими советами узнику, заключенному в темницу за какие-либо тяжкие проступки, примириться с Богом и людьми и стать на лучший путь жизни, достойный истинного христианина, – утешить заключеннаго, быть может, невинно по клевете и злобе людской или страдающего за действительное преступление, совершенное под влиянием страсти, в котором давно принесено истинное раскаяние, – показать всю необходимость и спасительность земных скорбей и безропотного несения своего креста, а также дать материальные средства для приискания должности по выходе из тюрьмы – есть дело великого христианского милосердия – и духовнаго, и телеснаго.
Пятое дело: посетить больного. Как при посещении заключенного в темнице, так при посещении больного долг христианской любви требует оказывать посещаемому услугу, какую кто может, утешить в скорби, помочь в нужде, дать совет к уврачеванию тела и души, трудно-больного стараться приготовить к христианской кончине, внушая ему искреннее раскаяние во грехах, упование на беспредельную благость и человеколюбие Божие, и располагая к благоговейному принятию исповеди, причащения и елеосвящения.
Шестое дело милосердия: принять странника в дом, и сделать к его успокоению все, что внушает христианская любовь, и что позволяет сделать состояние.
Седьмое дело милосердия: погребать умерших в убожестве, или оказывать к тому содействие по состоянию, причем всегда нужно помнить, что тело умершего христианина, запечатленное св. таинствами церкви, некогда было храмом Св. Духа и, может быть, будет предназначено к великой славе после всеобщего суда и воскресения мертвых.
б) Дела милосердия, удовлетворяющия нуждам души суть следующия:
Первое дело: отклонить грешнина от греха. Как велико несчастие человека, когда он грешит, так велика добродетель того, кто заботится не только себя сберечь от грехов, но и других удалять от сего несчастия. Св. ап. Иаков учит: братие! аше кто в вас заблудит от пути истины, и обратит кто его: да весть, яко обративый грешника от заблуждения пути его, спасет душу от смерти, и покрыет множество грехов (Иак. 5,19. 20).
Второе дело: научить неведущего истине и добру. Явно, эта обязанность относится к тем, кои могут наставлять других по мере своего разумения. И немного знающий может делать это благотворение тому, кто менее знает или не знает того, в чем другой и малознающий может однако помочь ему.
Третье дело духовного милосердия: подать ближнему добрый и благовременный совет в затруднении, которое он не знает как преодолеть, или в опасности, которой он не видит, и которая между тем угрожает его чести, нравственному достоинству или даже жизни.
Четвертое дело духовного милосердия: молиться Богу о ближнем. Часто других дел милосердия мы не можем оказывать ближнему, а молиться можем о всех. И не имея никаких других средств благотворить ближним, мы можем делать добро им, вознося теплыя молитвы о них ко Всемогущему. Молитеся друг за друга, яко да исцелеете (Иаков. 5, 26), учит апостол.
Пятое дело духовного милосердия: утешить печальнаго. Печаль есть болезнь души. Как телесная болезнь препятствует телу свободно действовать своими членами: так печаль связывает деятельность душевных сил. Доброе дело – освободить больного от телесного недуга; еще большее добро – избавить человека от печали, и расположить его к богоугодной деятельности, с непоколебимым упованием на всеблагое Божие попечение о нас. Только печаль ради Бога – спасительна; «а печаль мирская, по слову апостола, производит смерть» (2Кор. 7, 10). Потому печальному надобно внушать слова апостола Петра: всю печаль вашу возверзите нань, яко Той печется о вас (1Петр. 5, 7).
Шестое дело духовного милосердия: не мстить за зло, которое сделали нам другие; но переносить оскорбления и обиды с благодушным терпением, ради Христа. Этой добродетели научает нас апостол Петр, говоря: аще добро творяще и страждуще терпите, сие угодно пред Богом. На сие бо и звани бысте: зане и Христос пострада по нас, нам оставль образ, да последуем стопам Его (1Петр. 2, 20, 21).
Седьмое дело духовного милосердия: от сердца прощать обиды, как бы они ни были сделаны нам, словами или поступками. Этому Господь учит словом и примером. Отпущайте, заповедует Он, аще что имате на кого: да и Отец ваш, Иже есть на небесех, отпустит вам согрешения ваша (Марк. 11, 25). Он, говорит апостол, укоряем противу не укоряше, стражда не прещаше (1Петр. 2, 23). Напротив, Он и со креста молил Отца небесного за Своих распинателей, взывая: Отче, отпусти им, не ведят бо, что творят (Лук. 23, 34).
III. Так многоплодна добродетель милости или милосердия. Она ясно отражает в человеке свойство Божеской благости, расширяя любовь его на всех окружающих. Она угодна Богу и привлекает Его благоволение к милостивому. Блажени милостивии: яко тии помиловани будут. Милостивым обещается помилование не только в этой жизни – от гнева Божия и скорбей (Матф. 6, 15; Пс. 40, 2); но что важнее всего – в будущей. Милостивых ожидает великая милость Божия на последнем суде. Кому скажет тогда Царь Судия: приидите благословеннии Отца Моего, наследуйте уготованное вам царствие от сложения мира? Милостивым. Ибо Господь скажет тогда: взалкахся бо, и дасте Ми ясти; возжадахся, и напоисте Мя; болен и посетисте Мене; в темнице бех, и приидосте ко Мне (Матф. 25, 34–36). Понеже сотвористе единому сих братий Моих меньших, Мне сотвористе (ст. 40). Так, братия, велика добродетель милосердия! Так велико обетование, усвояемое милостивым! Будите убо милосерди, якоже и Отец ваш небесный милосерд есть. (Состав. с дополнениями по «Бесед.» Евсевия, архиеп. могилевского).