протоиерей Григорий Дьяченко

Тринадцатый день.
Поучение 1-ое. Свв. муч. Карп и Папил.

(Борьба против священнослужителей церкви).

I. Одним из сильнейших гонений против христиан в первые века христианства было гонение римского императора Декия, через 250 лет по Рождестве Христовом. Главное внимание мучителей тогда обращено было на пастырей церкви, и потому в то время много, много пострадало христианских епископов и вообще священнослужителей церкви. Тогда то мученически окончили жизнь свою выдающиеся предстоятели главных церквей: римский епископ Фабиан, антиохийский Вавила, иерусалимский Александр; тогда то скончался мученически воспоминаемый в нынешний день, епископ фиатирской церкви, в Малой Азии, Карп с диаконом Папилою и др. Чего только ни делали яростные мучители со святыми старцами Карпом и Папилою: и водили их нагими в оковах по городу, с железными цепями на шее, и гоняли их из города в город, привязавши к быстрым коням, и били терновыми розгами, и жгли свещами тела их, посыпая раны солью; словом, всевозможными способами старался мучитель Валерий, по повелению Декия, отклонить мучеников от христианства; но столпы мало-азиатской церкви оказались непоколебимыми: Карпа и Папилу наконец усекли мечем.

II. а) Почему же император Декий, как и все вообще злейшие гонители христиан, с такою злобною силою возставал против священнослужителей церкви – епископов, священников и диаконов? Очень понятно: потому что священнослужители были истинными пастырями церкви: они были предстоятелями и представителями христиан в своих общинах; они были главными охранителями и распространителями веры Христовой; они были охранителями и руководителями своих пасомых; они были, так сказать, передовыми ратоборцами за веру. «Поразить пастыря, разбегутся и овцы», основательно разсуждали ретивые гонители христиан, и действовали так.

б) Не так ли и доселе действуют явные и тайные враги христианства? Кто для них ненавистнее всех? Священнослужители. С ними, говорят в безумии и ослеплении неверующие, встреча может быть неблагоприятна. Это – со священнослужителями, нередко несущими на своей груди пречистое тело и кровь Христовы и спешащими к больному или умирающему?! Только демонам неприятна встреча со Христом и Его служителями, а также и тем, кто, удалившись от Христа, служит плоти, миру и диаволу.

Против кого больше всего воюет и теперь злобный дух нечестия, или так называемый дух времени, живущий и действующий в современном дурном обществе, как не против духовных лиц – священников и проч.

Сколько приходится и теперь выслушивать священнику укоров и обвинений, часто совсем незаслуженно, и за то, и за другое, и за третье: и за костюм, усвоенный духовному сану, и за незнание всех мелочных и суетных приличий света, и за способ обеспечения себя от своих трудов, освященный церковными правилами всех времен, и за их религиозность и набожность, как будто истинный служитель церкви Божией не может быть не религиозен, и за несочувствие модным учениям и обычаям, как будто можно сочувствовать тому, что вредно для религиозно-нравственной жизни паствы и что обнаруживает свою ложь постоянною сменою. Идет священник в одежде бедной, изношенной, потертой, свидетельствующей об его нужде, и это ставят священнику в укор, называют его за это неряхою. Идет священник в одежде новой, чистой, обвиняют его за щегольство! Провинится в чем-нибудь один священник, вину его взваливают на всех и говорят: «все священники такие»! Сколько самых язвительных поговорок придумал злобный мир против священников Божиих, которых нравственная жизнь, при неизбежных недостатках, стоит несравненно выше большинства людей. Это не слова, а дело и самая жизнь. Истинны слова Спасителя нашего, сказанные в лице апостолов и о всех преемниках их служения, пастырях церкви Христовой: «будете ненавидимы всеми имене Моего ради... Несть ученик над учителя своего, ниже раб над господина своего. Аще Мене изгнаша и вас ижденут. Аще господина дому вельзевула нарекоша, кольми паче домашния его?»

Братие-христиане, руководящиеся духом истины и любви! Когда вы слышите, братие мои, брань и хулы против священнослужителей Божиих, догадывайтесь, что эти речи от недоброго духа, – что эти речи от врагов церкви Христовой, вечно воюющих против нея даже, по-видимому, и в мирные времена церкви.

в) Не то мы говорим, будто бы священнослужители всегда и в наше время не заслуживают укоров, будто они всегда и во всем правы, – будто все они святы, – Боже сохрани нас от такого самохвальства и превозношения фарисейскаго! Есть, к сожалению, много и темных пятен и в священнослужителях церковных; эти пятна, как известно, на белом еще более видны, чем на темном и сером, скажем даже более: что простительно мирянину, то не может быть прощено лицу духовному. Но все таки и то нужно сказать, что в священнослужителях церкви мы должны уважать их высокое священное звание, их честь и благодатные дары, данные им от Бога, их права и высокие обязанности, а может быть и кой-какие заслуги пред Богом и пред людьми... Да и не нам судить наших отцов духовных; есть над ними судьи и начальники – старшие; а главное, есть над ними верховный Судия-Пастыреначальник Господь, Который с неба надзирает за ними и знает – как и чем наказать Своих недостойных служителей. «Мне отмщение» (Я им мститель); «Азь воздам» (Я им отомщу), глаголет Господь и о недостойных пастырях.

III. Братие мои возлюбленные! Бодрствуйте над собой, дабы не попасть в сети духа злобы, ненавидящого служителей Христовых по тому уже одному, что они служители Божии. Не присоединяйтесь к тем, кто готов слушать и распространять всякий дурной слух о пастырях церкви. Помните, за всякое слово, тем более слово лживое, клеветное, злорадостное, мы некогда дадим строгий ответ в день суда, великого и страшнаго. Уважайте своих пастырей, как слуг Христовых, и помните, что этим вы оказываете любовь Самому Иисусу Христу. (Состав. свящ. Гр. Дьяченко с дополн. по «Пропов. приложен. к руков. для сел. паст.» за 1885 г. октябрь).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Комментарии для сайта Cackle