протоиерей Григорий Дьяченко

Семнадцатый день.
Поучение 3-е. Воспоминание чудесного спасения Государя Императора 1888 года 17 октября.

(Уроки из этого события: а) необходимо благодарить Бога за чудесное спасение жизни Государя Императора, и б) обязанность наша питать чувства самой беззаветной преданности к Государю).

I. 1888 г. 17 октября, вся Россия, как один человек, содрогнулась «ужасом многим» при страшной вести о той смертной опасности, от которой едва не погибла опора, надежда и счастие всей русской земли – благочестивейший и возлюбленнейший Государь России со всем своим августейшим семейством, но вслед за тем преисполнилась чувствами самой горячей благодарности к Божественному промыслу и беспредельной радости, когда узнала, что среди обломков сокрушенного в дребезги железно-дорожного вагона, среди тысячи опасностей, от которых погибли и пострадали многие, ехавшие с царским поездом, потерпевшим крушение, остался невредим лишь спасенный чудом всемогущества и милосердия Божия Государь Император с Его царственной семьей.

Этот великий Царь-Миротворец, 20 окт. 1894 г. в Бозе почивший, оплаканный и оплакиваемый не только Россией, но и всеми друзьями мира во всех странах, теперь – твердо веруем – обитает своей праведной душой, как праведна была вся его жизнь, после истинно-христианской кончины, в небесных чертогах и предстательствует пред Богом за любезную Ему Россию вместе с Тезоименитым Ему св. благоверным князем Александром Невским и др. царственными и Богом прославленными вождями России.

II. Последуя словам церковной молитвы, составленной по поводу чудесного избавления Государя и Его августейшей семьи: «даждь убо нам, Господи, память сего страшного Твоего посещения тверду и непрестанну в себе имети из рода в род и не отстави милости Твоя от нас», мы и побеседуем в настоящее время об этом чудном Божественном посещении нас, грозном и славном, милостивом и всеблагом.

Да, только одно чудо всемогущества и милости Божией спасло нам нашу надежду – нашего возлюбленного Государя в достопамятный день 17-го октября 1888 года. В этом сомневаться нельзя ни на одно мгновение. В самом деле: возможно ли здесь объяснить спасение от неминуемой смерти «случаем»? Вагон, в котором находился Государь и Его семья, распался весь, пол и потолок провалился, стены сплющились, – но из всех этих обломков непостижимым образом составилось тесное и совершенно безопасное место для Государя и прочих членов царской фамилии. Между тем опасность была столь велика, что стоявший рядом с Императором служитель был убит на повал, а Богом хранимый Царь остался цел, и цел образ нерукотворенного Спаса; мало того: лампада пред ним не погасла и стеклянный киот, в котором он, по обычаю православной церкви, помещался – не разбился, – явное и на веки незабвенное для всех русских знамение, что Спаситель мира, лик Коего изображен на иконе, сохранил нам Царя и Его царственный дом. Только одно подобное чудо со святой иконой знает русская история. Во время занятия в 1812 году Москвы французами, по плану Наполеона, весь Кремль должен был взлететь на воздух. От пяти ужасных взрывов дрожали стены зданий, трескались стекла, падали двери, – железо, камни, бревна Никольской башни, арсенала и Кремлевской стены, как перья летели на воздух. Но на стене той же Никольской башни образ святителя Николая остался невредим, даже не оборвалась веревка, на которой висел фонарь со свечей. Хрупкое стекло киота погнулось, но не разбилось. Не преувеличим, если скажем, что как в бедственную годину нашествия на Россию французов и с ними двадесяти языков, когда наше отечество находилось на краю гибели, спасение ему даровано было свыше: так и в 1888 г. 17-го октября, когда Россия готова была лишиться своего венценосного вождя, виновника своего внутренняго процветания и внешняго благоденствия, она была спасена от предстоящей ей страшной опасности тою же помощию Божиею.

Видно, что в премудрых планах Божественного Провидения драгоценная жизнь в Бозе теперь почившого Императора была весьма необходима для блага всей России, и по сему несмотря на явную опасность, какой она подвергалась, была сохранена на несколько лет. А когда пришло исполнение времени, ведомое единому только Творцу и Миродержцу, чистая и непорочная душа великого Миротворца Царя, денно и нощно трудившагося, не щадя своего здоровья, над созиданием счастия России, взята на небо по мановению Источника жизни и безсмертия.

По истине, великая милость Божия явлена нам в чудесном спасении Царя нашего. Мысль наша страшится даже одного вопроса: что было бы с Россией, что было бы со всеми нами, если бы мы лишились тогда своего Царя и всего Его августейшого дома? Кто охранял бы тогда в нашей земле суд и правду и наблюдал бы за исполнением государственных законов, ибо историческими опытами дознано, что прекрасные законы оказываются мертвою буквою, если нет живой верховной власти, наблюдающей за их исполнением? Кто отражал бы тогда внешних врагов России и подавлял бы внутренних, препятствующих мирному развитию родной страны на поприще наук, искусств, промышленности, торговли, нравственной жизни, словом, на поприще ее духовного и физического развития?

Итак, в виду всего этого, мы должны от всего сердца возблагодарить Господа за столь великое чудо Его милости к нашему Царю и чрез него ко всем нам.

а) Чувство благодарности к Богу, выражаемое и в словах молитвы, и в добрых делах – живых памятниках о благодеяниях Божиих, есть естественная потребность нашего сердца. Памятование о благодеяниях Божиих сильно возбуждает к подвигам добродетели и располагает человека всем сердцем прилепляться к своему небесному Благодетелю и ежедневно высказывать живую любовь к Нему. «Бог, говорит св. Иоанн Златоуст, когда увидит кого благодарным за прежнее, ниспосылает ему еще большие дары». Неблагодарность человека к Богу есть наглядное свидетельство о развращении его сердца – этого главного органа нравственной жизни человека. Некогда, в ветхом завете, Господь, чрез пророка Исаию обличая Свой народ в неблагодарности к Себе, сказал: «вол знает хозяина своего, и осел ясли господина своего, а израиль Меня не знает и народ Мой не разумеет». Действительно, люди, утратившие чувство благодарности к Богу, оказываются грубее безсловесных, всегда старающихся так или иначе выразить свою признательность к тем, кто им сделал какое-либо добро. Лев, которого препод. Герасим, встретив в пустыне, избавил от болезненного страдания, вынув у него из раны занозу, ощутил к своему благодетелю такую привязанность, что покорно служил ему, как самое послушное домашнее животное, во всю остальную жизнь его, и по его смерти от печали по нем и умер на его могиле. Но к великому прискорбию встречаются между нами христиане, которые поступают гораздо хуже безсловесных по отношению к Богу. Довольно продолжительного благоденствия, здоровья, успехов и ничем несмущаемой беззаботности, чтобы привести нас к забвению того, что все эти блага нам дарованы Богом. Мы поступаем таким образом, как будто бы Бог обязан наделять нас тем, чем наделяет. Самая привычка к Его многочисленным и разнообразным благодеяниям отнимает в глазах большинства людей всю неизмеримо-великую стоимость их. Нужно нас хоть на короткое время лишить этого, и только тогда мы поймем и оценим все милости Божественнаго, ежедневно, и даже гораздо более – ежеминутно пекущагося о "нас промысла. Подобно тому, как, если бы постигла нас тяжкая болезнь, мы узнали бы всю цену здоровья: так и тогда, когда вместо мирного развития и процветания жизни государственной наступила бы война, нестроение, смута или безначалие, когда никто ни на один час не уверен был бы ни в своей жизни, ни в своей собственности, мы поняли бы и оценили всю пользу мирной жизни, охраняемой законом и людьми порядка под верховною властию Самодержавного Государя нашего, сильного и грозного врагам внешним и внутренним, милостивого и кроткого ко всем тем, кто желает благоденствия и счастия нашему отечеству и кто самым делом содействует сему. «Благослови» (же), «душе моя, Господа и не забывай всех воздаяний Его».

б) Но благодарность к Царю царей за ниспосланную милость, явленную нам в чудесном спасении драгоценной для нас жизни нашего Государя, теперь уже в Бозе почившаго, есть только одна половина доброго дела. Дабы выполнить весь наш нравственный долг по отношению к чудесному событию 17 октября, мы должны всегда питать в себе и проявлять в нашей деятельности чувства самой беззаветной преданности к Государю, как самим небом хранимому Помазаннику Божию и как державному Вождю России. И законность этого святого чувства находит самое прочное для себя обоснование как в слове Божием, так и в науке человеческой.

аа) «Слово Божие» учит: «всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога; существующия же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению. А противящиеся сами навлекут на себя осуждение» (Римл. XIII. 1–2). Но слово Божие говорит не только о божественном происхождении царской власти и вытекающей отсюда покорности к ней, но и о том, что чрез царя, поставляемого Богом, осуществляется на земле правда Божия – необходимая основа истинной человеческой жизни. «Мною» цари «царствуют и повелители узаконяют правду»,» говорит сама божественная премудрость (Притч. VIII. 15). Сердце царя – это тот орган, чрез который царь получает внушения от Бога. «Сердце царя в руке Господа, как потоки вод», – «куда захочет, Он направляет его» (Притч. XXI. 1). Получив в священном миропомазании, при восшествии на престол, дары Св. Духа, царь является избранником Божиим во всем блеске и силе своей осененной и проникнутой освящением свыше власти, готовой служить орудием истины, милости и правды Божией на земле среди своего народа. «Вознесох избранного от людей Моих», говорит чрез царственного пророка Давида Господь, «елеем святым помазах его; истина Моя и милость Моя с ним» (Пс. 88. 20–21, 25). Имея столь возвышенное откровенное учение о царской власти, «св. отцы церкви», настойчиво учили все христианские народы безусловному повиновению царской власти. «Хотя бы ты был апостол, говорит св. Иоанн Златоуст, хотя бы евангелист, хотя бы пророк, хотя бы другой кто, повинуйся... Уничтож судилища – и уничтожишь всякий порядок в нашей жизни; удали с корабля кормчого – и потопишь судно; отними вождя у войска – и предашь воинов в плен неприятелям... И так, должно возсылать великую благодарность Богу за то, что есть цари, и за то, что есть судьи. Имея попечение о благоустройстве людей, чтобы многие из них не жили безсмысленнее зверей, Бог учредил власть начальников и царей, как бы бразды для управления колесницею и кормила для управления кораблем».

бб) Обращаясь затем к свидетельству человеческой науки о повиновении царской власти, мы находим, что она во всем подтверждает учение слова Божия о том же предмете. И прежде всего история как нашего отечества, так и всемирная, не словами и туманными предположениями, но грозно-убедительными для всякого мыслящого человека событиями говорит, что во всякой стране, где отсутствовала на время прочная самодержавная власть или где она была обезсилена, кроме смуты, бесправия, угнетения слабых сильными, дикого произвола, беспрестанной и гибельной для страны смены правительственных лиц, избираемых и свергаемых по увлечению своекорыстия и личного расположения, застоя умственной, промышленной и упадка основной все созидающей религиозно-нравственной жизни и государственного значения ее среди других народов, ничего никогда не было и не могло быть. И это понятно. Государство есть великое семейство. Как гибнет и распадается семья, где естественный глава ее – отец не обнаруживает своей законной власти по отношению к прочим членам семьи или по враждебному сопротивлению ему некоторых членов, или по слабости, или по иным причинам, или где семья рано лишается его: так разлагается и клонится к упадку жизнь государства без естественной главы своей – государя, или и при нем, в том случае, когда власть его обезсилена неполным или недостаточным повиновением его подданных, утративших под ногами твердую почву для повиновения всякой от Бога установленной власти – страх Божий и послушание св. матери – церкви, этой дивной и великой воспитательницы христианских душ и для временной жизни и для вечной.

Обращая взор свой на многочисленные и благодетельные, исходящие от верховной Власти меры и способы к развитию и процветанию нашего дорогого отечества, мы видим, что благочестивейший и самодержавнейший Государь наш, недавно в Бозе почивший, был истинный отец русского государства, неусыпно пекшийся о счастии и благоденствии своих подданных, денно – нощно трудившийся для блага его и чрез то разстроивший в конец все силы своего организма, употреблявший и изыскивавший все меры к тому, чтоб драгоценный мир – это основное условие развития и процветания всякой человеческой и христианской жизни – не был в его царствование нарушен, был истинная опора и надежда наша. Повиноваться Царю до готовности, в случае нужды, положить за него свой живот, есть наш прямой долг, который мы должны исполнить не потому только, что этого требуют гражданские законы, что это есть доказательство истинной христианской любви, но и потому, что этого требует совесть человека, что это предписывает и одобряет разум его.

III. Вознесем же свои благодарственные молитвы к Царю царей за неизмеримо великие благодеяния, которые мы получаем от Богом установленной у нас царской власти, и помолимся от всей души и от всего нашего помышления о сохранении на многие и многие годы драгоценной жизни ныне благополучно царствующого Государя Императора Николая Александровича. Аминь. (Свящ. Г. Дьяченко; см. наше слово на 17 окт. помещ. в «М. Е. Вед.» за 1890 г. в № 44).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Комментарии для сайта Cackle