протоиерей Григорий Дьяченко

Двадцать шеcтой день.
Поучение 2-ое. Св. Димитрий солунский.

(О значении церковных молитв и милостыни, творимых за усопших в церкви).

I. По древнему обычаю, сегодня мы творим поминовение усопших отцев и братий наших. Это святой, освященный веками, обычай: он вполне согласен и с учением православной церкви.

II. Но как должно поминать? В чем должно состоять поминовение?

а) Прежде всего поминовение должно состоять в раздаче милостыни за умершаго. Великую силу имеет этого рода поминовение. «Чем больше имеет грехов умерший, тем нужнее для него милостыня; благодетельствуй вдовам и нищим: это самая важная принадлежность погребальная», говорит «св. Иоанн Златоуст».

«И блаженный Августин» также пишет: «милостыни, совершаемые за души умерших, вспомоществуют им к тому, чтобы Господь был к ним милостивее, нежели сколько они заслужили по грехам своим». «Когда ты подаешь милостыню за усопшего родственника, помни, что это подаешь не ты, а через тебя – сам умерший, не успевший сделать этого при жизни» (Св. Злат. 21 б. на Деян.). А подавая милостыню чрез тебя, умерший родственник твой взаймы дает Богу (Прит. 19, 17); Господь же сторицею вознаградит его во царствии Своем!

Подавайте, братия, милостыню за усопших: этим вы спасете их от проклятия и огня не угасающаго, приобретете им прощение грехов, введете их в рай. «Многие из усопших, говорит св. Златоуст, получили великую помощь от милостыни, раздаваемой за них другими». А вот что сам мертвец поведал «блаженному Кир-Луке» о значении милостыни для умерших.

Кир-Лука увидел, проходя чрез кладбище, мертвеца, сожженного как сгоревший черный уголь, который сказал ему: «в завещании моем было написано, чтобы родные раздали нищим деньги оставленные мною, во спасение души моей, а они до сих пор не исполнили моей воли. Прошу тебя, скажи им, чтобы раздали деньги, иначе я навсегда останусь в том состоянии, в каком видишь меня теперь» (Прол. 24 авг.). Но это один пример. А кто может исчислить все свидетельства, находящияся в жизнеописаниях святых мужей, ясно доказывающия, что и по смерти приносят величайшую пользу усопшим совершаемые за них милостыни?

Творите же милостыню, братия, за умерших, и Господь помилует их.

б) Затем нужно обращаться к молитвам церковным и в особенности к молитвам соединенным с принесением бескровной жертвы.

Молитва церковная есть такая всемогущая сила, которая проходит небеса, восходит к самому престолу Вседержителя, нисходит даже до бездны ада и изводит оттуда узников в свободу. Ибо она приносится Отцу небесному во имя возлюбленнаго, единородного Сына Его, пред безмерно великою жертвою, принесенною Им за грехи всего мира, пред предлежащим на престоле пречистым телом Его, за нас ломимым во оставление грехов, и Его божественною кровию, за вас изливаемою во оставление грехов. Она сопутствуется и подкрепляется молитвами всех святых Божиих, паче же всех всемощною молитвою честнейшей херувимов Матери Божией. С каким притрепетнымъжеланием душа твоего сродника, может быть, ожидает, пока пойдешь ты в храм Божий поручить священнодействующему помянуть ее при сем великом и страшном священнодействии и сам помолишься о ней купно со всею церковию! Какая неизъяснимая радость, восторг и блаженство обымут ее, когда и ее часть из просфоры вместе с другими опустится в святую чашу, погрузится в святейшей крови Сына Божия, с молитвою священнодействующаго: «омый, Господи, грехи поминавшихся зде кровию Твоею!» Вот безценная услуга, вот незаменимая ничем помощь, которую можешь оказывать умершим сродникам своим, если захочешь, каждый день!

Вот, что мы можем, братия, сделать для умерших сродников и друзей наших!

III Будем же, возлюбленные, сохранять свято молитвенное общение наше с умершими и благотворить в память их. Пребудем во истинной любви к ним, да обрящем и мы их духовную помощь и в жизни, и по смерти. Да вспомянут и они нас с с любовию там, как мы с любовию поминаем их здесь. (Свящ. Гр. Д-ко).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle