Источник

Тридцатый день.
Поучение 2-ое. Св. священномученик Зиновий и сестра его Зиновия.

(Братская любовь).

I. Ныне св. церковь воспоминает страдания св. священномученика Зиновия и сестры его Зиновии. Они родились в каппадокийском городе Эгах от благочестивых родителей, которые воспитали их в законе Господнем. Рано они остались сиротами, – но добрыя наставления родителей уже укоренились в них, и они решились раздать свое богатое имение бедным и жить лишь для служения Богу. Господь принял жертву их, и Зиновий получил от Господа дар чудотворений: молитвою и возложением рук он исцелял больных. Скоро чудеса и добродетели прославили его по всей области, и христиане эгейские избрали его в епископа. Св. Зиновий ревностно наставлял паству и словом и примером святой своей жизни. Но вот, вспыхнуло страшное Диоклитианово гонение, – в город Эги был прислан царский сановник для того, чтобы склонить христиан к отречению от веры и предавать непокорных казни. Многие из христиан прославились мученическою смертию за I. Христа. Призвали к допросу и святителя Зиновия. – «Мне не зачем с тобою долго беседовать», сказал ему языческий сановник: «вот тебе жизнь или смерть: – жизнь, если поклонишься богам нашим, смерть, Если не поклонишься, – выбирай!» – «Жизнь без Христа и есть смерть», – отвечал епископ, «смерть же телесная Христа ради – есть вечная жизнь. Хочу умереть здесь и жить вечно со Христом». – «Увидим, поможет ли тебе Христос твой!» сказал сановник, и велел жестоко бить епископа. – Святая Зиновия, узнав, что брат ее страдает за Христа, поспешила на судилище, и, став пред мучителем, воскликнула: «я христианка, я так же, как и брат мой, исповедую Бога и Господа I. Христа. Вели же мучить и меня; хочу умереть одною смертию с братом!». Сановник царский стал увещевать девицу, убеждал ее отречься от веры, представлял ей ужас и позор всенародной казни. Святая Зиновия осталась непреклонна. Тогда разгневанный язычник велел и ее и брата ее положить на железную решетку, под которою горели уголья. «Что же? помогает ли вам Христос ваш?» спрашивал он мучеников, ругаясь над верою их. – «Он невидимо с нами», отвечали они. «Он освежает нас росою благодати Своей, и мы не чувствуем мучений». – Сняли их с решетки и сбросили в котел с кипящею смолою. Но хранимые Господом, они остались невредимы, и воспевали хвалебный псалом Богу. Тогда отдали их на смертную казнь. Мученики шли на смерть с радостию. «Благодарим Тебя, Господи», воскликнули они, «что Ты сподобил нас подвизаться подвигом добрым, течение скончать, веру сохранить. Сделай нас участниками славы Твоей, и причисли нас к тем, которые благоугодили пред Тобою, ибо Ты благ во веки». Голос с неба призвал их к жизни вечной и к венцам нетленным, и они радостно предали души Богу.

II. «Что всего поразительнее здесь – это братская любовь», соединявшая во едино сердца брата Зиновия и сестры его Зиновии, – это единомыслие умов и сердец их. Что делает брат, то делает и сестра. Брат идет страдать за Христа, и сестра туда же. Вот образец, как братья и сестры должны себя вести в отношении друг к другу. Особенно должны поучиться этому там, где много братьев и сестер.

Но, нужно сказать правду, редко они ростут в полной любви и согласии, – ссоры, друг на друга жалобы, нехотение послужить друг другу, – вот что большею частию бывает в больших семействах. А когда придут в возраст, часто совсем охладевают друг к другу и живут как чужие.

Не так должно быть по духу учения нашего Господа. Если все верующие должны быть между собою единодушны и единомысленны, то тем более братья и сестры. Пусть они различны по возрасту, по характеру, по способностям, а когда придут в возраст, и по роду занятий, и по средствам к жизни, – что до того? – несмотря на все различие, у них много общаго, связывающего их союзом – единым тесным. Общее – это одна у всех забота о приобретении неба и его радостей, это труды для царства небеснаго. Вот на этом-то они и должны сосредоточивать свое внимание, тут-то и должны показать свою братскую любовь.

Каждый брат, каждая сестра друг о друге должны заботиться: богоугодно ли проводят жизнь, с пользою ли для семьи? к утешению ли родителей и родных? прославляется ли чрез их жизнь имя Божие? близки ли они ко спасению? Все должны замечать друг в друге добрыя стороны и подражать им, а недостатки братски, кротко исправлять. Кто ближе к брату, как не ты, сестра или брат? скажи же ему, если он не так живет, как должно христианину, – напомни ему о долге христианском, о звании, которое он носит, – твое братское слово, сказанное от любящего сердца, не может остаться для него бесплодным. Часто старшие братья стараются доставить младшим, любя их, то или другое удовольствие, – этого конечно строго нельзя осуждать. Но вы еще лучше бы сделали, если бы побольше находили времени побеседовать с ними о Христе, почитать им Евангелие, жития святых, если бы постепенно приучали их к молитве, собеседованию с Господом, к храму Божию.

Особенно, брат и сестра, старайтесь подавать друг другу добрый пример. Смотрите, как на Зиновию подействовал пример брата ее Зиновия. Брат идет на мучения и смерть за Христа, – и сестра, подражая ему, тоже. И вы друг друга учите добру своим примером, – примером учите младших страху Божию, послушанию, любви к молитве, к церковной службе и благоговейному стоянию в храме. Пример – великое дело, – он сильнее всяких слов. Ах, как часто дитя всего этого ищет, а видит совсем не то!... – Если какой брат или сестра имеет у себя на воспитании младших братьев, знайте, что вы ответите пред Господом, если, уча многому, намеренно будете умалчивать пред ними о спасении души, и вместо того знакомить их с одною суетою мира, с однеми светскими забавами. Неприятно видеть между взрослыми братьями, живущими в одном семействе, несогласия, ссоры, доходящия до разделов. От чего бы не жить, и не трудиться вместе – друг для друга? «Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?» (Пс. 132, 1).

Но ныне этого согласия видится все менее и менее. Нет любви, – и брат сильный не хочет потрудиться для слабаго, бессемейный не желает, чтобы его трудовая копейка шла на многосемейнаго, – и вот отсюда желание жить только для себя, – отсюда и разделы. А угодно ли это Господу? не Он ли, напротив, учил любить не только брата, а всякого ближняго, даже врага, и как любить? до положения жизни за него!

Иногда гордость много причиняет здесь зла. Младшему брату тяжело подчиняться старшему, ему нужна свобода, и вот, хотя со вредом для себя, – опять разделение... Но любовь к свободе не всегда приводит к добру, вспомните евангельскую притчу о блудном сыне. Гордость и желание власти также до добра довести не могут. I. Христос их всегда осуждал. Однажды мать Иакова и Иоанна подошла с своими сыновьями ко Христу Спасителю с просьбою поставить их первыми в Его царстве. Но он сказал им: «не знаете, чего просите: кто хощет быть большим между вами, да будет всем слугою. Кто хощет быть первым между вами, да будет всем рабом», – и указал при этом на собственный пример. Смотрите на Меня, сказал им, «Я пришел не для того, чтобы Мне служили, но чтобы Самому Мне другим послужить и отдать душу для искупления многих» (Марк. 10, 43. 44. 45). Вот что должны взять себе в урок братья и сестры, живущие вместе и врозь. О, если бы Христов дух царил в наших семьях, – тогда не было бы ни раздоров, ни ссор, ни брани, но была бы самая горячая любовь, потому что все искали бы не своих личных выгод, а того, что ведет ко благу общему, семейному!

III. Любовь священномученика Зиновия и сестры его Зиновии основана была на любви ко Христу, за Которого они пострадали. Да соединяет и нынешних братьев и сестер любовь ко Христу. Постараемся все ее приобрести. Будет любовь к Христу, будет и братская любовь. Тогда жить друг для друга братьям и сестрам будет и легко, и приятно, и утешительно, потому что тут в лице брата и сестры будет все делаться для Христа. Аминь. (Сост. по «Поучение» свящ. о. П. Шумова).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle