Источник

Седьмой день.
Поучение 2-е. Свт. Амвросий Медиоланский.

(Святость храма Божия).

I. Ныне ублажаемый св. Амвросий медиоланский был сыном правителя Галлии и Испании. Амвросий и в младенчестве уже был отмечен особенным случаем: однажды младенец спал на открытом воздухе: рой пчелиный облепил спящаго, так что пчелы вползали даже в его полуоткрытый ротик. Рой отлетел, не сделав ребенку ни малейшего вреда. Получивши отличное воспитание, Амвросий был назначен правителем г. Медиолана. Но не долго был он правителем. В конце 374 года умер медиоланский епископ, и нужно было избрать нового епископа. Открылись споры; народная толпа шумела кругом храма, где собрались епископы-избиратели. Амвросий, как добросовестный правитель, счел своею обязанностью умирить народное волнение: он начал уговаривать народ, внушая ему святое дело избрания епископа вести мирно и тихо. Он еще говорил, как в стихнувшей толпе вдруг раздался детский голос: «Амвросий – епископ!» И в ответ на этот голосок вся тодпа единодушно воскликнула: «Амвросий – епископ!» Напрасно таким неожиданным избранием изумленный, озадаченный, испуганный Амвросий отказывался, говоря, что он еще не крещен (в то время крещение иногда откладывали до зрелых лет, даже до старости), что ему – чиновнику – нельзя бросить свою должность, что он и не думал об епископстве... Народ повторял одно: «Амвросий – епископ!» После долгих колебаний Амвросий, наконец, согласился быть епископом.

Сделавшись так неожиданно епископом, Амвросий весь отдался обязанностям своего высокого сана и повел жизнь строгую, подвижническую. Все свое имущество он отчасти роздал бедным, отчасти пожертвовал в церковь. Строгий к самому себе, он был строг и к порокам других, хотя бы эти другие были лица высокопоставленныя; он в своих обличениях не щадил даже императоров. Вот тому пример.

Однажды в Фессалониках произошло народное возмущение. Император Феодосий решил страшно наказать город мятежный. И город был наказан: в один из праздничных дней на жителей этого города неожиданно напали вооруженные солдаты и стали убивать их беспощадно, не различая правых от виновных. После этого убийства Феодосий, не помышляя о тяжести своего греха, по обычаю, шел в храм; но Амвросий заградил ему вход и сказал: «ты, видно, и не знаешь, сколь тяжко совершенное тобою убийство! Какими очами будешь ты созерцать храм общего Владыки? Как прострешь руки, с которых еще каплет кровь неповинно убитых? Как этими руками примешь всесвятое тело Господа? Как честную кровь Его поднесешь к устам, когда исшедшее из них гневное слово несправедливо пролило столько крови? Отойди и не умножай прежняго греха своего новым!..» Император со скорбию и слезами удалился. И только после 8-ми месячного раскаяния во грехе и с разрешения епископа Амвросия вошел в храм Божий.

II. Вот как древние христиане ценили святость храма Божия!

а) Храм Божий это – небо на земле; это – жилище Божие; это – такое святое место, выше и святее которого нет другого места на земле. Храм Божий, это – святилище, из которого Бог, Отец щедрот, проливает источник благодати, и в котором верующие приемлют спасительные дары Божии. Так, в храме Божием совершается общественное служение Богу, и молитвами испрашивается нам от Бога милость, оставление грехов и спасение. В храме Божием мы получаем духовное возрождение в таинстве крещения, духовное очищение в таинстве покаяния, духовное освящение в Таинстве Причащения. В храме Божием мы слышим слово Божие и научаемся быть истинными христианами. В храме Божием мы получаем благословение и напутствие в жизнь будущую, загробную. Вот как свят храм Божий! С какими чистыми и святыми мыслями должны мы поэтому входить в это святилище, с каким страхом и благоговением мы должны стоять в храме Божием! Поэтому древние христиане высоко ценили святость храма: всякий порок, а тем более тяжкий грех, не допускал христианина в храм Божий до тех пор, пока он (христианин) не приносил всенародного покаяния. Не составляли, как мы видели, исключения из этого общего правила и сами императоры.

б) А мы – христиане сплошь и рядом нарушаем святость храма Божия неблагочинным поведением в нем, смехом и разговорами. Но особенно заметно оскорбление святости храма во время бракосочетания. Многие из христиан в это время держат себя в высшей степени неприлично: разговаривают о вещах, совсем несвойственных храму Божию и совершаемому великому таинству, дозволяют неприличные шутки и замечания насчет жениха и невесты, их лет, наружности, одежды; иные во все время бракосочетания ни разу не сотворят крестного знамения, отдавшись вполне одному праздному и суетному любопытству; есть и такие, которые осмеливаются почти громко смеяться в виду отверстых царских врат, иконостаса и самого престола Божия, которому ангелы Божии таинственно предстоят со страхом и трепетом, закрывающе лица свои. Если посмотреть на таких людей постороннему человеку, иноверцу, то он не поверит, чтобы это были христиане. Нет, скажет он, это – враги Христовы, которые вторглись в храм Его, чтобы досадить Ему и поругаться над святыней христианской. (См. «Воскр. день» за 1893 г.).

III. Возлюбленные во Христе братия и сестры! Будем стоять в храме Божием не только во время обыкновенных церковных служб, но и во всякое другое время, с верою, благоговением и страхом Божиим, да не постигнет нас гнев Божий. (Сост. по указ. источн.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle