протоиерей Григорий Дьяченко

Десятый день.
Поучение 1-ое. Св. преподобный Маркиан.

(Добродетель храмоздания).

I. Преподобный Маркиан, прославляемый ныне, был пресвитером и экономом константинопольской церкви. Получив большое наследство после смерти своих родителей, он употребил его на пособие бедным и на обновление и строение храмов Божиих. Он устроил великолепный храм во имя св. мученицы Анастасии. Когда некто из друзей его удивлялся, почему он тратит такие большия суммы на этот храм, святой отвечал: «если бы ты выдавал свою дочь за знатного вельможу, то неужели не наградил бы ее богатым приданым? А я строю церковь невесте Христовой, пролившей за небесного Жениха свою кровь; как же мне жалеть богатства на украшения ея?» Св. Маркиан был так добр что не раз отдавал бедным свою последнюю одежду, оставаясь даже без рубашки. За святую жизнь Бог наградил его даром чудотворения: он молитвою изгонял демонов и исцелял больных.

Пред своею смертию св Маркиан начал строить храм во имя св. Ирины, но не успел окончить построения его. Умирая он сказал: «Господи, в руки Твои предаю и душу свою, которую ты дал мне, и церковь (в честь св. Ирины), которую я по Твоей милости созидал». Преподобный скончался во второй половине пятаго века, и был погребен в монастыре св. Иоанна Предтечи. Церковь же св. Ирины скоро была достроена усердием Верины, супруги царя Льва, вступившаго на престол после царя Маркиана. (Ч.-М.).

II. Преподобный Маркиан, которого Сам Бог прославил даром чудотворения за его любовь к созиданию и благоукрашению святых храмов Божиих, научает нас заботиться о святых храмах и содействовать их построению и украшению. В виду сего скажем о добродетели храмоздания.

а) Что храмы для нас необходимы, это Бог показал нам в устроении скинии свидения в пустыне, по Его собственному повелению и плану, с самыми подробными наставлениями относительно материалов и их употребления, предписав порядок ее освящения и утвердив в ней на кивоте завета место Своего постоянного присутствия. И опыт показал израильтянам, что доколе скиния и кивот завета были с ними, дотоле с ними был и Бог, и они с Богом.

По разрушении храма Соломонова, после пленения вавилонскаго, Господь Сам побуждал израильтян к сооружению нового храма и наконец незадолго до пришествия Христа возвестил устами пророка Малахии, что этот единственный храм Бога истинного вскоре будет заменен безчисленным множеством храмов среди народов, которые будут призваны к вере в грядущаго Искупителя: «От востока солнца до запада велико будет имя Мое между народами, и на всяком месте будут приносить фимиам имени Моему, чистую жертву» (Мал. 1, 11).

«Почти этими же словами Господь I. Христос Сам объяснил самарянке, что настанет и уже настало время, когда истинные поклонники не в Иерусалиме только и не в Самарии, но на всяком месте будут поклоняться Богу в духе и истине». (Iоан. 4, 20– 23).

С самого начала устроения апостолами церкви Христовой для молитвенных собраний верующих, для совершения св. таинств, для изъяснения христианам догматов веры и правил нравственности – потребовались храмы и, согласно с волею Божиею, стали таковою же существенною принадлежностию церкви Христовой, как и самое священство, проповедующее учение веры и совершающее таинства. И история показала, что храмы созидались на свободныя приношения членов церкви, не только на великия, но и на малые, подобныя лептам вдовицы, освященным благословением Господа.

В нашем отечестве, где храмы сияют как звезды на небе, добродетель храмоздания стала народною, и все храмы, исключая государственных, сооружены редко на богатыя жертвы, но в большинстве на лепты, собираемыя от усердия православных,

б) Совершенно соответствуя прямой воле Божией, добродетель храмоздания оказывает величайшия благодеяния нашим ближним. Собрать вокруг храма большую или малую общину православных христиан, завязать между ними братский союз во имя храма, который им принадлежит и которому они принадлежат, открыть в нем источник благодати и Божия благословения и всегда готовое место для молитвы, где и учат ей и руководят в ней, – поставить в образе храма напоминателя знаменательных времен года и христианских торжеств, будящаго их священным благовестом от сна нравственной беспечности и от омрачения житейской суетой, и вместе со всем этим указать в присвоенных храму служителях Христовых – учителей и руководителей в деле спасения, с готовым в храме училищем благочестия, – разве все это не великие благодеяния верующим, не прямое осуществление и приведение в действие всех, по выражению апостола, сил, «яже к животу и благочестию» (2Пет. 1, 3), данных нам Христом Спасителем нашим?... Мы не блуждаем, отыскивая места для богослужения и молитвы; любовь храмоздателей открывает священныя убежища для душ наших, ищущих общения с Отцем нашим небесным, как родной отеческий дом, где мы встречаем все готовое для духовного просвещения, благодатного оживотворения, возбуждения и утешения. Называя храм вратами в царствие Божие, православная церковь этою одною чертою ясно определяет как высшее значение храма, так и достоинство добродетели храмоздания.

в) Все возражения против добродетели храмоздания не имеют никакого разумного основания. Злой дух нашего времени, вместе с другими основами нашей христианской жизни, подкапывается и под эту столь ясную и благотворную добродетель храмоздания. Говорят наши одичавшия чада церкви: «зачем такие траты на украшения храмов? Богу не нужно богатства; храм должен быть прост и только удобен и поместителен. Эти тысячи могут быть с большею пользою употреблены на школы и благотворительныя учреждения». Не смущайтесь, православные христиане, этими обидными для вас суждениями мнимо-образованных людей. Нам дал Господь на подобные случаи руководящее наставление в евангельском повествовании о поступке Марии, сестры воскрешенного Лазаря, помазавшей ноги Господа драгоценным миром, и суждение Иуды предателя об этой, по его мнению, напрасной трате. Иуда тоже сказал, что большая сумма, употребленная на миро, могла быть с пользою употреблена на нищих, только не прибавил другого назначения – на школы. Но св. евангелист Иоанн раскрыл также и побуждение благовидного советника: он был вор и крал деньги из ящика, в который опускали их добрые люди на нужды Господа и ходивших с Ним учеников Его (Иоан. 26. 4–6). Кто наш современный вор, дающий нам советы, подобные Иудиным, и говорящий устами людей мнимо образованных? – Это плоть, это чувственность, которую боготворит и которой служит наш век: ей жаль, что она не может ничем пользоваться из сумм, приносимых в жертву Богу. Но она известный тать, и нам легко заметить, как она обкрадывает все христианские добродетели. Она обкрадывает любовь к просвещению, о котором, по-видимому, радеет, располагая богатых людей вместо школ для общей пользы устроять для себя дворцы, вместо ученых людей платить изобретателям и устроителям всяких удобств и удовольствий; вместо полезных книг бросать громадныя суммы на игры и на модныя одежды, без смысла переменяемыя и без жалости бросаемыя. Она обкрадывает все духовныя расположения современного человека, приучая его в часы молитвы бежать на зрелища, в свободное для чтения и размышления время устроять веселыя собрания, вместо тихих семейных упражнений и удовольствий искать наслаждений там, где не стесняет совесть и не пристыжает наблюдательный взгляд строгаго христианина.

III. И только любовь к Богу, возбуждаемая и питаемая чистым служением Ему и жертвами во славу Его, есть верное средство для борьбы с плотию и источник истинной любви к ближним. Аминь. (Сост. по Ч. М. и слову Амвросия, архиеп. харьковскаго, см. Церк. Ведом., издав. при Св. Синоде за 1889 г. № 27).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Вам может быть интересно:

1. Слова и проповеди епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

2. Костромские поучения – Костромские поучения за 1900 год епископ Виссарион (Нечаев)

3. Слова и проповеди – Святые святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

4. Поучения на воскресные дни и похвальные слова на Богородичные праздники святитель Илия Минятий

5. Пролог в поучениях на каждый день года – Месяц Декабрь. 17-й день протоиерей Виктор Гурьев

6. Проповеди – 31. Слово на Новый год священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

7. Слова и речи – Слово в неделю православия митрополит Макарий (Булгаков)

8. Люди, ликуйте (Дивна Любоевич) святитель Николай Сербский

9. Слово в день святителя Николая. Верность святоотеческому учению как залог истинного духовного просвещения святитель Серафим (Соболев)

10. Слово о смерти. Слово о чувственном и о духовном видении духов святитель Игнатий (Брянчанинов)

Комментарии для сайта Cackle