Источник

Двенадцатый день.
Поуч. 2-ое. Св. Мелетий архиеп. Антиохийский.

(Стойте в вере!)

I. В четвертом веке распри и различные ереси возмущали спокойствие Церкви. В особенности распространилась ересь Ария, который отвергал единосущие Сына Божия с Богом Отцем. Отвергнутая и осужденная Никейским вселенским собором, эта ересь нашла однако же много последователей. Император греческий Констанций, один из сыновей Константина Великого, был склонен к арианству и преследовал епископов, несогласных с ним. Везде вражда, мщение и часто кровавыя распри заменили любовь и мир, завещанные Иисусом Христом.

Среди этих трудных обстоятельств воспоминаемый ныне св. Мелетий, родом из Армении, бывший епископом севастийским, был единодушно избран архиепископом в Антиохию. На это избрание согласились и ариане, которых в Антиохии было более, нежели православных. Они надеялись в новом архиепископе найти единомышленника себе, но вскоре убедились, что ошиблись в ожиданиях своих. Дней через тридцать после избрания своего Мелетий проповедывал в храме. Все присутствовавшие, православные и ариане, с нетерпением ожидали от него изложение веры его. Мелетий ясно исповедал православную веру, утвержденную Никейским, первым вселенским собором, – что Сын Божий единосущ и равен Богу Отцу, что Он не сотворен, но предвечно рожден от Отца и чрез Него все сотворено. Между слушателями Мелетия произошло сильное волнение. Раздались злобные крики ариан и радостные восклицания православных. Ариане увидали, что надежда их на Мелетия не оправдалась. И очень скоро, по проискам их, св. Мелетий был сослан в заточение. Несколько раз потом св. Мелетий возвращался в Антиохию и снова был удаляем, смотря по тому, кто был императором – защитник ли православия или покровитель ариан. В 378 году, при императоре Валенте, Мелетий возвратился в Антиохию из своей последней сылки. В 381 году св. Мелетий председательствовал на константинопольском, втором вселенском соборе, собранном при императоре Феодосии I против еретиков македониан, ложно учивших, что Дух Святый сотворен Богом Отцем чрез Сына. Собор утвердил православное учение, определив признавать Бога Духа Святого единосущным и равным Богу Отцу и Богу Сыну, со Отцем и Сыном споклоняемым и Славимым. Св. Мелетий скончался еще до окончания заседаний собора. Св. Григорий нисский пред лицем собора почтил его память похвальным словом, а св. Иоанн Златоуст сделал то же после, когда принял сан священства.

II. а) Братие, так поучает нас своею жизнию св. Мелетий, стойте в вере – твердо держитесь того учения, которое открыто нам в слове Божием, которое принесено с неба Спасителем нашим Христом и распространено Его апостолами. Все, что открыто в слове Божием, да будет для нас святою истиною, не допускающею никакого сомнения, колебания или недоумения. Пусть неверы проповедуют, что все образовалось самослучайно, что человек создан для одних чувственных наслаждений, что не будет ни вечности, ни суда Божия. Предоставим сынам погибельным мыслить себе на погибель мы же все вопросы о вере будем решать на основании и в духе слова Божия. Откуда мы? кто мы? для чего живем? что будет с нами? кто Бог наш? как нам вести себя в отношений к Нему? – все это ясно, просто, самым удовлетворяющим и успокаивающим образом решено в слове Божием, решено однажды навсегда, решено так, как нигде и никогда не может быть решено. Вот этого-то здравого учения и будем держаться и его противопоставлять всем новым и древним измышлениям ума человеческого. Утверждающим, что всюду и всем управляет случай, судьба, скажем, по учению Спасителя: ни одна птица не падет без воли Отца небеснаго; как же может без этой воли совершиться что-нибудь в жизни человека? – Противникам власти, проповедникам безначалия и произвола, скажем: несть власть, аще не от Бога, сущия же власти от Бога учинены суть. Проповедующим безнаказанность грехов, отвергающим вечные мучения напомним слова Спасителя о нераскаянных грешниках: и идут сии в муку вечную.

б) Веруя по православному, старайтесь руководиться этою верою в отношении к жизни. Пусть свет говорит: живи для себя, а мы скажем: как же я буду жить только для себя, когда мой Спаситель и Сам душу положил за всех, и мне велел любить ближняго до положения живота своего за него? – Пусть свет говорит: живи по своей воле, не порабощай своей свободы внешним заповедям и уставам; а мы скажем таким учителям: мне дарована свобода, но не на грех, а для свободного уклонения от греха, для свободного служения Богу, дарована мне свобода не за тем, чтобы я ею злоупотреблял, но чтобы пользовался ко благу души своей, – не для того, чтобы я смело, дерзновенно удовлетворял каждому влечению плоти своей, первому движению чувств своих, но чтобы свободно подавлял эти влечения и чувства. Ныне ни во что считают легкое приобретение, – страсть к наживе всяким способом сделалась обыкновенным явлением, у многих служит целию жизни, предметом всех дум и забот. Но верующему, чтобы понять всю гнусность подобной страсти, достаточно вспомнить слова апостола: имуще пищу и одеяние, сими довольни будем, – и слова Иоанна Крестителя, сказанные народу: кто имеет две одежды, одну подай неимущему. Значит, мы не только не имеет никакого права на неправедное присвоение чужой собственности, напротив обязаны свое последнее отдавать нуждающемуся. Мстительность ныне тоже не считается грехом, – это, говорят, защита чести своей. Но такие люди забывают, чему учил наш Спаситель: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас; аще тя кто ударит в десную твою ланиту, обрати, ему и другую.

III. Так противохристианским мнениям, взглядам, понятиям современных людей противопоставим строгий взгляд христианский-евангельский, а еще лучше самую жизнь, вполне соответствующую Евангелию, во всех случаях образ действования вполне христианский, – и мы устоим в вере, и вера наша будет живая, деятельная, угодная Богу вера. (Сост. по «Сборн. общеп. поуч.», свящ. П. Шумова, вып. 2-й, изд. 1892 г.).


Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. свящ. событиям воспоминаемым церковью и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации) : в 2 т. / Сост. по лучшим проповедническим образцам свящ. магистр Григорий Дьяченко. – Изд. 2-е пересмотр. и значительно доп. - Москва : Изд. книгопр. А.Д. Ступина, 1896-1897. / Т. 1: Первое полугодие (330 поучений). - 1896. - XLVIII, 548 c.; Т. 2: Второе полугодие (375 поучений). - 1897. - XXXII, 795 с.

Комментарии для сайта Cackle