протоиерей Григорий Дьяченко

Двенадцатый день.
Поуч. 1-ое. Св. Алексий, митрополит Московский.

(Уроки из его жизни).

I. Св. Алексий, митрополит московский, ныне прославляемый, к высокому званию пастырского служения своего еще от юных лет был призван чудесным образом и, как избранный сосуд благодати, приготовляем был продолжительною строго подвижническою жизнию к своему великому предназначению. Он родился в Москве в 1293 г. от благородных родителей – Феодора и Марии и при крещении наречен Елевферием. Однажды отрок Елевферий разставил в поле сети для ловления птиц; наблюдая за ними, он задремал и услышал голос: Алексий! что напрасно трудишься? будешь человеки ловящь! По действию предваряющей благодати, коснувшейся юного сердца, Елевферий тотчас почувствовал силу этого призвания: наконец, на 20-м году своей жизни, поступил в московский Богоявленский монастырь и получил еще в детстве преднареченное ему имя: Алексий. После строгаго подвижнического уединения, продолжавшегося 20 лет, св. Алексий был призван митрополитом к управлению церковными делами в звании наместника митрополита, а чрез 12 лет избран епископом владимирским.

В 1353 году от губительной язвы, известной под именем черной смерти, умер митрополит московский Феогност и вскоре затем скончался и вел. кн. Симеон Иоаннович; тот и другой предсмертным завещанием назначили на московскую кафедру св. Алексия, который и был посвящен в этот сан константинопольским патриархом Филофеем.

Вступив на митрополию, св. Алексий был истинным ангелом хранителем и утешителем России: он был миротворцем князей, ссорившихся за свои уделы, для всех пастырем и наставником, питателем вдов, отцем сирот, утешителем плачущих, исправителем священных книг, словом светильником веры и благочестия. Святость его жития, засвидетельствованная от Бога пред соотечественниками в совершаемых им чудесах, не скрылась и от иноплеменников, не веровавших во Христа.

Когда у татарского хана заболела и ослепла жена Тайдула, хан писал в. князю: «слышали мы, что есть у вас служитель Божий, который, о чем ни помолится, будет услышан Богом. Отпустите его к нам». Св. Алексий, при крепкой своей вере в Бога и надежде на Его всесильную помощь, не усомнился отправиться по этому приглашению и, при гробе св. Петра получив подкрепление своей веры в чудесно зажегшейся свече, он с частию этой свечи прибыл в столицу хана и молитвою своею исцелил болящую, возвратив ей зрение.

Но сколько крепка была его вера, когда он отправился к иноплеменникам на зов болящей, столько же велика была его любовь к отечеству, когда он скоро после того решился в другой раз отправиться в орду в качестве ходатая за Россию пред новым свирепым ханом, грозившим опустошением нашего отечества. Оба эти путешествия были весьма благотворны для нашего отечества: они не только предотвратили от него много бедствий, но еще доставили церкви и отечеству много льготы. До 86 лет св. Алексий был светильником церкви православной и скончался 12-го февраля 1378 года, прославленный от Бога нетлением мощей его, которые почивают в московском Чудове монастыре, основанном самим святителем.

В заключение краткого очерка жизни святителя Алексия выслушаем его наставление о церковном общении, вышедшее некогда из богоглаголивых уст сего святителя. «Приходите к иерею, отцу духовному, говорит св. Алексий, с покаянием и слезами. Отвергните от себя всякие дела злыя и не возвращайтесь к ним. Истинное покаяние в том и состоит, чтобы возненавидеть свои прежние грехи; к церковной службе будьте поспешны: не говорите: отпоем себе дома. Такая молитва не может иметь никакого успеха без церковной молитвы. Как храмина без огня от одного дыма не может согреться: так и та молитва без церковной... Имейте знамение Христово в душах ваших. Григорий Богослов пишет: не легко украсть овцу, на которой положен знак. Знак же для овец стада Божия есть приобщение тела и крови Христовой. Вы, дети, как овцы словесного стада не пропускайте ни одного поста, не возобновив на себе сего знамения, но будьте причастниками тела и крови Христовой». (Пастыр. послан.).

II. Приложим к себе душеспасительные уроки, которыми так богата жизнь святителя Алексия.

а) Научимся из его жизни, во-первых, той истине, что никому нельзя быть учителем церкви, если на это нет изволения Божия и церковного благословения. Святитель Алексий в детстве таинственным голосом был призван в ловцы человеков, каким и был на самом деле. Между тем многие без всякого призвания Божия, как например расколоучители, делаются самозванными учителями, погубляя себя и тех, кто их слушает и признает.

Многие самопоставленные учители умножают толки лжеучений; а неразсудительные последователи умножают лжеучителей. Встречаясь с теми и другими, припоминайте, братия, для себя и для них, предостережение апостольское, столь бедствевно ими пренебреженное: не мнози учители бывайте, ведяще, яко большее осуждение приимем.

Помните, что положи Бог в церкви первее апостолов, второе пророков, третие учителей. И никтоже сам себе приемлет честь, но званный от Бога, якоже и Аарон (Евр. IV, 4), по богопреданному чину. Только званные Богом учители верно приводят к Богу.

б) Мы слышали, далее, братия, как святитель Алексий советовал христианам не уклоняться от общих церковных молитв, в которых не только изливается обильно благодать Божия на собравшихся во имя И. Христа всех Его истинных последователей, но и подается сверх сего великая помощь от взаимных друг за друга молитв.

Св. ап. Павел пишет: «молитеся за нас» (Евр. XIII, 18). «Подумайте, кто это просит себе молитвы других: – Павел, который некогда с своим сотрудником Силою в темнице Филиппийской совершал молитвенное Богу славословие с такою духовною силою, что внезапу трус бысть велий, яко поколебатися основанию темничному: отверзошася же абие двери вся, и всем юзы ослабеша (Деян. XVI, 25, 26), Павел, который объятием сострадательной любви и молитвы воскресил Евтиха, – Павел, которого молитве даровал Бог вдруг двести семьдесят шесть душ сопутников его в плавании, готовых погибнуть от кораблекрушения, – Павел, которого Сам Господь нарек избранным сосудом благодати Своея, и который сам о себе говорил: вся могу о укрепляющем мя Иисусе Христе (Фил. IV, 13). И несмотря на все сие этот великий апостол просит себе помощи молитвенной, и от кого просит? – Не от каких-либо избранных, крепких молитвенников, но от всех христиан без разбора, не исключая и последняго мирянина. Что-ж такое делает святый Павел? – Да, что он делает, то достойно глубокого внимания нашего, и, если будем внимателъны, может подать нам немаловажныя наставления.

Пример апостола должен вразумить нас, христиане, как настоятельна потребность взаимной друг о друге молитвы, и наипаче общественной, когда и этот столь крепкий подвижник признает для себя нужду сей духовной помощи; – как дерзко было бы опираться на силу одной собственной молитвы, хотя бы кто в ней уже имел некоторые опыты, и достиг некоторых успехов, когда на собственную молитву не дерзает положиться муж облагодатствованный столь необыкновенно и чудесно». (См. Слово в день святит. Алексия, Филарета, митрополита московскаго).

в) Затем, пример святителя Алексия, собственноручно исправлявшаго многочисленныя ошибки, вкравшияся от неграмотности переписчиков в Св. Евангелие, служит сильным укором мнимым старообрядцам, отделяющимся от единства с православною церковию из-за исправления богослужебных книг.

В дивном прославлении святителя Алексия и других прежде и после него бывших иерархов церкви российской какое торжественное обличение глаголемым старообрядцам, чуждающимся иерархии православной, по поводу исправления богослужебных книг! Св. Алексий сам занимался сличением славянского перевода Нового Завета с греческим, делал в нем исправления, и памятником его труда сохранилось его подлинное рукописание на принадлежавшем ему новом завете... Если бы дело исправления богослужебных книг было такою тяжкою виною, что оно, по суемудрому понятию расколоучителей, могло служить причиною прекращения благодати священства в церкви, то как св. Алексий мог быть еще при жизни облагодатствован Богом и при смерти прославлен нетлением и многими чудотворениями от гроба его?..

г) Наконец, пример святителя Алексия, митрополита московскаго, да научит нас, братие, той истине, что кто имеет веру хотя такую, как зерно горчичное, кто с верою просит того, что служит ко спасению, тот никогда не будет посрамлен в своей молитве, как не был посрамлен в своей молитве, проникнутой живой и глубокой верою, святитель Алексий, отправляющийся в орду для исцеления от слепоты жены хана.

Господь сказал: аще имате веру, яко зерно горушно, речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет (Мф. 17, 20). Знамения веровавшим сия последуют: именем Моим бесы ижденут; языки возглаголют новы; змия возмут, аще и что смертно испиют, не вредит их: на недужныя руки возложат, и здравы будут (Марк. 16, 17–18). Читаем историю жизни святых и видим, что все это оправдано самим делом. Речете горе сей: прейди отсюду тамо, и прейдет: и действительно, горы двигались по молитвенному слову преп. Марка и св. Григория, епископа Неокесарийского (Чет.-мин. апр. 5 и нояб. 17). Именем Моим бесы ижденут, – и бесы не только изгоняемы были святыми, но даже служили им (Чет.-мин. авг. 10). Языки возглаголют новы: преп. Пахомий не знал греческого языка, но помолился и стал понимать инока-грека, пришедшаго посетить его, и отвечать ему на греческом языке (там же мая 15); а преп. Ор читал не учившись читать (Чет.-мин. авг. 7). Змия возмут: св. мученица Ирина брошена была в ров, наполненный змиями; но не только ничего не потерпела от них, напротив, они издохли от одного ее присутствия во рве (Чет.-мин. мая 5). Аще что и смертно испиют, не вредит их: св. мученик Михаил, по приказанию мучителя, выпил яд и остался цел, тогда как тот же яд, выпитый одним преступником, осужденным на смертную казнь, тотчас лишил его жизни (Чет.-мин. июн. 9). На недужныя руки возложат, и здрави будут: препод. Пафнутий Боровский устроил церковь; один иконописец, по имени Дионисий, работавший для этой церкви, сильно занемог ногами и должен был оставить работу, но св. Пафнутий только сказал ему: «примись-ка, Дионисий, за дело: Бог тебя благословит; Матерь Божия даст тебе здоровье», и больной Дионисий тотчас же принялся за работу, и его болезни как не бывало (Чет.-мин. мая 5).

III. Да возбудят же эти примеры у нас, молитвами святителя Алексия, живую веру в помощь Божию. (Священник Г. Дьяченко).



Источник: Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года применительно к житиям святых, праздникам и др. священ. событиям, воспоминаемым Церковию, и приспособленных к живому проповедническому слову (импровизации). Составил по лучшим проповедническим образцам /Священник Григорий Дьяченко/. В двух томах. - /Второе пересмотренное и значительно дополненное издание/. - М.: Издание книгопродавца А. Д. Ступина, 1897. Электронный источник: Слово пастыря

Вам может быть интересно:

1. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года – Первый день. протоиерей Григорий Дьяченко

2. Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года – Первый день. протоиерей Григорий Дьяченко

3. Проповеди и молитвы – ЧАСТЬ ВТОРАЯ (1914–1934) митрополит Трифон (Туркестанов)

4. Слова и проповеди епископ Митрофан (Зноско-Боровский)

5. Проповеди – Том I святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

6. Проповеди игумен Никон (Воробьев)

7. Слова и проповеди – Пост и Пасха святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

8. Проповеди – Триодь постная (часть III) Антоний, митрополит Су́рожский

9. Проповеди – Том II святитель Лука (Войно-Ясенецкий)

10. Слова и проповеди – Святые святитель Иоанн (Максимович), архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский

Комментарии для сайта Cackle