Азбука веры Православная библиотека святитель Григорий Великий (Двоеслов) О тщете страданий, какие претерпевают находящиеся вне общения с Церковью, и в защищение 5-го Вселенского собора

О тщете страданий, какие претерпевают находящиеся вне общения с церковью, и в защищение 5-го Вселенского собора

Аннотация Источник

Аннотация АВ

В письме «О тщете страданий, какие претерпевают находящиеся вне общения с Церковью, и в защищение 5-го Вселенского собора» свт. Григорий Великий (Двоеслов) говорит о том, что страдания, не связанные с правдой, не принесут спасения, ссылаясь на слова святого Киприана о том, что истинное мученичество определяется не страданиями, а причиной, стоящей за ними.

Святитель предостерегает от гордости и упрямства, призывая к возвращению в лоно Церкви через правую веру. Он защищает решения 5-го Вселенский собор, которые не изменили православную веру, а лишь осудили отдельных лиц, чьи учения противоречили истине.

Свт. Григорий также объясняет, что бедствия, постигшие Италию после собора, не следует воспринимать как наказание за его решения, поскольку Господь наказывает тех, кого любит, и страдания могут быть знаком Божественной любви.

Письмо ваше я принял с благодарностию; но я еще более возрадуюсь, если удостоюсь слышать о вашем обращении. Письмо ваше начинается жалобою на тяжесть гонений, претерпеваемых вами; но поскольку вы страдаете не за правду, то ваше страдание не послужит вам во спасение, потому что нельзя ожидать вознаграждения за незаконное дело, ибо вам должны быть известны слова Киприана, который говорит, что мученичество составляют не мучения, а причина мучений. Посему вам не следует хвалиться тем гонением, за которое вы не получите вечного воздаяния. Вам должно, люб. братия, возвратиться чрез правую веру к родившей вас матери-Церкви; от единства союза вас не должны отторгать никакие помыслы, и никакое убеждение не должно совращать вас с пути истины, потому что собор, бывший по случаю трех сочинений (Феодора Мопсуетского, Феодорита Кирского и Ивы), ни мало не поколебал и не изменил веры; на нем, как и самим вам известно, было рассуждаемо только о некоторых лицах; и одно лице по правде осуждено, потому что сочинения его явно противны православной вере.

Что касается до того обстоятельства, что Италия со времени собора сего более всех стран начала бедствовать, то сего не ставьте ей в вину, потому что в Писании говорится: егоже любит Господь, наказует, биет же всякого сына, егоже приемлет (Евр.12: 6). Из сих слов можно заключить, что с того времени, как она начала бедствовать, Господь ее избрал и возлюбил; а посему по бедствиям сим не следует ее порочить. Так, вскоре после того, как достопочтенный папа Вигилий осудил Феодору – царицу и Акефалитов, на Рим напали неприятели и пленили его; но могли ли Акефалиты утверждать, что они неправильно осуждены, потому что после осуждения их город постигли такие бедствия? Нимало! Так судить несвойственно ни вам, никому, кто только знаком с таинствами православной веры. Посему, оставьте эти суждения.

Чтобы успокоить вас касательно трех сочинений, я рассудил лучше послать к вам сочинение об них блаженной памяти предместника моего, папы Пелагия. Если вы, оставя усилие защищаться, с чистым и трезвенным сердцем будете читать это сочинение; то я уверен, что соединитесь с нами; но если, и по прочтении его не захотите оставить того мнения, в каком теперь стоите; то сим докажете одно свое упрямство, а не ум. Но поскольку осуждение означенных трех сочинений нимало не повредило чистоты веры, то я, соболезнуя о вас, умоляю вас, любезные братия, отложить гордость ума, и немедленно обратиться к матери вашей – Церкви, которая ежедневно ожидает и приглашает вас. (Кн 2. Пис. 51).


Источник: Григорий Великий (Двоеслов), святитель. О тщете страданий, какие претерпевают находящиеся вне общения с церковью, и в защищение 5-го Вселенского собора // Воскресное чтение. 1858. № 6. С. 53-54.

Ошибка? Выделение + кнопка!
Если заметили ошибку, выделите текст и нажмите кнопку 'Сообщить об ошибке' или Ctrl+Enter.
Комментарии для сайта Cackle