святитель Григорий Палама

Омилия XXVII118.

И эта омилия была произнесена во время жатвы; в ней же говорится и о имеющей для нас быть духовной жатве

«Слово, еже глаголах, то судит ему», говорит Господь в Евангелиях (Ин.12:48). Это слово и мы вам возвещаем, братие. Поэтому пусть никто не принимает его в слух так, как если бы это было нечто тающее в воздухе, но да приемлет его, как что-то пребывающее и имеющее даровать спасение тем, которые своими делами свидетельствуют о своей вере; для отвергающих же (сие слово) и своими поступками являющих противное сему, оно послужит в обличение их на оном будущем судище. Итак, как каждый из нас обладаете домом и родственниками, а, возможно, и виноградом, еще же и стадом, а также деньгами и различным имуществом, так Бог, по Своему человеколюбию, считает нас в отношении Себя за все вышепомянутое119. – "Божий дом есмы, – говорит Апостол, – аще дерзновение и похвалу упования даже до конца известно удержим» (Евр.3:6); «дерзновением» обозначив благочестие, а «похвалой упования» – богоугодную жизнь, как и Бог сказал чрез Пророка: «Будите святи, яко свят есмь Аз» (Лев.11:44). И Иоанн возлюбленный Христу являет, говоря: «Не у явися, что будем: вемы же, яко, егда явится, подобны Ему будем; и всяк имеяй надежду сию, очищает себе, якоже Он чист есть» (1Ин.3:2–3). Итак, мы являемся и пребываем быть домом Говорящего: «Вселюся в них, и буду им Бог» (2Кор.6:16), – если при благочестии будем иметь чистую жизнь. Если же будем жить греховно и без покаяния, то услышим от Него: «Се оставляется дом ваш пуст" (Мф.23:38); и мы будем оставлены, – скажу опять словами Писания, – «яко куща в винограде, и яко овощное хранилище в вертограде» (Ис.1:8), которые, когда пройдет время нужды в них, не имеют в себе ничего ценного.

А то, что Господь считает нас Своими родными, это Он Сам говорит: «Иже аще сотворит волю Отца Моего, Иже есть на небесех, сей брат Мой и сестра моя и мати ми есть" (Мф.12:49). Видите ли, чем приобретается это высочайшее родство? – Богоугодным образом жизни, жизнью в добродетелях, поведением отвечающим Божественным заповедям; потому что это-то и является волею Высочайшего Отца. Не творящий же волю Высочайшего и Небесного Отца настолько отстоит от родственности с Ним, что даже с противником Божиим приобретает родственную связь; посему Господь и сказал Иудеям: «Вы отца вашего диавола есте, и похоти его хощете творити» (Ин.8:44). Когда же те возразили Ему, что они – чада Авраама, Он им опять сказал: «Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Ин.8:39). Виноградом же Господа Саваофа является «Дом Израилев», как говорит Исаия (Ис.5:7), т.е. все знающие благочестие. Но виноград этот тогда пользуется заботой и попечением, когда приносит богоугодный плод; если же вместо виноградных гроздьев приносит тернии, т.е. – жала смерти, чем являются грехи, то оставляется вне заботы и предоставляется в попрание, воистину, зверям и злым бесам, и предается огню на сожжение; почему и Господь, говоря Своим Ученикам: «Аз есмь Лоза, вы рождие, Отец Мой Делатель есть», присовокупил: «Всяку розгу о Мне творящую плод, потребит ю, да и множайший плод принесет; не творящая же плода извержется вон, якоже розга, и изсышет и собирают ю, и во огнь влагают, и сгарает» (Ин.15:1–6). А то, что Он, Сотворивши нас, считает нас за паству Свою, это Он сказал Корифею Корифеев Апостольского лика: «Петре, любишя ли Мя? – Паси агнцы Моя, паси овцы Моя" (Ин.21:15–18); потому что все мы, как овцы заблудились, и как драхма затерялись, выпав из Владычни руки. Но пришел Добрый Пастырь, Владыка природы; взыскал, нашел, спас, неизреченным образом соединил с Собою.

Последуем же, братие, за Добрым Пастырем Христом, вводящим в пастбища и ограды вечной жизни. Сохраним, чрез добродетели, образ и подобие в отношении Его, чтобы нам не отпасть от жизненосной руки. Принесем плод Ему в добрых делах, чтобы нам быть виноградом Господа Саваофа и новосаждением возлюбленным Ему. Сотворим волю Божию благую, приятную и совершенную, чтобы нам обогатиться имением Его Отцем нашим. Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, чтобы нам устроить себя домом Божиим, Который не только как виноград и дом, но и как ниву и засеянную пашню имея род наш, "уподобися, говорит, царство небесное человеку сеявшу доброе семя на селе своем; спящим же человеком, прииде враг его, и всея плевелы посреде пшеницы, и отъиде» (Мф.13:25). Не несвоевременно слово привело на середину сию притчу: потому что, благодаря ей, мы можем отдать долг и исполнить обещание, которое мы дали вашей любви в предшествующей беседе. Потому что уча вас об умственной и духовной жатве, я сказал и показал, что жателями оной духовной жатвы, которая выражается в переносе из безверия в веру, являются священные Апостолы и их преемники и сущие даже до нашего времени в поколениях учители благочестия; и – о умственной жатве, которая выражается в преставлении каждого из нас из здешнего мира в будущую жизнь, жателями которой являются святые Божии Ангелы, имеющие большие прерогативы, чем Апостолы, потому что после жатвы, они отбирают и отделяют, с одной стороны – добрых, с другой стороны – дурных; и благих посылают в царство Божие, а дурных отбрасывают в геенну огненную. Итак, хотя и об этом я также говорил, но не доказал, но я обещал, когда Бог предоставит время и повод, представить аргументацию, которая довлеюще была бы представлена на основании этой Господней притчи; ибо Он сказал (в продолжение притчи): «Видевши раби Господина плевелы на селе, реша Ему: хощеши ли убо, да шедше исплевем я? Он же рече: ни: да не когда восторгающе плевелы, восторгаете купно с ними и пшеницу; во время жатвы реку жателем: соберите первее плевелы, и свяжите их в снопы, яко сожещи я: а пшеницу соберите в житницу Мою» (Мф.13:27–30).

Плевелами, как Господь и сказал, являются сыны лукавого; потому что на основании подобия дел нося характерные черты его, они становятся семенем его и усыновленными ему. Время жатвы это – кончина века сего; ибо хотя она и раньше началась и ныне совершается путем (индивидуальной) смерти, но тогда все придет к концу. Жатели же это – Ангелы; потому что они являются, и особенно тогда будут явлены, служителями Небесного Царя. "Якоже убо, – говорит Он, – собирают плевелы, и огнем сожигают: тако будет в скончание века сего. Послет Сын Человеческий», – Он же является и Сыном Высочайшего Отца, – «послет убо Он Ангелы Своя, и соберут от царствия Его вся соблазны» (Мф.13:40–41). Потому что Господь наш Иисус Христос, как Бог является Владыкою всего и Царем неба и земли и тех, которые – на небе; а как человек, ставший им ради нас, чрез крест низложивший поработившего, путем обмана, наш род, искупив же нас Собою (δι εαυτοῦ), и приведя Своему Родителю, Своим царством имеет человеческий род, особенно же – собранную из всех народов – Священную Церковь. Итак, пошлет Он Ангелов Своих, и соберут из царства Его все соблазны и делающих беззаконие, т.е. еретиков и тех, которые не отступили от грехов и не покаялись; потому что всякий грех является беззаконием; итак, собрав их, ввергнут их в пещь огненную, идеже будет плач и скрежет зубов. Видите ли, братие, жатву и отделение воистину весьма, весьма страшное и ужасное?! Истину же мы сказали, говоря, что Ангелы являются жателями оной жатвы и обладают большими прерогативами, чем Апостолы. Итак, видя рабы Господина, т.е. Ангелы Божии, плевелы на поле, т.е. нечестивых и дурных людей проживающих среди добрых и среди Церкви Христовой, и живущих вместе с ними, сказали Господу: «Хочешь ли, мы пойдем, выберем их?» т.е. смертью восхитим их с земли? Господин же сказал им: «Нет; чтобы выбирая плевелы, вы не выдергали вместе с ними пшеницы».

Но каким образом могло бы им приключиться, что выбирая плевелы и исторгая путем смерти дурных и отделяя от праведных, они могли бы выдернуть и пшеницу, т.е. добрых из числа людей? – Многие из нечестивых и грешников, живя вместе с живущими благочестиво и праведно, иногда со временем обращаются к покаянию и научаются благочестию и добродетели, и вместо плевелов становятся пшеницей; и таким образом случается, что в выбирании плевелов вместе с ними выдернут и пшеницу, если они будут исторгнуты Ангелами прежде, чем успеют покаяться. И с другой стороны, многие, будучи дурными, рождали детей или внуков доброго душевного устроения; посему Знающий все прежде сбытия не допустил прежде времени исторгнуть плевелы. «Во время же жатвы», говорит, «скажу жнецам: соберите прежде плевелы, и свяжите их в связки, чтобы сжечь их; а пшеницу уберите в житницу Мою». Но это совершенно гармонирует с тем, что Господь говорит в иной притче; именно: «Вшед царь видети возлежащих, виде ту человека не оболчена в одеяние брачное: и глагола ему: друже, како вшел еси семо не имый одеяние брачное? – он же умолча. Тогда рече царь слугам: связавше ему руце и нозе, возмите его и вверзите во тму кромешную: ту будет плачь и скрежет зубом» (Мф.22:11–13). Ибо как там вместе с добрыми семенами были и плевелы, так здесь вместе с одеянными в добрые дела, как бы в брачную одежду, совозлежал несший на себе запятненную и позорную одежду греха; и как там Господь заповедует сначала собрать плевелы, и потом бросить их в оный огонь, так и здесь, говоря сначала: «связавше ему руки и ноги», затем говорит: «бросьте во тьму внешнюю»; и присовокупил то, что и там сказал, именно, что: «там будет плач и скрежет зубов», – потому что тьма внешняя является тем же самым, что и геенна огненная. Но почему это мрачное место называется местом не внутренней, но внешней тьмы? – Светом невечерним и истинным и присносущным, в котором ныне находятся духи праведных, а тогда Святые будут находиться и вместе со своими телами, – является Бог: потому что Он – Солнце Правды; но и теперь живущие в нечистоте и неправде находятся вне Этого Солнца и испускаемого Им света, но здесь они имеют надежду на покаяние, и живут, наслаждаясь ныне чувственным светом и имеют утешение, которое доставляют иные творения Божии, как это человеколюбиво допускает Бог и великодушно ожидает их исправления. Но те, кто не покаялись здесь, тогда лишившись Божиего терпения и милосердия Его к ним и того наслаждения, которое имели от чувственных творений Божиих, и таким образом еще более став далекими от Бога и самой надежды лишившись, будут преданы вечной муке.

Итак, сущие ныне вне оного истинного Света, еще более вне его, как мы сказали, будут тогда, и будут преданы тьме, находящейся вне оного Света, и безутешной скорби и тесноте, как и Апостол говорит: «Благость Божия на покаяние тя ведет; по жестокости же твоей и непокаянному сердцу, собиравши себе гнев в день гнева и откровения праведнаго суда Божия» (Рим.2:4–5). Пред гневом же Божиим кто постоит? Кто выдержит тогда испытание и оный стыд, который Господь нам показал в Евангелии чрез притчу, говоря оному, который как бы был облечен в безобразную одежду греха: «Как ты вошел сюда не в брачной одежде, не в благодатном наряде добродетели?» Но тот молчал, не смея раскрыть рта. Кто выдержит вынесенный с гневом Божий приговор и ревностный порыв Ангелов привести его в исполнение, схватывающих осужденного из среды праведников и отделяющих его, как плевелы от пшеницы, и немилосердно связывающих и бросающих, увы, в геенну! Кто вынесет кромешный и на веки безпросветный оный мрак, непрестанное и безутешное, вследствие весьма сильного плача, смятение, и скрежет и щелкание зубов? непрестанное и невыносимое страдание от жжения неугасающего огня? какой же это оный огонь, который касается и тел и душ, как находящихся в телах, так и сущих без тела, терзая их и вместе с тем удерживая их в безсмертии? огонь, которым и наш (земной) огонь разрушится, как написано: «Стихии же сжигаеми разорятся» (2Пет.3:10). Какое же великое прибавление к страданию заключается в том, что оно не предвидит освобождения? Что сказать о том, чтоб даже не видеть той бездны зла, в которую повержены, потому что тот огонь не светит! Эта же жатва является тем же, что и оное гумно, которое Христос очистит, имея в руках лопату для веяния, как явил Предтеча Его и Креститель, – и соберет пшеницу в житницу Свою, а солому сожжет огнем неугасимым (Мф.3:12): ибо лопатой, сущей в руках Христовых, Креститель назвал Ангельские Силы; лопата же это – веялка (для очищения зерна).

Итак, как она, будучи в руках земледельца, движется туда и как бы пожелал это земледелец, так и Ангелы, будучи в руках и во власти Господа нашего Иисуса Христа, движутся куда бы и как Он пожелал бы это и исполняют Его волю. Но то, что в оной жатве Он назвал «полем», здесь Предтеча назвал «гумном»: потому что на гумне происходит распределение всего собранного на поле. То что там Он представил как выбирание плевелов, здесь (Предтеча) назвал очищением гумна. Здесь плевелы он назвал «соломой», ибо и плевелы, как легкие и не заключающие в себе плода, ветер уносит вместе с соломой. Но возможно, что здесь под выражением «солома» имеется ввиду и нечто большее, потому что не только те, которые являются вредными для добрых соседей, как плевелы для тех колосьев пшеницы, с которыми смешались корнями, но – и те, которые хотя и не вредны для других, но не устойчивы и вследствие своего безплодия сами по себе безплодны, – также достойны суть огня. Там, вот, – «пещь огненная», а здесь – «огнем неугасаемым» он назвал, показывая, что нескончаемым является оное будущее и пребывающее мучение (или «наказание») для тех, которые, вследствие бездеятельности в совершении добродетели и вследствие страстной и греховной жизни уподобились соломе и плевелам. И то, что Предтеча здесь назвал «житницей», то там Христос обозначил как «царство Божие»; ибо говорит: «Тогда праведницы просветятся яко солнце, в царствии Отца их». Почему же Он не сказал: «в царстве Божием», но – «в царстве Отца их»? – Для того, чтобы показать, что сначала человек должен стать сыном Божиим и достойным назвать Бога Отцем, и тогда справедливо становится затем наследником царства Его. Каким же образом человек становится сыном Божиим? – Уподоблением в делах; почему и Господь говорит в ответ Иудеям, говорящим, что «мы дети Авраама»: – «Аще чада Авраамля бысте были, дела Авраамля бысте творили» (Ин. 8:39). И когда те в ответ сказали: «Мы единаго Отца имамы – Бога» (Ин. 8:41), то Он сказал им: «Аще Бог Отец ваш бы был, любили бысте убо Мене: Аз бо от Бога изыдох, и приидох» (Ин. 8:42); «вы отца вашего диавола есте, и похоти его хощете творити» (Ин. 8:44).

Видите, каким образом человек, вследствие дурных вожделений и дел, становится сыном диавола, и таким образом бывает наследником вечного огня? Так и (напротив), чрез добрые побуждения и дела, человек уподобляется Богу и становится сыном Его и бывает наследником царства Его. И являя, что уподобление Богу состоит в добродетели, Господь говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга: якоже Аз возлюбих вы, да и вы любите друг друга» (Ин.13:34); «Аще убо Аз умых ваши нозе, Господь и Учитель, и вы должни есте друг другу умывати нозе. Образ бо дах вам, да якоже Аз сотворих вам, и вы творите» (Ин.13:14–15). И: – «Научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем: и обрящете покой душам вашим» (Мф.11:29). И: – «Будите милосерди, якоже и Отец ваш милосерд есть» (Лк.6:36). И: – «Любите враги ваша, и благотворите, и взаим дайте ничесоже чающе: и будет мзда ваша многа, и будете сынове Вышняго: яко Той благ есть на неблагодарныя и злыя» (Лк.6:35). Итак, тот кто имеет подобие в отношении Бога, вследствие любви и прочих добродетелей, тот, чрез дела, обогатившись тем, что Бога возъимел Отцем, станет наследником Отеческого царства; а тот, кто лишится его, не просто потеряет его, но и предается беспросветной тьме и огню120, невыносимо и нескончаемо палящему. Следовательно, тот, кто желает избавиться от этой бесконечной муки, и стать наследником присносущного Божиего Царства, пусть не будет плевелами, дурным и вредным семенем, так чтобы приносить общий вред для тел и душ ближних, ненавистным Богу, представленным как пример дурных дел и мыслей; пусть он не будет тростником и соломой, таким легким, чтобы быть легко носиму туда и сюда веяниями и приложениями злого духа, до такой степени непригодным, чтобы быть отданным в пищу бессловесных страстей и демонов; но пусть он будет пшеницей, удерживаясь от всяких непотребных дел и слов, и соделывая противоположное сему – добродетели и принося плоды покаяния: ибо таким образом он будет достойным небесной житницы и наречется сыном небесного Высочайшего Отца, и, как наследник, радуясь внидет в царство Его, осияваемый Божественной славой, которую да будет всем нам получить благодатию и человеколюбием Господа нашего Иисуса Христу Которому подобает слава со Безначальным Его Отцем и Пресвятым и Благим и Животворящим Духом ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

* * *

118

PG.151:341–353. Homilia XXVII. Dicta etiam tempore messis; ubi et de futura nobis messe spirituali

119

Т.е. – Бог считает нас Своим достоянием, Своими родными.

120

Слово «огню» почерпнуто нами из латинского перевода; несомненно оно случайно пропущено в греческом оригинале.


Источник: Текст приводится по изданию (в переводе на современную орфографию): /Григорий Палама/. Беседы (омилии) святителя Григория Паламы. Часть 1. Перевел с греч. архим. Амвросий (Погодин). – М.: Паломник, 1993 (репр. переизд.: Монреаль: Изд. Братства преп. Иова Почаевского, 1965).

Комментарии для сайта Cackle