священномученик Гурий (Степанов)

(03.10.1880–01.11.1937)

Догматическое богословие

История религий

Миссия

Сравнительное религиоведение

священномученик Гурий (Степанов)
священномученик Гурий (Степанов)

Архиепископ Суздальский, викарий Владимирской епархии. Духовный писатель, лингвист-монголовед. Доктор церковной истории. Принял мученическую кончину в 1937 году.

Биография

В миру Алексе́й Ива́нович Степа́нов. Из семьи отставного унтер-офицера.

В 1893 году окончил Чебоксарское городское училище. В 1896 году окончил Чебоксарское духовное училище, в 1902 году окончил Казанскую духовную семинарию.

16 апреля 1905 года пострижен в монашество с именем Гурий в честь свт. Гурия Казанского. 24 июня рукоположен во диакона, 26 марта 1906 года – во иерея.

В 1906 году окончил Казанскую духовную академию со степенью кандидата богословия с правом преподавания в семинарии и с правом получения степени магистр богословия без нового устного испытания. Был лучшим студентом на курсе, его кандидатская работа «Буддизм и христианство в их учении о спасении» была признана соответствующей по научному уровню магистерской диссертации и удостоена студенческой Макарьевской премии.

По специальным предметам монгольского отдела приобрёл настолько блестящие познания, что по окончании КазДА без дополнительной подготовки был допущен к преподаванию этих предметов студентам академии.

Магистр богословия (1909). Доктор церковной истории (1916; тема диссертации: «Очерки по истории распространения христианства среди монгольских племён»).

В 1906–1909 годы – и.д. доцента по кафедре калмыцкого языка Казанской духовной академии.

В 1909–1910 годы – стажировался в Санкт-Петербурге.

С 29 сентября 1910 года – экстраординарный профессор Казанской духовной академии.

С 1912 года – архимандрит, инспектор Казанской духовной академии.

С 22 сентября 1912 года, одновременно, временный преподаватель миссионерских предметов на миссионерских курсах.

С 1916 года – ординарный профессор Казанской духовной академии по кафедре миссионерских предметов. Автор трудов по буддизму.

Архимандрит Гурий пользовался среди учащихся большим авторитетом, его называли душой казанского академического иночества. В своей квартире архимандрит Гурий устраивал ученые собрания, на которых преподаватели и студенты обменивались мнениями по разным вопросам, в том числе и политическим. Избирался членом Совета Казанского отдела Русского собрания.

Член Священного Собора Русской Православной Церкви 1917–1918 годов по избранию от монашествующих.

В июле/августе 1919 года назначен управляющим Московского Сретенского монастыря, а впоследствии становится его настоятелем.

В октябре начались первые аресты насельников обители. Архимандрит Гурий был арестован 3 октября и помещён в Бутырскую тюрьму.

В 1920 году – архимандрит Московского Покровского миссионерского монастыря.

8 февраля 1920 года хиротонисан во епископа Алатырского, викария Симбирской епархии. При этом он оставался в Москве и до 2 апреля управлял Сретенским монастырём, а позже московским Покровским монастырем. Священнослужители Москвы в это время при совершении служб в разных храмах должны были уведомлять об этом организационно-учетный отдел Моссовета.

27 июня 1920 года арестован вместе с епископом Феодором (Поздеевским) в связи с тем, что при проведении обыска в монастыре у его ворот собралась толпа. Приговорён к заключению в лагере до конца гражданской войны, по амнистии этот приговор был заменён тюремным заключением на 5 лет. Находился в заключении в Бутырской и Таганской тюрьмах. 24 марта 1922 года освобождён.

В 1922–1923 годах проживал в Москве без права выезда, управлял Покровским монастырём, входил в состав консервативной группы архиереев, возглавляемой владыкой Феодором (Поздеевским).

3 августа 1923 года распоряжением Патриарха Тихона № 54 «В заботах о благоустроении Петроградской епархии и для удовлетворения ходатайств верующих – Временное Высшее Церковное Управление поручает Вашему Преосвященству вступить во временное управление православными приходами Петроградской епархии. Одновременно с сим поручается Вашему Преосвященству забота и архипастырское попечение и о православных приходах Псковской епархии».

Как писал он сам в обращении Патриарху Тихону от 22 марта 1924 года: «по назначении его летом прошлого года, на Петроградскую кафедру в связи с попечением о приходах Пскова вечером выехал к месту назначения, – а утром, по приезде в Петроград, – узнал о массовых арестах священников. По приезде во Псков, попал в полосу тоже массовых арестов, был закрыт Елеазаров монастырь и сам Гурий провел в заключении 4 месяца».

Освобождён после 4 месяцев заключения, когда в Петроград был назначен новый управляющий епархией. Вернулся в Москву. (Указание, в том числе в Православной энциклопедии, на то, что «епископ уехал в Псково-Печерский монастырь, где поступил в число братии», совершенно недостоверно: монастырь находился тогда за границами РСФСР, на территории «буржуазной» Эстонской Республики).

7 февраля 1924 года назначен архиепископом Иркутским, но как написал он в том же обращении: «До настоящего времени я не могу получить положительных гарантий на благонадежное пребывание в Иркутске. Убедившись ныне, что получение подобной гарантии в виду своей политической физиономии невозможно, я должен, на основании бывшего опыта, необходимо заключить, что мое появление в Иркутске не только не принесет ожидаемой пользы, но неизбежно вызовет расстройство в тамошней православной довольно устойчивой церковной жизни. При так сложившихся условиях, не сочтете ли Ваше Святейшество, целесообразным – применительно к церковным правилам и ради блага церковного, отменить сделанное Вами назначение меня архиепископом Иркутским», однако Патриарх Тихон 26 марта 1924 года составил резолюцию: «Мне достоверно известно, что со стороны сов. власти нет препятствий к выезду и пребыванию Вашему в Иркутске как епархиальному архиерею, а посему предлагаю Вам без промедления выехать к месту назначения».

В 1924 года вновь ненадолго арестован. В ноябре 1925 года был арестован в Московском Покровском монастыре по делу митрополита Петра (Полянского) и заключён в Бутырскую тюрьму.

21 мая 1926 года осуждён Особым совещанием при Коллегии ОГПУ на 3 года ссылки в Сибирь, которую отбывал в Якутии. 8 октября 1928 года вновь осуждён на 3 года высылки «с прикреплением к определённому месту жительства».

25 июня 1930 года назначен архиепископом Костромским; назначения не принял.

13 августа 1930 года назначен архиепископом Суздальским, викарием Владимирской епархии, но не был зарегистрирован и вернулся в Москву.

В 1931 года арестован по делу «филиала Истинно-православной церкви». В 1932 году осуждён на 3 года ИТЛ, срок отбывал в лагере под Новосибирском, где был вновь арестован.

Тройкой НКВД приговорён к высшей мере наказания и расстрелян 1 ноября 1937 года расстрелян в Горьком (по другим данным: в 1938 году в лагере под Новосибирском). Канонизация В 1981 году решением Архиерейского Собора РПЦЗ канонизирован в лике священномученика со включением Собор новомучеников и исповедников Российских.