епископ Хрисанф (Ретивцев)

Библейское вероучение в сопоставлении с религиозными воззрениями древности и его отличительный характер

Все религии древности проникнуты началом натурализма. Все народы, по выражению Библии, пили из опьянявшей их чаши Бала и Ваала (Иер. 51:7), т. е. бога природы. Ни один из них не возвысился до понятия о Боге, как о существе бесконечном, отдельном от мира. Только еврейская религия среди всех других древних религий проповедывала об Иегове, безмерно возвышенном над всем конечным миром: только еврей, обитатель ничтожной Палестины, веровал в истинного Бога, незнаемого другими народами. С этой высокой религией связана и та новая всемирная христианская религия, которая сменила собой верования древнего мира.

Библейское учение, излагающее истины той и другой религии – и древне–иудейской или ветхозаветной, и христианской или новозаветной, было исходом в нашем исследовании; оно же должно быть и его концом. Как единственное истинное вероучение и как норма религии, оно служило для нас основанием при изложении религиозных систем древности. С этим указателем и мерилом истины мы сравнивали их воззрения в тех случаях, когда они представлялись сходными с ним или тождественными. Возвращаясь в заключении к своему исходному пункту, т. е. к учению библейскому, мы должны сопоставить это учение со всеми вообще религиями древности и представить его цельный образ в сравнении со всеми языческими верованиями, или точнее, в противоположности им, и указать его общий отличительный характер. При частных, отрывочных сопоставлениях библейского вероучения с теми или другими языческими верованиями, оно предполагалось нами, как уже известное, и мы пользовались им, как прежде данным и определенным. Нам нужно теперь доказать полнее и обстоятельнее, что оно действительно отличается, и при том существенно, от всех религиозных воззрений древности. Это тем необходимее, что издавна существуют и особенно распространены ныне рационалистические взгляды, которые совершенно отождествляют воззрение библейское с языческим, или отрицают его важность и значение в истории религии.



Источник: Типография Ф.Г.Елионского и Ко, Невский проспект, №140. Санкт-Петербург, 1878

Вам может быть интересно:

1. Письма к монашествующим. Отделение 2. Письма к монахиням. [Часть 3] преподобный Макарий Оптинский (Иванов)

2. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том XII – Козьмин, Семен царский иконописец (второй статьи) Троице-Сергиева монастыря профессор Александр Павлович Лопухин

3. Письма – 286. Сетование о том, что долго  не посещала духовная дочь преподобный Антоний Оптинский (Путилов)

4. Библейская энциклопедия – Хадид архимандрит Никифор (Бажанов)

5. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Геласий, Игумен митрополит Евгений (Болховитинов)

6. Послания – Послание 311(499). Чаду Анатолию преподобный Феодор Студит

7. Сборник изречений архиепископ Варфоломей (Ремов)

8. Письма – 282. Если не можешь стоять в церкви по слабости, то сиди. Самоукорением и смирением восполняй свои недостатки преподобный Иосиф Оптинский (Литовкин)

9. Женские подвиги и добродетели в живых рассказах священник Георгий Орлов

10. Симфония по творениям святителя Игнатия епископа Кавказского и Черноморского – БЛАГОДАРЕНИЕ (См. также ЛЮБОВЬ К БОГУ, СЛАВА БОЖИЯ) святитель Игнатий (Брянчанинов)

Комментарии для сайта Cackle