святитель Иаков Нисибинский

Слово о Пасхе

Святый (Бог), повелевая Моисею, чтобы Израильтяне совершили Пасху в четырнадцатый день первого месяца, сказал: «Рцы ко всему сонму сынов Израилевых..., да возмут себе овча ... coвершенно ..., непорочно и единолетно... от агнцев и козлищ да приимут, и да сотворят праздник великий, Пасху Господню. Да возмут агнца в десятый день месяца, и будет им соблюдено даже до четвертагонадесять дне месяца сего, и да заколют его все множество собора сынов Израилевых к вечеру. И приимут от крове, и помажут на обою подвою, и на прагах в домех, в нихже снедят тое, да не погубит их Ангел, имеющий пройти землю Египетскую для поражения оной. И со тщанием да снедят агнца весь народ. Сице же да снедят е: чресла ваша препоясана, и сапоги ваша на ногах ваших, и жезлы ваша в руках ваших. И да не снедят от них сурово или варено в воде, но печеное огнем; ...и да не изнесут мяс вон из дому, и кости да не сокрушат от него» (Исх.12:3–12, 46). Так и поступили сыны Израилевы, и ели Пасху в четырнадцатый день первого месяца, который называется месяцем цветов (mebecus) – первым месяцем в году. Заметь же, возлюбленный, те обряды, которые для исполненения предписал Святый (Бог) при совершении Пасхи иудеями, дав им наставление обо всех Пасхальных принадлежностях. Он сказал им, чтобы они агнца ели в одном доме, и чтобы из дома не выносили от него ничего. Сверх сего обрати внимание и на то, что Моисей предписал Израильтянам о самом месте, где совершать Пасху. Когда войдете, говорил он, в землю, которую даст вам Господь, «сотворите ...Пасху во время ея» (Числ.9:2). И да «не возможете жрети Пасхи ни в едином от градов ваших, ...но токмо на месте, еже изберет Господь Бог ваш» (Втор.16:5–6). И таким образом ешьте Пасху и ешьте ее пред Господом Богом вашим, – вы и домашние ваши, и возрадуйтесь радостию в праздник Пасхи вашей. В другом же месте Он такое дает повеление о Пасхе: «пришлец или наемник да не яст от нея. И всякаго раба или купленнаго обрежеши его, и тогда да яст от нея» (Исх.12:43–44).

Велики и дивны сии таинства, возлюбленный! Ибо, если, находясь в своей земле, Израильтяне не дерзали совершать Пасхи нигде, кроме Иерусалима: то каким образом ныне, будучи разсеяны между всеми народами и языками, между необрезанными и нечистыми, они вкушают хлеб свой с осквернением между язычниками, как предсказано об них у Иезекииля пророка в том месте, где Бог, представляя сие в образе и сени, повелевает, чтобы они ели хлеб свой с осквернением, – по каковой причине пророк и умолял Его таким образом: "o Господи господствующих: се душа моя не осквернилася в нечистоте..., нижé вниде во уста моя всяко мясо мерзко и сквернаво»; и Господь отвечал ему: знамение, которое Я явил тебе, показывает, «яко тако снедят сынове Израилевы хлеб свой нечист во языцех, аможе разсыплю я» (Иез.4:13–14); каким, говорю, образом, если Израильтяне, как выше сказано, находясь в своей земле, не могли вкушать Пасхи иначе, как пред Господом в Иерусалиме, ныне дерзают они совершать таинство Пасхи между чу́ждыми народами? С другой стороны, что у них уже отнято право совершать Пасху, об этом Бог так засвидетельствовал чрез Пророка: «дни многи сядут сынове Израилевы, не сущу царю, ни сущу князю, ни сущей жертве, ни сущу жертвеннику», ни жрецу, облачавшемуся в одежду для возношения фимиама (Ос. 3:4). Разсею Иерусалим, говорит Он в другом месте, и – «новомесячий ваших и суббот и дне великаго не потерплю» (Ис.1:14); и: не приходите более являться ко двору Моему (Ис.1:12); и еще: «от земли их и дом Иудин... от среды их» (Иер.12:14). И опять почти теми же самыми словами предсказывая об них Моисею, еще гораздо прежде, Он так изрек чрез него: «Аз раздражу их не о языце, о языце же неразумливе прогневаю их» (Втор.32:21). Итак, прииди теперь, и я вопрошу тебя, о книжник, умный и мудрый учитель народа, не понимающий впрочем сам слов Закона: покажи мне, когда исполнилось то, что Бог «радражил народ свой не о языце, о языце же неразумливе прогневал его»? Ты, конечно, не будешь отвергать того, что чрез язычников исполнилось это слово Писания, которое Моисей изобразил тебе в букве закона. И потому, если ты совершаешь Пасху в другом месте, в стране пришельствия твоего: то ты делаешь это, как гордый преступник закона.

Ибо «книга распустная» (Мф. 5:31, 19и др.), написана и отдана вам. Если же ты не веришь сему, то послушай Иеремию пророка, говорящего: «оставих дом Мой, оставих достояние Мое, дах возлюбленную душу Мою в руки врагов ея» (Иер. 12:7). Разноцветное стадо птиц сделалось для Меня достоянием Моим (Иер.12и дал.). Что́ значит разноцветное стадо птиц, спрошу я тебя, учитель мудрый и проницательный? Разноцветное стадо птиц значит – церковь из язычников. Смотри же, почему он называет ее разноцветным стадом птиц. Это потому, что она собрана из многих языков и народов, и отдаленные народы сделала ближайшими. Если ты не веришь, что язычники сделались достоянием Господним, то опять послушай, что́ говорит Иеремия, когда он от лица Божия призывает язычников, и с презрением отвергает Израиля, так говоря: «станите на путех, и видите и вопросите о стезях Господних вечных, и видите, кий есть путь благ, и ходите по нему; и рекоша: не пойдем». И далее говорит: «поставих над вами стражы: слышите глас трубы, и рекоша: не послушаем». И поелику сыны Израилевы не послушали, то Господь отверг их и так предвозвестил об них: посему слышите народы и познай и уведай ты, о Церковь, что́ произойдет в них (Иер. 6:16–18). Давид также говорит: «помяни сонм Твой, егоже стяжал еси исперва» (Псал.73:2); и Исаия вещает: «услышите дальнии, яже сотворих (глаголет Господь), уведите приближающиися крепость Мою» (Ис.33:13). И в другом месте Дух Святый так предрекает чрез пророка о будущей Церкви, имеющей составиться из язычников: «будет в последния дни явлена гора Господня, и дом Божий на версе гор, и возвысится превыше холмов, и приидут к ней вси язы́цы. И пойдут язы́цы мнози и рекут: приидите взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля, и возвестит нам путь свой и пойдем по нему» (Ис. 2:2–3). Почему в самом деле Исаия сказал: «услышат дальнии, яже сотворих (глаголет Господь), уведят приближающиися крепость Мою; отступиша иже в Сионе беззаконницы, приимет трепет нечестивыя» (Ис. 33:13–14)? В каком значении предвещает благоглаголивый пророк, что Господь сотворит и покажет силу крепости своей, что беззаконники поспешат в Сион, и что страх и трепет объимет язычников? Сим словом Он призывает язычников в соперничество с народом Своим, отдаленным народам возвещает силу крепости Своей в том, что, карая и поражая страшным гневом отмщения, Он судил и осудил народ Свой, отвергши его собрал язычников в Сион, который и назвал «градом святым» (Ис.52:1, 64:10), и привел в страшное содрогание, подобное лихорадочным припадкам, тех язычников, которые сделались пророками (проповедниками) истины, тогда как, напротив, о пророках Иерусалимских сказал, что от них взойдет закваска язычества во всю землю.

Итак послушай, возлюбленный, что́ я скажу тебе о сей Пасхе, коей таинство и образ даны были древнему народу, а самая истина возвещается и поведается ныне в народах. Хотя сомневающиеся и колеблющиеся умы глупых и необразованных людей и недоумевают o великом дне самой первой и истинной Пасхи (ибо говорят, как нам истинно праздновать и совершать оную Пасху?): – однакож, в самом деле, животворящий Спаситель наш есть истинный Агнец, единолетный, непорочный, и не имеющий никакого недостатка или несовершенства в своей наружности, как и пророк богодухновенно предсказал об Нем, что Он «беззакония не сотвори, нижé обретеся лесть во устех Его, но Господь восхотел уничижить Его и предать» на крестныя страдания (Ис.53:9–10). Он называется Агнцем единолетным потому, что по Своей невинности, непорочности и незлобию был подобен младенцу, как и Сам Он предвозвестил ученикам Своим: «аще не обратитеся, и будете яко дети, не внидете в Царствие небесное» (Матф. 18:3); и как o праведниках говорит Исаия: «столетний будет умирать юношею, а грешник, будучи ста лет, проклят будет» (Ис. 65:20). Хотя же Спаситель наш, вкусил Пасху с учениками своими в четырнадцатую ночь, в которую Он был схвачен, и – преподал ученикам таинство истинной Пасхи; ибо, после того, как удалился от них Иуда, Он, взяв хлеб, благословил оный, и дал ученикам Своим, сказав: «приимите, ядите: сие есть тело Мое»; а потом, благословив вино, также сказал им: «сия, есть кровь Моя, новаго завета, яже за многия изливаема во оставление грехов: сие творите в своих собраниях в Мое воспоминание» (Мф.26:26–28, 1Кор.11:24–25): но Господь наш сделал сие прежде, нежели был взят. Ибо Он удалился из того места, в котором совершил Пасху и предал Свое тело в пищу и кровь в питие, и вместе с учениками Своими отправился туда, где уже Его и схватили. A потому, тогда как ели тело Его и пили кровь, Он уже был причтен к мертвым. И Господь собственными руками предал тело Свое в пищу, и, еще не быв распят, предал кровь Свою в питие. В ту же четырнадцатую ночь, когда взяли Его, и дело и суд Его продолжались до часа шестого; в шестом часу признали Его виновным, и распяли. Когда судили Его, Он ничего не говорил, и не давал ответа Своим судьям. Ибо хотя Он и мог говорить и отвечать; но была бы некоторая несообразность, если бы начал говорить и давать ответы Тот, Кто уже причтен к мертвым. От шестого часа даже до девятого была тьма, а в девятом часу Он предал дух Свой в руки Отца Своего, и Он находился в мертвых следующую пятнадцатую ночь, весь день субботний, и в продолжении трех часов пятка; в ту же ночь, которая предшествовала дню, следовавшему за субботою, и в тот же самый час, в который Он преподал ученикам Своим тело и кровь Свою, Он воскрес из мертвых.

Покажи же нам ты, опытный и сведущий в священных книгах, покажи, где тут три дня и три ночи, в которые Иисус Христос был в числе мертвых? Ибо вот мы видим, что Он был в числе мертвых только три часа пятка, ночь на субботу, потом целый день субботний, а в ночь на день недельный Он и воскрес. Насчитай мне целых три дня и три ночи, и мы посмотрим, какие они; ибо в самом деле между смертию и воскресением прошел только один целый день и одна целая ночь. – Но между тем нельзя сомневаться в том, что́ сказал Спаситель наш: «якоже... бе Иона во чреве китове три дни и три нощи: тако будет и Сын человеческий в сердцы земли» (Матф. 12:40). И действительно, если мы будем считать время с того часа, в который Он преподал тело Свое в пищу, и кровь Свою в питие, то выйдет три дня и три ночи следующим образом: ночь была в тот час, в который удалился Иуда из общего собрания Апостолов, и одиннадцать учеников вкушали тело и пили кровь Спасителя нашего. И так вот одна ночь, которая была на пяток. Отселе все время до шестого часа, в который осудили Его, составляет один день и одну ночь. Далее три, часа, в которые была тьма, т. е. от часа шестого до девятого, и три часа по прошествии тьмы составляют другую ночь и другой день: таким образом вышли уже два дня и две ночи. Наконец целая ночь на субботу и целый день субботний дополняют число трех дней и трех ночей, в которые Господь наш был в мертвых. Ибо в ночь на день недельный Он уже воскрес из мертвых. Кроме сего Пасха иудейская, совершалась в четырнадцатый день – день и ночь: и наш великий день страстей есть пяток, четырнадцатый день – ночь и день. Потом, после Пасхи, Израиль в течение семи дней, ел опресноки, даже до двадцать первого дня месяца: a мы в продолжение стольких же дней совершаем праздник Пасхи Спасителя нашего. Они вкушают опресноки и дикие (полевые) травы: а Спаситель наш отверг чашу горечи, смешанную с желчью; ибо Он принял и уничтожил всю горечь языков тем, что вкусив не захотел пить. Сверх того иудеи из года в год воспоминают в душах своих грехи свои: а мы творим воспоминание страданий и распятия Спасителя нашего. Они во время Пасхи освободились из-под рабства фараонова: а мы в день распятия нашего Господа освобождены от плена и рабства сатаны. Они заклали агнца из стада овец, и кровию его избавились от Ангела истребителя: а мы, кровию Агнца, избранного Сына, исхищены от дел греха, совершенных нами. Для них был спасителем Моисей: а для нас Иисус – и Спаситель и Вождь. Для них Моисей разделил море и перевел их чрез оное: а наш Спаситель разделил преисподнюю, сокрушил врата ея, когда Сам своим вшествием в оные отверз их, и всем верным Своим очистил путь. Им подаваема была манна в пищу: а наш Господь даровал нам в пищу плоть Свою. Для них Он извел воду из камня: а для нас Спаситель источил живоносную воду из своего чрева (Иоан.7:38). Им обещал Он в обладание землю Ханаанскую: а нам обещал даровать землю жизни. Для них Моисей повесил змия, на которого однажды воззревший получал жизнь и освобождался от угрызений змииных: а для нас Сам Господь наш восшел на крест, и чрез Него мы избавились от угрызений сатаны. Моисей поставил Скинию свидения, и научил иудеев молитвам и преподал им жертвы для очищения грехов их: а Иисус воздвиг Скинию Давидову и укрепил ее, ибо Он Сам так сказал иудеям: «разорите Церковь сию, и треми деньми воздвигну ю» (Иоан.2:19). В сей самой Скинии Он обещал нам живот и чрез нее очищаются грехи наши. И притом там названа Скиниею палатка, сделанная и служившая только на краткое время: а для нас Скиния – храм Духа Святаго во веки. И так, возлюбленный, обрати внимание, и размысли о пасхальном агнце, как заповедал им o нем Святый (Бог) (Исх.12:46), чтобы, ели его в одном доме, а не во многих, т. е. в доме единой Церкви Божией. И сверх того сказано еще: «пришлец или наемник да не яст от нея» (Пасхи) (Исх.12:45, 48). Kто же эти «пришлец и наемник», если не наши худые наклонности и пожелания, лишающие нас права вкушать Пасху? Ибо о наемнике Спаситель наш сказал, что он не хозяин стада, и когда «видит волка грядуща, оставляет» и бросает стадо "и бегает" (Иоан.10:12). Кроме того Святый (Бог) повелел не вкушать от агнца ничего "суроваго" (сырого), или «варенаго в воде, но» только «печеное огнем» (Исх.12:9). Это также ясно и очевидно; потому что та жертва, которая приносится в Церкви Божтей, сожигается на огне, не варится в воде, и не приносится на олтар сырою. При сем определяется еще, как иудеи должны были есть агнца: "да будут, – сказано им, – чресла ваша препоясана, и сапоги ваша на ногах ваших, и жезлы ваши в руках ваших» (Исх.12:11). Весьма великие таинства заключаются и в сем; ибо кто вкушает от Христа – истинного Агнца, тот препоясует чресла свои верою, обувает ноги в силу Евангелия, и имеет в руках своих «меч духовный, иже есть глагол Божий» (Ефес. 6:17). Далее иудеям еще предписано было: "и кости да не сокрушите от него» (Исх.12:46). Это исполнилось на кресте, когда Спасителю «не пребили голений» (Иоан.19:36). К сему присовокуплено еще и следующее: «всякаго раба или купленнаго, обрежеши его, и тогда да яст от нея» (Пасхи) (Исх.12:44). Раб купленный есть грешник, который принося покаяние, искупляется кровию Христовою, и обрезывая сердце свое от злых дел, приступает к купели крещения, которое есть совершение и осуществление истинного обрезания; и – тогда уже делается причастником таинств Божественных, и приобщается телу и крови Христовой. Наконец прибавляется еще: «да снедят со тщанием» (Исх.12:11). И это наблюдается в Церкви Божией. Ибо поспешно, со страхом и трепетом снедают Агнца, стоя на ногах своих благоговейно, потому что спешат вкусить жизнь в дарах Духа, которого принимают. Израиль крестился в море в ночь Пасхальную, – в день спасения; и Спаситель наш умыл ученикам ноги также в ночь Пасхальную, показывая сим таинство смирения и крещения и крестного страдания, по изречению Апостола: «елицы во Христа Иисуса крестихомся, в смерть Его крестихомся... да якоже возста Христос от мертвыхь славою Отчею: тако и мы во обновлении жизни ходити начнем» (Рим.6:3–4). Ибо Спаситель наш, взявши воду и вливши оную в умывальницу для умовения, препоясался лентием; и когда, начав умывать ноги учеников, дошел до Симона Петра, то Петр сказал Ему: «Господи! Ты ли мои умыеши нозе? ...не умыеши во веки». Господь же ответствовал ему: «аще не умыю тебе, не имаши части со Мною». Если же так, "Господи, – говорит ему на сие Симон, – то умый не нозе мои токмо, но и руце и главу. Глагола ему Иисус: измовенный не требует, токмо нозе умыти» (Ин.13:3–10). Умыв ноги учеников, Он возлег за трапезу, за которою и преподал им тело и кровь Свою.

Сие немногое я написал тебе с тем намерением и с тою целию, чтобы ты всегда имел в готовности, что́ отвечать иудеям. Ибо они, преступая закон, наблюдают обряды Пасхальные, тогда как уже не имеют на то никакого права и сославляют сами для себя скрижали закона и ковчег завета. A между тем и не понимают и не разумеют того, что́ предсказал об них пророк, говоря: «во дни оны не рекут ктому: кивот завета Святаго Израилева, не взыдет на сердце, ни воспомянется, – нижé посетится, нижé сотворится ктому» (Иер.3:16). Если же говорится, что не будет более кивота завета, что он не взыдет на сердце, не воспомянется и не посетится: то следует, что тот, кто старается возобновить его, есть уже преступник. И в другом месте говорит Иеремия: Израиль и Иуда «не пребыша в завете» Божием (Иер.31:32). О завете же, который Господь имел дать язычникам, Он так предвозвестил: «и завещаю дому Израилеву и дому Иудину завет нов, – не по завету, егоже завещах отцем их, в день, в онь же, емшу Ми за руку их, извести я от земли Египетския, яко тии не пребыша в завете Моем, и Аз небрегох их, глаголет Господь» (Иер.31:31–32). Если же они возразят тебе, что здесь предсказано, что завет новый будет дан Израилю и Иуде, а не язычникам, то ты скажи им, что тот же самый, который назвал Израиля начальником Содома и народом Гоморрским, тот же самый Бог воззвал Авраама, и такое произнес ему обетование собственными устами: «не наречется ктому имя твое Аврам, но будеть имя твое Авраам: яко отца многих языков положих тя» (Быт.17:5); и в другом месте сказал ему: «и благословятся о семени твоем вси язы́цы земнии» (Быт.22:18).

Когда же все сие ты точно узнаешь, и достоверно убедишься в том, сообщи сие тем братиям и чадам нашей Церкви, которые, будучи обуреваемы сомнениями и противоречиями, впадают в недоумение в отношении ко времени Пасхи; истинно же верным знать это – не трудно. Если случится, что у нас день страдания Христова придется в недельный день; то нужно праздновать оный в следующую неделю, дабы таким образом целая седмица была посвящена и воспоминанию страдания Христова и празднованию Пасхи. Ибо после Пасхи – семь дней пасхальных, и, потом, тот же праздник продолжается до Пятидесятницы, но не далее. Если же в какой нибудь другой день придется день страдания Господня, то здесь дело вне всякого противоречия, и не остается более никакого недоумения. День пятка есть для нас день великий. Ибо по числу дней месяца, день распятия, в который пострадал Господь наш, есть день четырнадцатый, а время, в которое Он находился между мертвыми, т. е. ночь и день, есть пятнадцатый день от шестого часа пятка до вечера того дня, который предшествует дню недельному, следовательно дню шестнадцатому, в который Он и воскрес. Ибо вечером на четырнадцатый день Он вкусил с учениками своими Пасху по закону иудейскому; a в этот четырнадцатый день пятка Он был судим до часа шестого, в который восшел на крест и на нем в продолжении трех часов оставался в живых. К мертвым же Он нисшел вечером накануне пятнадцатого дня, который есть суббота, и в этот-то пятнадцатый день Он находился между мертвыми. В ночи же на шестнадцатый день Он воскрес и явился Марии Магдалине и двум путешествовавшим ученикам. Отселе да уразумеет сомнящийся и вопрошающий о сих днях, что именно в ночь на четырнадцатый день Господь наш совершил Пасху – ел и пил с учениками Своими. Но как скоро пропел петух, то Он уже не ел и не пил, потому что Его взяли и повели на судилище, и, как я сказал тебе несколько выше, в продолжении пятнадцатого дня и ночи Он находился между мертвыми. Итак мы должны из года в год совершать сию Пасху в свое время, соблюдать святые посты, совершать непрестанныя молитвы тщательно, усердно и в благоприличных словах, т. е. должны, воспевая Давидовы Псалмы, совершать хвалу благодарений, в достодолжном и в подобающем порядке запечатлевать себя в купели крещения, должны надлежащим образом испрашивать святых благословений, и исполнять и совершать все, что только относится к празднованию Пасхи. «Яко Христос воста от мертвых, ктому уже не умирает: смерт Им ктому не обладает. Еже бо умре, греху умре единою, а еже живет, Богови живет. Тако и вы помышляйте себе мертвых убо быти греху, живых же Богови» (Рим.6:9–11). Если же и должно о чем нибудь спрашивать и недоумевать в сем деле, то гораздо более нужно бы обратить внимание на четырнадцатый день, нежели на празднование Пасхи из года в год. Но и это также значит, что мы должны тщательно хранить и наблюдать четырнадцатый день всякого месяца, и пятки всякой седмицы; ибо это благоприлично нам и до́лжно; впрочем так, чтобы и все дни седмицы считать благопотребными для совершения добрых дел пред Господом Богом. Наконец из сего немногого, что написал я к тебе, ты смотри – не подумай, будто вам полезно заводить между собою споры, – что в самом деле не доставляет никакой пользы и никакого блага; но заботьтесь об одном том, чтобы иметь вам сердце, соблюдающее заповеди, чтобы совершать Пасху в свое время, и наблюдать все обряды при совершении великого празднества страдания нашего Спасителя.


Источник: Святаго Иакова епископа Низибийскаго, Слово о Пасхе. / Журнал «Христианское чтение, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академии". - СПб.: В Типографии Ильи Глазунова и К°, 1839. - Часть II. - С. 22-46.

Вам может быть интересно:

1. Слово на Пасху святитель Лев Великий

2. Огласительное слово во святую и великую неделю Пасхи преподобный Феодор Студит

3. Проповеди – 66. Слово на Пасху священномученик Фаддей (Успенский), архиепископ Тверской

4. Слово на Святую Пасху святитель Амвросий Медиоланский

5. Из второго (пасхального) послания священномученик Дионисий Александрийский

6. Слово на Святую Пасху святитель Прокл, патриарх Константинопольский

7. Второе слово на Святую Пасху преподобный Исихий, пресвитер Иерусалимский

8. Беседы на Светлой Седмице cвятитель Иннокентий, архиепископ Херсонский и Таврический

9. Слова на Святую Пасху святитель Григорий Нисский

10. Слово на Святую Пасху святитель Кирилл Ту́ровский

Комментарии для сайта Cackle