Святитель Григорий Палама как святогорец

Источник

Содержание

Введение

Глава I. Значение учения святителя Григория Паламы Значение учения святителя Григория для Православия Значение трудов святителя Григория для монашества Значение трудов святителя Григория для Святой Горы Глава II. На святой Горе Жизнь святого Григория до приезда на Афон Жизнь святого Григория на Святой Горе Исихастские аспекты борьбы святого Григория Кончина святого Григория Глава III. Святитель Григорий как выразитель исихастской традиции Святой Горы Святая Гора и Православная Церковь Безмолвие в святоотеческой традиции Святитель Григорий Палама о безмолвии Спор с Варлаамом Беседы святителя Григория Глава IV. Первый насельник Святой Горы Причины составления Жития преподобного Петра Афонского Святая Гора и ее значение Аскетическая жизнь святого Петра Искушения от диавола Кончина святого Петра Характеристика святого Петра Глава V. Монашество Монашество как пророческое, апостольское и мученическое служение Святая Гора Афон во времена святителя Григория Монастыри и монашеская жизнь Слова, которые использовал Палама для описания монастырей Монахи и миряне Два типа монахинь Монашество и образование Различные виды подвига Цель ухода из мира Образ монашеской жизни Монахи и чтение Выход монахов за пределы монастыря Подражание Иоанну Предтече Заключение Глава VI. Пост, бдение, молитва Пост Пост и молитва Что такое пост Ценность поста Пост и воздержание от пищи Бесовский пост Бдение Святые отцы о бдении Святой Григорий Палама и бдение Молитва Опыт Никифора Уединенника Богословские предпосылки умной молитвы Общие энергии души и тела Молитва мирян Заключение Глава VII. Сущность православного монашества Сомнения по поводу написания послания Страсти и исцеление трехсоставной души Духовная нищета Блаженный плач Заключение Глава VIII Социальное учение Паламы, границы монашества Зилотство и зилоты Зилоты города Фессалоники Отношение святого Григория к гражданской войне и зилотам Ромейство святого Григория и антиромейство противников исихазма Социальное учение святого Григория Общественностъ и монашество Глава IX. Хранительница Святой Горы Святогорцы и Пресвятая Богородица Любовь святого Григория к Божией Матери Учение святого Григория о Богородице Рождество Пресвятой Богородицы Введение Пресвятой Богородицы во храм Благовещение Пресвятой Богородицы Богородица и воскресение Христа Успение Пресвятой Богородицы Образные описания Богородицы Глава X. Святогорский томос Введение Краткое изложение Анализ «Святогорского томоса» Сущность и энергия Нетварный свет Ум и сердце Единение человека с Богом Обожение тела Опыт святых 3аключение Глава XI. Видение Бога на горе Современные афонские свидетели обожения Преображение Христа Толкование на преображение Царство Божие и нетварный свет Три ученика Преображение Христа и преображение учеников Блистание одежд Моисей и Илия Слово Отца Путь к обожению Общие богословские комментарии Цель обожения в христианской жизни Степени видения Бога Аскетический путь Заключение Глава XII. Опытное богосолвие Предпосылки богословия святого Григория Основы учения святого Григория Паламы Два вида мудрости Истина и Церковь Исцеление души Толкование Священного Писания Познание Бога Глава XIII. Четвертый святитель и богослов Святой Григорий и три святителя Четыре святителя и богослова в церковном Предании Вместо эпилога Стихиры на «Господи, воззвах» в честь святителя Григория, архиепископа Фессалоникийского Кондак Ексапостиларий  

 
Введение

Учение святителя Григория Паламы, проповедника и богослова нетварного света, не теряет своей актуальности и сегодня. Современному человеку, воспитанному в культуре антропоцентризма и рассудочного мышления (τόν στοχασμό), важно услышать и понять слова святителя Григория, покровителя богословов и вестника Божественной благодати, человека-боговидца.

Этот труд, предлагаемый ныне читателю, является плодом двадцатипятилетних исследований. Начиная со студенческой скамьи я изучал творения святого Григория, а также многочисленные исследования о его жизни и его трудах. Изучение этих трудов привело меня к мысли о недостаточном освещении в них того аспекта жизни святителя Григория, что он был именно афонским монахом.

Святой Григорий жил афонской жизнью с детства. Его воспитателями были святые родители, а учителями – духовники Святой Веры. Он жил на Афоне многие годы и достиг больших духовных высот. Именно как афонит Палама противостоял ереси Варлаама и Акиндина и как истинный святогорец он окормлял свою паству в Фессалониках. Славна была и кончина святого. Причем, подобно многим афонским отцам, святитель Григорий был извещен Богом о часе разлучения своей души с телом.

Я считаю, что тема «Святой Григорий Палама как святогорец» заслуживает пристального внимания. И особенно следует отметить тот особый образ жизни, который сохраняется на Афоне до сих пор и отличает его от множества монастырей православного мира. Афон являет собой глубочайшую сущность нашего Предания.

Я выражаю благодарность профессору богословского факультета Фессалоникийского университета Панайотису Христу, который познакомил меня с богословием святителя Григория Паламы и руководил мною в изучении трудов этого великого святого. Однажды летом он взял меня на Афон вместе с небольшой группой студентов-палеографов разбирать и описывать под его личным руководством древние рукописи в монастырских библиотеках. Этот выдающийся патролог ввел меня в учение и жизнь святых отцов. Мы благодарны ему за то, что он открыл для нас святителя Григория, посвятив свою жизнь публикации неизданных работ этого святого, в значительной степени способствовав возрождению православного богословия и православного церковного сознания. Когда я был еще студентом третьего курса, профессор Христу обратился ко мне с просьбой найти фрагменты творений святого Григория Богослова, использованных Паламой в своих трудах. Так посчастливилось мне положить начало изучению этих двух великих святителей. Я вспоминаю, как зимой 1966 года мы направились на Афон в поисках одной из рукописей святого Григория.

Поднявшаяся на море буря едва не унесла наши жизни, и счастливое избавление от смертельной опасности я счел особым благословением Божиим на изучение жизни этого святого.

Я хочу также отметить особый вклад профессора Иоанна Романидиса в выявление православного понимания учения святого Григория Паламы. Во введении к первому тому своей книги «Греки и греческие отцы Церкви» он глубоко проанализировал православные основы понимания работ святителя Григория и подверг критике некоторые современные интерпретации богословских споров между Паламой и Варлаамом.

В своей книге, состоящей из тринадцати глав, я рассматриваю многие аспекты жизни и учения святителя Григория. Великий афонский монах предстает перед нами как исихаст, богослов, пастырь, борец за Православие и общественный деятель.

Я обращаюсь за благословением к святителю Григорию, моему ангелу-хранителю. Я прошу его молитв, прошу и вас, всех моих братьев во Христе, помолиться за меня. Да поможет нам Бог молитвами святого Григория Паламы следовать по пути спасения, переданному нам святыми отцами, единственному пути, ведущему нас к исцелению и достижёнию обожения, не сбиваясь на другие дороги, приводящие каждого человека в отдельности лишь к действительному его отчуждению от других и собственному терзанию и, как следствие, к страданию всего общества в целом.

Афины. 29 августа 1991 года, Усекновение главы Иоанна Крестителя, Предтечи Господа и монахов.

Архимандрит Иерофей (Влахос)

 


Источник: Святитель Григорий Палама как святогорец / Митр. Иерофей (Влахос) ; [пер. с англ. В. А. Петухова]. - Сергиев Посад : Свято-Троицкая Сергиева лавра, 2011. - 428, [1] с. ISBN 978-5-903102-69-3

Комментарии для сайта Cackle