Старец Софроний Эссексский
Как часто мне приходилось прогуливаться по двору Эссексского монастыря и ни разу не удалось избежать братского объятия в знак почтения преподобного старца Софрония1.
Чуткий человек, поистине святой, распахивающий свое отеческое сердце каждому приходящему в обитель. Блаженный старец говорил: Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный (Мф. 5:48), и сам жил в таком совершенстве и глубокой молитве.
Отошел в мир иной опытный монах, святогорский подвижник, духовник, ветвь вечнозеленой поросли, насажденной блаженным и святым старцем Силуаном Афонским2. С дивной духовной интуицией изложил старец Софроний биографию своего учителя, призвавшего его со словами: «Держи ум твой во аде и не отчаивайся».3 Теперь написанное старцем житие святого Силуана хранится в сокровищнице нашей Церкви.
В нашу эпоху, нуждающуюся в аскезе и мистическом опыте Отцов, великую ценность представляют подлинные слова старца Софрония и святого Силуана.
Да, старец Силуан прекрасно осознавал, что бесстрастие является обязательной составляющей духовной жизни, приобретается из познания богословских догматов и повседневной молитвы. Его ученик старец Софроний, живший вместе с ангелами и святыми в Божественном свете, подобно Святым отцам, до последнего издыхания хранил этот опыт в своем сердце.
Благословенны те, кто был наречен честным именем святогорского монаха Силуана, и те, кто это имя еще получит, ибо милость его и благословение святых исполняют всю землю, усопших возводят подобно Победителю смерти Христу, воскрешающему приходящих к Нему.
Разве мы не видели, сколько живых чудес сотворил Дух Святой в жизни святого Силуана! А он жил, как и древние святые, был трудолюбив, прост и мужественен духом. Мы видели его, и ликовали наши души.
Взгляните на нашего отца – старца Софрония. Мы всем сердцем полюбили его за его слова и дела в вере.
Вспышки молний, облака, разные трудности и главным образом его причастность к житию святого Силуана открыли отцу Софронию, как Бог входит в жизнь человека. Он плакал и скорбел. Его сердце и грудь изнуряли тайные муки. Он жил, ступая на горестные тропы, в страдании и терпении. Как? Помогали сила святого, благодать Бога. Благодаря всему этому он «претерпел Божественное» и с любовью передал нам свой опыт лицезрения невыразимых состояний явления Бога в нетварном свете. Разшири уста твоя, и исполню я (Пс. 80:11). Старец часто повторял этот псаломский стих, это и произошло – он стал «устами святого Силуана».
Старец Софроний не заботился о своем слабом здоровье и постоянно изнурял себя, отдавая «кровь» для стяжания Святого Духа. Через это он надеялся передать искру Божиего света толпам верующих, которые с полным доверием приходили к нему. Каждый желал тихо и в молчании почерпнуть из струившихся от старца потоков благодати!
Старец Софроний через познание живого Бога, которое, по его словам, есть «дар несравненный», воплотил образ истинной христианской жизни, сумел вдохнуть любовь Божию в сотни или даже тысячи людей. Они знали старца, им были возвращены к жизни, называли его не иначе, как мужем, исполненным Духа Святого (см.: Деян. 6:5), подлинным свидетельством плодов, приносимых жизнью во Христе.
* * *
Вот такое житие перенес преподобный старец со Святой Горы в основанный им монастырь в Эссексе. Я не знаю человека, побывавшего там и не ощутившего великую радость, благословение святого Никодима Святогорца, Паисия Величковского, Серафима Саровского, святого Силуана Афонского и святого доброго и тихого старца Софрония, который был душой монашеской общины Эссекса. Повседневная жизнь иноков погружена в светоносные лучи Православия. Она есть как бы крошечное его отражение, эта жизнь сотрясает и собирает у себя весь земной шар дуновением Слова Божия.
Жизнь в Эссексе – это Божественная и нескончаемая радость, Небесное гражданство, хоровод с ангелами, пребывание в Боге. Естественно, что существуют и затруднения, однако община живет и растет благодаря действующей силе и благословению в ней жившего старца Софрония. В этом многонациональном собрании иноков ты ощущаешь подлинность и соборность Церкви апостольских дней. Здесь нет расчетов и корысти мира сего, единственная задача, которая стоит, – помочь душам, приходящим в это маленькое небо, способствовать их входу в вечность.
Известно, что в Церкви народ Божий любит монастырские богослужения и общение с монахами, и это помогает духовному возрождению верующих. В Эссексе по воскресеньям и праздникам после полудня гостеприимно принимают множество верующих, приходящих сюда. Их встречают не как туристов, но как паломников. Прием – всегда сердечный, простой, теплый, любезный. Монахи с трогающей сердце каждого любовью жертвуют собой ради приходящих в обитель, несмотря на то, что для тех, кто стремится к молитве и безмолвию, это дело достаточно утомительное. Монашеские ясные и чистые сердца передают паломникам духовное тепло.
Люди, пришедшие в монастырь, в свою очередь ценят это и, понимая, на какие жертвы идут монахи ради них, помогают им, как могут. На самом деле удивительна взаимная поддержка монахов и мирян, в которой отчетливо видно разнообразие и единство Православной Церкви. Один исповедует, другой проповедует, этот учит взрослых, а тот занимается с детьми, кто-то обсуждает возникшие вопросы и дает на них ответы. Все словом и делом созидают на основании духовного опыта, оставленного им преподобным старцем.
Много раз из любви к братии навещал их и святой митрополит Пергамский Иоанн. Он щедро делился добрым сокровищем из кладовых своих богословских знаний, с серьезностью и благородством. Его визиты всегда торжественны и радостны.
* * *
Что сказать нам о трудах старца, испускающих сияние дальше видимых пределов? Они будут изучаться как некое глубинное и потаенное в душе сокровище. Больше нет нужды отыскивать духовные книги древних Отцов и толкования на них. Мне кажется, что труды святого старца Софрония реально составили новое «Добротолюбие». Да, его мысль изложена точно. Она – как верный компас, проводник, ведущий нас на встречу с Богом. Это ларцы познания, дарящие сладость благодати и надежды, которая прямо возводит наши сердца в вечность.
За эти святые книги, благодаря которым весь мир смог приблизиться к Богу, мы глубоко чтим отца Софрония как святого, ангела, предстоящего ныне перед троном величия Божия.
Мне бы очень хотелось, чтобы Церковь возрастила нам еще не одно «таковое живое явление Бога» в человеке, благодаря которому мы с благодарностью сорадуемся Господу, Который естъ и был и грядет (Откр. 1:8), прославившемуся во святых Его. Его ищут на Западе и находят в Божественном братстве святого старца Софрония, освященного и освящающего нас действующим в нем Богом.
Всегда Православие побеждало благодаря опыту внутренней жизни и свидетельствовало о себе силой Духа, подтверждая евангельское изречение о том, что сила Моя совершается в немощи (2Кор. 12:9).
Об этом свидетельствует повседневная жизнь в монастыре во имя Честного Крестителя и Предтечи Иоанна в Эссексе. Вот опыт подлинного христианского жития не в Иорданской пустыне, но в центре европейского мира, который оно непрерывно животворит богоданным отеческим опытом. Да, да, да. Этот опыт незабываем. Пусть опорой для нас станут основы, заложенные преподобными святогорскими старцами, которые православие на Западе делают более богатым. Это сокровище для всей вселенной, механизм для созерцания Бога.
И только лишь молва о старце нам приносит жизнь. Он не мертв, но воскрес и пребывает живым Духом. И это мы точно знаем, потому что увидели, и поэтому благословили, Бога в глубине воли Отца, в Животворящем Духе, со святыми мучениками, явленными в силе.
Наш святой – ангел, «звезда сладостная» во свете Господа, созерцающий лик Отца нашего на Небесах, где великая слава и блаженство.
* * *
Софроний (Сахаров), архимандрит (в миру Сергей Семенович Сахаров, 22 сентября 1896 – 11 июля 1993) – ученик святого старца Силуана Афонского, автор его жизнеописания, посвятивший свою жизнь проповеди его учения. Родился в Москве в верующей интеллигентной семье. В 1921 г. эмигрировал в Италию, затем переехал в Берлин, Париж, где занимался живописью. В 1924 г. на Пасху пережил видение Нетварного Света. В 1925 г. поступил в Свято-Сергиевский богословский институт в Париже, но вскоре отправился на Афон, где принял монашеский постриг с именем Софроний в русском монастыре вмч. Пантелеимона. Весной 1930 г. произошло одно из ключевых событий его жизни – встреча со старцем Силуаном Афонским, ставшим его духовником. В 1932 г. рукоположен во иеродиакона. В 1935 г. он заболел и оказался на грани смерти, но по Божиему милосердию и по молитвам святого Силуана выздоровел. В 1938 г. после кончины духовника составил его жизнеописание «Старец Силуан» на основании переданных ему старцем записей и личных воспоминаний. В 1941 г. рукоположен в иеромонаха и стал духовником святогорского монастыря св. Павла. После войны вместе с группой афонских монахов русского происхождения по политическим соображениям выслан с Афона. С 1947 г. служил в Свято-Успенской кладбищенской церкви в Сен Женевьев де Буа, занимался переизданием книги «Старец Силуан» и ее переводом на английский язык. В 1956 г. по благословению церковной иерархии создал во Франции, на ферме Колара, монашескую общину. В 1958 г. с некоторыми из духовных чад переехал в Великобританию, в графство Эссекс, где основал монастырь Святого Иоанна Предтечи. Сюда начали съезжаться люди со всего мира – от Японии до Канады, – чтобы припасть к духовному источнику преподобного Силуана. Здесь отец Софроний подвизался сначала в качестве настоятеля, затем, с 1974 г., в качестве старца монастыря. Здесь архимандрит Софроний тихо скончался и был похоронен. – Прим. ред.
Преподобный Силуан Афонский (в миру Семен Иванович Антонов, 1866, село Шовское Тамбовской губернии – 1938, Афон) -русский святогорский подвижник, квинтэссенция православной духовности и аскезы XX века. Пройдя через многие искушения в начале жизненного пути, он оставил мир и в 1892 г. был зачислен послушником в русский монастырь вмч. Пантелеимона на Афоне, где оставался до кончины, являясь духовным руководителем многих. Его канонизация состоялась в 1978 г. в Константинопольском Патриархате. Позднее преподобного Силуана внесли в месяцеслов Русской Православной Церкви. По словам епископа Сергиевского Василия Осборна, это был «святой универсального типа... Если преподобный Серафим, живший в XIX веке, стал образцом святости для века XX, то я чувствую, что старец Силуан, святой XX века, становится носителем святости для века XXI». Ему, молодому послушнику, была дарована великая благодать – видеть явление Бога. После этого он, зная, ЧТО потерял, всю жизнь «в плаче искал Христа». Старец всегда ставил молитвенное постижение мира и человека выше научного и этому учил своих духовных чад. –Прим. ред.
Архимандрит Софроний. Старец Силуан. М., 1994. С. 43.