Источник

Кафолическое Послание св. Апостола Иакова

Глава I

1) Иаков, Бога и Господа нашего Иисуса Христа раб, двенадцати коленам, находящимся в рассеянии, – привет. 2) [Как] всякую радость цените, братия мои, когда впадаете в различные искушения, 3) зная, что испытание вашей веры производит терпение. 4) Терпение же имеет совершенное действие, чтобы вы были совершенны и цельны, безо всякого недостатка. 5) Если же кто нуждается в мудрости вашей, да просит у Бога, Который дает всем просто и не упрекает, – и дастся ему. 6) Но да просит с верою, нисколько не колеблясь, ибо кто колеблется, подобен морской волне, ветром поднимаемой и разносимой. 7) Итак, да не думает человек оный, что получит что-либо от Господа. 8) Муж с раздвоенной душою не тверд во всех путях своих. 9) Да хвалится же брат уничиженный о высоте своей, 10) богатый же о уничижении своем, ибо он, как цвет на траве, прейдет. 11) Ибо восходит солнце со зноем, и сушит сено, и цвет его опадает, и отходит краса облика его; так и богатый на путях своих увядает. 12) Блажен муж, который переносит искушение, потому что, когда бывает испытан, он получит венец жизни, который обетовал Бог любящим Его. 13) Никто, когда искушается, да не говорит, что от Бога искушается; ибо Бог не искуситель злых и Сам не искушает никого. 14) Каждый же искушается, собственной похотью увлекаясь и обольщаясь. 15) Затем похоть, когда зачнет, рождает грех, грех же, когда свершится, рождает смерть. 16) Итак, не заблуждайтесь, братия мои возлюбленные. 17) Всякое даяние доброе и всякий дар совершенный есть свыше, нисходя от Отца светов, у Которого нет изменения и ни тени перемены. 18) Ибо Он добровольно породил нас словом истины, чтобы нам быть некоторым начатком Его созданий. 19) Знаете, братия мои возлюбленные. Да будет же всякий человек скор на слышание, медлен же на речения и медлен на гнев. 20) Ибо гнев мужа не творит правды Божией. 21) Посему, отложив всякую нечистоту и избыток злобы, в кротости примите насаждаемое слово, могущее спасти души ваши. 22) Будьте же исполнителями слова, а не слушателями только, обманывающими самих себя. 23) Ибо, если кто слушатель слова, а не исполнитель, сей уподобится мужу, рассматривающему природные черты лица своего в зеркале: 24) ибо он посмотрел на себя, и отошел, и тотчас забыл, каков был. 25) Кто же вникнет в совершенный закон свободы, и пребудет в нем, став не слушателем забывчивым, но исполнителем дела, тот блажен будет в своем действии. 26) Если же кто думает, что он благочестив, не обуздывая языка своего, но обольщая сердце свое, у того напрасное благочестие. 27) Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть сие: посещать сирот и вдов в их скорбях и хранить себя неоскверненным от века сего.

Глава II

1) Братия мои! Не с лицеприятием имейте веру Господа нашего Иисуса Христа, [достойного] славы. 2) Ибо, если в собрание ваше войдет человек с золотым перстнем, в блестящем одеянии, войдет же и бедный в убогой одежде, 3) и взирали бы на одетого в прекраснейшую одежду, и говорили ему: «Тебе хорошо сесть здесь», – бедному же сказали: «Ты стань там, или садись здесь, у подножия ног моих», – 4) то не пересуживаете ли вы в себе и не становитесь ли судьями с неправыми мыслями? 5) Послушайте, братия мои возлюбленные: не бедных ли в мире сем избрал Бог быть богатыми верою и наследниками Царствия, которое Бог обетовал любящим Его? 6) Вы же не почтили бедного. Не богатые ли силою притесняют вас, и не они ли самые влекут вас в суды? 7) Не они ли хулят доброе имя, которое призывается над вами? 8) Если вы исполняете закон царский, по Писанию: «Возлюби ближнего твоего, как себя самого» (Лев. 19:18), – хорошо делаете; 9) если же поступаете с лицеприятием, то грех делаете, уличаемые Законом как преступники. 10) Всякий же кто соблюдет весь Закон, поругает же [Закон] в одном [чем-нибудь], становится повинным во всем. 11) Ибо Кто сказал: «не прелюбодействуй», сказал и: «не убей». Ведь если ты не прелюбодействуешь, но убьешь, становишься преступником закона. 12) Так говорите и так делайте, как имеющие быть судимы по закону свободы. 13) Ибо суд без милосердия тому, кто не сотворил милосердия; превозносится же милосердие над судом. 14) Что пользы, братия мои, если кто говорит о себе, что он имеет веру, дел же не имеет? Может ли вера спасти его? 15) Если же брат и сестра наги, и нуждаются в повседневном пропитании, 16) а кто-нибудь из вас скажет им: «Идите с миром, грейтесь и насыщайтесь», – не дадите же им потребного для тела: что пользы? 17) Так и вера, если не имеет дел, мертва сама по себе. 18) Но скажет кто-нибудь: «Ты имеешь веру, а я имею дела: покажи мне веру твою без дел, а я покажу тебе веру мою из дел». 19) Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь; и бесы веруют, и трепещут. 20) Но хочешь ли знать, о пустой человек, что вера без дел мертва? 21) Авраам, отец наш, не делами ли оправдался, принеся Исаака, сына своего, на жертвенник? 22) Видишь, что вера содействовала делам его, и делами вера доведена была до совершенства? 23) И исполнилось Писание, говорящее: «Веровал Авраам Богу, и вменилось ему в праведность, и наречен был другом Божиим» (Быт. 15:6). 24) Видите, что человек оправдывается делами, а не верою только? 25) Подобно и Раав блудница не делами ли была оправдана, приняв вестников и отправив [их] иным путем? 26) Ибо, как тело без духа мертво, так и вера без дел мертва.

Глава III

1) Не многие делайтесь учителями, братия мои, зная, что мы подвергнемся большему осуждению, 2) ибо мы во многом обижаем всех. Если кто не обижает в слове, тот человек совершенный, он может обуздать уздою и все тело. 3) Если же мы влагаем узду в рот коням, чтобы они повиновались нам, [то] и поворачиваем в любую сторону все тело их. 4) Вот, и корабли, как ни велики они и как ни сильными ветрами носятся, небольшим рулем направляются в различные стороны, куда хочет кормчий. 5) Так и язык – небольшой к тому же член, но многое превозносит. Се, какой огонь как много леса зажигает! 6) И язык – огонь, совокупность неправды. Язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспламеняет колесо рождения нашего, [будучи сам] воспламеняем от геенны. 7) Ибо всякое естество зверей, и птиц, и змей, и прочих укрощается и укрощено естеством человеческим, 8) язык же укротить никто из людей не может: [это] – неугомонное зло, исполненное смертоносного яда. 9) Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, которые «по подобию Божию» (Быт. 1:27) были сотворены. 10) Из тех же уст исходит благословение и проклятие [benedictio et maledictio]. Не должно, братия мои, сему так быть. 11) Изводит ли источник из одного и того же отверстия сладкую и горькую воду? 12) Может ли, братья мои, смоковница произвести маслины и виноградная лоза – смоквы? Так и соленый источник не может произвести сладкую воду. 13) Кто мудр и учен из вас? Да покажет добрым обращением в своих делах мудрой кротости. 14) Но если вы имеете горькую ревность и пафос в сердце своем, не хвалитесь, и не будьте лжецами против истины: 15) ибо это не мудрость, нисходящая свыше, но земная, душевная, бесовская. 16) Ибо, где ревность и пафос, там непостоянство и всякое дело худое. 17) Мудрость же, что свыше, во-первых же, чиста, потом мирна, скромна, сговорчива, согласная с добрым, полна милосердия и добрых плодов, неосуждающа и нелицемерна. 18) Плод же праведности в мире сеется для тех, кто миротворствует.

Глава IV

1) Откуда у вас войны и споры? Не отсюда ли, от вожделений ваших, воюющих в членах ваших? 2) Желаете – и не имеете; убиваете и завидуете – и не можете достигнуть; спорите и воюете, и не имеете, из-за того, что не просите. 3) Просите, и не получаете, так как плохо просите, чтобы употребить для ваших вожделений. 4) Прелюбодеи! Не знаете ли, что дружба с миром сим враждебна Богу? Всякий же, кто хочет быть другом веку сему, становится врагом Богу. 5) Не думаете ли, что напрасно говорит Писание: «До ревности [ли] вожделеет Дух, живущий в вас»? 6) Но Он дает большую благодать. Посему Он говорит: «Бог гордым противится, смиренным же дает благодать» (Притч. 3:34 LXX). 7) Итак, подчинитесь Богу; противостаньте же дьяволу, и убежит от вас. 8) Приблизьтесь к Богу, и приблизится к вам. Омойте руки, грешники, и очистите сердца, двоедушные. 9) Скорбными будьте, и плачьте, и рыдайте; смех ваш в плач да обратится, и радость – в горе. 10) Смиритесь пред взором Господа, и вознесет вас. 11) Не злословьте друг друга, братия. Кто злословит брата или кто судит брата своего, тот злословит Закон и судит Закон. Если же ты судишь Закон, ты не исполнитель Закона, но судья. 12) Един Законодатель и Судия, могущий спасти и погубить. 13) Ты же кто, который судишь ближнего? Вот теперь, вы, что говорите: «Сегодня или завтра отправимся в такой-то город, и проведем там именно год, и будем торговать, и получать прибыль»; 14) вы, которые не знаете, что будет завтра. 15) Ибо, что такое жизнь ваша? Пар, являющийся ненадолго, а потом он истребляется. Вместо того чтобы вам говорить: «Если Господь захочет», и: «Если живы будем, сделаем то или другое». 16) Теперь же вы радуетесь в гордыне своей. Всякая таковая радость дурна. 17) Итак, разумеющему делать добро и не делающему, тому грех.

Глава V

1) Теперь вы, богатые, действуйте: плачьте, вопия о бедствиях ваших, находящих на вас. 2) Богатства ваши сгнили, и одежды ваши изъедены молью. 3) Золото ваше и серебро проржавело, и ржавчина их будет свидетельством [против] вас и съест плоть вашу, как огонь. Вы собрали себе гнев на последние дни. 4) Вот, плата работников, пожавших поля ваши, лукаво удержанная вами, вопиет; и вопль их до ушей Господа Саваофа дошел. 5) Вы роскошествовали на земле и в неге напитали сердца ваши на день заклания. 6) Вы осудили и убили Праведника; и Он не противился вам. 7) Итак, будьте терпеливы, братия, вплоть до пришествия Господня. Вот, земледелец ждет драгоценного плода земли, терпеливо перенося [все], доколе получит ранний и поздний. 8) Итак, будьте терпеливы и вы, и укрепите сердца ваши, ибо пришествие Господне приближается. 9) Не сетуйте, братия, друг на друга, чтобы не быть осужденными. Се, Судия стоит при дверях. 10) Возьмите в пример, братия, перенесения зла, трудов и терпения, пророков, которые говорили во имя Господне. 11) Вот, мы ублажаем тех, которые выдерживали. Вы слышали о выдержке Иова и конец [от] Господа видели, ибо Господь – милосердный и милующий. 12) Прежде же всего, братия мои, не клянитесь ни небом, ни землею, ни какой-либо иной клятвою. Да будет же слово ваше: «да, да» и «нет, нет», дабы не подпали осуждению. 13) Печалится ли кто из вас? Пусть молится. В веселом расположении духа? Пусть поет псалмы. 14) Болен ли кто из вас? Пусть приведет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. 15) И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь; и если он во грехах, простятся ему. 16) исповедайте же друг другу грехи ваши, и молитесь друг за друга, чтобы спастись: ибо много может усердная молитва праведного. 17) Илия был человек, подобно нам подверженный страстям, и молитвою помолился, чтобы не было дождя на землю: и не было дождя три года и шесть месяцев. 18) И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой. 19) Братия мои, если кто из вас уклонится от истины, и обратит кто его, 20) [тот] должен знать, что кто обратит грешника от заблуждения жизни его, спасет душу его от смерти и покроет множество грехов.


Источник: Новый Завет Господа нашего Иисуса Христа : Перевод с Вульгаты (Clementina) / Иероним блаженный, Стридонский (Пер. с лат., пред. Д.Э. Пучкина) / Москва, 2019. – 584 с.

Комментарии для сайта Cackle