Библиотеке требуются волонтёры

Источник

Мироздание

Сотворением человека Творец закончил мироздание, то есть сотворение миров, видимого и невидимого. Прежде чем приступить к созиданию окончательной твари, в которой Он хотел сочетать мир видимый с невидимым, приготовил Он для этой твари жилище – землю. Извлекал Он все из ничтожества единым словом, творил Он из прежде сотворенных тварей твари новые единым словом. Для совершенного в премудрости Зиждителя труд размышления или обдумывания был излишен, для всемогущего Зиждителя труд созидания был излишен: все являлось по Его мысли, по Его слову. Его мысль есть Его слово, и Его слово есть мысль Его. «Он сказал»«и они явились, повелел, и создались» (Пс. 148, 5). На глас Божий явились небо, земля, светила небесные, отделились от земли воды в свои вместилища, потом земля покрылась растениями, населилась различными животными. Земля, созданная, украшенная, благословленная Богом, не имела никаких недостатков. Она была преисполнена изящества. «И увидел Бог» по совершении всего мироздания «все, что Он создал, и вот, хорошо весьма» (Быт. 1, 31). Теперь взорам нашим земля представляется совсем в ином виде. Мы не знаем ее состояния в святой девственности, мы знаем ее в состоянии растления и проклятья, знаем ее, уже обреченную на сожжение (см. 2Пет. 3, 10); создана была она для вечности. Боговдохновенный бытописатель говорит, что земля в первоначальном состоянии своем не нуждалась в возделывании (см. Быт. 2, 5), сама производила в изобилии хлебные и другие питательные травы, овощи и плоды превосходного достоинства. Никаких вредных растений не было на ней, растения не были подвержены ни тлению, ни болезням. И тление, и болезни, и сами плевелы145 явились после изменения земли вслед за падением человека, как можно заключить из слов Бога изгоняемому из рая Адаму: «терния и волчцы произрастит она тебе» (Быт. 3, 18). Вначале на ней было только прекрасное, только благотворное, было только приспособленное к бессмертной и блаженной жизни ее жителей. Перемены погоды не существовало: постоянно была она одинаковой – самой ясной и благорастворенной. Дождей не было: источник исходил из земли и орошал лицо ее (см. Быт. 2, 5–6). Звери и животные жили в совершенном согласии между собой, питаясь растениями (см. Быт. 1, 30).

* * *

Мы упомянули выше о мирах видимом и невидимом. Это понятие относительное. Оно образовалось в нас из состояния падения, в котором мы находимся, в котором очень естественно называть видимую нами часть создания Божия миром видимым, а невидимую – миром невидимым. В сущности, этого разграничения нет. K невидимому миру мы причисляем Ангелов и ту часть вселенной, которая служит местом жительства для них. Бытописатель ничего не говорит о сотворении Ангелов, но из Священного Писания видно, что они сотворены прежде видимого мира. Описание мироздания заключается только в описании сотворения видимого мира, который мы также называем миром вещественным. Это название опять относительно; в описании мироздания говорится о предметах вещественного мира, находящихся вне земли, только по отношению их к земле и человеку. Дух Святой открывает нам о мироздании столько, сколько требует того существенная наша нужда, а не столько, сколько желало бы любопытство кичащегося разума, злоупотребляющего познаниями. Так, сказано о светилах небесных, что они сотворены для освещения земли и для отделения дня от ночи, и для знамений и времен, и дней, и годов; и да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю (см. Быт. 1, 14–15). Слово Божие доставляет познания, необходимые для жизни богоугодной, – жизнь богоугодная делает человека обителью Святого Духа, Который и учит своеобразно, не по стихиям мира, словесный сосуд Свой высокому учению Божественной истины, невыносимому и несвойственному для разума плотского и душевного (см. Ин. 16, 12–13; 1Кор. 2, 13–14). Мироздание совершилось в шесть дней, завершилось оно сотворением человека.

* * *

145

Плевелы – сорняки. – Прим. ред.


Источник: Симфония по творениям святителя Игнатия (Брянчанинова) / [ред.-сост. Т. Н. Терещенко]. - Москва : Даръ, 2008. - 775 с. ISBN 978-5-485-0095-7

Комментарии для сайта Cackle