святитель Игнатий (Брянчанинов)

Прелюбодеяние

Находящиеся в пропасти прелюбодеяния и разврата! Услышьте голос, призывающий вас к покаянию, и примите от всемогущего Врача, Бога, предлагаемое Им всемогущее врачество покаяния. Врачество это уже испытано. Оно сделало прелюбодеев образцами целомудрия и развратных – святыми и праведными. Оно претворило сосуды диавола в сосуды Святого Духа, и многие покаявшиеся грешники оставили далеко за собой на поприще духовного преуспеяния не познавших смертного греха подвижников. Достоинство каждого христианина составляет Искупитель, и тот из человеков выше других по достоинству своему, кто существеннее усвоил себе Искупителя.

* * *

Грехом было любодеяние, когда владычествовал Ветхий Завет, грехом было оно, как бесчестие естества, как злоупотребление важным свойством естества, как нарушение законов естества. Преступление признавалось столь значительным, что виновный в нем казнился смертной казнью. В Новом Завете этот грех получил новую тяжесть, потому что тела человеческие получили новое достоинство. Они сделались членами тела Христова, и нарушитель чистоты наносит уже бесчестие Христу, расторгает единение с Ним, «члены Христовы» претворяет в «члены блудницы» (1Кор. 6, 15). Любодей казнится смертью душевной. От впавшего в грех блуда отступает Святой Дух, согрешивший признается впавшим в смертный грех, в грех, отъемлющий спасение, в грех – залог неминуемой погибели и вечного томления во аде, если этот грех не уврачуется благовременно покаянием.

* * *

"Сила" Божия «совершается в немощи» (2Кор. 12, 9) естества падшего, когда это естество стирается в прах Крестом Христовым (см. Мф. 21, 4). Напротив, падшее естество может развиваться только при обилии пособий, доставляемых падшим человеческим обществом: при учености, при богатстве, при почестях. Таковы основания и вместе признаки развития падшего естества. В таком развитии своем падшее естество приемлет, как апокалипсическая жена, поклонение (см. Откр. 18, 19) от ослепленного несчастного человечества и вступает с ней в блудное сочетание при отречении его от Христа и Святого Духа – может быть, без слов отречения, – при отречении существенном, деятельностью, жизнью. По обновлении нашего естества Богочеловеком возвращение человека к своему естеству падшему есть в отношении к Богу прелюбодеяние.

* * *

Страсть любодеяния – блудное разжжение, блудные ощущения и пожелания тела, блудные ощущение и пожелание души и сердца (скоктание), принятие нечистых помыслов, беседа с ними, услаждение ими, соизволение им, медление в них. Блудные мечтания и пленения. Осквернение истицанием. Нехранение чувств, в особенности осязания, в чем дерзость, погубляющая все добродетели. Сквернословие и чтение сладострастных книг. Грехи блудные естественные: блуд и прелюбодеяние. Грехи блудные противоестественные: малакия,252 мужеложство, скотоложство и им подобные.

* * *

Закон Моисеев воспрещал прелюбодеяние, Господь воспретил плотское вожделение. Как сильно действует это воспрещение на падшее естество! Хочешь ли воздержаться от нечистых взоров, помыслов и мечтаний? Вспоминай в то время, как они начнут действовать, изречение Господа: «всякий, кто смотрит на женщину» телесными очами или умом на ее образ, представленный мечтанием, «с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем» (Мф. 5, 28).

Между телами двух полов существует естественное влечение друг к другу. Это влечение действует не равно. К иным телам другого пола человек почти вовсе не чувствует влечения, к другим слабое, к некоторым весьма сильное. Господь заповедал удаляться от сближения с лицами, к которым ощущается особенное естественное влечение, как бы лица ни были достойны дружбы нашей по своим похвальным душевным качествам, как бы ни были нужны и полезны нам. Такое значение имеет заповедь об извержении десного, соблазняющего ока и об отсечении десной, соблазняющей руки (см. Мф. 5, 29–30).

* * *

252

Малакия – рукоблудие. – Прим. ред.


Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Прелюбодеяние святитель Василий Великий

2. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ святитель Иоанн Златоуст

3. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Пресыщение святитель Игнатий (Брянчанинов)

4. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Похоть плотская преподобный Ефрем Сирин

5. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского святитель Тихон Задонский

6. Симфония по творениям святителя Григория Богослова – Развод святитель Григорий Богослов

7. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Похоть плотская святитель Димитрий Ростовский

8. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского праведный Иоанн Кронштадтский

9. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского схиархимандрит Иоанн (Маслов)

10. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского святитель Феофан Затворник

Комментарии для сайта Cackle