святитель Игнатий (Брянчанинов)

САМОМНЕНИЕ (См. также СТРАСТИ, САМОСТЬ, ГОРДОСТЬ, ПРЕЛЕСТЬ)

Мнящий о себе, что он исполнен благодати, никогда не получит благодати; мнящий о себе, что он свят, никогда не достигнет святости. I, 248.

Умное делание просто и нуждается, для принятия, в младенческой простоте и вере: но мы сделались сложными. Мы хотим быть умными, хотим оживлять свое «я», не терпим самоотвержения, не хотим действовать верою. II, 256.

Учение по букве, будучи предоставлено самому себе, немедленно рождает самомнение и гордость, отчуждает посредством их человека от Бога. Представляясь по наружности познанием Бога, оно б сущности может быть совершенным незнанием, отвержением Его. III, 5.

Самомнение и гордость в сущности состоят в отвержении Бога и в поклонении самому себе. Они – утонченное, труднопонимаемое и трудноотвергаемое идолопоклонство. IV, 25.

«Поучение о самомнении и смиренномудрии». См. IV, 169–174.

Какой страшный недуг душевный – самомнение! Оно в делах человеческих лишает гордого помощи и совета ближних, а в деле; Божием, в деле спасения, оно лишает дара Божия, принесенного с неба Сыном Божиим лишает Божественного Откровения и, соединенного с принятием этого Откровения, блаженнейшего общения с Богом. IV, 170.

Тщеславные, гордые понятия, из которых составляется самомнение, разрушают в человеке тот духовный престол, на который обыкновенно восседает Святой Дух, разрушают то единственное условие, которое привлекает к человеку милость Божию. IV, 348.

Чтоб покаяние было действительным, доставило нам спасение и вечное блаженство, надо стяжать в самих себе, в душах наших покаяние; надо, чтобы самый дух наш сокрушился и смирился от Боголюбезной печали, рождающейся от сознания и ощущения своей греховности; надо извергнуть из себя самомнение в каком бы виде оно ни присутствовало в нас. IV, 379.

Самомнение есть недуг духа нашего, непримечаемый невнимающими своему спасению, но недруг столько сильный и важный, что он поставляет человека, по душе его, в число духов отверженных, враждебных Богу. IV, 380.

Самомнение вскоре начинает проявляться в тайном осуждении ближних и в явном расположении поучать их. V, 103.

Занятия умственные способны отвлекать человека от смирения и Бога, привлекать к самомнению и поклонению своему «я». V, 328.

Преуспевшим в самомнении демоны начинают являться в виде ангелов света, в виде мучеников в виде Божией Матери и Самого Христа обещают им венцы небесные, этим возводят на высоту самомнения и гордыни. V, 347.

Самомнительный, признающий в себе какое-нибудь достоинство, не может отразить бесовского обольщения извне, будучи объят и окован им внутри. V, 379.

Самонадеянность и самомнение всегда соединены с тонким, часто непримечаемым, презрением ближних. V, 433.


Вам может быть интересно:

1. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского – САМОМНЕНИЕ схиархимандрит Иоанн (Маслов)

2. Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского – Самомнение преподобный Амвросий Оптинский (Гренков)

3. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Самомнение святитель Димитрий Ростовский

4. Симфония по творениям Святителя Игнатия (Брянчанинова) – Самомнение святитель Игнатий (Брянчанинов)

5. Симфония по творениям свт. Иоанна Златоуста – ПОМЫСЛЫ святитель Иоанн Златоуст

6. Симфония по творениям святого праведного Иоанна Кронштадтского – НЕНАВИСТЬ праведный Иоанн Кронштадтский

7. Симфония по творениям святителя Феофана, Затворника Вышенского – СПАСИТЕЛЬ святитель Феофан Затворник

8. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Нерадение преподобный Ефрем Сирин

9. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Отречение от мира святитель Тихон Задонский

10. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Ненависть святитель Василий Великий

Комментарии для сайта Cackle