Источник

СТРАСТИ (См. также под наименованием отдельных страстей)

«Восемь главных страстей с их подразделениями и отраслями». См. 1,168–172.

Страсти – эти нравственные недуги человека – служат основной причиной развлечения при молитве. I, 262.

Для самого преуспеяния в духовной жизни непременно нужно, чтобы возникли, и таким образом обнаружились наши страсти. Когда страсти обнаружатся в подвижнике: тогда он вступает в борьбу с ними. I, 345.

Вожделение [плотское], которому разум передает власть над человеком удовлетворением долговременным и постоянным, уже господствует, как тиран, и над телом и над душою, губит и тело и душу. I, 379.

Сребролюбие, вспыльчивость, надменность, наглость – злокачественные недуги души, образующиеся от пособления порочным влечениям падшего естества. Они усиливаются, созревают, порабощают себе человека, при посредстве навыка. I, 379.

Страсти – злые навыки; добродетели – навыки благие. I, 380.

«Отношение христианина к страстям его». См. I, 524–534.

Смущение и недоумение, при открывшемся действии страсти, служит доказательством, что человек не познал самого себя. I, 524.

Каждое сопротивление, оказанное требованию страсти, ослабляет ее; постоянное сопротивление низлагает ее. Каждое увлечение страстию усиливает ее, постоянное увлечение страстью порабощает увлекающегося ею. I, 525.

Божественная благодать, осенивши душу, преподает ей духовное ощущение, – и страсти, эти ощущения и влечения плотские и греховные, остаются праздными. I, 526.

Страсти, пребывая в христианине, постоянно принуждая его быть на страже, постоянно вызывая его на борьбу, содействуют его духовному преуспеянию. I, 526.

Неувлекающийся какою-либо страстью не должен думать, что нет в нем этой страсти: только не было случая к обнаружению ее. I, 527.

Должно веровать, что в первородном грехе заключается семя всех страстей и потому не должно удивляться проявлению и восстанию ни одной страсти. I, 527.

Христианин видит в себе падение человечества, потому что видит свои страсти. Страсти – знамение греховного смертоносного недуга, которым поражено все человечество. I, 528

Соответственно очищению покаянием уменьшаются увлечения, но вместе они делаются утонченнее, неприметнее, обольщают и обманывают иногда мужей, исполненных Божественной благодати. I, 530.

Если ты подчинился одной страсти: то чрез подчинение этой одной страсти ты подчинился и всем прочим страстям. II, 212.

Мало – изучить страсти с их многоплетенными отраслями в чтении книг отеческих: надо прочитать их в живой книге душевной, и стяжать знание о них опытное. II, 217.

Весьма ошибочно поступают те, которые, находясь под властью страстей, требуют от себя бесстрастия. При таком неправильном требовании от себя... они приходят в необыкновенное смущение, когда проявится каким-либо образом живущий в них грех. II, 371.

Лишены надежды спасения и те православные христиане, которые стяжали греховные страсти и посредством их вступили в общение с сатаною, расторгнув общение с Богом. III, 165.

Единый Святой Дух может вполне очистить человека от страстей и возвратить ему власть над самим собою, похищенную диаволом. III, 167.

При многоразличных столкновениях с ближними обнаруживаются для инока его страсти, таящиеся от него самого в сокровенностях сердца, и врачуются всесильным врачеством: учением Христовым. III, 314.

Когда христианин постоянно и тщательно займется ею [молитвою]: тогда она мало-помалу начнет открывать в нем страсти его, о существовании которых в себе он доселе не ведал. IV, 349.

Ужасна буря страстей: ужаснее она всех наружных бедствий помрачается разум, закрытый густым облаком помыслов, во время бури сердечной... Единственным средством спасения остается усиленная молитва. Подобно апостолу Петру, должно вопиять от всей души ко Господу. IV, 186.

[Телесный подвиг] существенно нужен для изгнания страстей действиями, противоположными требованию страстей; он необходим для насаждения в сердце добродетелей по указанию Евангелия. IV, 358.

Если же, устреленный стрелою врага, как-нибудь неожиданно заразишься ими [страстями], то не унывай. V, 89.

Если не будешь поблажать страстям, – узришь умерщвление их. Если же будешь поблажать им, беседовать с ними, питать их в себе и услаждаться ими: то они умертвят тебя. V, 149.

«Выписка из творений преподобного аввы Дорофея». См. V, 227–246.

Оставление телесных подвигов соделывает человеков подобными скотам, давая свободу и простор телесным страстям; излишество их делает человеков подобными бесам, способствуя расположению и усилению душевных страстей. V, 273.

Когда одна какая-либо убийственная страсть возобладает человеком: тогда прочие страсти умолкают в нем; диавол престает наносить ему брани и искушения. V, 286.

К такому же нравственному бедствию, к какому приводят человека сребролюбие, приводят славолюбие и сластолюбие: из этих трех главных страстей составляется миролюбие. V, 312.

Все благие помыслы и добродетели имеют сродство между собою: точно также все греховные помыслы, мечтания, грехи и страсти имеют сродство между собой. V, 351.

Власть демонов и страстей над человеком усиливается унынием. V, 406.

Всякая страсть есть преступная любовь, есть преступное усвоение какому-либо виду греха. V, 436.

Пребывание в смертном грехе, пребывание в порабощении у страсти, есть условие погибели вечной. V, 436.

Страх Божий невозможно уподобить никакому ощущению плотского даже душевного человека. Страх Божий – ощущение совершенно новое. Страх Божий – действие Святого Духа. I, 293. «Слово о страхе Божием и о любви Божией». См. II, 52– 76.

Желающий приступить к Богу для служения Ему, должен предаться руководству страха Божия. II, 60.

Высоко и вожделенно ощущение страха Божия! При действии его часто ум притупляет свои очи, престает произносить слова, плодить мысли: благоговейным молчанием... выражает сознание своего ничтожества и невыразимую молитву, рождающуюся из этого сознания. II, 61.

Страшен тот суд, который ожидает всех человеков после общего воскресения; страшен и тот суд, который ожидает каждого человека после его смерти. С какою другой целью Господь возвестил нам о нем так ясно, как не с целью возбудить в нас душеспасительный страх. II, 64.

Два страха: один вводительный, другой – совершенный; один свойствен начинающим, так сказать, благочествовать, другой составляет принадлежность совершенных святых, достигших в меру любви. II, 66.

Кто исполняет волю Божию из-за страха мук, тот еще новоначальный. Другой же исполняет волю Божию из-за самой любви к Богу... Эта любовь приводит его в совершенный страх: потому что таковой страшится и соблюдает верность воле Божией... не для того, чтобы избегнуть (вечной) муки, но потому, что... вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. II, 66–67.

Духовным ощущением страха Божия, благоговения и умиления сопутствуется молитва душевная. II, 219.

[Умная, сердечная и душевная] молитва весьма часто и по большей части сопутствуется слезами. Человек тогда отчасти j познает, что значит блаженное бесстрастие. Он начинает ощущать чистоту, а от чистоты живой страх Божий, снедающий дебелость плоти наводимым странным, доселе незнакомым человеку ужасом, от ясного ощущения предстояния своего пред Богом. II, 219.

Страх Божий да наставит нас трезвению, осторожности, а изучение слова Божия и жизнь по слову Божию да доставят нам духовное рассуждение, которое есть дверь в чертог добродетелей. IV, 205.

Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия, который, по свидетельству Священного Писания, есть начало премудрости. IV, 257–258.

Ощутив страх Божий, ощутив от действия страха Божия при молитве твоей присутствие Бога, увидишь безвидно, духовно, Невидимого, познаешь, что молитва есть предстояние на страшном суде Божием. V, 96.

Во сне при крайней нужде, представляют нам Ангелы Божии или кончину нашу, или адскую муку, или грозный при- смертный и загробный суд. От таких сновидений мы приходим к страху Божию. V, 347.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle