Источник

СМЕРТЬ

Смерть души бедственнее смерти тела: умершее тело воскреснет... душа, умерщвленная злом – жертва вечной смерти. Душу может убить одна мысль, содержащая в себе какой-нибудь вид богохульства. I, 117.

Горестно – состояние наше! Оно – вечная смерть, врачуемая и уничтожаемая Господом Иисусом, Который есть воскрешение и живот. I, 230.

Чтоб помнить смерть, надо вести жизнь сообразно заповедям Христовым. Заповеди Христовы очищают ум и сердце, умерщвляют их для мира, оживляют для Христа: ум, отрешенный от земных пристрастий, начинает часто обращать взоры к таинственному переходу своему в вечность. I, 382.

Если мы не способны желать смерти по хладности нашей к Христу и по любви к тлению: то, по крайней мере, будем употреблять воспоминание о смерти, как горькое врачество против нашей греховности: потому что смертная память... усвоившись душе, рассекает дружбу ее с грехом, со всеми наслаждениями греховными. I, 382.

«Воспоминание о смерти – дар Божий», сказали отцы: он дается исполнителю заповедей Христовых, чтобы усовершить его в святом подвиге покаяния и спасения. I, 385.

Благодатная память смерти предшествуется собственным старанием вспоминать о смерти. Принуждай себя воспоминать часто смерть... и начнет приходить само собою, являться уму твоему воспоминание о смерти... оно будет поражать смертоносными ударами все твои греховные начинания. I, 385.

Падением изменились и душа и тело человеческие... падение было для них вместе и смертию... смерть, в сущности, есть только разлучение души с телом, прежде того уже умерщвленных отступлением от них истинной жизни, Бога. III, 8.

«Слово о смерти». См. III, 69–183.

Смерть – великое таинство. Она – рождение человека из земной временной жизни в вечность. III, 69.

И тело продолжает существовать, хотя видим, что оно разрушается и обращается в землю, из которой взято: оно продолжает существовать в самом тлении своем; оно продолжает существовать в тлении, как семя в земле. III, 70.

Смертью болезненно рассекается и раздирается человек на две части, его составляющие, и по смерти уже нет человека: отдельно существует душа его, и отдельно существует тело его. III, 70.

В собственном смысле разлучение души с телом не есть смерть; оно – только последствие смерти. Есть смерть несравненно более страшная! Есть смерть – начало и источник всех болезней человека, и душевных и телесных, и лютой болезни, исключительно именуемой у нас смертию. III, 113.

Сыны и дщери ветхого Адама, рожденные по его образу и подобию падшими, рожденные для вечной смерти, переходят верою в нового Адама к вечной жизни. III, 117.

Кто ежедневно приготовлен к смерти, тот умирает ежедневно; кто попрал все грехи и все греховные пожелания, чья мысль отселе переселилась на небо и там пребывает, тот умирает ежедневно. III, 173.

Одним из превосходнейших способов приготовления к смерти служит воспоминание и размышление о смерти. III, 174.

После понудительного приобучения себя к воспоминанию о смерти, милосердый Господь посылает живое предощущение ее, – и оно приходит помогать подвижнику Христову при его молитве. III, 177.

Постоянное памятование смерти есть благодать дивная, удел святых Божиих, преимущественно предавшихся тщательному покаянию в нерушимом безмолвии. III, 179.

Человек, начавший плакать при воспоминании о смерти, как при воспоминании о казни, внезапно начинает плакать при этом воспоминании, как при воспоминании о возвращении в свое бесценное отечество. Таков плод памятования смерти. III, 181.

Воспоминание о смерти сопутствует смиренномудрому на пути земной жизни, наставляет его действовать на земле для вечности, и... самые действия его воодушевляют особенною благотворностью. IV, 172.

[Уединение] это – мирная смерть прежде смерти, которая – непременный удел каждого человека, которая для грешников, для рабов мира – люта. IV, 450.

Живая молитва Иисусова неразлучна с живым воспоминанием о смерти; живое воспоминание о смерти сопряжено с живою молитвою ко Господу Иисусу, упразднившему смертию смерть. Ѵ40;, 111.

Инок должен воспоминать ежедневно, и по нескольку раз в день, о предстоящей ему, неизбежной смерти. V, 120.

Забывая о смерти телесной, мы умираем смертью душевною. V, 120.

Человек есть существо падшее. Он низвергнут на землю из рая, в раю привлекши к себе смерть преступлением заповеди Божией. Смерть немедленно по преступлении поразила душу человека, и неисцельно заразила его тело. V, 125.

Душа, не приносящая плода о Христе, пребывающая в падшем естестве своем, приносящая бесплодный плод естественного добра и довольствующаяся им, не привлекает Божественного попечения о себе: она, в свое время, отсекается смертию. V, 133.

Пристрастие к земле умерщвляет душу вечною смертию; она оживляет словом Божиим, которое возносит мысли и чувствования ее к небу. V, 323.

Соблазны, когда немощный человек стоит пред ними лицом к лицу, убивают его вечною смертию. V, 431.

Верующему во Христа невозможно умереть вечною смертию иначе, как отречением от Христа. V, 437.

Спасительно для нас, убийственно для греха воспоминание о смерти, рожденной грехом. V, 447.

Все земные узы, узы теснейшие, узы, возлагаемые естеством и законом, разрываются беспощадно смертию. V, 450.

Горе мне, если дух, при разлучении с телом, окажется умерщвленным вечною смертию! V, 458.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle