Источник

ПОКАЯНИЕ (См. также ГРЕХИ, ДЕЛАНИЕ, ИСПОВЕДЬ, МОЛИТВА, МОНАШЕСТВО, ПАДЕНИЕ, ПАМЯТОВАНИЕ СМЕРТИ, ПЛАЧ, САМООПРАВДАНИЕ, САМОПОЗНАНИЕ, САМОУКОРЕНИЕ, подвиг ПОКАЯНИЕ СМИРЕНИЕ, СТРАСТИ СТРАХ БОЖИЙ)

Стяжи такие помышления, какие имеют преступники, заключенные в темнице. Они постоянно осведомляются: где судия? когда придет? и от отчаяния плачут. Так и монах непрестанно должен внимать себе и обличать свою душу, говоря: горе мне! как предстану я на суд пред Христа? что буду отвечать Ему? Если будешь непрестанно занимать себя помышлениями, то спасешься (авва Аммон). VI, 61–62

Совершающий великие знамения и исцеления, имеющий разум духовный и воскрешающий мертвых, если прежде этого подвергся падению, то он, как состоящий в разряде кающихся, не может быть без печали о вечной участи своей (авва Исаия). VI, 139.

Все мы находимся в земной жизни, как бы в больнице. Один недугует глазами, другой – рукою, иной – горлом, иной имеет более глубокие раны. Некоторые больные бывают уже вылечены, но болезнь возобновляется, если человек не воздержится от явств, вредных для него. Подобно этому прилежащий покаянию, осуждая и унижая ближнего, уничтожает этим благотворное действие покаяния своего (авва Исаия). VI, 140.

Каждый должен заботиться о своих душевных недугах: каждый должен оплакивать грехи свои, не зазирая ближнего! Если бы мое греховное, несчастное состояние было постоянно пред взорами моими, я не обращал бы внимания на преткновения брата моего (авва Исаия). VI, 140.

Если совершаются в тебе осквернения, а ты услаждаешься тем и содействуешь тому, от чего рождается осквернение, не печалясь и не болезнуя сердцем: то состояние твое в падшем естестве Адама, тогда ты будешь действовать соответственно естеству Иисуса и привлечешь к себе помощь Его, когда сердце твое отречется от греха, когда оно отречется от начал, рождающих грех, когда будешь памятовать непрестанно о муках адских, когда ощутишь, что Помощник твой неотступно присутствует при тебе, когда ни в чем не будешь оскорблять Его, когда будешь постоянно плакать пред Ним, говоря: ЃбГосподи! избавление меня от греха принадлежит единственно Тебе. Самому мне, без помощи Твоей не избегнуть из рук врагаЃв (авва Исаия). VI, 141.

Отрекшись от мира и посвятив себя Богу покаянием, не допусти смутить тебя помыслу, если он будет представлять, что ты не получишь прощения в соделанных тобой согрешениях. Но опять не пренебрегай заповедями Божиими, обращаясь к прежним грехам, иначе они не простятся (авва Исаия). VI, 186.

Иоанн Креститель имел одежду из волоса верблюжьего, был опоясан кожаным поясом по чреслам и жил в пустыне. Это служит знамением умерщвления плоти подвигами и образом покаяния. Подвиги покаяния совершают предварительное очищение человека и соделывают его способным взойти на крест. Крест есть знамение духовного бессмертия (авва Исаия). VI, 190.

Человек не может увидеть грехов своих дотоле не разлучится с ними разлукою, исполненною труда и горести. Достигшие этого состояния обрели плач и молитву. Вспоминая лукавую дружбу свою со страстями, они не смеют воззреть к Богу и пребывают в постоянном сокрушении духа (авва Исаия). VI, 198.

Апостол Павел в послании к Тимофею, сыну своему, говорит: аще с Ним, Господом Иисусом, умрохом, то с Ним и оживем; аще терпим, то с Ним и воцаримся. Аще отвержемся, и Той отвержется нас. Кто же эти отвергающиеся Его, как не те, которые последуют плотской греховной воле падшего естества и наносят укоризну святому Крещению? Именем Господа Иисуса в святом Крещении даровано нам отпущение грехов; но враг наш, по зависти и ненависти к нам, опять связал нас грехом. Господь же наш Иисус Христос, ведая злобу демонов, которою они заразились против человека с самого сотворения его, приложил к дару Крещения дар Покаяния, действующий до последнего издыхания нашего. Если б не было покаяния, не было бы и спасающихся (авва Исаия). VI, 207.

Противостанем лености! Свергнем с себя сударь. Сударь, закрывающий глаза, есть забывчивость. Она препятствует нам зреть свет покаяния. Приобретем себе Марфу и Марию: удручение тела подвигами и плач. Да ходатайствуют они пред Спасителем, и Он воскресит Лазаря: ум, связанный многими пеленами – пожеланиями падшего естества (авва Исаия). VI, 214.

Берегитесь, чтобы не отняты были у вас срок и поприще, данные для покаяния, прежде нежели вы успеете достичь в покой Сына Божия (авва Исаия). VI, 218.

Если воспоминание о соделанных грехах не возобладает неоскудно сердцем и не отвратит взоров ума от всего, принадлежащего миру, то человек не возможет избавиться от насилия усвоенных им страстей, не возможет воздержаться от грехов, к которым привык, не возможет отвлечь помысл свой от суждения созданий Божиих (авва Исаия). VI, 220–221.

Приносящие истинное покаяние не занимаются ужо осуждением ближних, они занимаются оплакиванием грехов своих (авва Исаия). VI, 221.

Блаженны те, которые не возложили упования на дела свои, которые уразумели величие Божие и сподобились исполнять в точности волю Божию. Познав свою немощь, они сосредоточивают все подвиги свои в печаль покаяния: они оплакивают себя, оставя суетную и греховную заботу о всем, совершающемся в мире, который, как создание Божие, подлежит суду Единого Бога (авва Исаия). VI, 223.

Блаженны те очи, которых человек по причине смиренномудрия не дерзает возвести к Богу! Блаженны иноки, прилежащие врачеванию язв своих в духовном разуме, стяжавшие познание грехов своих, омывающие их слезами и просящие прощения у Бога (авва Исаия). VI, 223–224.

Утверждай мужеством сердце твое, не предавайся унынию, говоря: как мне исполнить заповеди Господа, когда я грешник. Если человек оставит грехи свои и обратится к Богу, то покаяние возрождает его в новую духовную и святую жизнь (авва Исаия). VI, 234

Благословен Бог покаяния! И благословен возлюбивший покаяние и подклонивший выю под иго покаяния! Родится он свыше в пакибытие совокуплением воли своей с волей Божиею (авва Исаия). VI, 235.

Кто оправдывает себя, тот отчуждает себя от покаяния (авва Исаия). VI, 236.

Кто осуждает грешников, тот изгоняет из себя покаяние (авва Исаия). VI, 236.

Что может грех там, где покаяние? Какое может иметь преуспеяние любовь, где гордыня? (Иоанн, игумен в Райфе). VI, 297.

Брат вопросил авву Пимена: в чем состоит покаяние во грехе? Старец отвечал: в том, чтобы более не делать этого греха. Непорочные и праведные потому и названы так, что оставили грехи свои и сделались праведными (Пимен Великий). VI, 333–334.

Если впадешь в грех и, оставив его, начнешь каяться и скорбеть, то наблюдай за собою, чтобы не престать тебе скорбеть и воздыхать к Господу даже до дня смерти твоей. Если же не будешь скорбеть, то скоро впадешь в тот же ров: скорбь по Бозе за грехи есть крепкая узда для души и не попускает ей пасть (Изречения безымянных старцев). VI, 377.

Кающийся должен удалить себя от мира, жить вдали от других один, трудясь в безмолвии, оплачивая грехи свои, очищая ум от мыслей мира сего и наблюдая над собою, чтобы никому не досадить, никого не оскорбить, но себя смирять, оскорблять, непрестанно осуждать, укорять и обличать, пребывать в болезни сердечной, утеснении многом, в сокрушении сердца, умоляя Бога и прося у Него милости (Изречения безымянных старцев). VI, 380.

Монах должен ежедневно утром и вечером исследовать самого себя, что сделано им согласно и несогласно воле Божией. Поступая таким образом, монах должен проводить всю жизнь свою в покаянии. Так жил авва Арсений (Изречения безымянных старцев). VI, 393.

Покаяние составляется из исполнения всех евангельских заповедей. Евангельские заповеди возможно исполнять точно и богоугодно только из сердца сокрушенного и смиренного. Дух жительства по евангельским заповедям – покаяние (Брянчанинов). VI, 413.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle