святитель Игнатий (Брянчанинов)

ДОБРОДЕТЕЛИ (См. также под названием отдельных добродетелей)

Чтение писаний отеческих – родитель и царь всех добродетелей. I, 113.

«О добродетелях, противоположных осьми главным греховным страстям». См, I, 173–175.

Страсти – злые навыки; добродетели – навыки благие. I, 380.

Все евангельские добродетели несвойственны падшему естеству; ко всем подвижник должен принуждать себя; все должен испросить у Бога смиренною, соединенною с сердечным плачем молитвою. I, 475–476.

Охраняя наши добродетели от повреждения похвалами человеческими, мы должны охранять их и от живущего в нас зла... не увлекаться помыслами и мечтаниями тщеславными... и тщеславным их услаждением. I, 512–513.

Душа, богатая евангельскими добродетелями, глубже и глубже погружается в смирение, и в глубинах этого моря находит драгоценные перлы: дары Духа. I, 540.

Добродетели падшего человеческого естества имели свою цену, подобно постановлениям ветхозаветным, до пришествия Христова, они приводили человека в состояние, способное принять Спасителя. II, 331.

Совершенство христианской, а потому и человеческой, добродетели в обновленном естестве есть благодатное богоподражательное милосердие, производимое в христианине развитием Божественной благодати, данной ему в Крещении и возделанной заповедями. II, 407–408.

Добродетель может быть неправильною, и зло может облекаться личиною добродетели. Естественное добро наше смешано со злом, и повреждено им. И ограниченность наша, и состояние падения требуют, чтобы действия наши непременно были предваряемы рассмотрением. IV, 202–203.

Сколько дух выше тела, столько добродетель, совершаемая духом, возвышеннее добродетели, совершаемой телом; сколько дух выше тела, столько грех, принятый и совершенный духом, тягостнее и пагубнее греха, совершаемого телом. IV, 207.

Ни одна добродетель не может состояться без терпения; добродетель, чтобы пребыть добродетелью, нуждается в терпении. IV, 434.

Здешняя жизнь – точно поле, усеянное различными посевами хлеба и овощей люди – точно делатели; один способен водиться за виноградными лозами, другой за овощами, иной сеять хлеб иной лишь исторгать терние. Каждый да трудится в том участке добродетелей, к которым он способен, к которым призван Богом, являющим призвание Свое разумному созданию теми способностями душевными... которые Он даровал этому созданию. IV, 458.

Без искушения приблизиться к Богу невозможно. Неискушенная добродетель не добродетель. IV, 460.

Надо сперва усмотреть грех свой, потом омыть его покаянием и стяжать чистоту сердца, без которой невозможно совершить ни одной добродетели чисто, вполне, с извещением совести. IV, 490.

Упражнения в добродетелях, несоответствующих образу жизни, делают жизнь бесплодною. IV, 502.

Тогда только приемлет Бог добродетели наши, когда они – свидетели веры; сами же по себе они недостойны Бога. IV, 526.

Может человек совершить душевные добродетели собственными силами, а добродетели духовные в человеке – дар в нем милосердного Бога, подающего этот дар нищим духом, алчущим и жаждущим правды Христовой. IV, 526.

Молитва есть мать добродетелей. V, 9.

Молитва, будучи дщерью исполнения евангельских заповедей, есть вместе и мать всех добродетелей. V, 93.

Молитва рождает добродетели от соединения духа человеческого с Духом Господа. Добродетели, рождающие молитву, различествуют от добродетелей, рождаемых молитвою: первые – душевны, вторые – духовны. V, 93.

Благоразумное воздержание чрева есть дверь ко всем добродетелям. Удержи чрево, и войдешь в рай. V, 269.

Богоугодные добродетели истекают из повиновения Богу, сопровождаются смирением, а не разгорячением, не порывами, не самомнением и тщеславием. V, 269–270.

Евангельское учение есть единственный источник всех истинных, христианских, богоугодных добродетелей. V, 270.

Пост есть начальное орудие всех добродетелей. V, 270

Все благие помыслы и добродетели имеют сродство между собою: точно так же все греховные помыслы, мечтания, грехи и страсти имеют сродство между собой. V, 351.

Одна добродетель, совершаемая искренно, привлекает за собою в душу все добродетели. V, 414–415.

Стяжи постоянное трезвение, постоянное бодрствование над собою. Без строгой бдительности невозможно преуспеть ни в одной добродетели. V, 417.

Без добродетели смирения не могут быть истинными и богоугодными все прочие добродетели. V, 433.

Сердце, возделанное скорбями, напоенное унижением, особенно способно к возвышеннейшей добродетели. V, 442.



Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.; ISBN 5-7533-0165-7

Вам может быть интересно:

1. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – ДОБРОДЕТЕЛЬ святитель Игнатий (Брянчанинов)

2. Симфония по творениям свт. Тихона Задонского – Воздержание святитель Тихон Задонский

3. Симфония по творениям преподобного Ефрема Сирина – Удовольствие преподобный Ефрем Сирин

4. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том II. Археология - Бюхнер – Бездрачие профессор Александр Павлович Лопухин

5. Симфония по творениям преподобных Варсануфия Великого и Иоанна – Трезвение преподобные Варсонофий Великий и Иоанн Пророк

6. Послания – Послание 72(260). К Петру, епископу Никейскому преподобный Феодор Студит

7. Словарь о бывших в России писателях духовного чина Греко-российской церкви – Иакинф Карпинский митрополит Евгений (Болховитинов)

8. Симфония по творениям святителя Василия Великого – Благодеяние святитель Василий Великий

9. Слова и речи святителя Иннокентия, епископа Пензенского и Саратовского – СЛОВО В ДЕНЬ РОЖДЕНИЯ ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕОДОРОВНЫ святитель Иннокентий (Смирнов) Пензенский

10. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

Комментарии для сайта Cackle