митрополит Евгений (Болховитинов)

Петр Могила

Петр Могила, Митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси, Екзарх Константинопольского Патриаршего Престола и Архимандрит Киево-Печерского Монастыря, родился в Молдавии около 1597 года. Отец его Симеон Иоаннович был Князь Волошский. Некоторые из киевлян, по преданию, утверждали, что он воспитывался в Парижском университете и кончил там круг Словесных Наук до Богословия. Так напечатано Рубаном и в Киевском Каталоге Митрополитов. Потом в молодых летах служил он у поляков при разных военных походах и оказывал им многие услуги, а особливо под Хотином. Напоследок, прибывши в Киево-Печерскую Лавру при Архимандрите Захарии Копыстенском, подстригся 1625 года в Монахи; а по смерти сего Архимандрита избран и, соизволением Польского Короля Сигизмунда III, утвержден на его место и по благословению Константинопольского Патриарха Кирилла Лукаря произведен в сей сан в 1628 году Киевским Митрополитом Иовом Борецким. В 1632 г., по изволению Короля Владислава IV и по согласию всего благочестивого в Польской Области пребывавшего народа, избран он в Митрополита Киевского с предоставлением ему и Архимандрии Киево-Печерской. С сим выбором и с проезжим от Польского Короля Указом был отправлен к Константинопольскому Патриарху Ректор Киевских Училищ, Иеромонах Исайя Трофимович, и когда привез он утвердительную Грамоту, то Петр Могила посвящен был 1633 г. Апреля 8 в Митрополита Киевского благочестивыми Греко-российского Исповедания Молдавскими Архиереями в город Львов, в Братской Церкви Ставропигии Успения Пресвятой Богородицы. До того времени владели Софийскою Кафедрою Униаты и почти разорили оную, а Православные Киевские Митрополиты жили при Церкви Св. Архангела Михаила Златоверхого. Но Петр, по вступлении в управление Митрополии, немедленно отобрал от Униатов Кафедральную Церковь Святой Софии, обновил ее и вновь освятил; а к ней приписал со всеми принадлежностями Монастырь Михайловский Выдубицкий для помещения там Коадьютора своей Митрополии, которого, однако ж, во всю жизнь он не имел. А также возобновил и Десятинную при Киевских Вратах Владимирову Церковь, засыпанную уже развалинами. Потом первое внимание обратил он на усовершение Киевских Училищ, которым основание положено было еще с 1620 г. Грамотами Феофана Иерусалимского, возвращавшегося тогда из Москвы через Киев на Восток; но за разными препятствиями и разорениями Киева от неприятельских нашествий, заведение сие не имело успеха. Петр (Могила) дал оному новое и прочнейшее основание в 1631 г., бывши еще Архимандритом; а в совершенство привел оное, уже будучи Митрополитом; и потому-то Академия Киевская долго именовалась Киево-Могилянскою, и сам он в Завещании своем назвал ее единственным своим залогом (Collegium unicum pignus meum). Он завел там полные классы до философии и богословия на латинском, польском и малороссийском языках; испросил в 1633 г. от Польского Короля и всей Речи Посполитой особенную привилегию сей Академии на заведение при ней и типографии; посылал на образование к Учительской должности молодых Монахов и Студентов в Львовскую Академию и другие иностранные Училища; для содержания их и учащихся уступил Академии многие Митрополичьи вотчины; подарил свою библиотеку и не щадил никаких иждивений и трудов.

Киевская Академия, памятуя все сии благодеяния его, после по его же завещанию уставила ежегодно в день его кончины, по отпетии Малой Вечерни, собираться учащим и учащимся на Большую Соборную Панихиду и говорить в похвалу ему Слово над гробом его, в большой Печерской Церкви за левым крылосом между столпами находящимся. Другое попечение Петра Могилы было о искоренении вкравшихся в Малороссийские Церкви от Запада развратных мнений и о снабжении Духовенства исправными Богослужебными книгами, а особливо касающимися до Исповедания Веры и Обрядов. Ибо Католики и Униаты тогда портили книги таковые, и самые оные подлинно издавали под видом православных.

В самый первый год своего Архимандритства, 1629, он издал Литургиарион, си есть Служебник от Литургий Св. Василия, Иоанна Златоустого и преждеосвященных и служений Иерейских и Диаконских повседневных нощных же и дневных в сем содержимых реченный. В Предисловии к сему Служебнику, которое сочинил Тарасий Земка, Проповедник и Справщик типографии Киево-Печерской, сказано между прочим, что Петр Могила после исправления сего Служебника обещался вскоре и Толкование Литургии приложить, и что над сим начал он уже трудиться, – но сие сочинение осталось не изданным. Ибо, вступив на Митрополию Киевскую, он занялся больше изданием Догматических книг.

На сей конец созвал он в Киеве Собор подвластных себе Малороссийских Епископов с прочими Духовными и, с 8 Сентября 1640 г. открывши оный, 10 дней продолжал Заседания, на которых слушан был Катехизис, сочиненный Киево-Николаевского Монастыря Игуменом Исаиею Трофимовичем Козловским, и предлагаемы были разные вопросы, до обрядов, мнений и обыкновений Церковных касающиеся, а в заключении определено послать в следующий Пост к Патриарху Константинопольскому все положения сего Собора на рассмотрение. К сожалению, до нас не дошли и, вероятно, совсем потеряны или врагами Церкви истреблены подлинные деяния Собора сего; а только два правила оного, 26-е о погребальной Процессии и о Литии, или Процессии около Церкви, и 66-е о погребении священников и о памяти по них, известны нам из Требника самого Петра Могилы, часть 1, стр. 546 и 751, и еще одно Правило о состоянии душ по смерти приведено в книге Иоанникия Галятовского, напечатанной в Чернигове 1687 г. под названием Души людей умерших, лист 24. Но краткое описание всех Соборных сих Заседаний, и некоторых постановлений, с 8 до 18 Сентября продолжавшихся, сделано (с злобною однако же критикой) Униатским Архимандритом Дерманского Монастыря Яном Дубовичем и напечатано в Варшаве 1641 г. на польском языке под русским заглавием: Собор Киевский Схизматицкий, Митрополитом Петром Могилою составлений и совершенный 1640 г. и проч., а вторично издано 1642 г. отступником Кассианом Саковичем. Иерусалимский Патриарх Нектарий, в предисловии к книге Православное Исповедание, свидетельствует, что на сем же Соборе составлена была, или по крайней мере, положено было составить сию книгу и послать на рассмотрение Константинопольской Церкви; а сочинителем оныя Нектарий и Московский Патриарх Адриан в Предисловии своем к ней именуют самого Петра Могилу. Сию книгу на простом греческом и латинском языке послал он с тремя Депутатами своими (Ректором Киевской Академии Исаиею Трофимовичем Козловским, Иосифом Кононовичем Горбацким и Игнатием Оксеновичем Старушичем) на бывший в 1643 г. со стороны Константинопольского Патриарха и Киевского Духовенства в Молдавском городе Яссах, по прошению Господаря Молдавского Иоанна Васильевича, Собор на Кальвинистов, и на семь-то Соборе она Константинопольскими Депутатами рассмотрена, исправлена, одобрена и для конечного утверждения послана к Восточным Патриархам. Но Петр (Могила) не мог дождаться возвращения ее к себе и в 1645 г. напечатал в Киеве на польском и польско-русском языке и вторично в 1646 г. во Львове только Краткий Катехизис, в Предисловии коего обещал вскоре издать и подробнейшее изложение Веры, разумея под сим вышеупомянутую книгу; а в 1646 г. издал там же Большой Требник в лист с присовокуплением разных Священству наставлений Богословских, Казуистических и Обрядных. Но в том же 1646 г. Декабря 31, в ночь под новый год, скончался.

После него Малый Катехизис его перепечатан в Москве 1649 г. в 4 долю листа при Патриархе Иосифе, с поправками по тогдашнему образу мыслей и с переводом польско-русских слов на полях; а книга его православного исповедания долго странствовала по Востоку и неизвестна была России. Бывший при Оттоманском Дворе главным Переводчиком из греков, Никузий-Панагиот, в 1662 г. издал оную на одном греческом языке в Амстердаме, в 8 долю листа, для раздачи даром единоверцам своим на Востоке. Потом по повелению Константинопольского Патриарха Дионисия вторично с сего издания напечатана она была в Голландии же 1672 г., а после Лаврентий Норманн, бывший Упсальский профессор и потом Епископ Готенбургский, перевел оную на латинский язык, и перевод свой вместе с греческим подлинником напечатал в Лейпциге 1695 г. в 8 долю листа, присовокупив свое Предисловие о важности, сочинителях и различных изданиях сей книги. С голландского издания переведена она с позволения Иоакима, Патриарха Московского, в 1685 г. на славянский язык в Московском Чудове Монастыре, и по просьбе Киевского Митрополита Варлаама Ясинского напечатана Патриархом Адрианом в Москве 1696 г. в лист, с присовокуплением двух Слов Иоанна Дамаскина о почитании Святых Икон; потом опять в Москве 1702 г. в 8 долю листа, в Киеве 1712 г. в 4 долю листа, в Чернигове 1715 г. и С.-Петербурге 1717 и 1772 гг. в 4 долю листа и после многократно в разных местах. В 1769 г. Московского Архангельского Собора Протоиерей Петр Алексеев напечатал оную в Москве для университетских питомцев гражданскими буквами в 8 долю листа с Историческими, географическими, Догматическими и Словесными примечаниями; но такими примечаниями объяснена им только 1-я часть сей книги. Между тем в Бухаресте она еще издана была на одном греческом языке 1699 г. Леонард Фриш, переведши ее на немецкий язык, издал в Берлине 1727 г. в 4 долю листа, а Карл Готтлоб, соединив греческий подлинник с латинским Норманновым и Немецким Фришевым переводом, напечатал в Бреславле 1751 г. в 8 долю листа и приложил вместо Предисловия Историю Российского Катехизиса. Вышеупомянутый же Протоиерей Петр Алексеев, присовокупив к сему Гофманнову изданию 4-й славенский текст, начал было с 1781 г. печатать все оные 4 части вместе в Москве; но напечатал только одну часть 1-ю и 30 Вопросов 2-й части; а дальше издание остановлено за некоторые смелые присовокупления примечания. Подробнее о сей книге см. Рассуждение о Книге, именуемой Православное Исповедание Веры, читанное в Александро-Невской Академии 25 Января 1804 г., Кандидатом Богословия, Алексеем Болховским, и того же года напечатанное при Св. Синоде в С.-Петербурге в 4 долю листа.

Кроме вышеупомянутых сочинений, Петр Могила предпринял было перевести и издать на славянском языке Жития Святых, сочиненные Симеоном Метафрастом; но не успел и начать сего труда. К Патерику Печерскому сочинил он Предисловие; а из Поучений его напечатано одно в Киеве 1632 г. О Кресте Христове и каждого человека, в 4 долю листа. Татищев, в своей Российской Истории, часть 1, стр. 33, а ему последуя и другие, упоминают еще и о сочиненной им Российской Истории, или Летописи, находящейся якобы в Киеве за его подписанием. Но она доныне еще не известна свету. Есть еще его книга, сочиненная 1642 г. под названием Лифос или Камень с пращи истинны Церкви Святой Православной России, на сокрушение ложнопомраченной перспективы, или безместного оболгания, от Кассияна Саковича и проч., сию книгу издал Могила под именем Евсевия Пимина, 1644 г. в Киеве.

Тредьяковский, в своем Рассуждении о древнем, среднем и новом Российском Стихотворении, полагает Петра Могилу начальником среднего Российского Стихотворения, то есть Силлабической Просодии с рифмами, состоящей в счете только слогов без скансии, по примеру Польской. Таковых стихов много сочинил на разные случаи и к разным книгам сам Петр Могила. Но подобные им стихи Малороссиянами писаны были гораздо прежде его.



Источник: Б 79 Словарь исторический о бывших в России писателях духовного чина Греко-Российской Церкви. - М.: "Русский Двор", Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995. - 416 с.

Вам может быть интересно:

1. Историческое учение об Отцах Церкви. Том II – § 117. Сочинения нравоучительные. Сочинения подложные. святитель Филарет Черниговский (Гумилевский)

2. Биографические материалы. Том I – Правда против хулы... архиепископ Никанор (Бровкович)

3. Книга глаголемая "Описание о российских святых, где и в котором граде или области или монастыре и пустыни поживе и чудеса сотвори, всякого чина святых" – Града Олонца Святыя Михаил Владимирович Толстой

4. Охридский пролог – 1. Святитель Григорий Богослов, епископ Нисский святитель Николай Сербский

5. Слова и речи. Том I – Слово пред погребением тела в Бозе почившего Высокопреосвященного митрополита Никанора, произнесенное 21 сентября 1856 года, в... митрополит Никанор (Клементьевский)

6. Богословие обличительное. Том II архимандрит Иннокентий (Новгородов)

7. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том IV – Геннадий Массилийский профессор Александр Павлович Лопухин

8. Игумения Антония настоятельница Московских монастырей Страстного (1861-1871 гг.) и Алексеевского (1871-1897 гг.) священник Георгий Орлов

9. Толкование на Псалтирь, по тексту еврейскому и греческому – Псалом 65 архиепископ Ириней (Клементьевский)

10. Слова и речи – 294. Беседа в день Вознесения Господня, и обретения мощей Святителя Алексия святитель Филарет Московский (Дроздов)

Комментарии для сайта Cackle