Источник

ЛЮБОВЬ (См. также ДОБРОДЕТЕЛИ, БЛИЖНИЙ)

Любовь к ближнему есть стезя, ведущая в любовь к Богу: потому что Христос благоволил таинственно облечься в каждого ближнего нашего, а во Христе – Бог. I, 123.

Естественная любовь наша повреждена падением ее нужно умертвить и почерпнуть из Евангелия святую любовь к ближнему, любовь во Христе. I, 123.

Не имеет цены пред Евангелием любовь от движения крови и чувствований плотских. I, 123.

Любовь, возженная, питаемая Святым Духом – огнь. Этим огнем погашается огнь любви естественной, плотской, поврежденной грехопадением. I, 124.

Естественная любовь доставляет любимому своему одно земное; о небесном она не думает. Она враждует против неба и Духа Святого: потому что Дух требует распятия плоти. Она враждует против неба и Духа Святого: потому что находится под управлением духа лукавого. I, 124.

Ощутивший любовь духовную, с омерзением будет взирать на любовь плотскую, как на уродливое искажение любви. I, 126.

Делай, что можешь полезного и что позволяет закон, твоим любимым; но всегда поручай их Богу, и слепая, плотская, безотчетливая любовь твоя обратится мало-помалу в духовную, разумную, святую. I, 127.

Отвергнув вражду, отвергнув пристрастия, отрекшись от плотской любви, стяжи любовь духовную; уклонися от зла, и сотвори благо. I, 127.

Воздавай почтение ближнему, не различая возраста, пола, сословия, – и постепенно начнет являться в сердце твоем святая любовь. I, 127.

И слепому, и прокаженному, и поврежденному рассудком, и грудному младенцу, и уголовному преступнику, и язычнику окажи почтение, как образу Божию. Что тебе до их немощей и недостатков! Наблюдай за собою, чтобы тебе не иметь недостатка в любви. I, 127–128.

Если ты думаешь, что любишь Бога, а в сердце твоем живет неприятное расположение хотя к одному человеку: то ты – в горестном самообольщении. I, 128.

Явление духовной любви к ближнему – признак обновления души Святым Духом. I, 128.

Совершенство христианства – в совершенной любви к ближнему. I, 128.

Преуспеяние в любви к Богу – бесконечно: потому что любовь есть бесконечный Бог. I, 128.

Ищи раскрыть в себе духовную любовь к ближним: войдя в нее, войдешь в любовь к Богу, во врата воскресения, во врата Царства Небесного. I, 128.

Люби Бога так, как Он заповедал любить Его, а не так, как думают любить Его самооболыценные мечтатели. Не сочиняй себе восторгов, не приводи в движение своих нервов, не разгорячай себя пламенем крови твоей. I, 129.

Постоянным уклонением от зла и исполнением евангельских добродетелей – в чем заключается все евангельское нравоучение – достигаем любви Божией. Этим же самым средством пребываем в любви к Богу. I, 130.

Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству: тогда ты при самых дверях любви. I, 130.

Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотою сердца, ума и тела. I, 130.

Слыша от Писания, что Бог наш огнь, что любовь есть огнь, и ощущая в себе огнь любви естественной, не подумай, чтобы этот огнь был один и тот же. Нет! эти огни враждебны между собою и погашаются один другим. I, 131.

Мнение составляется из ложных понятий и ложных ощущений: по этому свойству своему, оно вполне принадлежит к области отца и представителя лжи – диавола. I, 247–248.

Чтоб возлюбить Бога и в Боге ближнего, необходимо очиститься от вожделения скотоподобного. I, 256.

По некотором преуспеянии [ в молитве] приходит ощущение тишины, смирения, любви к Богу и ближним без различия добрых от злых, терпения скорбей, как попущений и врачеваний Божиих. Любовь к Богу и ближним, являющаяся постепенно из страха Божия, вполне духовна отличается отличием бесконечным от любви человеческой в обыкновенном состоянии ее. I, 293.

Сердце, зараженное злобою и неспособное к заповедуемой Евангелием любви к врагам, должно врачевать теми средствами, на которые указал Господь: должно молиться за врагов, отнюдь не осуждать их, не подвергать злоречию, говорить о них доброе, по силе благодетельствовать им. I, 512.

Любовь к врагам доставляет сердцу полноту любви. В таком сердце вовсе нет места для зла, и оно уподобляется благостью своею всеблагому Богу. I, 512.

Делается человек способным к любви Божией от исполнения любви к ближнему; в состояние же стремления всем существом к Богу возводится молитвою. I, 518.

Условие пребывания в любви Божией и в соединении с Богом заключается в соблюдении евангельских заповедей. I, 519.

Иначе невозможно быть учеником и последователем Того, Кто смирился до смерти, до смерти крестной. Он возсел одесную Отца. Он Новый Адам, родоначальник святого племени избранных. Вера в Него вписывает в число избранных; избрание приемлется святым смирением, запечатлевается святою любовию. I, 543.

«Слово о страхе Божием и о любви Божией». См. II, 52– 76.

Бога невозможно иначе любить, как сердцем, очищенным и освященным Божественною благодатию. Любовь к Богу есть дар Божий: она изливается в души истинных рабов Божиих действием Святого Духа. II, 52.

Преждевременное стремление к развитию в себе чувства любви к Богу уже есть самообольщение. Оно немедленно устраняет от правильного служения Богу... оканчивается повреждением и гибелью души. II,53.

Должно достигнуть совершенства во всех добродетелях, чтобы вступить в совершенство всех совершенств, в слияние их, в любовь. II, 55.

Изливается в сердца наши любовь вместе с Духом Святым. Она – Его свойство. В кого нисходит Святой Дух: в том является Его свойство – любовь. II, 55.

Не столько мы ищем ее [любовь], сколько Бог ищет, чтобы мы сделались способными принять ее, и приняли ее. II, 57.

Кто исполняет волю Божию из-за страха мук, тот еще новоначальный. Другой же исполняет волю Божию из-за самой любви к Богу. Эта любовь приводит его в совершенный страх: потому что таковый страшится и соблюдает верность воле Божией не для того, чтобы избегнуть (вечной) муки, но потому что вкусив самой сладости пребывания с Богом, боится отпасть, боится лишиться ее. II, 66–67.

Исполнение заповедей Спасителя – единственный признак любви к Богу, принимаемый Спасителем. II, 67–68.

Если желаем стяжать любовь к Богу, воздлюбим евангельские заповеди; продадим наши похотения и пристрастия: купим ценою отречения от себя село – сердце наше... возделаем его заповедями, и найдем сокровенное на нем небесное сокровище – любовь. Что же ожидает нас на этом селе? Нас ожидают труды и болезни; нас ожидает супостат, который не легко уступит нам победу над собою: нас ожидает, для противодействия нам, живущий в нас грех. II, 68.

Любовь рождается от чистоты сердца, непорочной совести и нелицемерной веры. II, 137.

Когда возлюбишь врагов своих, и будешь молить о них, чтобы им дарованы были все блага, временные и вечные: тогда только низойдет к тебе Бог на помощь, и ты поперешь молитвою твоею всех супостатов твоих, вступишь умом в сердечный храм для поклонения Отцу духом и истиною. II, 211–212.

Если же Господь сподобит положить тебе в основание молитвенного подвига незлобие, любовь, неосуждение ближних, милостивое извинение их: тогда с особенною легкостью и скоростью победишь противников твоих, достигнешь чистой молитвы. II, 212.

Если мы не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему: то кровь Богочеловека не пролита ли за нас напрасно не напрасно ли возложена на крестный жертвенник, и заклана Великая Жертва? Всесильно ходатайство ее за нас во спасение: всесильна и жалоба ее на тех, которые пренебрегут ею. IV, 139.

«Поучение о любви к Богу». См. IV, 249–259.

Узнав волю Божию, мы должны исполнить ее, потому что этого требует любовь. Она не довольствуется изучением воли любимых: она жаждет исполнять ее. IV, 251–252.

Телам нашим свойственна любовь Божественная. Освободившись от недуга греховности, им неестественного и враждебного, они, еще во время земного странствования, влекутся постоянно к Богу, сообразно естеству своему и действию Святого Духа. IV, 254.

Любовь к Богу приобретается любовию к образу Божию – человеку. IV, 256.

Степень любви нашей к Богу мы усматриваем с особенной ясностью при молитве, которая служит выражением этой любви и очень правильно названа в отеческих писаниях зерцалом духовного преуспеяния. IV, 257.

Первое духовное проявление любви к Богу открывается в ощущении страха Божия, который, по свидетельству Священного Писания, есть начало премудрости. IV, 257–258.

«Поучение о любви к ближнему» См. IV, 259–262.

Чтоб возлюбить ближнего как самого себя, предварительно нужно правильно полюбить себя. IV, 259.

Правильная любовь к себе заключается в исполнении животворящих Христовых заповедей: сия есть любы, да ходим по заповедям Его, сказал святой Иоанн Богослов. IV, 260.

Ученики Евангелия выражают любовь к ближнему исполнением относительно его всесвятых запо- веданий Господа своего; удовлетворение пожеланиям и прихотям человеческим они признают душепагубным человекоугодием и страшатся его столько же, сколько страшатся и убегают самолюбия. IV, 261.

Любовь к Богу заключается в любви к ближнему, и тот, кто возделает в себе любовь к ближнему, вместе с нею стяжавает в сердце своем неоцененное духовное сокровище – любовь к Богу. IV, 330.

Сердце ваше да принадлежит Единому Господу, а в Господе и ближнему. IV, 518.

Любовь, отдающая должную цену людям по степени их благочестия, вместе с этим равна ко всем, потому что она во Христе и любит во всех Христа. IV, 522.

Хотя заповедь о любви к Богу столько возвышенней заповеди о любви к образу Божию – человеку, сколько Бог возвышеннее Своего образа, однако заповедь о любви к ближнему служит основанием заповеди о любви к Богу. Ѵ40;, 87.

Причина любви [к ближнему] одна – Христос, почитаемый и любимый в каждом ближнем. Ѵ40;,90.

Любви к ближнему предшествует и сопутствует смирение пред ним. V, 90.

Достигший любви к врагам, достиг совершенства любви к ближнему, и ему сами собой отворились врата любви к Богу. V, 145. «Любовь». См. 1,175.

Бог любы есть следовательно отвержение любви или памятозлобие есть отречение от Бога. V, 294.

Любовь к врагам есть та высшая ступень в лествице любви к ближнему, с которой мы вступаем в необъятный чертог любви к Богу. V, 299.

Не ищите и не ожидайте любви от человеков! Ищите всеусильно и требуйте от себя любви и соболезнования к человекам. V, 303.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle