святитель Игнатий (Брянчанинов)

МИЛОСТЬ БОЖИЯ

Грешники! ободримся. Для нас Господь совершил великое дело Своего вочеловечения; на наши болезни призрел Он с непостижимою милостью. I, 100.

Бог бесконечно благ и бесконечно могуществен обнажи пред Ним твою язву прося прощения, исцеления и получишь их. Ѵ40;, 411.

Бесконечная благость Божия есть неотъемлемое свойство бесконечного в добре и совершенствах Бога. V, 429.

Человечество, само собой, не могло бы прибегнуть к покаянию: оно призвано и призывается к нему бесконечною благостию Божией. V, 430.

Когда сердце твое осенится святым, благодатным миром ко всему человечеству: тогда ты при самых дверях любви. I, 130.

С благоговейной покорностью воздай славословие суду Божию, и оправдай орудия, избранные Богом для твоего наказания. Мир Христов низойдет в твое сердце. I, 176.

Смирение рождается от послушания и поддерживается послушанием. Смирением вводится в душу мир Божий. Мир Божий есть духовное место Божие, духовное небо; восшедшие в это небо человеки соделываются равноангельными. I, 275.

Мир Божий есть и начало и непосредственное следствие смирения; он – действие смирения и причина этого действия. I ,306.

Посредством святого мира, христианин, совершив поприще покаяния, примиряется с Богом, со всеми обстоятельствами, со всеми ближними, с самим собою; он соделывается сыном Божиим по благодати. I, 522.

Святой мир входит в сердца за словами смирения! он приносит чашу духовного утешения и к одру болящего, и в темницу и к гонимому человеками и бесами. I, 540.

В мире Христовом сокровенно жительствует такая духовная сила, что он попирает ею всякую земную скорбь и напасть.II, 221.

Святой мир, при обильном действии своем, наводит молчание на ум, и к блаженному вкушению себя влечет и душу и тело. Тогда прекращается всякое движение крови, всякое ее влияние на состояние души: бывает тишина велия. II, 221–222.

Мир Христов есть источник непрестанной умной, сердечной, душевной, благодатной, духовной молитвы, молитвы, приносимой из всего существа человеческого, действием Святого Духа; мир Христов есть постоянный источник благодатного смирения Христова. II, 226.

Смирение есть непостижимое действие. мира Божия, непостижимо постигаемое одним блаженным опытом. II, 226–227.

Царство Небесное – мир Христов. В душе, в которой от покорности Богу, утихли страсти, царствует Бог, царствует мир Христов. IV, 5.

Мир Христов насевается в душе словом Божиим, зарождается от возделывания сердечной нивы заповедями Христовыми, – питается этим невидимым, но не- беструдным подвигом, возрастает от него. IV, 5.

Сердце тогда только может наслаждаться блаженным миром, когда оно пребывает в евангельских заповедях, когда пребывает в них с самоотвержением. IV, 504.

Тогда только можно найти священный покой, когда мысль и сердце погрузятся в смирение Христово и Его кротость, научившись им из Евангелия. IV, 505.

Мир Христов есть некоторый тонкий духовный хлад: когда он разольется в душе, она пребывает в высоком молчании, в священной мертвости. IV, 520.

От живой веры в Бога рождается полная покорность Богу, а от покорности Богу мир помыслов и спокойствие сердца. IV, 533.

Кто ж не верует в Сына Божия? Не только тот, кто открыто, решительно отвергает Его, но и тот, кто, называясь христианином, проводит греховную жизнь, гоняется за плотскими наслаждениями. I, 497.

Господь воспретил суетные попечения, чтобы они не рассеивали нас и не ослабляли существенно нужного попечения о стяжании Небесного Царства. Суетное попечение есть не что иное, как недуг души, выражение ее неверия. I, 14.

Что приводит к нарушению, к попранию заповедей Христовых, к противодействию судьбам Божиим? Забвение о вечности, забвение о смерти стремление удовлетворять похотениям и страстям. II, 104.

Страшны – ликования сынов мира, их непрерывающаяся рассеянность и многопопечительность о тленном, их упоение обольщением суетного мира. В этом состоянии – условие погибели. IV, 133.

Привязанность к веществу и к вещественному преуспеянию удобно может объять всецело человека, объять его ум, его сердце, похитить у него все время и все силы: по причине падения моего, прильпе земли душа моя. IV, 223.

Служение мамоне, особливо когда этому служению принесены в жертву все силы души, есть отступление от служения Богу и верный признак ниспадения в глубочайшую, неисходную пропасть греховности. IV, 223.

Предаваясь пиршествам и увеселениям, вы губите сами себя. Вы порабощаете дух телу; вы заглушаете, умерщвляете душу; забываете о Боге, о вечности, утрачиваете самую веру. IV, 236.

Сын мира и века сего, живущий в так называемом, неизменяемом благополучии, утопающий в непрестанном наслаждении, развлекаемый непрестанными увеселениями – увы! забыт, отвергнут Богом. IV, 365.

«Значение слова “Мир”». V, 301–312.

Друг мира соделывается непременно, может быть незаметно для себя, злейшим врагом Бога и своего спасения. V, 306.

Миролюбие вкрадывается в душу как тать, пользующийся мраком ночи – нерадением и невниманием себе. V, 306.

К такому же нравственному бедствию, к какому приводят человека сребролюбие, приводят славолюбие и сластолюбие: из этих трех главных страстей составляется миролюбие. V, 312.

Если монахам воспрещается безвременное стремление к молитве, приносимой умом в сердечном храме: тем более воспрещается оно мирянам. II, 259.

Покаяние, приличествующее благочестивому христианину, живущему посреди мира, – сосчитываться ежедневно вечером со своей совестью. IV, 453.

Христианам, живущим посреди мира, не должно касаться возвышенных иноческих деланий, особливо безмолвнических. IV, 453.

Христианину, живущему посреди мира, не должно читать святых отцов, которые писали для монашествующих. Христианину, которого жребий – проводить и окончить жизнь среди мира, должно читать святых отцов, писавших вообще для всех христиан. IV, 460.

Уединением вашим да будет душа ваша, умерщвленная для мира, святою обителью вашею да будет душа ваша, – да будет она обителью всех евангельских добродетелей. IV, 465.


Источник: Творения иже во святых отца нашего Святителя Игнатия епископа Ставропольского. - Репр. изд. - М. : Сретенский монастырь, 1998-. / Т. 7: Симфония по творениям святителя Игнатия, епископа Кавказского и Черноморского : С предм. и имен. указ. / [Сост. игуменом Марком (Лозинским)]. - 2001. - 477, [2] с.; ISBN 5-7533-0165-7

Комментарии для сайта Cackle