Духовная школа должна быть церковной!
О реформе духовной школы говорят много. Для всех ясно и несомненно, что церковная власть намерена провести реформу в строго церковном направлении. И вот на наших глазах произошла удивительная метаморфоза, правда нередкая в последние годы. Самые ярые «прогрессисты» вдруг объявили себя решительными сторонниками застоя. То старая духовная школа казалась никуда негодной, то вдруг стала хороша, так что ничего нельзя сделать лучшего, чем оставить ее в том виде, как она есть теперь. Казалось бы, как не желать усиления церковности в церковной школе! Не тут то было! Менее всего слышно речей в защиту церковности. Договорились наконец, кажется, до самого полного абсурда. Церковная власть, видите ли, плохо понимает, в чем состоит истинная церковность, а потому и хорошо, что проект уставов средней духовной школы пойдет на рассмотрение законодательных учреждений. Там лучше понимают истинную церковность и больше заботятся об интересах Церкви, нежели церковная власть и вообще выдающиеся иерархи Церкви, составлявшие новый устав духовной школы. С затаенным нетерпением ждут поэтому, что синодальный законопроект в Думе провалится и реформа будет разработана в ином направлении. И так рассуждают люди, именующие себя церковными, публикуют свои рассуждения даже в «церковных!» журналах (см. «Церковный вестник», 1911. №38. Особенно стлб.1185).
Просто ужасом веет от таких речей. Это в наших-то «духовных» семинариях не нужно усиливать церковность! Получил я недавно письмо от преподавателя гомилетики и литургики в одной из семинарий, и больно мне стало, когда увидел я, что мы имеем под вывеской «духовная семинария». Вот это письмо:
«Дела мои идут не совсем важно. Трудно в семинарии преподавать богословские предметы, да еще такие, как мои. Учить проповедничеству лиц, одетых в синие брюки со штрипками по меньшей мере странная вещь. Просто смешным кажется посылать их на кафедру произносить поучение православному народу! Иногда становится очень тяжело. Чувствуешь, что все не так, что ни у кого нет никакого интереса к будущему служению Церкви. Получается какая-то игра в прятки. Сознание этого тяжелым бременем ложится на душу, и хочется прямо-таки убежать куда-нибудь, где бы не было этого обмана. А как у нас служат? Меня, при всей моей хладности, всего переворачивает. Просто хочется иногда прямо-таки побежать в алтарь и закричать: «Отец ректор (протоиерей. – В.Т. )! Да что же вы тут стоите и не обращаете никакого внимания на эти безобразия?» Читают – ничего не слышно, что попало. Поют безобразно. Устава никакого нет. Как же их учить при таком положении дела уставу? Я одно говорю, а в церкви совершенно другое – валяй как попало! Какие там уставы! Никто на это не обращает внимания. Инспектор (светский, конечно. – В.Т. ) только о том и думает, как бы поскорее служба кончилась, и недоволен бывает, если кто зачитает раздельно. Думал я сам взяться за это дело, но смелости не хватает. Это значит восстановлять против себя ректора, инспектора и всю бурсу. Последняя уже и так начинает быть недовольной моим направлением. Единственная надежда на реформу...»
Пишет это не какой-нибудь фанатик церковности, в монахи автор не собирается, в академии не прочь был полиберальничать в церковных вопросах и о духовной школе судил также, как судят теперь разные «церковные» публицисты. Не ясно ли, насколько велика ложь современных «духовных» семинарий, если такие горькие вопли приходится слышать от того, от кого их менее всего ожидаешь! Пора, давно пора Российской Православной Церкви завести настоящие духовные школы, которые служили бы только ей, так нуждающейся ныне в служителях и защитниках! Духовная школа должна быть церковной!