Примечания
О необходимости историко-догматической апологии девятого члена символа веры
Печатается по изданию: О необходимости историко-догматической апологии девятого члена Символа веры. – Богословский вестник, 1913, февраль, Сергиев Посад. Подписано: Владимир Троицкий.
Работа является речью в собрании Совета Московской духовной академии 11 декабря 1912 г. перед защитой магистерской диссертация на тему «Очерки из истории догмата о Церкви».
Очерки из истории догмата о церкви
Печатается по изданию: Очерки из истории догмата о Церкви. Сергиев Посад, 1912. Подписано: Владимир Троицкий, и. д. доцента Московской духовной академии.
На титульном листе экземпляра, хранящегося в библиотеке Сретенского монастыря, имеется надпись: «Дорогому Николаю Петровичу Сапожникову в день Ангела с сердечным пожеланием под иным именем служить Церкви от автора. 1912, ХII, 6».
Текст печатается с незначительными стилистическими исправлениями, слова, вставленные для ясности, заключены в прямые скобки. Цитаты Священного Писания выделены курсивом. Авторская разрядка в тексте дана прямым полужирным шрифтом.
После окончания в 1910 году духовной академии со степенью кандидата богословия Владимир Троицкий был оставлен в ней профессорским стипендиатом. Через год состоялось его назначение на должность доцента на кафедру Священного Писания Нового Завета. Примерно к этому времени можно отнести и начало работы над магистерской диссертацией «Очерки из истории догмата о Церкви» – темы, к которой автор впоследствии неоднократно возвращался и которая стала одной из главнейших в богословском и публицистическом наследии священномученика.
Отдельные главы будущей диссертации публиковались в «Богословском вестнике» в мае – октябре 1912 года как отдельные статьи; «Понятие о Церкви в противоиудейской полемике с донатизмом», «Вопрос о Церкви в догматической полемике с донатизмом. Оптат Милевийский», «Вопрос о Церкви в полемике блаженного Августина против донатистов» (без окончания). Основные тезисы будущей диссертации исследовались в работе «Новозаветное учение о Церкви», опубликованной в «Голосе Церкви» в мартовском, майском и июньском номерах за 1912 год. Написанная еще очень молодым человеком (автору было 26 лет), работа поражает научной и богословской зрелостью, глубоким знанием источников, особенно творений святых отцов и памятников древней церковной письменности.
Работа над магистерской диссертацией заняла два года и к весне 1912 года была закончена и подана на прочтение рецензентам: профессору МДА по кафедре апологетики Глаголеву С. С. и профессору по кафедре Священного Писания Нового Завета Муретову М. Д, 25 сентября того же года, в день памяти преподобного Сергия Радонежского, Владимир Троицкий пишет предисловие к своей диссертации и отдает ее в синодальную типографию в Сергиевом Посаде. В конце ноября назначенные рецензенты предоставили свои отзывы. В отзыве проф. Глаголева С. С., в частности, говорилось: «Такие книги, как книга г. Троицкого, не часто являются на Руси. Появление их есть праздник богословской науки». Проф. Муретов М. Д. отметив, что труд г. Троицкого «не только восполняет, но и всецело превосходит работы его русских предшественников», закончил свой отзыв высокой оценкой: «Если бы от меня зависело, я бы без всяких колебаний признал бы диссертацию Троицкого вполне достойной не только магистерской, но и докторской степени». (Журнал собраний совета Московской духовной академии за 1912 год. – Богословский вестник, 1913, № 7–8, С. 584, 589; М. Д. Муретов. Критико-библиографическая заметка о книге Вл[адимира] Троицкого «Очерки из истории догмата о Церкви». Сергиев Посад, 1912 г. – Богословский вестник, 1913, февраль, март. Рецензии также см.: Без Церкви нет христианства. – Донской православный вестник. 1915, № 3; А. Пологов. – Душеполезное чтение. 1913, № 4 о диспуте 11 декабря 1912 года. – Церковные ведомости. Прибавления, 1912, № 50. О присуждении ученой степени отзывы см: Праздник для богословской науки. – Русское слово. 1913, № 12.
Защита диссертации состоялась 11 декабря 1912 г. в собрании Совета Московской духовной академии в присутствии ее ректора – Феодора (Поздеевского), епископа Волоколамского, и всей ученой корпорации. По традиции защита имела форму диспута. 16 января 1913 г. Священный Синод утвердил Владимира Троицкого в звании магистра богословия и в должности доцента. В марте этого же года магистерская работа была удостоена Макарьевской премии.
Краткий обзор работы см. в Очерке жизни и творчества священномученика Илариона (Троицкого), архиепископа Верейского (с. 14–23 настоящего издания).
1. Новозаветное учение о церкви
Новозаветное учение о Церкви может быть предметом особого исследования; ему посвящены и в русской богословской литературе особые труды (см.: Ив. Мансветов. Новозаветное учение о Церкви. М., 1879; Е. Аквилонов. Церковь. Научные определения Церкви и апостольское учение о ней как о Теле Христовом. СПб. 1894). В своем исследовании, предмет которого – история догмата о Церкви, мы можем, конечно, дать только самый общий очерк новозаветного учения, который, не имея самостоятельного и безотносительного научного значения, может служить только как бы введением к истории собственно догмата о Церкви. Впрочем. и в дальнейших главах своего исследования, нам иногда придется обращаться к священным книгам Нового Завета, а кроме того, и самая история догмата о Церкви является как бы истолкованием учения новозаветного.
2. Понятие о церкви в противоиудейской полемике первых двух веков
3. Учение о церкви писателей антигностических
4. Учение о святости церкви и борьба с монтанизмом
5. Учение о церкви св. Киприана Карфагенского
6. Вопрос о церкви в догматической полемике с донатизмом
