епископ Илия Минятий

Месяца Декембрия в 6 день, на память Святителя Николая

Ста Иисус на месте равне, и народ ученик Его, и множество много людей от всея Иудеи.

Лк. 6:17.

О мире и любви

Хотя должность особливого ко святому отцу нашему, чудотворцу Николаю, усердия и зазывает меня на слово похвальное; однако дело сегоднешнего святого Евангелия на другое слово нравоучительное привлекает язык мой. Да и за лучше я поставляю проговорить нравоучительное к празднующим слушателям слово, чем торжествовать празднуемому святому похвальным красноречием. Во-первых, потому, что ведаю мое недостаточество к достойному сего великого Иерарха выхвалению, коего ни делам могу я подивиться, ни чудес описать. Второе, что все лики Ангелов, все чины блаженных духов на небеси, и все народы православные на земли, во всяком граде и стране отправляя обще всемирный праздник, премногие воспевают и читают хвалы на прославление святого; так что не можно никому к чести и хвале его что-либо более того прибавить. Впрочем довольно тех множественных похвал, коими все церкви чудотворцу Николаю празднуют, а мы положим содержание слову другое, то есть оное, о коем нам предлагает святое Евангелие, что нам возъимели от поучения толику же еще духовную пользу, колико возъимели от праздника духовное веселие.

Остановился Иисус наш Христос на пространном поле Галилейском, куда множество безчисленное как учеников, так и других многих людей, изо всей Иудеи, из Иерусалима, из Тура, из Судона и прочих окрестных стран, якобы стадо жаждущих еленей на источник сходилось для услышания слова и увидения чудес Его. И так от небесного душ и телес Врача получали они сугубое себе исцеление, одно в душе, познание Бога, потому что Его поучение было небесноспасительным светом, всякого человека просвещающим; а другое, телу здравие, потому что исходила от Него сила удивительная, коя слепым прозрение подавала, больных исцеляла, прокаженных очищала: и исцеляше вся302. Тогда возвел Он очи Свои на учеников Своих, и проговорил им девять блаженств, кои пространнее описаны у святого Матфея, а именно: блажени вы нищии, блажени вы плачущие, блажени вы кротции и смиреннии, блажени вы алчущии и жаждущии правды, блажени вы милостивии, блажени вы чистии сердцем, блажени вы миротворцы, блажени вы гонимии за правду, блажени и преблажени вы все, в здешнем свете напрасное себе поношение и злоречие претерпевающии, и от того скорбящии: ибо возрадуетесь неизглаголанною радостию в Царствии небесном: возрадуетеся в той-день, и взыграете: се бо мзда ваша многа на небесех303. Но ежели бы говорить мне сегодни о всех блаженствах, то бы слово над меру продолжилось; чего ради будьте довольны тем, что скажу я вам только о едином блаженстве, то есть о миротворцах, кое для здешнего края весьма есть нужно.

Часть первая

Двумя образы усматриваю я человека, или между светскими особами, как бы просто такого, который при домашних, при сродниках, при братьях в доме своем находится, и благополучия себе желает; или между духовными, как Христианина в Церкви, верующего во Евангелие, и уповающего себе Царства небесного. И так объявляю, что человек, в светском обращении миролюбно живущий, подлинно счастлив и во всем благополучен: а в духовном Христианин, воистинну совершенный и удоб спасаемый. Напротив же, без мира и любви, и человеком он несчастливым, и Христианином притворным; бедным как в одной, так и в другой жизни. Так-то нужно мирное пребывание и между светскими лицами для здешнего жития, и между духовными для вечного спасения. И, начав с первого, внешняя мудрость древних филососфов оставила нам древнее оное решение, кое от всего света во все времена признано опытом за самое истинное, а именно: что по согласию и малое бывает великим, а без согласия и великое малым. Равномерно и внутренняя премудрость Святого Духа во Священном Писании нас научает, первое, во псалмех: се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе? яко тамо заповеда Господь благословение, и живот до века304. Второе, у премудрого Сираха: из трех познах, яже благоугодна суть Богу и человеком: согласие братий, мир со ближним, и совет мужа с женою305. Да и многия сему подобный слова изречены от уст Пророков. Счастлив тот дом, где пребывает мир, где брат любит брата, родители пекутся о детях, дети почитают родителей, и живут в согласии муж с женою; там благословение Божие, там похвала от людей, там благополучие, там радость и веселие, там земное блаженство: а напротив, где обладает ненависть, и происходит вражда между братьями, несогласие между детьми и родительми, ревность между мужем и женою; там какая клятва от Бога? какое осуждение от людей? какое смятение? какая гибель? какая земная мука? идеже зависть и рвение, тамо нестроение, и всяка зла вещь306, упоминает Апостол Иаков; потому что там, там всегдашний убыток, там последнее разорение: ибо несогласие не токмо мелкие домы, но целые городы, и самодержавные государства истребляет, как о том сам Иисус Христос решительно объявляет: всяко царство, раздельшееся на ся, запустеет; и всяк град и дом, разделивыйся на ся, не станет307.

Царь Скифский, Скилур именем, при смерти своей наследниками восемьдесятъ сыновей по себе оставлявший, и к житию согласному склонить их хотевший, что сделал? Призвал он всех их пред себя, и дал в руки одному из них пучок прутьев, крепко связанных, веля ему оный переломить, буде может. Взявши он его, стал над ним трудиться, и к преломлению оного употреблять всю свою силу; но не мог его переломить. Принялся по нем другий, третий, четвертый и прочие, один за другим, но также никто его переломить не мог. Развяжите вы, дети мои, сей пучок, сказал им разумный тот старик, и возмите из него по одному себе пруту, и так без всякого труда переломать их возможете. Так они и сделали; пук развязали, и прутья один по одному все изломали. Тогда добрый отец сказал им: видите ли, сколь связанный пук крепок, а развязанный как легко ломается? Так-тo и вы, ежели станете жить все в согласии и братской любви, то никто из неприятелей преодолеть вас не возможет; а ежели между собою разделитесь, то вы ослабеете, и одного по одному всякий неприятель васъпреодолеет. Сие было благоразумное наставление. Но послушайте еще и другой повести из Священного Писания: Гедеон по смерти своей оставил седмьдесять сыновей наследниками государству Жидовскому; всех мужественных, всех богатых, всех сильных. Едино только братство было воинством, един только дом был градом, едина только фамилия была государством. И есть ли бы толикое число братьев были любовны, связаны союзом братским, то кто бы из неприятелей мог их победить? Но сей пук развязался, братство от несогласия разделилося. Да что ж сделалось? Один из них брат, называемый Авимелех, превозмог, преодолел и убил прочих всех в один только день; однако и сам, по трехлетнем несчастливом государством владении, во время осады города Сихема, убит; а чем? Женщина с башни бросила на него камень; коим голову его до мозга разбила. И так многочисленное то наследство и державное владение Гедеоново в малом времени истребилось308. Самая есть истина, Соломоном в Притчах говоримая, что брат от брата помоществуемый, яко град тверд и высок, возможет же, яко основанное царство309. Да еще истиннее того упоминаемое Христом: всяко царство, разделъшеесл на ся, запустеет; и всяк град и дом, разделивыйся на ся, не станет. Посмотрите вы в Бытии на праправнуков Ноевых, сыновей и внучат Симовых, Хамовых и Иафетовых, неизчетных числом на широком поле Сеннаарском собравшихся: где они вымышляют построить великий город, с башнею так высокою, коя бы доставала до неба, чтоб им чрез то безсмертную по себе оставить память. Трудное дело! однако они стали его легко исправлять. Началось строени, прибавлялись ежедневно градские стены, поднималася в верх башня; и не много уже такого великого дела, к довершению его чрез малое еще время, оставалось. Я не удивляюсь тому; ибо, как повествует Священное Писание, хотя те люди были и многочисленны, да и от разных родов; однако все имели един язык, и разумели друг друга, все имели едину мысль, и утверждались в едином намерении: многие те руки делали едино дело; все были согласны, все единомысленны, многие аки бы единым человеком были: род един, и уста едине вси. Но понеже столпотворение сие, дело было гордое, то Бог прогневался за самохвальство с их человеков, и определил тому помешательство учинить, и до окончания не допустить. А какое, думаете, помешательство Бог им учинил? не сослал ли Он, молнии на сожжение башни? или не повелел ли потрястися страшно земли, и трясением повалить градские стены? Нет: npиuдume, сказал Он, снидем, и слияим язык их; да не слышит кийждо гласа ближняго своего310. Сего довольно с них было. Смешал Бог язык их так, что друг друга разуметь они не стали; один просил дерева, другий подавал ему глину; от чего произошло между ими несогласие, а несогласие произвело смятение, смятение же разделение. Разделились они друг от друга; разбрелись в рознь по всем странам земли; великое оное дело осталось недокончано; со временем высокая та башня упала; великий тот город до основания развалился.

Слушатели мои! с миром, с единомыслием, с согласием всякое дело исправляется, малое бывает великим, великое прочным. Возрастает благополучие домов, градов и государств: изрядно единомыслие, и еже согласовати друг другу, по слову Богослова Григория. Но когда приидет смешение языков, несогласие, то оное гнев есть Божий. Гнев злее молнии и трясения, гнев самый тяжкий, в наказание человеческих грехов насылаемый, гнев такий, от которого пропадают и домы и государства. Прочтите о том не в чужестранных, но в наших собственных историях, где вы увидите наиславнейшее и самодержавнейшее государство в свете, то есть Греческое, акибы посреди вселенные на высоком престоле Константинопольском сидевшее, и одною рукою Запад, а другою Восток управлявшее, как оно упало, что лежит на земле в пленении род царский? кто его свергнулъ? кто победил? Ни древнее оружие Персидское, ни после его сила Болгарская, ни нынешнее воинство Турецкое; низложил его гнев Божеский, который отнял у него мирное житие, который довел его до того, что духовенство ересьми на многие соблазны церковь Христову раздирать, министерство от несогласия воинство разделять, а цари от безсоветия друг друга гнать стали. А именно: отец сына ослеплял, брат в братней крови руки осквернял. Упало государство от того, что лишилось тишины и мира. Поглядите вы еще получше на здешний несчастливый остров, на коем мы живем, да и поглядите на него глазами не сухими: ибо дело многих достойно есть слез. Я не знаю, какий великий предков наших грех восхотел Бог наказать, что не навел Он бывшего во время Ноево потопа для потопления нас; не наслал казней Фараоновых, ни железного жезла Агарянского для укрощения невоздержного безумия нашего, а послал к нам смешение языков, при столпотворении произшедшее. По местоположению, в разные страны оно нас разделило, а по страсти, в разные начальства мы разделились. Некоторые находятся Жидами, а некоторые Самарянами; да и из священников, тако ж разделившихся, один покланяется одному, а другий другому богу. Причем разделены и церкви наши, а имеющаяся в нас ненависть влагает еще разногласие и между святыми. Разделение наше рождает в нас ненависть, коя проходит так непримиряемою от родителей на чад, что и малые наши дети преждеузнавают врага, нежели своего отца. Проходит она, как я думаю, и в скотов наших, кои суть несмыслены да сказал бы я, что еще и в камни нечувственные: ибо можетъ статься, что чувствуют и они обоих ссорящихся сторон разделение. О какое убийство! о какая вражда! о какие тайные советы! о какие явно осуждательные друг на друга нарекания! а от того что последует? Столько смертных убийств, что кровию побитых людей довольно обмыть, н а ипаче потопить весь здешний остров; столько разорений, истощивших имения, из коих часть от владеющих по суду отнята, а другая от недобрых приятелей и товарищей пограблена; столько бедности, как ржа железо нас поядащия. Богатые обнищали и взалкали; домы знатных господ опустели; фамилии многочисленные от лица земли истребились. А мы в живых оставшиеся, иного дела, кроме любопытства; иного торгу, кроме вредительства ближняго, не имеем; хотя нищи, да горды; радующиеся о зле, печалящиеся о добре ближняго, ненавидящие, и ненавидимые. Так что находимся несчастливым тем примером, от коего дознаваются другие люди, что где нет мира, там нет и никакого добра.

Мире, любезный мире! блаженна та земля, в коей ты пребывает; блаженно то место, кое тебя имеет; блаженны те человеки, кои тобою веселятся! Блажени миротворцы. Блажени они; ибо, как в светском обращении счастливыми они человеками; так и в духовном, совершенными Христианами.

Часть вторая

Весь закон Иисус Христов основан на благороднейшей страсти человеческого естества, на любви, чтоб мы любили Бога и ближнего: сею двою заповедию весь закон, и Пророцы висят311. Он не повелел нам быть ни мучениками, ни пустынниками: а только заповедал для спасения нашего между собою любовь иметь: сия заповедаю вам, да любите друг друга312. Однако не единою только обыкновенною любовию, коею любим мы друзей; но еще особливою, коею бы любили мы и врагов: любите враги ваша313. А когда приближался Иисус Христос к смерти, то не отказал Он нам другого честнейшего сокровища, кроме мира: чадца! мир Мой даю вам314. И так истинный образ, по которому признавается совершенный Христианин, не состоит только в посте, молитве, милостыне и безчисленных чудесах; не состоит только в мучении за имя Христово, в монашествовании, в пророчествовании; но паче всех в любви. Аще бы и все то я творил, говорит Павел, да ежели любви не имею, то ничто же есмъ315. В сем познают вси, глаголет Христос, яко Мои ученицы если: аще любовь имате между собою316. Блажени миротворцы, яко тии сынове Божии нарекутся317. Впрочем Церковь Христианская не в ином чем, как только в собрании миротворных человеков состоит: Церкви имя, упоминает святый Златоуст, единения, и согласия есть имя318.

Когда Бог восхотел потопить общим потопом всю землю, которую растлили грехами своими тогдашнего времени люди; то Ноя только единого за то, что он был праведен, изволил сохранить, и повелел ему состроить удивительный ковчег, да и чтоб он в него вошел со всеми своими домашними; забрав еще с собою от всех родов животных, как мужеских, так и женских: из чистых, семь мужеских, и семь женских, а из нечистых, по паре, дабы не погиб без остатка весь род животных в потопе. И как Ной то сделал, тогда растворились хляби небесные, и шел дождь сорок дней и сорок ночей. Вода разлилась по всей земли, так что на пятнадцать лакшей поднялась она выше гор, и потопила всех людей и животных, вне ковчега оставшихся. Между тем ковчег плавал тверд по воде, а в нем сидели без всякой опасности, Ной, сыновья его, невестки его, и все вместе оные животные, коих взять в ковчег Бог повелел319. Но сие дело достойно сумнения! оные животные, кои были так многочисленны, так разновидны, кои имели природное между собою противострастие, как пребывали все в одном ковчеге? как не дралися? как не съедали друг друга? лев и медведь, волк и овца, как усмирялися в одном месте будучи? Смирны они были для того, что так Бог повелел; и скоты и звери тому велению повинулись; и пока они были в ковчеге, до той поры пременили почти натуру, оставили вражду, отложили свирепство и пребывали мирно. Да так им и поступать было надобно; ибо, ежели бы инако по наглости своей натуры они поступили, и нападать бы друг на друга, или поядать друг друга стали, то бы какое от того замешательство, какое смятение, какая драка в ковчеге произойти могла? Подлинно, принужден бы был Ной выгнать их из ковчега вон; и таким бы образом они в потопе купно с другими потопли. И посему-то надобно им было в мире пребывать, чтоб они спастись могли.

По разумению священных учителей, ничто в Священном Писании так пристойно Церкви не изобразует, как таинственный оный ковчег; ибо Церковь великим и общим прибежищем спасения есть. Там, кои в ковчег вошли, те только одни спаслись; а кои остались вне его, те все погибли в потопе. Здесь также, кои входят православною верою в Церковь Христову, те токмо одни уповают спасены быть; а кои находятся вне Церкви, те в бездне или неверия или заблуждения, или ереси утопают. А яко мы Христиане, избранные люди Божии, язык свят, царское священие, восприявше благий жребий: то Бог вселил нас в сей спасительный ковчег, дабы мы сберегли себя от потопа Божия гнева, в коем Он потопляет весь прочий народ. Да чтож еще? Сам Бог повелевает нам Христианам, в Церкви Его находящимся, жить в любви и мире, как жили любовно и мирно животные в ковчеге: сия заповедаю вам, да любите друг друга: мир вам.

Теперь я так говорю; находившияся в ковчеге животные были звери и скоты неукротимые, были видом различные, были между собою по природе враждебные да однако все Божию велению покорились, и в мире и согласии пребыли. А мы ли, Христиане, все человеки словесные, все братия, все единого общего Отца небесного себе имеющие; все от ложесн единыя матери, то есть, святые купели родившиися; все к единой святой трапезе пречистых Таинств приступающие; все единым брашном и питием, Телом и Кровию Божественного Иисуса питающиеся; все едино Евангелие содержащие, единого рая чающие и жить вкупе в вечной жизни уповающие; мы ли, едино естество, едину веру, едино крещение имеющие, не повинуемся волению Божию? но в той же самой Церкве, коя есть жилищем мира, и единомыслия, не имеем ни мира, ни согласия? зверь непререкует закону Божию, удивляется и небоявленный Василий, а мы ли человецы спасителъных учений не внимаем? И когда нет между нами мира, то нет нам здесь в ковчеге освящения, в Церкве Христовой ни места; потому что она именуется единомыслием и согласием: паче же того, что нет нам места ни в царствии Божии, кое есть наследием миротворцов, ближних его чад и сынов:       вне пси320. Вне, лающие злословием, кусающие завистию, грызущие ненавистию; не входят они, не входят в горний Иерусалим, как пишет во Апокалипсисе на перси возлегший Иоанн: вне пси. Вне они ковчега, в потопе; вне они Церкви Христовой и царствия Божия, во огне вечные муки: там, где царствует вечно ненависть, где мучимые души ненавидят и враждуют ненавистию вечно между собою. О какое страшное от Церкви, и от царствия Божия отлучение! о коль страшнейшая мука, не имеющему мира Христианину! Ах, блажени миротворцы!

Христе Царю, по преимуществу Начальник мира сущий, да и таким еще называемый! я ведаю, что едина только пречистыя Твоея Крове капля имеет силу погасить все пламени кромешного огня. А как один из тех пламеней есть враждебный, во утробах наших горящий; то погаси Ты его, и повели загореться другому, чистейшему пламеню мира: или сердце наше премени, или его вновь претвори, якоже веси: сердце чисто созижди в нас, Боже321. Вдохни в нас Духа Твоего Святого, Который есть Дух мира, и выговори еще нам единожды сладкие оные слова: мир Мой даю вам, дабы быть нам миротворцами, достойными чадами Церкви Твоея, ближними наследниками Царствия Твоего, еже да будет всем нам получиши Тобою, Христом Спасителем нашим, Ему же слава, честь и держава, ныне и всегда, и в безконечные веки веков. Аминь.

* * *

308

Судеи 9.

311

Мат. 22:40.

318

На послан. к Галат.


Источник: Собрание разных поучительных слов, сочиненных и проповеданных епископом кефалонитянином Ильею Минятием, с греческого на российский язык переведенное и на две части разделенное. - 7-е изд. Ч. 1-2. - Москва : Синод. тип., 1842. - Ч. 2. - [2], II, 244 с.

Комментарии для сайта Cackle