епископ Илия Минятий

Слово похвальное на славное вознесение Господне

Приидите, взыдем на гору Господню и в дом Бога Иаковля322, чтоб быть нам зрителями славного Христова вознесения. Взойдем мы со благоговейным умозрением на преблаженную гору Елеонскую, туда, где сегодни открывается чудное позорище славы Боголепныя, и Победоносец, воскресший Иисус, непобедимый разоритель ада, представляет нам над смертию славнейшее торжество. Взойдем туда, откуда лик Апостольский предпосылает на небеса любезнейшего своего Учителя; откуда чиноначалия умных сил предводят Царя славы; множество праведных душ, от ада избавленных, последуют за Божественным своим Свободителем. Отсюда земная Матерь отпускает Богочеловека Сына, многоболезненную воплощения версту исполнившего; оттуда приемлет Его небесный Отец, и дая Ему власть над небом и землею, посаждает Его одесную Себе на небесех. Светел воистинну и пресветел, празднолюбивые слушатели, нынешний праздник! он главный из всех церковных праздников; он таинств Христовых увенчанием, спасения нашего исполнением. Днесь отверзается изгнаннымъ детям Эвиным вход в желаемое отечество горняго Иерусалима: днесь новому Израилю возведение в небесное Царство; днесь падший превыше Серафимов возносится, и человеческое смешение удостоившись сугубовысочайшия чести, как Божия Слова воплощением учинилося причастно Божественного естества; так и Его вознесением возъимело себе участие в Божественной славе: приидите же, взыдем на гору Господню, чтоб нам, по усмотрении сегоднешнего пречестнейшего праздника обстоятельству узнать великость Божиих благодеяний, якоже и возвеличение нашего естества.

По разорвании смертных уз и воскресении из мертвых, Спаситель мира четыредесять дней пробыл еще на земли, являлся часто ученикам Своим, и многими знамении уверил им славное Свое воскресение. Да и не было без таинства число четыредесяти дней. Как в первом от Девы безсеменном рождестве принесен Он был на четыредесяти днех родительми во святилище, и яко перворожденное святое посвящен по закону Господу: так и в преславном из мертвых новоожити, что есть паки бытием, и якобы вторым Его рождением, равным образом по четыредесяти же днях восходит в пренебесное святилище: и яко перворожден из мертвых быв, представляет Богу и Отцу святое и чистое в Себе человеческое естество, начаток всего нашего естества.

И когда наступил конец дней тех, то вывел Он учеников Своих до Вифании, на гору масличную323, пристойно есть место маслин, коя суть знамением мира Князю мирному, где разлучаясь от учеников Своих, оставил им завещание вечное, мир Свой; но и Пророчество Божественнейшего Захарии о сем предпроповедало: се день грядет Господень, и станут нозе Его на горе Елеонстей противу Иерусалима324. Здесь Он, по отверзении силою Божественных Своих словес ума ученикам, ко уразумению им в законе Моисееве, и Пророках и Псалмах, Духом Святым о Нем предреченных писаний; по повелении учинения им во всем свете проповеди Евангельской, или радостнейшего о оставлении грехов и спасении возвещения: по утешении их в печали при Его с ними разлучении; обетованием Отчим, и заповедании пребывания им во Иерусалиме, дондеже облекутся силою свыше, воздвиг руце Свои325, дал им якобы во утверждение обещаний, последнее Владычнее благословение.

Не насыщалися очи учеников глядением на оное Божественное лице: и зрящим им взятся, и облак подъят Его от очию их326. Во облаке сем вижу я сокровено таинство, коего образ провидел Фезвитянин Илия в малом облаке, восходившем якобы по следу человечю из моря на небо327; откуда спустил он изобильный дождь, коим тогда удовольствовалась изсохшая чрез три года земля, и насытила голодных людей плодом изобилия. Сей-то есть оный чудный облак, который по возведении препрославленного Сына человеческого на небеса, спустил оттуда во время пятьдесятницы многоизлиянный Святого Духа дождь, от коего изсохшая неплодная земля, напитавшися изобильно, прозябла благовонные цветы Христианских добродетелей, издала сторичный плод истинного учения, и породила изобилие Божественные проповеди. О сем-то иногда предугадывал Давид, говоря: дождь волен отлучиши, Боже! достоянию Твоему328. Посетил ecu землю, и у поил ecu ю: река Божия наполнися вод329. Сказал бы я еще, что таинственный сей облак был сению единосущного Духа, Который чувственно от земного пребывания Божественное Солнце в небесный круг, якобы в самую средину восхитиил; дабы оно мысленно и земная и небесная невечерним Божественныя славы светом просвещало.

Чудное возшествие мысленного сего Солнца провидел Езекия образовательно, когда, прося теплыми слезами премены себе в бедствовании смертном, увидел на солнечных часах радостнейшее о получении себе здравия знамение, чрез пророка Исаию ему от Бога показанное330. Видел он, что солнце опять на десятый градус, то есть, степень исходило, с коего оно прежде было сошло. Незаходимое Солнце правды, Сын Божий, по крайнему Своему снизхождению, якобы на десятый степень от Божественного Своего достоинства сошел; когда Он преклонил небеса, и сошел с девяти чинов безплотных: малым чим от Ангел умаленный331, как упоминает Павел, быв в рабии зраце, и на десятом степене, самом чине человеческом, паче человека в вольной страсти и смерти Себя смиривый. Но Он же, сошедши в дальнейшие страны земли, возшел паки славным Своим вознесениемъна десятый степень, и стал быть вышшим человеков и Ангелов: превыше, по речению того же Апостола, всякого начала и власти332, вознесыйся до десной страны Бога и Отца: Аз, говорит Он Сам, изыдох от Отца, и приидох в мир; паки оставляю мир, и иду ко Отцу Моему333. И сие дал Он нам благополучнейшим знаком спасения и вечныя жизни, чрез болевший и умерщвленный грехом человеческий род. Чего ради и говорил Спаситель: уне есть, да Аз иду; егда бо отъиду, Утешителъ приидет к вам334.

Сие-то было вочеловечшагося Божия Слова намерением, сие-то воплотительного Его промысла концем; сего-то ради стал быть Сыном человеческим Сын Божий; сего-то ради пострадал Безстрастный; сего-то ради умер Безсмертный; сего-то ради воскрес от мертвых Перворожденный, чтоб воздвигнуть Ему упадшего, возвесть осужденного, обожить человечество. Поглядите вы на борьбу, с одной стороны распаленной на нас от диавола ненависти, а с другой показанной к нам от Сына Божия любви: диавол, позавидовав первому блаженству человеческого естества, изгнал оное из рая сладости; Сын Божий самое то естество, возвысив превыше небес, посадил его на престоле Божеския славы: диавол не утерпел видеть в покорении под ногами человеческими земных; Сын Божий покорил под ноги человеческие и небесные: диавол привел человеческое естество в пленение смерти и греху; Сын Божий вселил оное на небеса, учинил сопрестольно Божеству, одеяно украшением блаженного безсмертия, покланяемо от Серафимов, возвратив с приращением безконечный урон, и промыслом Своим Божеским прельстив прельстившего.

Посрамило всячески противобожника и человеконенавистника денницу славное Спасителево вознесение, он, как хитрый птицелов, имел растянуту по земли пагубную сеть смерти, в кою попадались якобы птицы осужденного Адама потомки, которых души содержал он у себя плененными во узах древния клятвы. Восхотел в ту сеть впасть и по Своей воле умерший Богочеловек Иисус; но как великий орел, прервав Он Божескою Своею силою сеть, и растерзав узлы, Сам сперва возлетел тридневен воскресый, а с Ним и души праведных, Им свобожденныя возлетели же, поюще победная с Давидом: сетъ сокрушися, и мы избавлени быхом335. Да и как орел, хотящий показать след малым своим птенцам, еще по необыкновенному пуши воздуха летать ненаучившимся, Сам напреди летая их наставляет: так вознесшийся Господь на непроходную стезю небесную, где еще человеческого следа не видно было, возлетывает, предъидый, и наставляя как бы птенцов души праведных, яко орел, о чем провидел Моисей, предлетаяй, птенцы своя возведе336. И воистинну, возшед Он на высоту, пленил плен337. И таким образом как падение первого Адама отверзло нам вхождение в ад: так вознесение нового Адама отверзлож нам вхождение в небо. Впрочем по речению Павлову, имамы дерзновение входити во святая, путем новым и живым, его же Он обновил есть нам завесою, сиречь плотию Своею338.

Таинственного сего Орла плотию на небеса славного восхождения, не может еще отступник враг постигнуть; от чего он смущается и трепещет. И когда Соломон говорил, что три вещи ему непостижны, а именно путь корабля, ходящего по морю; путь змея по камню; и путь орла, летающего по небу339: то приличнее сказать гордому оному уму, что три таинства в воплотительном Бога Слова промышлении всячески ему непостижны. Первое, что как корабль преходит морские волны, а прехождению не оставляет никакого следа; так и блаженнейшее Тело Христово прошло неискусомужная ложесна Девича, не оставя признака тления в безсеменном рождестве. Второе, непостижен ему путь змия по камню: то есть, что оное же самое Тело хотя и погреблося, хотя и во гробе новом из каменя изсеченом заключилося, хотя и камнем великим, лежавшим у входа гробного, покрылося; да однако оттуда вышло, и, оставя яко змий ветхую одежду тления, воскресло из мертвых в новой одежде нетления, не оставив на себе ни малейшего признака. И третие, непостижен ему путь орла, по небу летающа: то есть, что оное же Тело восходит превыше безтелесных, что земное преходит небеса, что человеческое посаждается на престоле Божия величества.

Но ниже блаженным Ангелам славное во плоти вознесение Спасителево постижно. От чего они, иногда зряще Его восходяща яко Царя славы, предходят утотовати вхождение, и говорят к превышним Чиноначалиям: возмите врата князи ваша, и возмитеся врата вечная340. Иногда паки видя Его идуща, одеянна человеческим телом, уязвленна ранами, обагренна истекшею от ребра Его пречистою Кровию, недоумеваются о странном чудеси, и вопрошают: кто Сей пришедый из Едома? и почто Ему червлены ризы341? Однако, промыслом есть видимое; ибо хощет человеколюбивый Владыка показать и на небесех Своея страсти знамения, признаки любви, к нам непременные, а на светодержавца победы сильные. Или особливо сказать: подобашв лострадати Христу, и внити во славу Свою342, дабы мы известны были, что тестным путем страстей и печалей, и нам в небесное Царство входить надобно.

Да и надлежало всячески, с самою восприятою плотию вознесшися Христу на небеса. Первое, чтоб был Он ходатай Богу и человекам, чтоб показыванием безначальному Отцу безгрешной той плоти, кою Он принес на Кресте чистою и непорочною жертвою; умилостивлял Его о грехах наших: не в рукотворенная бо святая вниде Христос, говорит Павел, но в самое небо, ныне да явится лицу Божию о нас343. Да еще Иоанн: аще кто согрешит, ходатая имамы ко Отцу, Иисуса Христа праведника344. Второе, чтоб имели мы, во Христа крестившеися, и по Христе пожившии, твердое и известное упование во плоти воскресения, и во плоти вечныя славы. Ибо, когда воскрес Христос во плоти, когда прославился сущий верных Глава во плоти; то надобно также во плоти воскреснуть, во плоти прославиться и верным, кои суть уды Христовы, чтоб были уды, сравнительны с Главою; о сем упоминает Павел: каков перстный, такови и перстнии: и каков небесный, такови и небеснии. И якоже облекохомся в образ перстног, тако да облещемся и во образ небесного345. И еще: крепкое утешение имамы прибегшии ятися за предлежащее упование, еже яко котву имамы души тверду же и известну, и входяще во внутреннее завесы, идеже предтеча о нас вниде Иисус346. О непостижимого величества Божиих благодеяний! о превысочайщих нашего естества величий!

Но хотя и возшел от земли на небо Божественный наш Отец и Учитель, однако не оставил Он нас сирых. Когда огненною колесницею вознесся Фесвитянин Илия, то он во утешени ученику своему, Елиссею, оставил свою милоть. Подобным образом и вознесшийся человеколюбец Господь, оставил нам на утешение одежду Своего Божества, в которую Он по вочеловечении облекся, то есть пречистую Свою плоть, в страшном святые Евхаристии таинств, чтоб быть Ему неразлучну с нами. Чего ради и утешает нас глаголя: се Аз с вами есмь во вся дни, до скончания века347.

Безсмертный Женише душ наших! оттуда, где Ты сегодня сел Царем веков, то есть от десницы Божией, пошли нам обетование Отчее, Пресвятого Духа, Который есть нерешимым союзом любве, дабы мы были с Тобою неразлучны, и сподобилися на земли чрез достойное Твоего тела и Крови причащение быть всегда причастниками Божественныя Твоея благодати; а на небеси, наслаждался зрением блаженного Твоего лица, и быть всегда причастниками вечныя Твоея славы. Аминь.

Слава Богу, всех помощнику, концем дело увенчавшему.

* * *

323

Масличная, тоже и Елеонская гора, называется потому, что на ней растут масличные деревья, из коих плода делается деревянное масло, по-гречески называемое елей.


Источник: Собрание разных поучительных слов, сочиненных и проповеданных епископом кефалонитянином Ильею Минятием, с греческого на российский язык переведенное и на две части разделенное. - 7-е изд. Ч. 1-2. - Москва : Синод. тип., 1842. - Ч. 2. - [2], II, 244 с.

Комментарии для сайта Cackle