Что такое хадисы?
Содержание
Определение понятия Структура хадиса Важность хадисов Где записаны хадисы Когда были написаны хадисы Достоверные и недостоверные хадисы Передатчики хадисов Правила проверки хадисов Фальшивые и выдуманные хадисы Хадисы у шиитов Выводы
Определение понятия
Хадис (букв. по-арабски «рассказ») – это повествование, чаще короткое, но иногда занимающее и до 2–3 страниц, из жизни основателя ислама Мухаммада ибн Абдаллы, его учеников (сподвижников) и их учеников (табиунов).
Хадисы образуют собой священное предание ислама, или можно сказать, что священное предание ислама состоит из хадисов.
Хадисов в исламе существует великое множество. Точное их число вряд ли возможно теперь указать, однако с уверенностью можно утверждать, что их имеется несколько сотен тысяч.
Структура хадиса
Каждый хадис состоит из двух частей: иснада и матна, где иснад – это цепочка передатчиков данного хадиса, а матн – его содержательная часть.
Приведем для наглядности подлинный хадис из сборника Аль-Бухари:
«Рассказывал нам ‘Абдулла ибн Юсуф, который сказал: сообщил нам Малик, от Хишама ибн ‘Урвы, от его отца, от ‘Аиши, что Аль-Харис ибн Хишам, да будет доволен им Аллах, спросил Посланника Аллаха:
«О, посланник Аллаха, как приходит к тебе откровение?» Посланник Аллаха ответил: «Иногда оно приходит ко мне подобно звону колокола, и это самое тяжкое, когда оно отходит от меня, я осознаю из него то, что говорится.
Иногда же ангел предстаёт передо мной в образе человека и говорит со мною, и я понимаю то, что он говорит».
‘Аиша, да будет доволен ею Аллах, сказала:
«Мне приходилось видеть, как в очень холодные дни ему ниспосылалось откровение, оно отходило от него и со лба его струился потоком пот».
Со слов «Рассказывал нам ‘Абдулла» и до слов «от Айши» – это иснад, цепочка людей, предававших друг другу этот хадис. За ним идет содержательная часть, то есть само передаваемое сообщение.
В начале иснада обычно находится кто-то из известных знатоков и собирателей хадисов IX века. Далее идут те, кто жил раньше, от кого этот знаток услышал передаваемое сообщение. В основании же иснада стоит, как правило, кто-то из сподвижников, которые лично общались с Мухаммадом и получали от него научения напрямую. В данном хадисе на этой позиции стоит жена Мухаммада Айша.
Важность хадисов
Хадисы невероятно важны в исламе. Можно даже сказать, что они важнее, чем Коран.
Мы можем так сказать ввиду того, факта, что сам по себе текст Корана:
1) анонимный: в нём нет никаких указаний ни на то, кто его написал, ни на то, где и когда он был написан;
2) крайне сумбурен и не организован ни по какому принципу: ни хронологически, ни по смыслу, ни каким бы то ни было иным способом;
3) не содержит никаких указаний на многие вероучительные догмы и законодательные постановления, давно утвердившиеся в исламе.
Все эти лакуны заполняет материал хадисов.
Именно из хадисов, написанных через двести лет после жизни основателя ислама, мы узнаём, кто, как и зачем написал Коран и как происходила канонизация его теста.
Из хадисов мусульмане узнают, что им необходимо молиться 5 раз в день, поскольку в Коране об этом не сказано.
Из хадисов они узнают о том, как именно им нужно молиться, как делать омовение, как ездить в хадж и прочее, прочее.
Где записаны хадисы
Хадисы объединены в специальные сборники, как правило, многотомные.
У каждого такого сборника есть свой автор – человек, который собрал разрозненные хадисы в отдельную книгу и подразделил их.
Существует два принципа подразделения хадисов внутри сборников:
1. По темам, где, например, все хадисы, касающиеся войны с неверными, объединены в главу под заглавием «Книга джихада». Все хадисы про менструации – в «Книгу менструаций» и т. д.
Такие сборники носят название «сунан», или «мусаннаф», например:
«Сунан Ан-Насаи», «Мусаннаф Ибн Аби Шэйбы» и так далее.
2. По передатчику, где сначала указывается имя передатчика, а затем приводятся все хадисы по всем темам, которые только переданы от этого передатчика.
Такие сборники носят название «Муснад», например:
«Муснад Имама Ахмада» и т. д.
Когда были написаны хадисы

Как сообщают многие исламские источники, хадисы пишутся в IX веке. Именно тогда создаются все вышеозначенные сборники хадисов.
Впрочем, сами мусульмане говорят, что хадисы передавались от Мухаммада изначально, просто их в течение приблизительно двухсот лет почему-то не записывали, и только в IX веке начали фиксировать на бумаге.
В эту эпоху (в IX веке) пишутся все шесть самых авторитетных сборников хадисов:
Сахих Аль-Бахари,
Сахих Муслим,
Сунан Ан-Насаи,
Сунан Абу Дауда,
Сунан Ат-Термези,
Сунан Ибн Маджа
В исламском хадисоведении эти сборники обозначаются термином «кутубу ситта» – шесть книг.
Всего сборников хадисов имеется много десятков. Наряду с этими шестью есть и много других сборников, пользующихся большим авторитетом в исламе.
К таковым относятся:
«Муснад Имама Ахмада»,
«Муватта» Малика ибн Анса,
«Сунан ад-Дарими»,
«Мустадрак аля Сахихейн»,
«Мусаннаф Ибн Аби Шэйбы» и многие другие.
Достоверные и недостоверные хадисы
Хадисы в исламе делятся на достоверные и недостоверные.
Цепочка передатчиков (иснад) является не менее важной частью хадиса, чем содержательная часть, поскольку именно посредством анализа каждой персоналии, входящей в иснад, хадисоведы заключают о достоверности или недостоверности всего иснада.
Если иснад хадиса признается достоверным, то и сообщение, передаваемое через иснад, признается достоверным. Если же в иснаде находят хотя бы одного недостоверного передатчика, или еретика, или передатчика неустановленной личности, то иснад забраковывается, что влечет, в свою очередь, выбраковку и передаваемого сообщения.
Передатчики хадисов
Досье на передатчиков хадисов хранится в специальных тематических книгах, которые были составлены в XIII-XIV веках, например:
«Аль-Камиль фи Ду`афа» за авторством Ибн Ади, или «Миизан аль-Итидаль» за авторством Аз-Загаби.
В этих книгах собраны тысячи имен передатчиков хадисов, которые фигурируют в иснадах хадисов, причем как в иснадах шести самых авторитетных сборников, так и в иснадах всех остальных сборников.
Обычно иснад состоит из 5–6 передатчиков.
Не считая основания иснада, где всегда стоит сподвижник (все сподвижники в суннитском исламе априори рассматриваются как правдивые), хадисоведы проверяют всех передатчиков по указанным специальным книгам.
Передатчиков, к которым ни у кого из других мусульман не было претензий не так много, на большую же часть имеются, как правило, и похвалы, и нарекания, часто серьезные, порою обвинения в ереси и пр.
Иными словами, подавляющее количество передатчиков имеют далеко не беспорочную репутацию и противоречивые отзывы о себе как о передатчиках хадисов.
Правила проверки хадисов
Если о некоем передатчике имеется сообщение от одного из его современников (это времена VIII-IX века), что он правдив и надежен, а от другого, что он не силен в хадисах, или путался в них, или даже, что он ненадежный передатчик, или еретик, то как быть в таком случае?
По правилам хадисоведения критические свидетельства должны поставляться над свидетельствами одобрительными ради подстраховки и пущей достоверности.
Однако проблема в том, что если это правило применять, то придется забраковать абсолютное большинство передатчиков и, соответственно, переданные ими хадисы, что приведет к отвержению до 90% всех хадисов.
По этой причине указанное правило редко применяется.
На практике мухаддисы признают хадис за достоверный, если у них или у исламского направления, которое они представляют, нет идеологических претензий к тому или иному хадису, несмотря даже на серьезные недостатки в иснаде и проблемы с кем-то из его передатчиков.
Вместе с тем мухаддисы отвергают хадис даже с самым ничтожным недостатком, если он рассматривается ими как вредный для пропаганды или противоречащий установкам их богословской школы.
Помимо личностей самих передатчиков есть и другие требования к иснадам.
В частности, в иснаде не должно быть временных разрывов, то есть каждый из передатчиков должен быть современником того, от кого он услышал хадис, а не так, что человек, родившийся после смерти некоего ученика Мухаммада передает от этого ученика Мухаммада хадис.
Хадисы с такими разрывами называются «мурсиль» и считаются недостоверными.
Проблема в том, что на практике такие хадисы присутствуют даже в двух самых достоверных сборниках – Бухари и Муслима.
Например, и Бухари и Муслим в целом ряде хадисов имеют в основании хадиса не кого-либо из сподвижников, которые видели Мухаммада и могли от него слышать, а Малика ибн Анса, который родился в 711 году, т. е. через 79 лет после Мухаммада и, конечно, не мог ничего от него слышать.
Это значит, что в этих хадисах имеется разрыв, т. е. неизвестен сподвижник, от которого Малик слышал какую-то информацию о Мухаммаде, и такие хадисы по правилам хадисоведения должны однозначно забраковываться.
Однако они вошли в книги двух величайших хадисоведов – Бухари и Муслима, у которых все хадисы считаются достоверными.
Немало в сборниках Бухари и Муслима и передатчиков-еретиков, от которых хадисы принимать нельзя, но Бухари и Муслим почему-то принимали.
Указанные факты ставят под сомнение давно догматизированную в исламе идеологему о том, что якобы у Бухари и Муслима были какие-то строгие критерии отбора и проверки хадисов.
В реальности мы видим, что у них не было не то что строгих критериев отбора достоверного от недостоверного, но были просто грубейшие нарушения основополагающих правил хадисоведения.
Это означает, что, скорее всего, правила хадисоведения были выдуманы гораздо позже времени жизни Бухари и Муслима, равно как и всех прочих авторов сборников хадисов. А в IX веке, когда жили Бухари и Муслим, в сборники включались все хадисы, которые авторы только могли собрать и которые считали полезными и выгодными для исламской общины.
Фальшивые и выдуманные хадисы
Однако проблема с хадисами не ограничивается только их удаленностью на двести лет от описываемых ими событий, равно как она не ограничивается бессистемностью в их фиксации и отсутствием каких бы то ни было правил и проверки в их записи.
Дело в том, что, согласно великому множеству свидетельств самих же исламских источников, многие мусульмане ранних поколений выдумывали и фальсифицировали хадисы в промышленных масштабах.

Существуют даже специальные книги, в которых виднейшие исламские хадисоведы собрали как выдуманные хадисы, так и имена людей, кои эти хадисы выдумывали и распространяли. Число таковых хадисов идет на десятки тысяч.
При этом хадисоведы подразделяют мусульман-изготовителей фальшивых хадисов на группы, сообразно их мотивации в выдумывании хадисов.
Великий исламский муфассир, хадисовед и историк из Багдада Ибн Аль-Джаузи (XII век) в своей знаменитой «Книге того, что сфабриковано из хадисов восходящих (к пророку)» пишет, объясняя мотивацию фальсификаторов:
«Люди выдумывали хадисы для воодушевления (к добру) и устрашения (от зла), ради понуждения к доброделанию и уклонению народа от пороков».
А в сборнике хадисов «Сахих Муслим» приводится хадис, в котором Яхйа ибн Саид сообщает:
«Мы не видели, чтобы праведники в чем-нибудь врали так много, как в хадисах».
Сам Муслим , пытаясь оправдать их, добавляет:
«Их языки распространяли ложь, но они делали это не сознательно, не подразумевая (сознательную) ложь»1.
Скорее всего, люди с таким настроем были среди изготовителей фальшивых хадисов, но было и много тех, кто сознательно выдумывал хадисы.
Оправдания таковых приводит Ибн Аль-Джаузи в вышенаименованной своей книге:
«…Мы же измышляем ради посланника Аллаха, ради укрепления его шариата (закона). Мы не говорим того, что противоречит истине, и если говорим то, что согласно с истиной, то это – как будто посланник Аллах сказал это».
Далее Ибн Аль Джаузи, говорит, что эти мусульмане «прибегали к выдумыванию иснадов для любого хорошего высказывания».
Другими словами, они выдумывали иснад и приделывали его к какому-то сообщению, которое они выдумали до этого, ради политических, социальных или иных выгод.
Вместе с тем Ибн Аль-Джаузи приводит хадисы, где ряд ранних исламских ученых говорят, что «ничего плохого нет, когда к хорошему высказыванию выдумывают иснад»2.
Последний факт, т.е. факт выдумывания иснадов к любому сообщению, которое понравилось передатчикам хадисов, крайне важен, поскольку он демонстрирует со всей ясностью, что основополагающий в исламе принцип различения хадисов посредством иснада на достоверные и недостоверные ошибочен.
В самом деле, для любого человека, хоть немного знающего раннюю историю ислама и персоналии, жившие в то время, ничего не стоит выдумать не только сообщение, но и иснад к нему, что активно и делалось в эпоху написания хадисов и собирания их в сборники.
Хадисы у шиитов
Мусульмане-шииты не признают суннитские сборники хадисов и называют автора самого авторитетного суннитского сборника – Аль-Бухари фальсификатором, а тех, от кого он брал хадисы, считают врагами ислама и выдумщиками.
В частности, никто из шиитских хадисоведов не передавал хадисы от известного сподвижника Мухаммада по имени Абу Хурэйра, от которого только Бухари взял для своего сборника более 300 хадисов.
У шиитов имеются свои сборники хадисов, собранные авторитетными для них хадисоведами, которые брали хадисы у совсем других передатчиков.
Выводы
В диалоге с мусульманами хадисы являются важным доводом по любому пункту как вероучения, так и законодательства. По этой причине неплохо владеть базовыми навыками работы с хадисоведческим материалом.
В частности, если в разговоре мусульмане привели вам какой-то хадис в качестве доказательства своих слов, то не спешите верить, а для начала проверьте его на достоверность на каком-нибудь русскоязычном сайте (например: https://isnad.link/).
Для того чтобы у вас была возможность проверить, достоверен ли хадис, который вам привели, требуйте его выходные данные: название сборника, куда включен этот хадис, и номер этого хадиса.
Равнообразно, когда сами хотите привести некий хадис как довод, не поленитесь его проверить, чтобы ваш собеседник не отринул его и не аннулировал ваш аргумент.
* * *
Икмалю Му`лим би фаваиди ль-Муслим. Дару ль-Вафа. 1998. т. 1. с. 135.
Китаб аль-Мавдуаат фи ль-ахадис аль-марфуат. 1996. т. 1. с. 39, 42, 98.