Кто исказил Библию (исламский взгляд)
Содержание
Введение Кто из мусульман считал Библию достоверной Кто из мусульман был очень близок к тому, чтобы так считать О ком точно не известно, что он думал про Библию Кто считал Библию искаженной Период водораздела: XIV-XV век XIX век XX век Заключение
Введение
Говоря о том, как воспринимали Библию мусульмане, прежде всего необходимо отметить, что как сам Коран, так и основатель ислама, равно как и ранние исламские ученые, считали Библию сохраненным и подлинным словом Божиим.
Настороженное отношение к Библии, конкретно к Торе и Евангелию, как двум книгам, упоминаемым в Коране, начинает прослеживаться лишь с X века.
Заявления же об искаженности текста Библии, и тем более заявления о том, что Коран якобы говорит о искаженности Торы и Евангелия, можно встретить не раньше XI века, и то только у авторов полемических работ, но не у толкователей Корана, которые должны были все-таки придерживаться коранического текста.
В настоящей статье мы будем уделять внимание суннитским источникам не только потому, что сунниты составляют ок. 90 % всех мусульман в наши дни, но и потому, что в шиитских тафсирах мотив об искаженности Торы и Евангелия просматривается достаточно заметно, начиная с XI-XII веков, чего в суннитских толкованиях Корана нет.
Иными словами, отношение шиитов к Библии является во многом нетипичным, и его следует рассматривать отдельно1.
Суфийские тафсиры мы также не будем брать в расчет, поскольку многие важные аяты по библейской проблематике оставлены в них вовсе без комментария, так что невозможно заключить, что тот или иной автор думал о достоверности Библии2.
Кто из мусульман считал Библию достоверной
О сохранности и подлинности текста Библии свидетельствовали очень многие авторитетнейшие исламские ученые (в основном ранние) к таковым относятся:
1. Сам основатель ислама Мухаммад ибн Абдалла.
2. Табиун (т.е. из поколения «ранних отцов») Вагб ибн Мунаббиг (VIII век)
3. Табиун Ас-Судди (VIII век).
4. Табиун Ибн Исхак (VIII век).
5. Табиун Мукатиль ибн Сулейман (VIII век).
6. Известнейший мухаддис в суннитском исламе Аль-Бухари (IX век).
7. Али ибн Раббан ат-Табари (IX век).
8. Ибн Кутэйба (IX век).
9. Один из первых арабских историков Аль-Якуби (IX век).
10. Аль-Джахиз (IX век).
11. «Геродот» арабской истории Аль-Масуди (X век)
12. Известнейший муфассир в суннитском исламе – Ат-Табари (X век).
13. Авторитетный муфассир Ибн Мунзир (X век).
14. Абу Тагир аль-Макдиси (X век).
15. Абдалла ибн Аль-Барр (XI век).
16. Ибн Аль-Джаузи (XII век).
17. Фахр ад-Дин Ар-Рази (XIII век).
18. Шигаб ад-Дин аль-Максиди (XIII век).
19. Ибн Халдун (XIV-XV века).
Кто из мусульман был очень близок к тому, чтобы так считать

Не совершенно точно, но с большой долей вероятности можно говорить о том, что неискаженным текст Библии считали:
1. Аль-Бэйгаки (XI век).
2. Ибн Атыййа (XII век).
3. Аль-Байдави (XIII век).
4. Ибн Таймия (XIII-XIV века).
5. Ас-Суйути (XV век).
6. Аль-‘Азымабади (XIX-XX века).
7. Ибн Ашур (XX век).
Ничего не говорят об искаженности текста Библии в своих тафсирах Ибн Касир и аль-Куртуби, когда они оба выступают в роли экзегетов Корана.
Однако они же в своих полемических и исторических трудах заявляют об искажении Библии.
Вероятно, это связано с тем, что в роли толкователей Корана они были вынуждены придерживаться коранической буквы и не могли заявлять того, что и близко не упомянуто в Коране. В то время как в роли полемистов с христианством они позволяли себе известные вольности в плане подбора любых аргументов, которые, с их точки зрения, могли быть полезными для опровержения христианства.
О ком точно не известно, что он думал про Библию
Относительно многих знаменитых исламских ученых (в основном довольно поздних) нельзя доподлинно утверждать, выступали ли они за сохранность текста Библии, либо напротив, отрицали ее, поскольку эти ученые или приводили противоречивые свидетельства и толкования по данному вопросу, или их заявления были неоднозначны.
К таковым относятся:
1. Ибн Аби Хатим (X век).
2. Ас-Самарканди Абу Лэйс (X век).
3. Абу Зайд аль-Балхи (X век).
4. Аль-Бакилани (XI век).
5. Аль-Багави (XIII век).
6. Аскалани ибн аль-Хаджар (XIV век)
7. Ибн Аль-Адиль (XIV век).
8. Ан-Нейсабури Низам ад-Дин (XIV век).
9. Аль-Айни Бадр ад-Дин (XIV век).
10. Аль-Кастылани (XVI век).
11. Аш-Шавкани (XIX век).
Кто считал Библию искаженной
Об искаженности Библии заявляли в основном поздние исламские ученые, такие как:
1. Ибн Хазм (XI век).
2. Абд аль-Джаббар (XI век).
3. Ибн Каййим аль-Джаузийа (XIV век).
4. Абу Хаййан Аль-Гирнатий (XIV век).
5. Аль-Хазин (XIV век).
6. Аз-Загаби (XIV век).
7. Такиййудин Аль-Джафари (XIV век).
Многие знаменитейшие исламские ученые писали о том, что среди мусульман существует спор о сохранности текстов Библии.
При этом характерно, что все мусульмане, писавшие об этом, жили в XIV веке3, т.е. спустя 7 веков после Мухаммада и его сподвижников.
Период водораздела: XIV-XV век

В XIV-XV веках среди исламских ученых начинает постепенно выкристаллизовываться мнение об искаженности текстов Торы и Евангелия.
Хотя, как уже было сказано, редкие суждения такого рода со стороны отдельных исламских ученых высказывались и ранее.
По всей видимости, пионером в этой области был Ибн Хазм, который впервые стал высказывать мнение об искаженности именно текста Торы и Евангелия.
Эта динамика – от полного принятия к почти полному отрицанию – хорошо видна, в частности, на примере шархов (объяснений) на Сахих аль-Бухари, а также на примере тафсиров, которые писались в указанную эпоху.
Абсолютное большинство шархов и тафсиров XIV века хоть и фиксирует наличие мнения об искаженности, однако при этом совершенно четко обозначает, что это лишь одно из ряда мнений, и не более.
Лишь редкие авторы обозначали в ту эпоху мнение об искаженности как верное и безальтернативное.
Приведем конкретные примеры.
Ибн Адиль – известный муфассир, живший в XIV веке, писал о качестве/характере предполагаемого искажения следующее:
«(Ученые) различаются по вопросу качества искажения (тахрифа).
Есть те, кто говорят, что они (иудеи и христиане) заменили одни слова на другие слова, подобно тахрифу, который они сделали в отношении раджма, положив вместо него битье плетьми.
Однако если скажут: как может такое быть с Писанием, слова и буквы которого достигли степени мутаватир (наивысшей достоверности) в их передаче?
Ответ на это: возможно, знатоков Писания тогда было крайне мало и они (поэтому) смогли это сделать.
Другие говорят, что под искажением имеется в виду всеивание сомнений и ложных толкований применительно к этим текстам (Торе и Евангелию)»4.
Он же в другом месте, комментируя аят 6:91, говорит:
«Если спросят: как возможно сделать это [искажение], при том, что Тора является книгой, которая (достигла такого уровня распространенности), что ею обладают люди как на Востоке, так и на Западе и знают ее большинство ученых и хранят ее в своей памяти?
Итак, в подобную книгу невозможно вставить дополнение или убавить нечто из нее!
Это подобно тому, как человек в наше время, если захочет внести добавление или убавить нечто из Корана, то не сможет сделать этого (чтобы не было заметно), и как же это могло быть с Торой?
Ответ: мы упоминали в толковании на суру «Корова», что под «тахрифом» разумеется толкование стихов Торы развращенным образом и ложно, как это делают лжецы в наше время с аятами Корана»5.
Видный исламский экзегет XIV века Аль-Хазин в своем тафсире на Коран 4:46 пишет:
«Под искажением понимается распространение ложных сомнений и извращенных толкований. Это есть искажение слова от его истинного смысла – к ложному»6.
Известный исламский полемист, живший на рубеже XIV-XV веков, Такиййудин Аль-Джафари утверждает, что четыре Евангелия, которые «у христиан на руках в наши дни», не соответствуют «ниспосланному евангелию», и интерпретирует кораническую формулу «искажают слова с их мест» в качестве подтверждения данного тезиса7.
Авторитетный исламский историк Ибн Халдун, живший на рубеже XIV-XV веков, был одним из множества видных исламских ученых, которые считали невозможным текстовое искажение Торы и Евангелия, исходя как из аятов самого Корана, так и из свидетельств исламского священного предания.
Одним из аятов, который Ибн Халдун приводил в доказательство своей позиции, был аят 5:43:
«У них имеется Тора, в ней установление Аллаха».
«Если бы они изменили слова в Торе, то у них не было бы Торы, содержащей установление Аллаха», – говорил в обосновании своей точки зрения Ибн Халдун8.


XIX век
Самые крупные и авторитетные тафсиры XIX века передают довольно точно всю палитру противоположных мнений в исламе относительно текстов Торы и Евангелия.
В частности, Джамалю д-Дин аль-Касими приводит обзор этого вопроса, согласно Ибн Каййиму, где Ибн Каййим говорит, что исламские ученые расходятся во мнениях относительно Торы, которая сейчас на руках у иудеев: подменена ли она, или подмена произошла только в толковании, а не в ниспосланном (тексте).
В числе считавших, что дело в толковании, он, в частности, упоминал для примера аль-Бухари и Ар-Рази9.
Сам Ибн Каййим аль-Джаузия, будучи одним из самых ярых критиков Торы и Евангелия за всю историю ислама, признавал и не скрывал факт того, что в исламе нет единого мнения относительно сохранности текста Торы и Евангелия.
В частности, в своей работе «Игасату Лагфан мин Масаид аш-Шайтан» он писал, что ученые расходятся во мнениях относительно Торы, которая находится на руках у иудеев, и что по этому вопросу в исламе существует три мнения. Два крайних и одно среднее10.
При этом он в этой же работе приводил доводы своего учителя Ибн Таймии, взятые как из Корана, так и из сунны, в качестве доказательства неискаженности.
Одним из таких доводов он считал случай с аятом о раджме (побивании камнями прелюбодеев), который иудеи не удалили из текста, но не зачитывали11.
XX век
В двадцатом веке суждения о текстовом искажении Торы и Евангелия из маргинальных стали в исламе преобладающими.
Реальность, зафиксированная в Коране, сунне и самых ранних исламских текстах, стала подгоняться и перетолковываться в пользу этой версии.
В качестве характерной иллюстрации можно привести пример из шарха на Сахих аль-Бухари Мухаммада Анвара аль-Кашмирий (XX век).
Аль-Кашмирий в его «Фэйду ль-Бари аля Сахих аль-Бухари» низводит на нет слова великого сподвижника Ибн Аббаса о неискаженности текстов докоранический Писаний, которые Аль-Бухари приводит в своем Сахихе:
«То, что необходимо рассмотреть здесь, это то, как было допустимо для Ибн Аббаса отрицать словесное искажение, в то время как он был свидетелем обратного?!
Коран говорит о том, что они писали своими руками и говорили потом, что это от Аллаха, когда оно не от Аллаха. Что же это, если не искажение словесное?!
Возможно, он подразумевал, что они сделали это не намеренно, но предки их писали то, как они понимали его (Писание), а потомки записали это уже в саму Тору. Таким образом, тафсир (толкование) перемешалось с текстом самой Торы»12.
Подобный метод отбрасывания огромного наследия исламской сунны, ранних муфассиров и исламских ученых ради утверждения весьма поздней концепции о текстовом искажении не может не удивлять.
Автор не только игнорирует мнение Ибн Аббаса и авторитетнейших муфассиров по этому поводу, но и толкует от себя аят 2:79.
Им забыто в ряду множества других сообщение от великого табиуна – Судди, которое исламские экзегеты приводят в объяснении на 2:79:
«Судди говорил, что некие люди из иудеев писали некое писание (китабан) и продавали его арабам, говоря, что оно – от Аллаха»13.
Т.е. первые поколения мусульман не считали, что 2:79 говорит о Торе, напротив, это аят говорит о некоем писании, которому некоторые иудеи ложно придавали статус божественного.
Выдающийся муфассир XX века Рашид Рида признаёт, что множество исламских ученых всегда считали, что под «искажением слов с их мест» следует понимать искажение смыслов, а не текстовое искажение.
Он также признает, что одним из обоснований для этого был тот факт, что свободно распоряжаться словами Писания, имеющего высшую степень достоверности в передаче текста, – дело трудное и невозможное («Алляля гу би анна т-Тасарруф фи альфаз китаб мутаватир мута`ассир ва мута`аззир»)14.
Однако при этом он говорит, что причиной такого мнения всех этих исламских ученых было незнакомство с книгами людей Писания и незнание всеми этими учеными истории иудеев и христиан.
Согласно воззрению Рашида Риды, если бы все эти исламские ученые изучили Писание иудеев и христиан, то они бы поняли, что имело место как искажение смыслов, так и искажение текстуальное.
Большинство современных мусульман высказываются по этому поводу крайне радикально, и их позиция далеко отстоит от коранического ислама и понимания сподвижников и табиунов.
При этом необходимо отметить, что даже в наши дни имеется не так мало исламских ученых, занимающих по этому поводу более взвешенную позицию, которая позволяет находить баланс и не удаляться в огульное отрицание многих аятов и исламских преданий, говорящих о достоверности Торы и Евангелия.
В частности, известный исламский ученый XX века – Абдалла ибн Мухаммад аль-Гунэйман говорит следующее:
«То, что упомянул Бухари – это одно из слов ученых, а именно:
что слова докоранических Писаний не изменены и не подменены, но подменены их смыслы и они истолкованы не так, как должно.
То есть значение слова «тахриф» (искажение), которое упоминает Аллах, – это искажение смыслов, и отклонение их от того, что подразумевал под ними Аллах, к тому, что желают они сами.
Однако остается вопрос:
та Тора, которая сейчас на руках у иудеев и христиан, – это та Тора, которую ниспослал Аллах Мусе и Исе? Ничто не исчезло из этих двух книг и не было добавлено?
Этого никто решительно не может сказать, ибо с их словами случилась подмена и изменение. Некоторые слова убраны и на их место поставлены другие, а не так, как сказал Бухари»15.
Далее автор говорит, что если Тора сейчас и имеется на руках у людей, то, судя по арабскому переводу, не остается сомнений в изменении некоторых ее слов.
Иными словами, позиция Аль-Гунэйман в этом вопросе очень близка позиции Ибн Таймии, который говорил лишь о некотором незначительном изменении слов.
Есть среди современных исламских ученых и такие, которые строго держат предание исламской сунны и мнения Бухари, Табари, Ибн Мунзира и всех прочих о достоверности текста Торы и Евангелия.
В этой связи примечательно мнение одного из известнейших муфассиров XX века – Ибн Ашура, который пишет по нашей теме следующее:
«Это – подмена смыслов их небесных Писаний.
Это искажение совершается по преимуществу через плохое толкование, вследствие страстей, и совершается через сокрытие многих заповедей для потакания страстям толпы.
Говорят (также), что оно (искажение) совершается через подмену слов их Писаний, однако от Ибн Аббаса передают то, что указывает на извращенное толкование»16.
Заключение
Исходя из рассмотренных фактов, можно прийти к заключению, что за 1400 лет истории ислама отношение к Библии в этой религии поменялось на сто процентов:
От практически безоговорочного принятия до почти полного отрицания.
От утверждений Корана, что Тора и Евангелие – истина, свет и верное руководство (Коран 5:46), от его призыва к христианам жить по Евангелию (Коран 5:47), от его повеления спрашивать в случае сомнений христиан и иудеев (Коран 10:94 и 16:43) до утверждений современных мусульман об искаженности их текста17.
* * *
Примечания
Впрочем, даже шиитские тафсиры признают, что по вопросу о сохранности Библии есть два мнения: об искаженности толкования, или забвении, и искаженности текста.
См.: Ат-Табарси. Маджма‘ аль-байа̄н фи тафсир аль-К̣ур’а̄н. Бейрут. 2006. т. 3. с. 247;
Ат-Туси. Ат-Тибйан фи тафсир аль-Куран. Дару ихйаи т-Тураси ль-Арабий. т. 3. с. 214.
Под искажением имеют в виду, что истинное описание Мухаммада в Торе было: «смуглый, среднего» роста, но иудеи удалили это из текста и написали: «черный, высокого роста».
Аль-Хаули. Абу ль-Касим. Ас Сафи фи Тафсир аль Куран. Тегеран. 1419. т. 2. с. 246.
Это сообщение содержится и в ряде суннитских тафсиров.
См. например:
Ан-Насафи Наджм ад-Дин. Мадарик ат-Танзиль ва Хакаик ат-Тавиль. Бэйрут. 1998. т.1. с. 362
Ат-Тустари. Тафсир аль-Куран аль-Азим. Дар Харам ли ль-Турас. 2004. с. 118–122;
Аль-Бакали. `Араис аль-Байан Фи Хакаик аль-Куран. Бейрут. 2008. т. 1. с. 249–251.
Зэйнудин аль-Иракий. Тарху-Тасриб фи Шархи т-Такриб. Бейрут. б.г. т. 8. с. 8–9;
Ибн Каййим аль-Джаузийа. Игасату аль-Лягафан фи Масаид аш-Шайтан. Дару ль-Алям аль-Фаваид. б.г. т.2. с. 1136;
Ибн Ашур. Тафсир Ат-Танвир. Тунис. 1984. т. 6. с. 143.
Помимо Зэйнудина аль-Иракий, Ибн Каййима аль-Джаузия, об этом также писали и другие авторы XIV века, в частности: Аскалани, Ибн Адиль, Закария ибн Мухаммад аль-Ансари.
Единственным, кто писал об этой дискуссии ранее XIV века, был Ибн Аль-Джаузи (XII век), но он, приводя 5 различных точек зрения на данную проблему, искажение текста не упоминает вовсе, что весьма характерно.
См.: Ибн Аль-Джаузи. Заду ль-Масир фи Ильм ат-Тафсир. Стамбул. 2021. т. 5. с. 120.
Ибн Адиль. Аль-Любаб фи Улююм аль-Китаб. Бейрут. 1998. т.6. с. 406–407.
Ибн Адиль. Аль-Любаб фи льУлююм аль Китаб Бэйрут 1998. т.8. с. 281.
Аль-Хазин Аля ад-Дин. Любабу т-Та`вииль фи ль-Маани ат-Танзииль. Бейрут. 2004. т. 1. с. 386.
Такиййудин Аль-Джафари. Тахджиль ман харрафа ат-Таврат ва ль-Инджиль. Ар-Рияд. 1998. т.1. с. 107.
Ибн Халдун. Тарих. Бейрут. Дар аль-Фикр. 2000. т.2. с. 7–8;
Садик Хасан аль-Хануджи. Фатху ль-Баян фи Макасид аль-Куран. Дару аль-Кутуб аль-Ильмиййа. т.2. с. 232.
Очень многие арабские историки опирались на Библию, например, при рассказе о днях творения.
Абу Зайд аль-Балхи, который писал:
«В начале Торы, которая на руках у людей Писания, написано, что первое, что было создано – это небо и земля. Земля была безвидна и пуста и тьма на земле, и Дух Аллаха веял над водой.
И сказал Аллах: да будет свет и стал свет».
Абу Зайд аль-Балхи. Китаб аль-Бад` ва ат-Тарих. Бейрут. 1997. с. 113.
Аль-Макдиси цитирует начало книги «Бытие» относительно творения мира, говоря при этом, что Тора включает в себя несколько книг.
«Написано в первой книге Торы Берешит, что первая вещь, которую Он создал, были небо и земля.
Земля была пуста и темна и Дух Аллаха веял над землей».
Аль-Макдиси Абу Тагир. Китаб аль-Бад` ва ат-Тарих. Дар Ас-Сакафа ад-Диниййа. б.г. т. 1. с. 146, т. 2. с. 118.
Относительно цитирования Евангелия и прочих книг Нового Завета ранними исламскими авторами см.:
Джамалю д-дин аль-Касими. Махасину т-Тавиль. Мухакких: Мухаммад Абд аль-Баки. 1957. с. 1276–1278.
Ибн Каййим аль-Джаузия. Игасату Лагфан мин Масаид аш-Шайтан. Дар аль-Кутуб аль-Ильмиййа. т.1. с. 288–290.
Ибн Таймия говорил:
«Иудеи сговорились на том, чтобы оставить заповедь о раджме, но не смогли изменить эту заповедь в Торе… Если бы они изменили слова Торы, то раджм был бы одним из главных мест, которые они бы изменили».
Мустафа ибн аль-Адави. Ат-Тасгиль ли Тавили ат-Танзиль. Мекка. 2001. т.2. с. 66–68.
Мухаммад Анвар аль-Кашмирий. Фэйду ль-Бари аля Сахих аль-Бухари Бейрут. 2005. т. 6. с.612–613.
Ибн Касир. Тафсир аль-Куран аль-Азиим. Дару Тыба. 1999. т.1. с. 312.
Мухаммад Рашид Рида. Тафсир аль-Манар. 1947. т. 6. с. 283.
Абдалла ибн Мухаммад аль-Гунэйман. Шарх китаб ат-Тавхиид мин Сахих аль-Бухари. Медина. 1988. т.2. с. 646–647.
Ибн Ашур. Тафсир ат-Тахриир ва т-Танвиир. Тунис. 1984. т.6. с. 143.
См. например:
Аль-Кайранави Рахматулла. Изгар аль-Хакк. Ар-Рияд. 1989;
Аш-Шалби. Ат-Тазвир аль-Мукаддас. Каир. 1987.