Содержание
Что такое суфизм, и кто такие суфии? Основы духовного делания суфиев Место суфиев среди иных течений ислама Главные представители суфизма Аль-Халляджь Ас-Суграварди Аль-Газали Заключение
Что такое суфизм, и кто такие суфии?
Суфизм многогранен и разнообразен, потому охарактеризовать его единым определением вряд ли возможно.
Обычно суфизм определяют как мистическое течение в исламе1.
Однако доза мистицизма в различных течениях суфизма совершенно разная: от крайне умеренного аскетизма до полного пантеизма. Посему указанное определение малосодержательно, но лучшего не существует.
Мы бы добавили от себя, что суфизм – это мистико-философское учение в исламе, порой с добавлением гностицизма и пантеизма.
Эпохой зарождения суфийских братств (тарикатов) считаются XII-XIII века.
Во главе каждого такого братства стоял гуру-основатель, вокруг которого собирались ученики, желающие мистического опыта приближения к Аллаху, а также ви́дения Аллаха.
После смерти основателя его место занимали его ученики, далее ученики его учеников.
До сих пор то, что можно условно назвать на христианский манер старчеством, лежит в основе суфийских братств и суфийского духовного делания.
Суфийских тарикатов существует множество: кадириййа, накшабандиййа, рифаиййа, шазилиййа, тиджаниййа, бадаиййа и др.
Современные шэйхи суфии часто говорят, что все пути (тарикаты) являются благом, во всех них свет, мир, назидание и приближение к Аллаху, а различаются они только внутренними правилами.
При этом уточняют, что назидание содержится не в том, или ином тарикате, а конкретном шэйхе-наставнике2.
Все тарикаты провозглашают свою приверженность Корану и сунне и утверждают, что так или иначе восходят к основателю ислама.
Основы духовного делания суфиев
В суфийских тарикатах в чем-то усвоены многие внешние принципы христианского внутреннего делания, характерного для монахов, как то: непрестанная молитва и наблюдение за своим помыслами.
Например, суфийские шэйхи предписывают своим ученикам произносить определенные воззвания, содержащие упоминания Аллаха, наблюдая в процессе этого за своим сердцем.
Произносить предписывают для начала простейшие воззвания, например: «О, Аллах», или: «если пожелает Аллах», или аяты из Корана3.
В тарикате аль-Кадириййа, например, новоначальным предписывается ежедневно произносить в качестве молитвенного правила (вазифа аль-йаумиййа) «Фатиху» 100 раз, исповедание «Нет бога, кроме Аллаха» 100 раз и 40 раз 112-ю суру из Корана.
На боле продвинутом этапе количество воззваний, которые нужно повторять, увеличивается. Например, у тех же аль-Кадириййа предписывается произносить: «Аллах», «Существующий вечно», «Всемогущий» и т.д., причем каждое имя Аллаха нужно произнести от 300 до 600 тыс. раз.
При этом важно заметить, что способы осуществления и осмысления подобных молитвенных правил гораздо ближе к чтению буддийских мантр, нежели к христианском умному деланию.
Помимо этого, суфии учат избегать страстей и хранить себя от того, чтобы любить этот мир, ибо любовь к этому миру есть скверна.
Целью этих практик является стяжание различных духовных дарований и «открытие разума для того, чтобы он мог видеть свет Аллаха и познать его тайны»4.
При этом дары, которые приобретали суфийские шэйхи в своем делании, весьма специфичны.
Так, один шэйх делился с учеником, что в результате своего духовного делания он сподобился слышать, как хвалят аллаха камни, столбы, стены, животные и рыбы в отдаленных частях Египта.
Текст хваления рыб приводится в таком виде:
«Пречист царь, создатель, Господь каменных пород и животных, растений и листьев. Пречист, Он, который не забывает питать никого из своих созданий»5.
Другой известнейший суфий подошел вплотную к обожествлению Мухаммада, назвав его «самым доказательным доказательством на (существование) Господа»6.
Место суфиев среди иных течений ислама
Отношение к суфиям в исламе всегда было очень сложным.
Многие считают суфиев еретиками, а некоторые даже отказывают им в праве называться мусульманами.
В частности, современные салафитские шэйхи делят суфиев на три условные категории: умеренные, серединные и радикальные.
При этом только умеренные рассматриваются как нечто терпимое, а вторые и третьи – кафиры различной степень безнадежности7.
Подобное отношение к суфиям было изначально.
Суфиев часто казнили правители по требованию официальных представителей ислама (кади) в тех или иных городах и областях халифата.
Сами суфии относились к прочим представителям исламской религии, то есть к мухаддисам, факигам и прочим, вполне толерантно.
Суфии осторожно высказывались об отличиях суфиев от мухаддисов и факигов в том духе, что мухаддисам и факигам нужно следовать в основах религии, где все они меж собой согласны, но во всех вопросах, где они меж собой спорят, – нужно идти к суфиям8.
Главные представители суфизма
Аль-Халляджь
Одним из известнейших и влиятельнейших суфиев всех времен был Хусэйн ибн Мансур Аль-Халляджь, который, согласно Ибн Асиру, был убит и сожжен, а согласно Ибн Аль-Джаузи, распят живым при аббасидском халифе Аль-Муктадире.
Чему он учил, остается, по сути, малоизвестным. После него не осталось никаких работ, кроме сохранившихся разрозненных отрывков, представляющих из себя краткие изречения весьма темного притчевого содержания, вроде такого:
«Свет светильника есть знание истины, а теплота его – истина истины, а добраться до него есть правда истины»9.
Биографические сведения о нём, опять же отрывочные, мы находим в исторических хрониках, составленных через 300–400 лет после его смерти.
Согласно им, начал Халляджь свою деятельность как аскет и суфий. О нём сообщали, что он приносил людям зимние фрукты летом, а летние – зимой, простирал руку, хватая пустой воздух, и рука оказывалась наполненной дергемами (золотыми монетами), на которых было написано: «Скажи Аллах один».
Помимо этого, он сообщал людям, что они делали в своих домах, когда их никто не видел, рассказывал им их мысли и пленил многих так, что некоторые стали говорить, что в него вселилась частица Божества, и что джинны служат ему, другие же говорили, что он фокусник и колдун.
О себе он писал, что он тот, кто потопил народ Ноя, и тот, кто погубил народ Самуда (коранический пророк), а своим ученикам говорил: ты Ной, ты Моисей, а ты Мухаммад, и что духи их (пророков) вернулись в ваши тела.
Наряду с этим, о нём передают, что он учил, что если человек постится три дня и три ночи, а на четвертый день разговеется лишь листьями цикория, то больше не будет уже нуждаться в посте10.
С именем Аль-Халляджа связывают и идею о единстве всего тварного (вахдату ль-Вуджуд), которая стирала различия между религиями, провозглашая, что все они так или иначе восходят к единому источнику – Богу11.
Последующие приверженцы этого учения среди суфиев доходили в этой концепции до полнейшего пантеизма, провозглашая: «Собака и свинья не что иное, как Бог наш, а Бог есть монах, который в церкви».
Ас-Суграварди
Другим, кого можно отнести к авторитетнейшим суфиям, был основатель ишракизма, то есть учения о божественном свете, – Ас-Суграварди (XIII в.).
Ас-Суграварди учил об этом свете как о самосущем (каим би затиги) и абсолютно непричастном материи (гэйр мутааллик би ль-мадда аслян)12. При этом он полностью обходился в своем учении без цитирования Корана и сунны, что уже рассматривается как куфр.
Ас-Суграварди был очень популярен не только среди народа, но и среди правителей.
Официальные представители ислама вынесли ему, как и Аль-Халляджу, такфир (объявили отпавшим от ислама многобожником) и потребовали его казни.
В итоге Ас-Суграварди умер в тюрьме от голода при Фатимидском правителе Салах ад-Дине, завоевателе Иерусалима.
Аль-Газали
Третьей легендарной личностью в истории суфизма, кого мы коснемся, будет Абу Хамид аль-Газали.
Газали представляет собой интересную смесь факига, философа, мистика и даже гностика.
В частности, он запрещал обывателям (аль-авам) интересоваться атрибутами Аллаха и задаваться вопросом: являются ли буквы, из которых состоит Коран, несотворенными или сотворенными13. Сам же увлекался идеями Аристотеля и в целом античной философией.
В историю ислама он вошел не созданием своего богословско-мистического учения, как Аль-Халляджь и Ас-Суграварди, а скорее своими философскими трудами.
В одной из своих книг Газали ставил себе задачу опровергнуть античных философов без привлечения Корана, исключительно в плоскости рационального рассуждения и формальной логики.
Причем опровергнуть даже по тем вопросам, в которых философы согласны с учением ислама.
Например, Газали пытался опровергнуть философов в том, что они говорят о созданности мира и первичности Творца, ради низложения их аргументации и самих принципов философии.
Аль-Газали утверждал, что первичность Творца по отношению к миру не логична, поскольку первичность есть категория временна́я.
В своей аргументации он уподобляет отношения Творца и сотворенного Им мира с отношением предмета и следующей за предметом тенью.
При этом Газали говорит, что оба они существуют одновременно, соответственно, в рамках рациональной философии нужно либо и Творца и мир признать извечными, либо и Творца и мир признать пришедшими в бытие14.
Заключение
Итак, мир суфизма невероятно разнообразен и разделен на множество течений.
Течения отличаются друг от друга весьма сильно.
В суфизме есть элементы не только ислама и христианских идей аскетизма и обожения, но и элементы буддизма, гностицизма и своеобразной рецепции идей древнегреческой философии.
* * *
Примечания
A.D. Knysh, Ṣūfism and the Qurʾān//Encyclopaedia of the Qurʾān. Leiden: E. J. Brill, 2006. Vol. V (Si–Z). р. 137–159.
https://www.youtube.com/watch?v=t97-DPkM24k
Ибн Сабба`. Дурра аль-Асрар ва Тухфа аль-Абрар. Аль-Мактаба аль-Азгариййа ли Турас. 2001. с. 91.
Ибн Ата Алла аль-Сакандари. Лятаиф аль-Мунан ли ль-Ариф би Алла. Каир. Дар аль-Маариф. 2006. с. 61–63.
Аш-Ша`рани Латаиф аль-Мунан ва ль-Ахляк. Дамаск. Дару Таква. 2004. с. 328.
Ибн аль-Араби. Фусус аль-Хикам. Каир. Мактаба Мыср. 2015. с. 375.
https://www.google.com/search?q=التصوف&client=opera&hs=YUp&sca_esv=50ae17e33ffbd3d5&sxsrf=AE3TifMUYeB2hvIA5nZInOUUq9r7Zp3C-w%3A1756895026863&ei=Mhe4aNm_NOjY5NoP09G9aQ&oq=التص&gs_lp=Egxnd3Mtd2l6LXNlcnAiCNin2YTYqti1KgIIADIKEAAYgAQYQxiKBTIKEAAYgAQYQxiKBTIFEAAYgAQyBRAAGIAEMgUQABiABDIFEAAYgAQyBRAAGIAEMgUQABiABDIFEAAYgAQyBRAAGIAESJ0eUABYpAlwAHgBkAEAmAHtAaABxgOqAQMyLTK4AQHIAQD4AQGYAgKgAuMDwgIMECMYgAQYExgnGIoFwgIEECMYJ5gDAJIHAzItMqAHyg6yBwMyLTK4B-MDwgcHMi0xLjAuMcgHGw&sclient=gws-wiz-serp#fpstate=ive&vld=cid:2c639a68,vid:3i1HjNGWqhk,st:0
К умеренным суфиям относят, например, Аль-Алуси, прегрешения которого состоят в том, что он толковал иносказательно ряд аятов Корана, в частности 2:260, говоря, что 4 птицы, которых Аллах велел зарезать Аврааму, чтоб показать, как Он оживляет умерших, олицетворяют ум, сердце, душу и дух, и что в аяте указание на необходимость «зарезать птицу, которая есть дух (человека), ножом неспособности путешествовать к тайнам Господа» и пр.
См.: Аль-Алуси. Рух аль-Маани. Бейрут. Идара ат-Тиба`а аль-Мунириййа. Б.г. т. 3. с. 91.
Абд аль-Кагир ас-Суграварди. Адаб аль-Муридин. Иерусалим. 1977. с. 14.
Аль-Халляджь Хусэйн ибн Мансур. Кита бат-Тавасин. Бейрут. 2002. с. 95.
Ибн аль-Джаузи. Аль-Мунтазам фи Тарих аль-Мулюк ва ль-Умам. Бейрут. 1992. т.13. с. 204–205;
Ибн Асир. Аль-Камиль фи Тарих. Бейрут. 1987. т. 7. с. 4.
В период наибольшего расцвета халифата бывали случаи, когда известные исламские богословы доходили не только до пантеизма, но и до агностицизма и полного атеизма, как например, Ибн ар-Раванди.
См.: Ахмад ибн аль-Муртади. Табакат аль-Му`тазиля. Бейрут. 1961. с. 92.
Ас-Суграварди Шигаб ад-Дин. Шавакиль аль-Хур фи Шарх Гайакиль ан-Нур. Бэйт аль-Варрак. 2010. с. 191.
Аль-Газали. Ихьйа Улюм ад-Дин. Бейрут. Дар Ибн Хазм. 2005. с. 1057–1057.
Аль-Газали. Тагафуту аль-Фалясифа. Каир. Дар аль-Маариф. 1976. с. 110–111.
