Главным и наиболее известным произведением прп. Иоанна Дамаскина является трилогия «Источник знания» (Πηγὴ γνώσεως), посвященная его сводному брату прп. Косме Маиумскому. Исследователи относят ее создание к первой половине VIII века, наиболее вероятно, к периоду между 730 и 743 годами. Сочинение «Философские главы» (или «Диалектика») является первой и вводной частью этого монументального труда.
Цель написания сочинения, по словам прп. Иоанна, «заключается в том, чтобы начать философией и вкратце предначертать в этой книге по возможности всякого рода знания». Автор считал, что философия необходима для точного и ясного выражения христианских истин, а также для опровержения заблуждений. «Философские главы» – это фундаментальное пропедевтическое сочинение, которое систематизировало античную философию для христианских нужд, определило методологию и терминологию православного богословия, сделав его ясным, логичным и внутренне непротиворечивым.
Прп. Иоанн Дамаскин систематически излагает основы логики и метафизики, заимствованные преимущественно из античной философии, особенно из Аристотеля и неоплатонической традиции (главным образом через Порфирия). Это скорее свод наиболее важных и полезных для богословия философских концепций.
68 глав сочинения можно разделить на несколько частей:
- главы 1-8: введение;
- главы 9-14, 18-28: обсуждение 5-ти терминов, выделенных Порфирием из аристотелевских категорий «род», «различие», «вид», «свойство» и «акциденция»;
- главы 31-38, 46-62: обсуждение 10-ти категорий Аристотеля, которые являются способами постижения бытия (сущность, количество, качество, отношение, место, время, положение, обладание, действие, страдание);
- главы 15-17, 29-30, 39-45, 63-68: различные вопросы, связанные с категориями.
Философские термины, которые истолковывает прп. Иоанн Дамаскин, имеют большое значение при изложении тринитарного и христологического учения Православной Церкви. Так, в сочинении подробно разбираются термины «природа» и «ипостась».
Трактат «Философские главы» заложил терминологическую и концептуальную базу для всей последующей православной догматики. Автор показал, как элементы античной философии могут быть использованы для служения христианской истине, не умаляя ее Божественного происхождения.
Труд прп. Иоанна Дамаскина стал своего рода энциклопедией для византийского богословия, а его метод использования философии в качестве инструмента для богословия оказал огромное влияние как на Востоке, так и на Западе, где он способствовал становлению схоластики.
* Название сочинения на греческом языке: Κεφάλαια Φιλοσοφικά.
* Название сочинения на латинском языке: Dialectica.
Глава LIII. О положении (κεισθαι)
Положение есть состояние предмета в отношении другого предмета. Так, мы говорим о положении тела, имея в виду его определенное состояние, каковы: возлежание, сидение, стояние. Положение бывает трех видов: стояние, сидение, возлежание. Когда человек находится в прямом положении, тогда имеет место стояние: когда он отчасти лежит, отчасти стоит – сидение; когда же он совершенно лежит, тогда имеет место возлежание. Положение не означает ни предмета, ни места, но выражает самое положение предмета в отношении места.
Из предметов, находящихся в определенном положении, одни по своей природе находятся в этом положении, как стихии – в свойственных им местах, – например, земля, вода, воздух, огонь и т.п. Существует и другое подразделение предметов со стороны их положения. По этому подразделению одни предметы неподвижны, например, земля; другие – подвижны, например, небесные тела. Кроме того, одни предметы находятся в определенном положении потенциально, например, существа, могущие переходить с места на место; другие находятся в определенном положении актуально, когда они действительно где-либо помещаются.
