Источник

Мысли при чтении Книги Иова

Гл.1. Если ты не любишь Бога при тех благах, кои Он даровал и дарует тебе, – беда тебе: дары Божии увеличат твое осуждение. Если же и любишь, но потому только, что Он прежде возлюбил тебя и по любви Своей осыпал тебя Своими благодеяниями, то и это не принесет тебе много пользы: если любите любящих вас... [Лк. 6:32]. В несчастье ты забудешь своего Благодетеля, или, по крайней мере, тебе может угрожать эта опасность. Люби Бога бескорыстно, за то, что Он – твой Бог, твой Творец, от Которого ты в полной зависимости, как глиняный сосуд в доме горшечника; за то, что Он есть Совершенство бесконечное, которое нельзя не любить: можно ли не любить высочайшую Истину, высочайшее Добро и высочайшую Красоту, которых мы так усердно ищем и к которым стремимся всю жизнь? Это наш Первообраз: можно ли образу не иметь естественного влечения к своему прототипу?

Гл.2, ст.2. Как быстр диавол при своей духовной природе: обойти всю землю для него значит то же, что для нас какую-нибудь маленькую весь5. Посмотрите, как самые слова его Господу означают изумительную быстроту его похождений. Сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу и сказал: я ходил по земле и обошел ее. Так удобоподвижна и легка природа духа – даже злого. Как быстры должны быть парения Ангелов светлых! Вот с небесных кругов летит Гавриил в Назарет к Деве Марии. В какое краткое мгновение времени совершился этот полет! Одна нога, как говорится, на небе, другая – на земле. Вот Даниил пророк молится в своей уединенной комнате, и когда он еще продолжал молитву, муж Гавриил, которого он видел прежде в видении, быстро прилетев, коснулся его около времени вечерней жертвы (Дан. 9:21). Так быстры духи сотворенные и так мало значит для них вещественное пространство. Каков же Сам Творец духов? Если так мало ограничиваются пространством созданные Им духи, то Он Сам должен быть, как и действительно есть, не ограничен никаким пространством или, лучше, – для Него нет пространства, Он выше всякого пространства; все пространства вещественных миров и необъятные для мысли пустоты между ними для Него – одна точка. Все миры носятся по одному слову Его. Что же ты, человек, пред своим Богом? – Ничто.

Я пред Тобой – ничто, ничто.

Но Ты во мне сияешь

Величеством Твоих щедрот,

Во мне Себя изображаешь,

Как солнце в малой капле вод.

Впрочем, и душа человеческая, или мысль человеческая, может пролетать в одно мгновение огромные расстояния мировые – это оттого, что и в ней есть подобие Божества Вездесущего.

Ст.6–7. И сказал Господь сатане: вот, он в руке твоей, только душу его сбереги. И отошел сатана от лица Господня и поразил Иова проказою лютою от подошвы ноги его по самое темя его. Болезнь, которою поразил диавол Иова, была так велика, что жена его скиталась и служила ему, [переходя] с места на место, из дома в дом, ожидая, когда зайдет солнце, чтобы успокоиться от трудов своих и от болезней, которые саму ее терзали от одного вида болезней мужа своего. Болезнь так превосходила всякое описание и сострадание, что друзья Иова семь дней и семь ночей сидели при нем, и никто не говорил ему ни слова, ибо видели, что страдание его весьма велико [ст.13]. Беда наша, если предает нас Господь за наши грехи диаволу. Апостол Павел предал сатане на измождение плоти коринфского кровосмесника для того, чтобы дух его спасся в день Господа нашего Иисуса Христа. Надобно думать, что сатана мастерски изуродовал плоть этого несчастного, если принять во внимание то, как велик был его грех, требовавший соразмерного себе наказания, и как непомерно зол и жесток диавол, которому он был предан.

Иов. Гл.3. Послушайте, что говорит многострадальный Иов, сидящий на гноище, как страшны слова его, как люта болезнь, которою он поражен: погибни, говорит он, день, в который я родился, и ночь, в которую сказано: «зачался человек»!.. да не сочтется она в днях года, да не войдет в число месяцев! О! ночь та – да будет она безлюдна; да не войдет в нее веселье!.. Да померкнут звезды рассвета ее: пусть ждет она света, и он не приходит, и да не увидит она ресниц денницы за то, что не затворила дверей чрева матери моей и не сокрыла горести от очей моих! А вот его сетование: Для чего не умер я, выходя из утробы, и не скончался, когда вышел из чрева? Зачем приняли меня колени? зачем было мне сосать сосцы?.. На что дан страдальцу свет, и жизнь огорченным душею, которые ждут смерти, и нет ее, которые вырыли бы ее охотнее, нежели клад, обрадовались бы до восторга, восхитились бы, что нашли гроб? На что дан свет человеку, которого путь закрыт, и которого Бог окружил мраком?

Видишь, как худо быть в болезни; благодари же Бога, что ты здоров.

Гл.5, ст.19 и 20, 21. В шести бедах спасет тебя, и в седьмой не коснется тебя зло. Во время голода избавит тебя от смерти, и на войне – от руки меча. От бича языка укроешь себя и не убоишься опустошения, когда оно придет.

26 ст. Войдешь во гроб в зрелости, как укладываются снопы пшеницы в свое время.

6-я и 7-я главы, в которых Иов говорит о тяжести своей болезни, необыкновенно сильны и трогательны.

[Гл.] 8, [ст.] 9. А мы – вчерашние и ничего не знаем, потому что наши дни на земле тень. 20. Видишь, Бог не отвергает непорочного и не поддерживает руки злодеев.

Гл.9, [ст.2–4]. Как оправдается человек пред Богом? Если захочет вступить в прение с Ним, то не ответит Ему ни на одно из тысячи. Премудр сердцем и могущ силою – и так далее. 25, (26). Дни мои быстрее гонца, – бегут, не видят добра, несутся, как легкие ладьи, как орел стремится на добычу. 30, 31. Хотя бы я омылся и снежною водою и совершенно очистил руки мои, то и тогда Ты погрузишь меня в грязь, и возгнушаются мною одежды мои.

Гл.10, 8 [-14] ст. Твои руки трудились надо мною и образовали всего меня кругом, – и Ты губишь меня? Вспомни, что Ты, как глину, обделал меня, и в прах обращаешь меня?.. кожею и плотью одел меня, костями и жилами скрепил меня, жизнь и милость даровал мне, и попечение Твое хранило дух мой?.. если я согрешу, Ты заметишь и не оставишь греха моего без наказания.

Гл.11, [ст.10]. Если Он пройдет и заключит кого в оковы и представит на суд, то кто отклонит Его?

Гл.12. В ней говорит Иов. Его слова сильны и поучительны.

Ст.13–19. У Него премудрость и сила; Его совет и разум. Что Он разрушит, то не построится; кого Он заключит, тот не высвободится. Остановит воды, и все высохнет; пустит их, и превратят землю. У Него могущество и премудрость... Он лишает перевязей царей и поясом обвязывает чресла их. Един Бог всемогущ и премудр, а цари – Им мудры и крепки.

Гл.13, ст.12. Напоминания ваши подобны пеплу; оплоты ваши – оплоты глиняные.

23 ст. Сколько у меня пороков и грехов? покажи мне беззаконие мое и грех мой.

24. Для чего скрываешь лице Твое и считаешь меня врагом Тебе? Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь? Ибо Ты пишешь на меня горькое и вменяешь мне грехи юности моей.

Гл.14, ст.4 [-5, 7–10]. Кто родится чистым от нечистого? Ни один. Если дни ему определены, и число месяцев его у Тебя, если Ты положил ему предел, которого он не перейдет... Для дерева есть надежда, что оно, если и будет срублено, снова оживет, и отрасли от него выходить не перестанут: если и устарел в земле корень его, и пень его замер в пыли, но, лишь почуяло воду, оно дает отпрыски и пускает ветви, как бы вновь посаженное. А человек умирает и распадается; отошел, и где он?

Одно благочестие увековечивает.

Иов, гл.15. Елифаз Феманитин говорит Иову сильно и дерзко. В 16-й главе говорит опять Иов, тоже с силою. 19 ст. И ныне вот на небесах Свидетель мой, и Заступник мой в вышних! 20 ст. Многоречивые друзья мои! К Богу слезит око мое. 22. Ибо летам моим приходит конец, и я отхожу в путь невозвратный.

Гл.17, 1. Дыхание мое ослабело; дни мои угасают; гробы предо мною.

Ст.14. Гробу скажу: ты отец мой, червю: ты мать моя и сестра моя.

Ст.15. Где же после этого надежда моя? и ожидаемое мною кто увидит?

Ст.16. В преисподнюю сойдет она и будет покоиться со мною в прахе.

В 18-й главе говорит Валдад Савхейский, тоже дерзко. Что ты не перестаешь говорить! Подожди, дай нам поговорить. Зачем мы, как четвероногие, молчим пред тобою? Долго ты гневаешься. Но что же? Если ты умрешь, разве не населена будет поднебесная или сдвинутся горы с оснований, и пр.

В 19-й главе – опять Иов. Доколе вы будете утруждать меня и низлагать меня словами? Узнайте, по крайней мере, что Господь сделал меня таким. Клевещете на меня, не стыдясь, нападаете на меня. Пусть вправду я грешник, пусть я говорил, что не следовало, и тогда, когда не нужно... Жалуется на друзей, на братьев, на знакомых, на соседей, на рабынь, на жену, на любимых им, что они все оставили и презирают его. 21 [-22] ст. Помилуйте меня, помилуйте меня вы, друзья мои, ибо рука Божия коснулась меня. Зачем и вы преследуете меня, как Бог...

25 ст. А я знаю, Искупитель мой жив, и Он в последний день восставит из праха распадающуюся кожу мою сию.

Гл.20. Говорит Софар Минейский. Ст.5. Веселье беззаконных кратковременно, и радость лицемера мгновенна. Страшному падению других свойственно радоваться только людям злым, нечестивым.

6 ст. Хотя бы возросло до небес величие его, и голова его касалась облаков [церк.-слав.: Аще взыдут на небо дары его, жертва же его облаков коснется]. Бог не принимает жертв от нечестивых.

8 ст. Как сон, улетит, и не найдут его; и, как ночное видение, исчезнет. 9 ст. Глаз, видевший его, больше не увидит его, и уже не усмотрит его место его.

11 ст. Кости его наполнены грехами юности его, и с ним лягут они в прах (грехи).

15 ст. Имение, которое он глотал, изблюет: Бог исторгнет его из чрева его. 19. Ибо он угнетал, отсылал бедных; захватывал домы, которых не строил.

27 ст. Небо откроет беззаконие его (нечестивого), и земля восстанет против него. 28 ст. Исчезнет стяжание дома его; все расплывется в день гнева Его. 29 ст. Вот удел человеку беззаконному от Бога и наследие, определенное ему Вседержителем!

Гл.21, ст.7 [-9]. Почему беззаконные живут, достигают старости, да и силами крепки? Дети их с ними перед лицем их, и внуки их перед глазами их. Домы их безопасны от страха, и нет жезла Божия на них. (А Софар утверждал противное; Иов против него.) 11 [-12] ст. Как стадо, выпускают они малюток своих, и дети их прыгают. Восклицают под голос тимпана и цитры и веселятся при звуках свирели [церк.-слав.: Пребывают же яко овцы вечныя, дети же их предыграют, вземше псалтирь и гусли (псалтирь – инструмент), и веселятся гласом песни]. 13. Проводят дни свои в счастьи и мгновенно нисходят в преисподнюю. 14. А между тем они говорят Богу: отойди от нас, не хотим мы знать путей Твоих! 15. Что Вседержитель, чтобы нам служить Ему? и что пользы прибегать к Нему? 17. Часто ли угасает светильник у беззаконных, и находит на них беда, и Он дает им в удел страдания во гневе Своем? 18. Они должны быть, как соломинка пред ветром и как плева, уносимая вихрем.

22 ст. Но Бога ли учить мудрости, когда Он судит и горних?

23 [-26] ст. Один умирает в самой полноте сил своих, совершенно спокойный и мирный; внутренности его полны жира, и кости его напоены мозгом. А другой умирает с душею огорченною, не вкусив добра. И они вместе будут лежать во прахе, и червь покроет их. Правда, иногда и нечестивые благоденствуют, но по Божию попущению и милости: Он и грешников милует. Впрочем, это бывает ненадолго. Скоро они терпят наказание.

Гл.22. Говорит Елифаз Феманитин: 23 ст. и далее. Если ты обратишься к Вседержителю, то вновь устроишься, удалишь беззаконие от шатра твоего и будешь вменять в прах блестящий металл, и в камни потоков – золото Офирское. И будет Вседержитель твоим золотом и блестящим серебром у тебя, ибо тогда будешь радоваться о Вседержителе и поднимешь к Богу лице твое [церк.-слав.: Будет убо тебе Вседержитель помощник от враг, чиста же сотворит тя якоже сребро разжжено, потом дерзновение возъимееши пред Богом, воззрев весело на небо]. Помолишься Ему, и Он услышит тебя, и ты исполнишь обеты твои. Положишь намерение, и оно состоится у тебя, и над путями твоими будет сиять свет. Когда кто уничижен будет, ты скажешь: возвышение! и Он спасет поникшего лицем. Обратись к Богу, смирись пред Ним и старайся угождать Ему: Господь непременно будет твоим Помощником, так как Он ожидает только повода с твоей стороны, чтобы Ему помочь тебе, твоего смирения или смиренного сознания, что ты сам по себе бессилен для малейшего добра, и твоего обращения на путь правды. Как Он станет помогать тебе, когда ты не считаешь для себя нужною Его помощь в гордом и слепом самолюбии, когда ты далек от Него по своим делам неправедным и не стоишь Его помощи? Помощь Божия выше и драгоценнее всякой помощи человеческой. Бог помогает не телу и не телесным нуждам, которые ничтожны в сравнении с нуждами другой, благороднейшей части нашего существа, а душе – в ее потребностях душевных. Грехи делают душу скверною и нечистою в очах Божиих; Бог очищает ее от этой греховной скверны: чиста же сотворит тя, якоже сребро разжжено. Человек, живущий в греховных нечистотах, носит в самом себе жестокого судию – совесть, обличителя своих нечистот, и, когда никто другой не осуждает его, он сам себя осуждает, не имеет мира и радости в душе; все кругом него уныло и мрачно, все как будто грустит с ним; он не имеет сыновнего дерзновения пред Богом: как раб, провинившийся пред своим господином, он боится Его. Но когда Господь чиста сотворит человека по благодати Своей, якоже сребро разжжено, тогда он дерзновение возымеет пред Богом, воззрев весело на небо.

Гл.25. Говорит Валдад Савхейский. Ст.4 [-6]. И как человеку быть правым пред Богом, и как быть чистым рожденному женщиною? Вот даже луна, и та несветла, и звезды нечисты пред очами Его. Тем менее человек, который есть червь, и сын человеческий, который есть моль. Бог есть высочайший и чистейший Свет; все сотворенные светы пред Ним то же, что зимнее мерцание зари или отражение от далеко сокрывшегося за землею солнца. Но это таковы духовные светы. Вещественный свет пред Ним – сумрак; как вещественный, он груб и нечист в сравнении с Его несозданным, все просвещающим светом.

Гл.26, [ст.4]. Кому ты говорил эти слова, и чей дух исходил из тебя? Как ты смеешь произносить дерзкие слова на всеуправляющий Промысл? Вспомни, Чье у тебя дыхание, без которого мы не можем произнести ни одного слова? Как ты не смиряешься, не видишь, что ты в полной зависимости от Бога – твоего Творца?

Иов. Гл.27, [ст.8–10]. Ибо какая надежда лицемеру, когда возьмет, когда исторгнет Бог душу его? Услышит ли Бог вопль его, когда придет на него беда? Будет ли он утешаться Вседержителем и призывать Бога во всякое время? Горе нечестивому, прогневавшему Бога своими беззакониями: он, как вышедший из чина созданий Божиих, из-под законов Творца, носится в мире Божием, как лист отпадший и увядший; ветры управляют его полетом. Ничего не может он делать полезного, потому что не пребывает в Боге. Пребудьте во Мне... без Меня не можете делать ничего, говорит Спаситель [Ин. 15:4–5]. Так как он отпал от Бога, то Бог не услышит молитвы его, пока он искренно не обратится к Нему и не покается. Как раб непокорный, он не может надеяться милостей от Него.

Гл.28, 12 и далее стихи. Но где премудрость обретается? и где место разума? Не знает человек цены ее, и она не обретается на земле живых. Бездна говорит: не во мне она; и море говорит: не у меня. Не дается она за золото и не приобретается она за вес серебра; не оценивается она золотом... ни драгоценным ониксом, ни сапфиром. 20 ст. и далее. Откуда же исходит премудрость? и где место разума? Сокрыта она от очей всего живущего и от птиц небесных утаена. (Как весело и с каким удивлением смотрели люди патриархальные на птиц, парящих в высотах воздушных! Недаром они называли их небесными: их выспренний, небесный полет восторгал их самих.) Аваддон6 и смерть говорят: ушами нашими слышали мы слух о ней. Бог знает путь ее, и Он ведает место ее. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере, когда назначал устав дождю и путь для молнии громоносной, тогда Он видел ее и явил ее, приготовил ее и еще испытал ее и сказал человеку: вот, страх Господень есть истинная премудрость, и удаление от зла – разум. Паук не знает, откуда у него такая премудрость – плести правильные, геометрически точные сетки; пчелы не знают, откуда они имеют способность выделывать соты; деревья и травы не смыслят, откуда у них мастерство образовывать изумительную ткань в своей древесине, корнях, листочках и цветах; сам человек производит часто изумительнейшие вещи, но весьма часто не постигает, как он их сделал, откуда взялась у него такая премудрость. Откуда же обретеся премудрость многоразличная и кое место есть ведения? Не весть, воистину не весть человек пути ея. Где же она? Бездна говорит, что в ней нет ее; море – тоже. Нельзя купить ее сокровищами света. Откуда премудрость? Пагуба и смерть говорят только, что они слышали ее славу, но не говорят, откуда она. Бог один хорошо знает ее место. Ибо Он прозирает до концов земли и видит под всем небом. Когда Он ветру полагал вес и располагал воду по мере... Он-то, Всеведущий, все исчислил и взвесил, и самые пути раскатов громовых. Он-то дал всякому созданию премудрость (видел ее и явил ее). Он сказал человеку: быть благочестивым – значит быть премудрым, а удаляться от зла – значит знать.

Гл.29, 15 ст. Я был глазами слепому и ногами хромому, говорит Иов.

30 гл., 15 ст. Как ветер, развеялось величие мое, и счастье мое унеслось, как облако. 19 ст. Он бросил меня в грязь, и я стал, как прах и пепел. Я взываю к Тебе, и Ты не внимаешь мне. Всякий человек – земля.

23 ст. Так, я знаю, что Ты приведешь меня к смерти и в дом собрания всех живущих [церк.-слав.: дом бо всякому смертну земля]. Никто не уйдет никуда дальше земли: на земле живем, в земле и погребемся. А сколько у Господа пространства, кроме земли, сколько других миров? Мог ли когда кто-нибудь из смертных проникнуть куда дальше земли? Никто: только в последнее время на воздушных шарах могли подниматься от земли верст на восемь вверх, не больше. Как ты ограничен, человек! Благоговей же пред Беспредельным!

31 гл. Исповедь Иова. Говорит в особенности о своих добрых делах.

32 гл., [ст.21–22]. На лице человека смотреть не буду и никакому человеку льстить не стану, потому что я не умею льстить: сейчас убей меня, Творец мой.

34 гл., ст. 12–15. Истинно, Бог не делает неправды и Вседержитель не извращает суда. Кто кроме Его промышляет о земле? И кто управляет всею вселенною? Если бы Он обратил сердце Свое к Себе и взял к Себе дух ее и дыхание ее, – вдруг погибла бы всякая плоть, и человек возвратился бы в прах. Какое достойное Бога понятие имели о Нем люди мира патриархальнаго! Как благочестива была патриархальная древность! Сильные и знатные люди за честь почитали говорить о Боге как о всемогущем, премудром и праведном Царе своем в домашних или дружеских беседах. А часто ли теперь заводят в дружеском кругу речь о Боге знатные люди?!!

17 ст. Ненавидящий правду может ли владычествовать? И можешь ли ты обвинить Всеправедного? [церк.-слав.: Виждь ты ненавидящаго беззаконная и губящаго лукавыя, суща, вечна, праведна]. 21 [-22] ст. Ибо очи Его над путями человека, и Он видит все шаги его. Нет тьмы, ни тени смертной, где могли бы укрыться делающие беззаконие. Везде в древнем мире (в известном месте) нахожу очень хорошее понятие о Боге, какого не имели потом лучшие древние философы. Отчего же это? Оттого, что такое чистое понятие о Боге есть остаток первобытного, еще не затмившегося откровения.

[Ст.] 30. Поставляет царем человека лицемера за строптивость людий. Да, цари поставляются Самим Богом: это мы твердо исповедуем.

35 гл., ст.5–8. Взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя. Если ты грешишь, что делаешь ты Ему?.. Если ты праведен, что даешь Ему? или что получает Он от руки твоей? Нечестие твое относится к человеку, как ты, и праведность твоя к сыну человеческому. Если мы нечестивы – зло нам и ближним нашим; равно как если мы добры – нам хорошо и ближним нашим. Бог ничего не терпит от наших неправд и не приобретает от нашей добродетели: велик и высок Он над всеми, вся вселенная принадлежит Ему, всемогущему Творцу. Взгляни на небо и смотри; воззри на облака, они выше тебя. Если ты грешишь... Если ты праведен...

36 гл., [ст.] 12. Если же не послушают, то погибнут от стрелы и умрут в неразумии [церк.-слав.: нечестивых же не спасет, зане не хотеша познати Господа и занеже учими не послушливи беша]. 26–28. Вот, Бог велик, и мы не можем познать Его; число лет Его неисследимо. Он собирает капли воды; они во множестве изливаются дождем: из облаков каплют и изливаются обильно на людей...

37 гл., [ст.3, 6–7]. Под всем небом раскат его, и блистание его – до краев земли... Ибо снегу Он говорит: будь на земле; равно мелкий дождь и большой дождь в Его власти. Он полагает печать на руку каждого человека, чтобы все люди знали дело Его. 10–14. От дуновения Божия происходит лед, и поверхность воды сжимается... Внимай сему, Иов; стой и разумевай чудные дела Божии.

Ст.22–24. Светлая погода приходит от севера, и окрест Бога страшное великолепие. Вседержитель! мы не постигаем Его. Он велик силою, судом и полнотою правосудия. Он никого не угнетает. Посему да благоговеют пред Ним люди, и да трепещут пред Ним все мудрые сердцем!

38 гл., 4. Где был ты, когда Я полагал основания земли? 7. Егда (сотворены) быша звезды...

11–18. И сказал (морю): доселе дойдешь и не перейдешь, и здесь предел надменным волнам твоим. Давал ли ты когда в жизни своей приказания утру и указывал ли заре место ее, чтобы она охватила края земли... чтобы земля изменилась, как глина под печатью, и стала, как разноцветная одежда... Обозрел ли ты широту земли? Объясни, если знаешь все это.

25–27. Кто проводит протоки для излияния воды и путь для громоносной молнии, чтобы шел дождь на землю безлюдную, на пустыню, где нет человека, чтобы насыщать пустыню и степь и возбуждать травные зародыши к возрастанию? 31–32. Можешь ли ты связать узел Хима и разрешить узы Кесиль? Можешь ли выводить созвездия в свое время и вести Ас с ее детьми? 34–36. Можешь ли возвысить голос твой к облакам [церк.-слав.: Призовеши же ли облак гласом], (облако, из которого рождается буря на море), чтобы вода в обилии покрыла тебя? Можешь ли посылать молнии, и пойдут ли они?.. Кто вложил мудрость в сердце, или кто дал смысл разуму?

39 гл., [ст.9–11]. Захочет ли единорог служить тебе и переночует ли у яслей твоих? Можешь ли веревкою привязать единорога к борозде, и станет ли он боронить за тобою поле? Понадеешься ли на него, потому что у него сила велика, и предоставишь ли ему работу твою?.. 19 [-25]. Ты ли дал коню силу и облек шею его гривою? Можешь ли ты испугать его?.. роет ногою землю и восхищается силою; идет навстречу оружию; он смеется над опасностью и не робеет и не отворачивается от меча; колчан звучит над ним, сверкает копье и дротик; в порыве и ярости он глотает землю и не может стоять при звуке трубы; при трубном звуке он издает голос: гу! гу! и издалека чует битву, громкие голоса вождей и крик.

26 [-27] ст. Твоею ли мудростью летает ястреб и направляет крылья свои на полдень? По твоему ли слову возносится орел?.. Так, Господи, все твари – Твои; Ты Хитрец всего. И я – дело рук Твоих, как скудельный сосуд горшечника. Я должен только созерцать Твои дела и справедливо удивляться им, благоговеть пред Тобою и любить Тебя больше всего. Я – ничтожество, а Ты – бесконечное Существо, обладающее бесконечной мудростию и могуществом. Молю Тебя, Творец Всемогущий: призри милостиво на ничтожную Твою тварь и не дай ей погибнуть от беззаконий своих.

Гл.40 и 41. Описываются свойства и действия кита, который рассматривается как особенное, наглядное доказательство всемогущества Божия.

Гл.41, [ст.2–3]. Кто же может устоять перед Моим лицем? Кто предварил Меня, чтобы Мне воздавать ему? под всем небом все Мое. Смиряйся, сын человеческий, и не смей противиться Господу даже в мысли своей. Помни, как ты недалек еще от ничтожества! Сочти лета твоей жизни: давно ли ты на свете и давно ли тебя вовсе не было здесь, когда у Господа сотворены и движутся уже несколько тысяч лет небо со светилами и земля со всем, что на ней. Ты еще очень недавно в этом прекрасном доме, который называешь миром; Бог есть Господин этого дома, который принадлежит Ему и по происхождению от Его творческого слова всех материалов его, и самого устройства и плана своего. Ты не даром пущен в этот дом, а с тем, чтобы ты трудился в нем для приумножения данных тебе талантов и чрез это приобретал себе право на водворение в обителях небесных, в которые ты перейдешь отсюда по смерти своего тела. Дому естественно оставаться и существовать дольше своего жильца, как действительно и бывает: в одном доме часто переживает несколько поколений. Потому-то земля, служащая временною гостиницею для людей, вот уже с лишком семь тысяч лет существует, и на ней пережило очень много жильцов. Но настанет время, когда и эта великолепная, светозарная гостиница мира разрушится. Господь воскресит всех мертвецов и даст людям новый, вечный дом. Ожидаем нового неба и новой земли, на которых обитает правда [2Пет. 3, 13]. Смиряйся же, человек, пред Богом, благоговей и во всем повинуйся Ему. А противиться не смей и в мыслях.

42 гл., 6 ст. Я отрекаюсь и раскаиваюсь в прахе и пепле [церк.-слав.: мню себе землю и пепел]. Не должен ли и я вместе с Иовом признать себя землею и пеплом и почаще приводить себе на память мое перстное происхождение, мою смерть, когда я опять буду тою же землею.

* * *

5

Весь (церк.-слав.) – село, деревня.

6

Аваддон (евр.), Аполлион (греч.) – губитель, ангел бездны.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 1: 1856. - 2005. - 294 с. ISBN 5-902112-35-4

Комментарии для сайта Cackle