Дневник. Том II. 1857–1858

Источник

III IIIIVVVIVIIVIIIIXXXIXIIXIIIXIVXVXVIXVIIXVIIIXIXXXXXIXXIIXXIIIXXIVXXVXXVI

 

 

Содержание

От издателей

Чтение из Нового Завета Евангелие Марка Евангелие от Луки Второе послание к Коринфянам Послание святого апостола Павла к Галатам Послание святого апостола Павла к Ефесянам Послание святого апостола Павла к Филиппийцам Послание святого апостола Павла к Колоссянам К Фессалоникийцам Первое послание святого апостола Павла Второе послание к Фессалоникийцам святого апостола Павла Первое послание святого апостола Павла к Тимофею Второе послание святого апостола Павла к Тимофею Послание святого апостола Павла к Титу К Филимону послание святого апостола Павла Послание святого апостола Павла к Евреям Продолжение чтения Евангелия от Луки Евангелие от Иоанна Чтение из Ветхого Завета Книга Числ Книга Второзакония Продолжение чтения из Псалтири Книга пророка Иезекииля  

 
От издателей

Текст Священного Писания, цитируемый автором на церковно-славянском языке, приводится в издании в русском переводе. Отступлением от общего принципа цитирования являются некоторые стихи, которые приводятся на славянском языке, что в стилистическом или смысловом отношении представляется более целесообразным. Параллельный церковно-славянский текст некоторых цитат, необходимый для понимания авторского толкования, внесен редакцией и печатается в квадратных скобках: Надежда мояна Тебя [слав.: и состав мой от Тебя есть].

В издании используются следующие условные обозначения:

(Лк. 1,1) – указание на цитату Священного Писания, сделанное автором;

[Лк. 1,1] – указание на цитату Священного Писания, сделанное редакцией;

[…] – непрочитанное слово;

[славою] – предположительно прочитанное слово;

[животных] – отсутствующее в тексте, но необходимое по контексту слово, внесенное редакцией.

О Промысле (Лк. гл. 12–13).

Ты – раб человеческий, а не раб Божий.

Служебник, Требник и церковные книги после Священного Писания да будут у тебя главным источником и руководством при составлении катехизических бесед.

NB. Взять из церкви Триодь Постную и один Служебник.

Сказать проповеди: о неперемене духовника без крайней надобности; о том, как приступать к исповеди и причастию; о несписывании бессмысленных рукописей.

Археология человека и человечества.

Хочешь убедиться, что источник жизни человеческой есть Сын Божий, или Бог в Троице, – читай от Луки главу 7-ю и о Лазаре.

Несомненно, что душа моя – создание Божие, но как она создана – не знаю: Творец мне этого не открыл; так точно и хлеб и вино – Тело и Кровь; но как это сотворено из хлеба и вина – не знаю; знаю только несомненно то, что это Тело и Кровь моего Жизнодавца, потому что я душевно и телесно преисполняюсь жизнию по принятии их.

Ты хочешь знать, точно ли Сын Божий сотворил море, – смотри: Он велит ему перестать от бури – и оно перестает.

Хочешь убедиться, что Творец света есть Сын Божий, – посмотри на фаворское преображение. Мк. 9.

Хочешь убедиться, Кто сотворил мир невидимый, – посмотри на Господа, как Он обращается с духами, как добрые Ангелы служат Ему, а злые трепещут.

Хочешь убедиться, что рыбы сотворены Сыном Божиим, – читай от Луки главу 5-ю и от Иоанна 21-ю; животных четвероногих… как Он взял осля […].

О необходимости бдения над собой.

Multa fiunt eadem sed aliter1. Вдумываться при молитве.

Дарование Святого Духа на пользу душевную.

Место, кипящее медом и млеком, дал мне Бог: – et quidem incontentus2.

Духовные опыты, наблюдения, мысли и советы начинающего с Божиею помощью познавать себя, или ходить духом, по апостолу.

Светлые и мрачные минуты жизни.

Беседовать о прелюбодействе, о рукописях бестолковых.

Сначала христиане не говорили: я Павлов, я Аполлосов, я Кифин, а было все – одно. Кто виноват в разделении, знает история: «Христианское чтение» за 58-й и др. годы.

Если вы не пожертвуете – я восстану при втором пришествии Христа на суд с вами и осужу вас, как царица Южская…

Евр. гл. 3, гл. 12; Лк. 2, 22. Евангелие от Иоанна гл. 1, гл. 18.

Послание апостола Павла к Галатам. В слово в Великую Пятницу.

В [Возн.] к Ефесянам гл. 2; Колоссянам гл. 3.

Ты […]. Не забывай этого.

Люди не верят своему великому счастию, что они будут блаженствовать вечно, и не сорадуются Церкви, когда она воспевает торжество наше над смертию и адом, как будто Церковь воспевала какую-то чуждую им победу, чуждое блаженство. Вразумить, заставить их сорадоваться Церкви, которая воспевает не чье-либо, а именно наше блаженство вечное со Христом.

Яко Свят Господь Бог наш. Малый грех после причастия – и тяжело бывает на душе. Как всегда свят, праведен и неизменяем Господь Бог! Мы изменчивы и часто претыкаемся об Его святость, а Он всегда наказывает наше непостоянство, Своим постоянством всегда обличает наше непостоянство.

Говорят: Господь Иисус Христос не есть Бог, потому что такие же чудеса, какие Он творил, творили и святые. Но не сказал ли Сам Спаситель, что веруяй в Него, дело, яже Он творит, и он сотворит, и больше сих сотворит [Ин. 14,12]? Дела Христовы, напротив, совершенно доказывают Его Божество.

В Петров день 34 р. 75 к. Для памяти.

В Рождество в части города Синебрюховской собрано священником И.Сергиевым 51 р. 70 к.

В части соборного духовенства в Покров собрано – 80 р. серебром.

В Крещенье на горе и в Немецкой улице собрано – 37 р.

Помни всегда, что после обедни и причащения ты должен всегда обедать медленно и умеренно. Так же точно и на ночь.

Если будем от сердца молиться, не умолим ли Бога? Умолим. Тот, Кто дал за нас Сына на смерть, не даст ли нам с Ним всего?

Спаситель есть жизнь человеческого сердца. Доказывать это много не нужно: тысячекратные опыты уверяют нас в этом. Согрешим мы – и тяжело у нас бывает на сердце. Помолимся Спасителю, особенно если со слезами, – и легко и покойно бывает на сердце.

Как верно слово Господа, что если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни [Ин. 6,53]. Точно, мы не имеем в сердце своем духовной правильной жизни, не причащаясь преискренне Господа в Его Таинстве Тела и Крови.

У Господа Бога такой закон: грешников, помилованных Им и потом опять возвращающихся на свои грехи, наказывать с возрастающею постепенно силою. Иди, и не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже [Ин. 5,14].

Смотря на икону Спасителя или на пречистые Его Тайны, говори в себе: без Него я мертв, а с Ним, или с пречистыми Его Тайнами, достойно принятыми, я преисполняюсь жизнию, миром и радостию. Это – опыт.

Христос – моя жизнь.

Благодарю Тебя от всего моего сердца, Боже Отче Вседержителю, яко услышал еси молитву мене, грешного, принесенную о имени Господа нашего Иисуса Христа, рекшего: чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он даст вам [Ин. 15,16].

Если кто тебе скажет: ах, как вы, батюшка, похудели, говори им: нас почитают умершими, но вот, мы живы по благодати Божией [2Кор. 6,9].

Благодарю Тебя, Господи, за искушение, которое Ты попустил мне переносить около шести недель, и за плоды от него. Ты отреблял розгу Свою, да множайший плод принесет. Даруй же мне принести Тебе плоды доброго служения, прежде же него – веры непостыдной, надежды твердой и любви нелицемерной.

Господь Бог всеведущ и правосуден – ни одна мысль, ни одно чувство нашего сердца не могут утаиться от Него: у меня нехорошие мысли в голове, нечистые чувства в сердце или хорошие мысли и чувства – и я внутренно награждаюсь или наказываюсь: мир и радость в душе при хороших, беспокойное томление – при нехороших.

Я – преступник Божий, и Господь наказывает меня болезнию, как плетьми. Благодарение Господу!

Путь, на который ты поставлен Богом, есть путь лишения: иди по нему со страхом Божиим и чувствами живой благодарности к Богу.

Кто думает, что он стоит, берегись, чтобы не упасть [1Кор. 10,12].

1857–1858 годы.

* * *

1

Многие становятся [одним и] тем же, но по-разному (лат.).

2

И все же я недоволен (неудовлетворен) (лат.).


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 2: 1857-1858. - 2005. - 560 с. ISBN 5-902-112-40-0

Комментарии для сайта Cackle