праведный Иоанн Кронштадтский

Октябрь

8 октября

Ранняя обедня Неустроевых. Благодарю Господа за очищение, обновление, укрепление сердца моего чрез служение Божественной литургии и причащение животворящих Таин. Не то что вчера и третьего дня, когда я оставался без литургии и причащения: я был тогда слаб и нечист сердцем: жало сластолюбия жалило и увлекало меня, расслабляло и связывало, лишая дерзновения; сегодня же я был мирен, благодатен, силен, речист.

9-е октября

Всенощная. Благодарю Господа за слезы умиления в молитве за людей и за себя, благодарю за очистительный и укрепляющий душу огнь Святого Духа. Всенощную всю благополучно совершил. Христе, Свете истинный... все громко и спокойно произнес. Молил о чем усердно Господа, не посрамил Владыка, невзирая на грехи мои. Болела сильно голова весь день: не с овсянки ли вчерашней? Довольно кушал. Да и картофеля вареного. А я золотушен.

Сам, Христе Боже, благослови хлеб сей... Яко Ты ecu благословляяй и освящаяй всяческая, Христе... За грехи человека проклята была земля и произведения ея, как предназначенные главным образом для человека. Господь Своими страданиями и смертию за все вины наши разрушил иже на нас клятву в начале и даровал и дарует благословение всем верующим в Него и всем произведениям земным. Слава Тебе, Господи, Искупителю наш!

Всё, что начертано на скрижалях Церкви, все богослужения, молитвы, моления, прошения, благодарения, славословия, должны быть выговариваемы твердым и искренним сердцем, ибо суть жизнь, очищение, покой, свет, сила и слава душ наших.

Табак вреден и богопротивен тем, что составляет похоть плоти и нравственный вред для души и физически для тела, что приучает нас к излишеству, между тем как христианин, готовясь быть небесным гражданином, должен отсекать всякие излишества, препятствующие ему восходить умом и сердцем горé, что лишает ближнего помощи, которую мы должны подавать ему из своих средств материальных, что лишает нас свободы действий на пользу души. Каждая похоть есть греховная ветвь в нашем сердце, корень греховный, а грех без того пустил глубоко и широко свои крепкие корни – корни самолюбия, гордости, неверия, тщеславия, нетерпения, злобы, подозрительности, раздражительности, лакомства и чревоугодия, объедения и пьянства, блуда, лукавства, корыстолюбия, роскоши и мотовства, праздности, лености, суеты различной, уныния, ропота, дерзости, непослушания, своеволия и упрямства, – изволь вырвать из сердца эти корни.

Благодарю Господа за добрых прихожан моих.

10 октября

Воскресение. Благодарю Господа, призвавшего меня к молитве до литургии (поздней) на частных молебнах и тем подготовившего меня к совершению самой пренебесной молитвы на литургии. Служил в немощи плоти и духа, но вместе и в силе благодати, голосом ясным, высоким; со слов: Благодать Господа нашего, громким; совершил Тайну благополучно, причастился с миром и в мир души; отец диакон говорил беседу о нищете духовной; на заамвонной молитве пропустил слова: Ты тех воспрослави Божественною Твоею силою; на великом входе царственный дом выговаривал громко, на молебне благодарственном молитву благодарственную читал редко, нараспев, громко, не давая диаволу места в сердце: в конце несколько слов недоговорил.

После обедни служил несколько молебнов: у Ал. Моисеевича Федорова, у Куршунова, у коего закусил в сладость и выпил стакан кофе (на новоселье). После обедни – крестины, напутствие больной; после вечерни – крестины в церкви и в домах: двои крестины у Завирина и в доме Королева, панихида у Квиткина, – весь день в деле.

11-е октября

Благодарю Господа, многократно удивившего на мне в нынешний день по молитве моей милость и силу Свою избавлением меня от восстаний и бури страстей и скорби и мучения грехопадений моих. Утреню только с помощию Божиею служил хорошо, ясно, громко, хотя не без преткновения в начале, в присутствии протоиерея; Христе, Свете... выговорил всю до конца. Пред обедней, во время облачения и проскомидии, наваждение бесовское – буря негодования на старца Павла Алекс., на дьякона, что поздно приходит; сильно подстрекал и смущал и теснил враг, но молитвою покаяния одолел его: Господь дал прощение и мир. Обедню служил непреткновенно, громко; причастился бодро; потребил Дары на великую радость и тишину душевную; беседа со старостою; мерзость бесовская насиловала: воззрением теплым ко Господу прошла – успокоился. Дома имел безумие после обедни сразу поесть черного пирога с капустой: стало тяжело, особенно в классе. Грех содеял. Вечерню служил с помощию благодати Божией спокойно, с силою. После вечерни на панихиде искушение от большого количества дыму от множества ладану. Для чего часто повторяем на панихиде: Яко Ты ecu воскресение, и живот, и покой? Для частого о том напоминания себе и прочим – ибо мы непрестанно это забываем или не держим в мыслях, в памяти, в сердце.

С какою любовию материнскою или, лучше, Божественною, Церковь ежедневно как бы носит нас на руках своих, вознося о всех нас непрестанные молитвы ко Господу вечером, в полночь, утром и около средины дня, поучает нас, очищает, освящает, врачует и укрепляет Таинствами и всеми способами руководствует нас нежнейшим и кротчайшим образом ко спасению и вечной жизни. Блаженны те священнослужители и церковнослужители, которые понимают эту любовь и это попечение Церкви о спасении чад её, стараются усвоять дух её, жить этим духом, дышать этим и в Церкви, и вне её и со вниманием сердечным и с благоговением совершают молитвы, песнопения и священнодействия церковные, памятуя, что чрез все это спасаются и они сами, и паства их!

Высокое существо – человек, чудное создание Божие, по образу Его сотворенное. Если в состоянии падения он способен к многим удивительным делам, которые он произвел и производит, как мы постоянно видим это и в истории, и в современном нам мире, то к чему он способен в состоянии святости и совершенства? Но более всего в нем заслуживает внимания, удивления, благоговения, благодарности всесердечной то, что он может уподобляться своему Создателю – Богу, что он предназначен к бессмертию, к вечному блаженству в Боге и с Богом, что он некогда просветится, как солнце, в Царствии Отца своего Небесного! Господь, предвидя эту славу верных и избранных Своих, говорит: тогда, во второе пришествие, праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их [Мф. 13, 43].

При служении панихиды над умершими я имею случай убедиться, что я первый и величайший грешник и мертвец духовный и самого себя прежде всех должен оплакивать. Как верно слово Господа: предоставь мертвым погребать своих мертвецов [Мф. 8, 22]. Это ко мне относится: я – мертвый, погребаю своих мертвецов. О, если бы мне непрестанно возвещать Царствие Божие!

Царство благодати, милости, очищения, освящения, обожения, вечной жизни!

За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь; так в житейских делах, так наипаче в духовных, особенно на молитве: избави Бог от раздвоения мыслей сердечных – пагубу себе накличешь как раз.

12-е октября

Утреня. Целую реку злобы пустил диавол в сердце мое и едва не поглотил меня: только усердная молитва спасла меня от его потопления. Доселе, окаянный, я не научился еще любви, все терпящей, вся покрывающей, доселе я самолюбив, придирчив, капризен, горд, озлоблен на дьячка Василия Кутузова за то, что не хотел подвинуть поближе месячные Минеи, когда я читал за него на клиросе канон. Ведь я сам имею руки – мог сам подвинуть, и подвинул. Дьячок не догадался, не то что не хотел. Враг подстрекнул, поджег: о, зачем я доселе слушаюсь его?.. О, как слабо сердце мое! Каких исполнено страстных навыков!

Нарушаяй малая, помале упадет. Нарушаю воздержание, малую, по-видимому, заповедь, ибо, казалось бы, какая важность – выпить лишний стакан чаю со сливками или с вином или просто, – а выходит в конце концов то, что чрез невоздержание впадаешь в большие грехи: в злобу, жестокосердие, зависть, леность и проч.

От употребления вчера в достаточном количестве рыбы (сига) с соусом и чаю со сливками (отдельно) жирными и отчасти ржаного пирога сегодня болит у меня сильно спина, видимо, от излишества и обременения желудка. Согрешил пред Богом и пред природою, или пред собою! Господи! исцели и даждь мне скоро поревновать о воздержании, презирая сласти. Ненасытное чрево всегда будет алкать, невзирая на болезни и на близкий конец жития.

Уже потому вредно много есть и пить, что чрез многоядение и многопитие, хотя бы чаю, утомляется скоро организм и слабеет, изнемогает.

13 октября

Среда. Благодарю Господа за великие силы, явленные в помиловании меня, грешника, в заступлении и спасении от врагов моих невидимых и в помощи во время всех трех дневных служб: утрени, обедни (в Успенской церкви) и вечерни. За утреней враг крепко поджигал меня злобою на дьячка Кутузова, но молитва покаяния и припадание к престолу с молитвою и сокрушение сердца спасли меня; пред обедней огорчился на нищих, но молитва покаяния усердного опять спасла меня; за вечерней – молитва ко Господу и Пречистой Богоматери спасла меня от малодушия и преткновения на ектениях.

Покушал на ночь винегрету из тешки и напился сладкого чаю, а потом стакан сырой воды – и от этого боль в пояснице, да еще оттого, может быть, что после сильного поту надел холодное свежее белье.

Отец Матфей не хотел вчера раздать братии на выносе тела Елисаветы Квиткиной, рабы Божией, свечей; я принудил, сказав: по-братски то есть делайте. А капризничал, надувался на меня и на Квиткина за то, что его не позвали на панихиды. О, богатство! богатство! У кого много, тому нужно еще больше. А на что? Кому? Закроют глаза, и все оставят.

На отпевании Квиткиной сбился на возгласе и при чтении разрешительной молитвы от бесовского мечтательного страха. Прости, Господи, мне мое малодушие.

15 октября

Четверг. Дивны Твои Тайны животворящие, Тело Твое и Кровь Твоя! Вот сегодня с утра я встал немощный и до самой Херувимской за поздней обедней был немощен; потом стал чувствовать себя легче, служил громогласно, а после причастия всякая болезнь прошла, все тесноты исчезли: я стал здоров, бодр, спокоен, весел, в душе услада духовная! А в начале обедни, за проскомидией и потом враг чрезвычайно сильно подмывал сердце жадностию или завистию на хорошие большие просфоры мирян, поданные на проскомидию, как во время утрени сильно поджигал на дьячка Василия Ивановича Кутузова. А чем виноват дьячок? Чем виноваты просфоры?.. О, вселукавый, всезлобный враг рода человеческого, смущающий всех в подсолнечной! Да разоблачатся и да победятся твои козни во всем мире! А рабы Божии да прославятся. Благодарю Господа за благопоспешное служение! Благодарю Радость мою за причащение Божественных Своих Таин!

16 октября

Пятница. Благодарю Тя, многомилостиве, скоропослушне, всесильне Господи, яко не дал еси злобе вражией погрузити и убити душу мою во время утреннего богослужения, когда собрат мой, отец Матфей, пришел в церковь: се, он враждовал и, может быть, доселе враждует против меня за то, что я ходил на панихиды к Елисавете Квиткиной, у которой он был духовным отцом несколько лет; но не я сам напросился, ибо не имею этого обычая, а меня просили по душевному расположению ко мне. О, окаянные мы человеки! Без благодати Божией мы взаимно таем в злобе друг на друга, а называемся, и есмы, братиею храма, иереями, пастырями, предстоятелями, судиями, строителями тайн Божиих &91;1Кор. 4, 1&93;! Как мы малодушны, корыстолюбивы, суетны, злы, самолюбивы, что из-за нескольких рублей друг друга ненавидим! Но слава долготерпению Твоему, Человеколюбче, яко кающихся нас от сердца милуеши, очишаеши, исправляеши, прощаеши, просвещаеши, укрепляеши благодатию Духа Твоего Святого; реки страстей, потопляющих сердца наши, от сердец наших державно отводиши и, как тонкий, животворный, легкий эфир, благодать Духа Твоего в сердца наши вливаеши к умиротворению, оживлению, просвещению, укреплению и ободрению душ наших. Благодарю и славлю Тебя за силы благодати Твоея, явленные на мне в нынешнюю утреню. Ощутих обычную ко мне милость Твою, Господи великоблагосердый! Слава престолу Твоему живоносному и Тебе, седящему на нем и чрез посредство его на меня изливающему милости Твои. Пожду и посмотрю, что будет с братом моим отцом Матфеем, в богатстве своем возносящим высоко главу свою. (Говорят, оба они, то есть он и жена, сильно бранили Квиткина, что позвали не его, а меня на панихиды, – какая дерзость! Какое ложное понятие, якобы духовные дети вечно рабы наши до смерти их или нашей и обязаны еще и еще обогащать нас, а мы будто бы, не пася душ их, должны от них нагревать свои карманы.)

Доселе у нас [нет] отечественного, строго русского, православного образования юношества: набили все программы языками непроизводительными, не дающими истинной жизни уму и сердцу, как и воле (учеников) учащейся и жаждущей истины молодежи; все часы учебные почти исключительно отданы языкам, и оттого у нас выходят дети нерелигиозные, неправославные, без веры в сердце, не умеющие и не желающие читать по-церковному.

Не деньги богатство мое, а Христос Бог, дающий мне все обильно в пользу и наслаждение. Ему слава, благодарение, любовь, страх от моего непотребства.

(Ужели деньги, этот прах, дороже человека, созданного по образу Божию и владыкою твари, что мы из-за нескольких копеек или рублей или из-за сладкого куска презираем его, злимся на него. Готовы избить или уничтожить его за то, то есть что он похитил нам принадлежащее или издержал не на то, на что мы дали наши рубли и копейки, а на лакомство или другое что? Будем кротки. Не будем никого презирать. Если кто оскорбил нас, пусть накажет его грех.)

16 октября

Литургия. Неизреченную милость сотворил со мною Господь и во время литургии. Идучи на литургию, я встретил нищих, часто ко мне подходящих, и бранил их с гневом за частое хождение ко мне и прошение у меня милостыни, особенно одного солдатского сына лет девятнадцати, которому дал после утрени 30 копеек, а он опять пришел ко мне пред обедней. За свое озлобление я наказан был жестокою теснотою, скорбию и срамотою. Поэтому я обратился ко Господу с вседушевным, глубоким покаянием в своем самолюбии, в своей гордости, злобе, зависти, в своем любостяжании, сластолюбии и плотоугодии, в своем маловерии; и когда сознал глубоко свои грехи и осудил себя искренно, тогда Господь помиловал меня, отпустил мне грехи мои, отъял от сердца моего скорбь, тесноту, поношение и посрамление и даровал мне спокойствие, дерзновение, силу и мужество, и я служил литургию спокойно, в силе и истине, с согретым верою и любовию сердцем. Под конец литургии, пред самым причастием, враг снова было запутал меня, стеснил, обессилил, посрамил, хотя не совершенно – чем же? – огорчением на отца протоиерея Павла за то, что риз порядочных не дает, а дает как бы рогожки худые. Едва-едва я успокоился, сознав, что это приражение диавола, что отец протоиерей – добрый человек. Крепко борол меня супостат, реку к сердцу пустил. Только благодать Господня победила бывший во мне грех.

Во время всенощной в Успенской церкви чувствовал себя хладным и боязливым вследствие засорения желудка мясною жирною пищею: некоторые слова при чтении Евангелия не выговорил; возглас после Спаси, Боже, люди Твоя... тоже; молитву Христе, Свете истинный... в конце. После утрени ярился на нищих за частое прошение на дню милостыни. Согрешил ко Господу. Купил образ вдове, выд. замуж сироту Екатерину. Дома слабило. Крестил бодро, большей частию у чиновников в доме Естафьева.

С Божиею помощию и Царицы Небесной всю утреню в субботу (в Соборе) служил благопоспешно – все ектении, читал сам канон, – и обедню также по неизреченному милосердию Владыки.

17 октября

Воскресение. Благодарю премилосердого Господа, удостоившего меня и нынешний день пренебесного Дара Своего – Пречистого Тела и Честной Крови Своей, грехи мои очистившего и все недуги мои исцелившего чрез причащение сих Святых Таин, умиротворившего меня, смятенного, распространившего меня, утесненного. После обедни были крестины в Думе у сторожа; после крестин закусил пирога с сигом и стакан чаю выпил в сладость, отраду и укрепление. Но, пришед домой, поел пирога с морковию и супу мясного вдоволь, без мяса, и стало тяжело. Не надо есть дома после закуски в гостях сряду или с малым промежутком времени.

Благодарю Господа, сподобившего меня бодренным духом повенчать две свадьбы при многочисленном стечении народа.

19 октября

Утреня. Благодарю Господа за помощь, милостиво мне явленную по молитве моей при служении утрени; благодарю за очищение скверны плотской и душевной; благодарю за мирное состояние души; благодарю за препобеждение суетного страха бесовского, сомнений и смятений душевных.

Но после утрени сильно согрешил пред Богом, озлобившись на нищего за потерю будто бы денег, 60 копеек, поданных мною ему на кафтан; я в негодовании и гневе назвал скотиною и подлецом член Христов, того, кто создан по образу и подобию Божию, хотя, быть может, и сильно лукавит и обманывает. Бог да простит ему. Прости мне, Господи! Даждь мне никогда не яриться ни на кого.

19-е октября

Благодарю Господа, даровавшего мне день сей, в который я сопричислен к Церкви первородных, написанных на небеси [Евр. 12, 23]!

Согрешил пред Богом: искусился ночью во сне блудным привидением и семеноистечением, которого уже с год не бывало силою Честного и Животворящего Креста и молитвою. Представлялась сначала какая-то белая качающаяся на окошке фигура наподобие человека; сначала она была как будто неживая, потом стала живою; лицо стало из менее благообразного в более благообразное, потом она с окошка сошла ко мне, когда я стал заглядываться (о, зрение!) на довольно приятные черты лица, – оказалась женщина. И чрез осязание я впал в блуд. А это произошло от моего чревоугодия и пресыщения накануне: ел сырую капусту, когда рубили её, пил много чаю с мадерой, со сливками, съел два яблока, сыру, а за обедом ел мясо. Согрешил ко Господу! Господи! от чрева моего бездна греха – научи меня побеждать всепрелестное чрево!

Себе не жалеем на вина и сласти рублей, десятков и сотен, а нищим – несколько копеек, не говоря рублей; себе не жалеем на одежды, на мебель, на посуду сотен рублей, а нищим на рубище жалеем дать, – какая испорченность сердца! Какое самолюбие, сластолюбие, корыстолюбие! Укоряй, укоряй себя человек жестокосердый всегда и понуждай себя к благотворительности, да милостива Владыку к себе обрящем в день испытания и Страшного Судища! Помяни, что во плоти, в страстях плотских действует враг Бога и человеков диавол: сластям служишь – диаволу служишь, корыстолюбию следуешь – диавольскую волю исполняешь гордишься ли, сердишься ли, бросаешь ли сладострастный взор на кого – диаволу служишь; ленишься ли на молитву, спишь ли долго – диаволу работаешь. Но если ешь хлеб и воду, спишь на голой земле, бодрствуешь, молишься, размышляешь о Божиих делах, читаешь слово Божие с сердечным благоговением – то умертвляешь плоть и льстивого Велиара. Если ты кроток, незлобив, терпелив, воздержен, целомудр, сострадателен, то ты служишь Господу, умерщвляешь в себе Велиара.

19-го октября

Благодарю Господа за неизреченный дар Его милосердия – за вкушение Пречистых Его Таин Тела и Крови, за очищение скверны плоти и духа моего, за освящение души и тела, за обновление, за мир пренебесный, за дерзновение, за широту и пространство духа и здравие тела, за свободный дар слова в классе. Столько даров величайших получил я от Господа моего чрез причастие животворящих Его Таин! Отправился после классов в Петербург с братом Алексеем Константиновичем мирно в три часа пополудни; прибыли с парохода на паровоз за двадцать минут до поезда. Вечер провел у отца Иоанна [В...] весело; принят был дружелюбно, угощаем усердно. Во время вечерних танцев отдыхал, спал; ужинал в одиннадцать с половиной часов. В двенадцать с половиной часов лег спать. Встал в 6 часов утра, помылся и отправился пешком по Выборгскому шоссе; шел почти до Троицкого моста; взял извозчика и приехал на пароход за 10 минут до последнего звонка.

Согрешил – не подал нищим милостыни, когда они усердно просили её у меня: во-первых, на пристани, во-вторых, у ворот дома церковного; ожесточилось сердце мое из-за потери одним нищим 60 копеек, поданных на одежду. Согрешил пред Богом, пред людьми и пред своею совестию и пред душею своею, которую за то оставил мир Божий, свобода и радость и которую постигла скорбь, теснота, печаль, срамота. Не туне ли все приемлю я от Господа – зачем же не милостива утроба моя к братии моей? Зачем жесткосердие, скупость, любостяжание? Сам сластолюбствую, а нищих морю голодом; сам одеваюсь в дорогие одежды, а нищим жалею рубища; сам живу в пространных палатах, а им жалею дать на ночлег несколько копеек! Забыл я, как жил ради меня на земле Господь мой Иисус Христос, Царь неба и земли, не имея, где главу подклонить [Мф. 8, 20]; забыл я жизнь и подвиги святых, их нестяжательность, воздержание, пещерное житие, возлежание на голой земле, их грубую одежду, их скудную и суровую пищу, их непрестанную молитву, их горячую любовь к Богу и к людям, их сострадательность, милостыноподатливость, как они отдавали последнее достояние, их кротость, терпение, незлобие, послушание, постоянство в благих делах – и живу, окаянный, себе, а не Богу и ближним, в свою плоть, любя пищу, одежду, убранство жилища, оставив душу произволу страстей, растлив храм Божий – сердце свое преступною, прелюбодейною любовию к благам мира сего, во зле лежащего, к благам тленным и тлящим души бессмертные и удаляющие их от Бога, источника жизни! Господи! научи меня отвращаться себя ради Тебя и ради блага ближних. Благодарю Господа, наказующего меня за немилосердие!

Ты не истратился на празднование именин, на которое требовалось до пятидесяти рублей или сорока, – потраться на нищих, издержи на них рублей десять на одежду, и воздастся тебе от Господа.

22-е октября

Казанской Божией Матери. Боже мой! Какую муку вынес я сегодня, какую тесноту, какую тяжесть, точно гору вынес я сегодня во время обедни – от пресыщения накануне с вечера, или от ядения мясного перепрелого супу (щей) с мясом и черного мягкого хлеба! Как [...]. Я думал, что не вынесу, совсем сконфужусь! Да и как стыдно было своей несостоятельности! А враг как издевался надо мною! Но зато как легко, отрадно, спокойно, весело вдруг стало после потребления Святых Даров! – Небесная тишина! Небесная отрада, легкость, радость! О, как земные наслаждения грубы, тяжелы, обманчивы! А небесные как чисты, тонки, легки!

Венчал свадьбу слишком громко, вопреки Велиару, усиливавшемуся заставить меня молчать! Был отец Матфей в алтаре! Тяжело было душе моей видеть его! Ибо коварна душа его! Впрочем, я сам всех зол вместилище.

В гимназии бывши, на директора внутренно имел зло, неприязнь за то, что он советовал не говорить ничего на акте (зачем я на юбилее не льстил ему! ). Боролся долго со врагом, смутившим меня. Подписал книги и похвальные листы. Согрешил, что сердился на директора. Мне показалось. Диавол подстрекнул.

23 октября

Сколь беспристрастен должен быть священник к земным вещам, чтобы, совершая такие службы и столь высокие, пренебесные Таинства, быть не уловленным от врага и гореть всегда чистою любовию к Богу и к человекам, погибающим от грехов и спасаемым благодатию Христовою во Святом Духе! Но сколь велик навык наш ко греху! Сколь сильны наши пристрастия земные! И совершая Таинства, мы не отлагаем совершенно житейских попечений и пристрастий по навыкновению к ним, и потому враг смущает, омрачает и превращает наш ум, связует сердце и берет нас в свой тяжкий плен. И поделом! Не мечтай. Священник должен быть Ангелом по возвышенности мыслей, по чистоте душевной и телесной, по горячности к Богу, Всетворцу и Спасителю, и к людям, своим братиям.

Я сам сказал директору, что не имею ничего против того, что отец Павел Ламанов будет служить молебен на акте в гимназии, а по совести сказать, я этому и рад, потому что этим я спасаюсь от душевных потрясений и беспокойства служить молебен пред людьми, только ex officio95 пришедшими на молебен, без всякого молитвенного настроения. Зачем же я сердился на директора в душе своей за то, что он пригласил Ламанова? А не говорить речи тоже бы [...] благо. На воздух.

Благодарю Господа, даровавшего мне опять чистый голос громогласный. Вчера очистил желудок, покушав винограду и мармеладу. За все благодарю Господа.

23 октября

Благодарю Господа, многократно явившего во мне во время утрени милость Свою и силу Свою животворящую чрез прикосновение мое сердцем и устами к престолу Его животворящему, многократно исторгнувшего терние страстей и погасившего пламень страстей и отъявшего от сердца яд змиин.

Наука наук – побеждать грех, в нас живущий, или действующие в нас страсти; например, великая мудрость ни на кого и ни на что не сердиться, ни о ком не мыслить зла, хотя бы кто и причинял нам зло, а всеми мерами извинять его; мудрость – презирать корысть, сласти и любить нестяжание и простоту в пище и питье с всегдашнею умеренностию; мудрость – никому не льстить, но всякому говорить правду безбоязненно; мудрость – не прельщаться красотою лица, но уважать во всяком, и красивом и некрасивом человеке красоту образа Божия, одинакового у всех; мудрость – любить врагов и не мстить им ни словом, ни мыслию, ни делом; мудрость – не собирать себе богатство, но подавать милостыню нищим, да стяжем себе сокровище неоскудеваемо на небесех. А между тем – увы! мы едва не всякую науку изучили, а науки удаляться греха вовсе не учили и оказываемся часто совершенными невеждами в этой нравственной науке – вот, например, хотя я, да еще священник, доживший уже до пятого десятка лет (42-х лет). И сластолюбец я жадный, и корыстолюбец, и блудник внутренно, и сердитый, и злопамятный, и нетерпеливый, и заносчивый, и завистливый, и ленивый, и унылый, и трусливый, и боязливый, и малодушный, и лицеприятный, и лукавый, и гордый, и презорливый, и ругатель, и честолюбивый, и всякого греха пребывалище, – а прошел высший курс наук в Академии: и богословие всех видов, и философию, и историю её, и историю гражданских обществ, и историю церковную, и физику, и логику, и психологию, и науку числ и измерений. Дивное дело, что в душе я остаюсь тем же глупым грешником, каким был двадцать лет назад или двадцать пять. И выходит, что истинно мудрые, истинно ученые были святые, истинные ученики истинного Учителя Христа, а мы, не говоря доброго слова, все мы так называемые ученые – невежды, и чем ученейшие, тем горшие невежды, потому что не знаем и не делаем единого на потребу, а работаем самолюбию, сластолюбию, корысти.

23 октября

Благодарю Господа, удостоившего меня, непотребного, совершить Божественную литургию заупокойную (родительская суббота) в Успенской церкви и причаститься животворящих Таин с ощущением животворящей Божественной теплоты в устах и в сердце и во всем теле или, паче, животворного огня; благодарю за пренебесный мир, за свободу, дерзновение, легкость. В гимназии на акте напала хандра и неудовольствие на директора и жену инспектора; ни к кому не зашел, домой ушел и вечером не был в гимназии, а звал директор. Согрешил: помыслил о них зло, а надо бы не мыслить зла или побеждать благим расположением злое, если оно примечается в людях, или не замечать его, как будто бы его не было. Зло, каприз – в сторону. Надо стараться быть общительным, любезным со всеми, всеми быть довольным, себя считать хуже всех и достойным всякого неблагорасположения ближних, которое принимать с кротостию и смирением и с молитвою о неблагорасположенных.

Вечером, после сна полуденного, согрешил тяжко пред Богом и пред нищими, с гневом и озлоблением отказав им (двум молодым) в милостыни, в плате за квартиру по той причине, что часто просят у меня, и они ходили за мною взад и вперед большое пространство, ожидая, вымаливая от меня милостыни; роптал на Господа, окаянный, был дерзок, как бы обвинял Господа в том, что многие нищие оставлены на произвол и вынуждены выпрашивать потребное для тела у меня. Крещение и всенощное совершал в двух местах в тесноте и скорби именно из-за своей жестокости и скупости! Прости, Господи!

Быть чревоугодником – значит делом отпадать от Господа и сердцем удаляться от Него: чревоугодие есть идолослужение, и опыт это подтверждает ежедневно. Пост, воздержание приближают к Богу. Вот почему посты в нашей Церкви частые! Они возводят к Богу. В чревоугодии всегда заключается нечистота, блуд внутренний.

Как растливший себя в юности блудом крайним, я удобно подпадаю всякой страсти: и злобе, и подозрительности, и гордости глупейшей, и зависти, и обидчив я, и блудлив, и ленив. Себя должен во всем винить и никого больше: все люди лучше меня, крепче нравственно. Да смиряюсь пред всеми.

Пища глушит сердце. Бесчувственным к грехам делает его и нерасположенным к добродетелям.

Исторгай страсти, пока они совсем не усилились и не взяли тебя в плен! Пьяницы, прелюбодеи, стреляющиеся. Ужасный плен, предвестник вечного плена!

Видя же ветр крепок, убояся, и начен утопати [Мф. 14, 30]. Это бывает со мною, маловером; как часто, видя духовными очами ветр крепок злых духов, нападающих на меня, я подвергаюсь боязни и утопаю духом. Но слава Господу, спасающему меня.

24 октября

Воскресение. Ранняя обедня. В крайней немощи духа и тела служил утреню и раннюю обедню. Скорбь и теснота крайняя. Голос слабый, думаю, что от питья чаю и сливок и в особенности от скоромных овальных булочек с маслом. Чувствовалось засорение груди. После потребления Святых Даров ощутил небесный мир и сладкое блаженство с полным чувством здравия.

На молебне у Рощина в Высокой улице случилось со мною сильное замешательство: споткнувшись от усумнения на одном слове, я не мог долго ни взад ни вперед читать Евангелия от Луки Пресвятой Богородице. Так диавол зол! Так противится делу Божию! Видно, он имел тут свое пребывание. Воздух сырой, тяжелый, я тяготился им еще раньше молебна с полчаса времени.

Дивно промышление Божие о нищих: вчера я подал нищим на кафтан и на сапоги, и сегодня Господь возвратил мне втрое больше против поданного мною: мне вручили две женщины четыре рубля в пользу бедных. Подавай – не жалей.

Завтра, 25 октября, молитву родильнице в доме Казера к офицеру в 9 часов.

Не слишком карай нищих за обман: жестокосердие людское заставляет их обманывать нас. Не обманут они – и не дадут им.

Любить Бога всем сердцем – значит любить всей душой кротость, смирение, чистоту и целомудрие, мудрость, правду, милосердие, послушание ради Бога и никогда не делать противного этим добродетелям, то есть не гордиться, не раздражаться, не сердиться ни на кого, не прелюбодействовать – ни даже в сердце, ни взглядом, ни словом, ни мыслию, ни телодвижением не нарушить целомудрия; удаляться всякого безрассудного, излишнего слова и дела, избегать всякой неправды, ненавидеть скупость и корыстолюбие, бегать своенравия и непокорности.

Страсти, как жестокие погонщики, так и подгоняют нас ежедневно, понуждая по нашей склонности к земным вещам делать противное Господу и нашему истинному благу и угодное сатане льстивому.

25 октября

Ранняя обедня от Н.М. Семенова. Совсем изнемог духом и грудью от излишнего питья вчерашний день чаю и кофе, да еще меду (один стакан): не мог говорить проскомидийных молитв; обедню служил с трудом – грудь точно скована была. Беда произошла, вероятно, еще и от палтусины, которую ел с аппетитом, или просто с жадностию, а потом от паштета с курицей. Согрешил пред Господом! После потребления Святых Даров ощутил чудный мир, чудное пространство!

Согрешил пред Богом при обручении Дмитрия Васильевича Ромашева, соблазнившись слишком простым, деревенским, грубым видом тещи его (а сам я из деревни же) и красивым, изысканным нарядом и приятным лицом его невесты (довольно гордой). Имейте веру в Иисуса Христа нашего Господа славы, не взирая на лица [Иак. 2, 1].

27 октября

Согрешил пред Богом и пред святой мученицей Параскевой, возненавидевшей суету земную ради любви ко Господу, возжелав во время чтения акафиста ей по всенощной у Юденича в доме мзды за труд, уязвившись суетным идолопоклонническим сребролюбием! Господи! Помилуй мя: сознаю вину мою! Ты без заботы моей о внешних благах Сам посылал и прилагал мне всегда все потребное (за что сердечно благодарю Тебя, попечителя моего и щедрого всех благ подателя) туне, ибо не заслуживаю столь щедрых даров Твоих, как исполненный всяких грехов. Уязвлялся вчера же [...] и жалом любви земной, плотской. Согреших! А причиною – обилие сладкой пищи: свежей ершовой ухи, [ершей] киселя на клюкве и сахаре. Пресыщением согрешил.

28 октября

Ранняя обедня по усопшей Параскеве (дочери Параскевы Екимовны Мурашовой). Увы мне! Как тяжело мне было сегодня за обедней и до обедни во время утрени! Как я мучился из-за своего накануне пресыщения сладким киселем за обедом и грушами вечером! Притом я еще ужинал! Душа моя совершенно подавлялась, тонула в пресыщении; к умножению беды моей погода была сырая и [...] дух подавлялся! Как верно слово Господа, что ходящие сластями житейскими подавляются и не совершают плода [Лк. 8, 14]! Как необходимо воздержание! Как необходим пост! Невоздержание подавляет все возвышенные помыслы, чувства и стремления души нашей! Чем больше угождаем чреву, тем более хладеем к Богу и ближнему! Вот почему святые презирали чрево, умерщвляли его!

Благодарение Господу, не отринувшему меня, грешного, но сподобившего меня быть общником Святых Своих Таин в очищение грехов моих, в освящение и исцеление души и тела моего, в мир душевных моих сил. Много, много тяжких искушений перенес я сегодня во время обедни.

При употреблении пищи и питья, особенно сластей и горячих напитков, надо иметь в виду недобрые последствия: слабость духа, усиление греховной плоти и греха, в ней живущего, как-то: злобы, зависти, блуда, скупости, жестокосердия, уныния – и не увлекаться вкусом, не услаждать своей гортани, не раболепствовать своему чреву.

Не возмущайся неправдами подчиненных, храни мир, незлобие, правду: мир во зле лежит &91;1Ин. 5, 19&93; – не исправить же нам всех. Каждый неправедник пожнет плод своей неправды. Обличай кротко неправду: глас кротости лучше проникает в душу и исправляет её, нежели голос гневливый, раздражительный, смутный.

Слава Богу: обличил с силою и властию дьячка Кутузова за беспорядки в трактире и за вымогательство, за обыски (до трех рублей). Господь дал силу и мудрость. Грех был бы молчать. Зло могло усилиться.

Чаю с булкою поутру все-таки не надо пить: слабеет дух, возмущается удобно от врага. А без питья и пищи крепче дух. На выносе сегодня смутился, а пред выносом очень возмутился духом при воспоминании о вымогательствах дьячка. Господа умолял умирить душу мою, и Господь помиловал, слава Ему!

Влюблен в себя, говорил Иван Яковлевич Марченко об одном корабельном смотрителе. Это метко сказано. Многие из нас влюблены в себя и кокетничают с собою. Как только грех не играет нами! Влюблены мы в себя, когда в зеркале любуемся собою, когда сладко едим, пьем, изысканно одеваемся, в богатых и роскошных палатах живем, когда копим себе деньги, скопидомствуем, когда неумеренно и незаконно требуем себе чести и пр.

Коровье масло и мясной жир в изобилии употреблять вредно: изжога бывает и несварение пищи и голос бывает слаб. 30 октября. По всенощной. Вообще, тяжело все жирное. После обеда сегодня не пил чаю без сливок, а он полезен после жирной пищи.

30 октября

Благодарю Тебя, радость мою, Господа славы, яко приял еси образ мой чрез воплощение от Пречистой Девы и почтил и возвысил и обожил человечество; благодарю Тебя, яко от тления паки к нетлению возводиши мя, скверны моя очищаеши, немощи и болезни врачуеши, скорби в радость претворяеши, тесноты греховные – в пространство оправдания Твоего, еже от веры и покаяния сердечного; мрак страстей прогоняеши и свет Твой духовный даруеши; смятения отъемлеши и мир свыше ниспосылаеши, малодушие отъемлеши и мужество со дерзновением даруеши. Слава милосердию Твоему! Взираю на иконы во храме: на икону Твою, Пречистой Матери Твоей, святых Ангелов и Архангелов и на лики святых, украшенные и златом и сребром сияющие, и думаю сам в себе: как Ты почтил и украсил наше естество, Творче и Промыслителю всех! Твоим светом сияют святые Твои, Твоею благостию святы, победив греховность и отмыв греховные скверны плоти и духа; Твоею славою они славны, Твоим нетлением нетленны. Слава Тебе, толико почтившему, просветившему и возвеличившему наше естество! Вот Твои апостолы и иерархи, живые образы Тебя, Верховного, прошедшего небеса Посланника Отчего, Иерарха и Пастыреначальника; Твоя доброта, Твоя премудрость, Твоя сила, красота духовная, власть, величие, святыня в них сияет. Вот мученики Твои, Твоею силою одолевшие ужасные искушения, претерпевшие страшные мучения, в Твоей Крови они убелили одежды душ своих [Откр. 7, 14]. Вот преподобные Твои, постом, бдением, молитвою приявшие чудесные дары Твои, дары исцелений, прозорливости: Твоя сила укрепила их стать выше греха и всех демонских козней, Твое подобие в них сияет, как солнце.

Священник – живой образ Иисуса Христа, Священника вечного.

Благодарю Господа, даровавшего мне, по благости Своей, чистую, пламенную молитву со слезами умиления во время всенощной и сподобившего меня непреткновенно совершить сию Божественную службу. Какой мир, какая свобода духовная, какой свет, какое умиление царствовали в душе моей, описать того не могу. Благодарю мою радость, сиречь96 Господа моего, Спаса моего, благопослушливейшего и премилосердого. 30 октября. 11 часов ночи.

В храме, его расположении и частях, в иконах, богослужении с чтением Священного Писания, пением, обрядами начертана образно, как на карте, в лицах, в общих чертах вся Ветхозаветная, Новозаветная и церковная история, всё Божественное домостроительство человеческого спасения. Величественное зрелище – богослужение нашей Православной Церкви для тех, кто понимает его, кто вникает в его сущность, дух, значение, смысл.

Написать статью против тех, которые мечтают, что пора архиереям быть лицам белого духовенства, то есть женатым. Увы! До чего свет стал дерзок! До чего прострутся реформы?! До чего дойдет раскол?.. Или епископство есть рабство тлению, нечистоте, суете? Оставь дом, и жену, и чада... и будь Мой ученик [Лк. 14, 26].

Не прельщайся наружною красотою, она, как трава, увядает; всяка плоть сено ,и всяка слава человеча яко цвет травный [Ис. 40, 6; 1Пет. 1, 24]. Дщерям человеческим, преудобренным97 и прекрасным, надо указывать на нетленную красоту души, созданной по образу Божию. О, сколь нелеп грех и сколь он льстив, как привлекает мнимым удовольствием, мнимою сладостию! Господи! Да приидет Царствие Твое, да прекратится владычество греха!

В твердости надо смотреть на народ и с твердостию говорить на великом входе.

31 октября

Благодарю Господа, сподобившего совершить воскресную литургию, хотя в немощи духа и тела (от ядения сыру накануне в достаточном количестве), но благоплодно, ибо при всей мертвости сила Божия не оставляла меня; благодарю за животворную теплоту внутри по причащении Святых Таин и за дерзновение, разумное, сильное произнесение проповеди о исповедании Иисуса Христа.

Благодарю Господа за дерзновение при совершении Таинства Крещения в доме Казера у лейтенанта Чихачева при двух морских лейтенантах и при женщинах благородных. Беседовал пред совершением Таинства с офицерами, освоился. Благодарю Господа за помощь свыше при венчании двух браков: сатана сильно противился, я громко вопиял в молитвах: бокал шампанского, выпитый на крестинах, лишил меня силы благодатной, и с крайним трудом венчал брак, пропуская много слов, – бокалами чокаться не надо совсем, не достойно священника (особенно с женщинами).

* * *

95

По долгу (лат.).

96

Сиречь (церк.-слав.) – то есть.

97

Преудобренный (церк.-слав.) – в высшей степени совершенный, прекрасный.


Вам может быть интересно:

1. Дневник. Том XVI. 1871-1872 гг. – Ноябрь праведный Иоанн Кронштадтский

2. Собрание сочинений. Том 5 – Речь произнесенная 23 апреля 1885 г. в Харьковском Дворянском Собрании. архиепископ Амвросий (Ключарев)

3. Письма к разным лицам святитель Иоанн Златоуст

4. Толкование на паримии из новозаветных книг – В сей паримии (1 Ин. 4:20–21; 5:1–5), читаемой в праздники Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова (8 мая и 26 сентября), говорится о... епископ Виссарион (Нечаев)

5. Симфония по письмам святителя Игнатия (Брянчанинова) – ПЕРЕПИСЫВАНИЕ ОТЕЧЕСКИХ ПИСАНИЙ. святитель Игнатий (Брянчанинов)

6. Православная Богословская энциклопедия или Богословский энциклопедический словарь. Том I – Академии профессор Александр Павлович Лопухин

7. Библейская энциклопедия – Авелмаим архимандрит Никифор (Бажанов)

8. Из Румелии – Пеней. 20 июня 1865. Воскресение. архимандрит Антонин (Капустин)

9. Послания – Послание 13(201). К Василию игумену преподобный Феодор Студит

10. Симфония по творениям святителя Димитрия Ростовского – Свобода святитель Димитрий Ростовский

Комментарии для сайта Cackle