праведный Иоанн Кронштадтский (Сергиев)

Июль

4-го июля

Нет, здоровье не в Рамбове, а в Боге. Сколько времени я вчера гулял в лесу великой княгини Е. Михайловны, а толку – ни на грош. Только себя изнурил, да деньги на проезд вперед и обратно издержал. Сидел бы дома, да дело делал. А дождь-то, дождь какой вчера в мою прогулку! В каюте-то народу чай! Ноги-то надо поберечь, пригодятся еще.

С сахаром чаю не пить, и особенно с пивом: сильно крепит; зуд, свербеж сильный в теле.

10 июля

Согрешил пред Богом и пред людьми, что поел вчера вечером ватрушки (с творогом) без нужды и пресытился: ночью долго не спал, а спавши, ворочался с боку на бок – от излишества. Не есть на ночь отселе.

Неискренен, неверен, малодушен оказался я пред Господом на молитве от лица благородных, красивых, богатых, хотя весьма благочестивых, Дмитрия и Марии (лейтенант Булыгин) в доме Шляковой; ложный страх диавольский обуял меня при чтении водосвятной молитвы (доселе было всё хорошо, по благодати Божией) и потом устыдился, окаянный, пред лицем знатных и образованных мира сего мудрости Божией как бы буести96, в словах молитвы изменил Господу в сердце моем, изменил истине Его, истине Богомудрой Матери моей Церкви, оскорбил ее, от смысла чистую (чистый смысл2Пет. 3, 1), возмнив тайно себе, яко мудрейша (о, слепота и окаянство!). О, сколь слабо и колеблемо противными ветрами сердце мое! О, окаянный, постыдился я словес Господа и Церкви в роде сем прелюбодейнем и грешнем, паче же постыжден бых от Господа чрез врагов спасения моего, посмеявшихся надо мною и смеющихся непрестанно в храме и в домах. Помилуй мя, Господи, кающегося; исцели язвы души моея.

23 июня

Воскресенье. Вчера за всенощной я чувствовал себя в духовном отношении крайне худо и тяжело – из-за употребления чаю со сливками. Совершенно одолел меня, связал всего внутренно супостат; голос был слабый, нечистый от стесненного, смятенного сердца; враг томил меня; при чтении Евангелия враг до того одолел меня, что я не мог было продолжать чтение Евангелия и начал снова; читал при насилии врага; кончив, был очень рад, что кончил. И по окончании всенощной на сердце теснота, чувствовал себя связанным. После всенощной ходил к мировому [В...]; не было дома; пришедши домой, опять принялся за пиво, чай, полрюмки водки с шурином Алексеем, прибывшим в гости; пряники. Спал хорошо – молился вечером со слезами. Сегодня обедню служил с крайним бессилием, теснотою; погода серая, но теплая.

Благодарю Господа, изменившего дурное состояние души моей на доброе во время и после совершения Таинства Крещения в доме Громова у земляка крестьянина Пономарева; впрочем, уже за вечерней я чувствовал себя хорошо, легко. Почему же? Потому, что воздержался за обедом, не ел рыбы и ухи, а ел только булку с миндальным молоком и с вареньем. Как полезно воздержание!

Во время всенощной диавол долго язвил и теснил меня, смущая желанием ордена, доколе я решительно не презрел в сердце этого суетного отличия или, лучше, – своего пристрастия глупого. Крайне грешно желать отличий мира сего: из-за пожелания их я отпадаю сердцем от Бога, возлюбляя мир прелюбодейный и грешный, двоюсь сердцем мучительным образом между Богом и миром, делаюсь идолопоклонником, богоотметником, служителем не Бога, а Велиара, прельщающего нас славою мира сего: все это дам Тебе, если, пав, поклонишься мне [Мф. 4, 9].

Священник должен быть ревнителем славы небесной, славы святых Божиих, достигаемой делами святыми, делами любви к Богу и ближнему; он должен возлюбить всё небесное и нетленное, а не земное и тленное: богатство истинное, сладость нетленную, славу нетленную, красоту нетленную, то есть Бога, совмещающего в Себе всякое благо. Сердце христианина должно быть неуязвимо от любви земной, ибо она тленна, преступна, прелюбодейна. Да подражаем примеру Предтечи и Крестителя Иоанна, поправшего всё земное и единого Бога возлюбившего, – равно примеру всех святых, дольнее презревших и горних благ возжелавших. Господь – вседовлеющее благо всех, любящих Его. Что ми есть на небеси; и от Тебе что восхотех на земли? Изчезе сердце мое... Боже сердца моего, и часть моя, Боже, во век [Пс. 72, 25 – 26].

Пиво бросается в голову: больше стакана пить не должно.

Награды имеют прелесть запрещенного плода: чего, какого томления иной не испытывает, когда его обойдут наградой? Иной не переносит такого мнимого бесчестия.

Нашли же люди насущный хлеб в том, что не насыщает, и славу в том, что не приносит ни малейшей пользы, что льстит лишь нашему мелкому самолюбьишку и питает жалкое тщеславие, мешая нам заниматься делами, заслуживающими нам истинную, вечную славу. А как, однако же, бьют по ребрам эти награды! Точно розгами или палками секут, когда их не получишь! Какое опьянение на душу они наводят, какое ослепление, какую прелесть, какое смятение! Право, мы сумасшедшие! Дел истинного своего долга не делаем, или делаем нерадиво, а отличаемы быть желаем – да не ложь ли это, не неправда ли это вопиющая, не извращение ли смысла, порядка? Или страсть знать ничего не хочет? Так и самую страсть, в свою очередь, знать не следует или потворствовать ей, а обличать и наказывать ее! Topé, горé сердца! Прочь дольняя похоть очей и гордость житейская! Как мучит Велиар желанием награды, как поджигает! Какой жар! Какой яд подпускает к сердцу! Но в этом-то и видна вся лживость пожелания наград! От плод дерево познается. Награда моя в Боге! Мир, покой, свобода, жизнь, сладость, слава, вечность! Доколе хромать на обе плесне97 [3Цар. 18, 21]? Доколе идолопоклонство? Доколе не буду жить в простоте, угождая всей душою единому Богу и от Него единого ожидая награды, Ему единому поручая оценку дел своего звания? Да не уроню сана священства пренебесного, высочайшего, чудного. Божиею благостию я поставлен на высоте недосягаемой – у престола Господа славы, на высоте непрестанного обожения, когда совершаю такие Божественные, страшные Таинства пречистого Тела и Крови – и причащаюсь Его! Чего еще желать мне? Какой славы? Какого преимущества? Все ничтожно пред этой славой, пред этим преимуществом, коего удостоила священников бесконечная благость Божия. Только дай Бог достойно, чистым, горним умом и сердцем совершать сие Таинство! Тогда всякая слава придет ко мне сама собою. Сия вся приложатся вам [Мф. 6, 33].

Блудная плоть! Ты для тайного блуда ищешь украшаться отличиями, чтобы засматривались на тебя люди, подобные тебе! Ты хочешь украшаться отличиями, как красивыми одеждами, и крест Господень, на котором Господь славы претерпел поругание и мучение и смерть поносную и мучительную, ты думаешь носить для суетной славы, для украшения, как красивую вещь, но это – новое поругание Господу. Смотри, как бы в орденах не забыть тебе о нищете Христовой и о том, что ты окаянен и беден, и нищ, и слеп, и наг [Откр. 3, 17], чтобы не презреть ничем не отмеченную низшую или бедную братию свою в рубищах, у которой, быть может, вся слава внутрь и на которую Господь призирает оком благоволения и милости за ее простоту и смирение. Смотри, как бы слава мира сего не лишила тебя славы небесной, ибо всё высокое в человеках есть мерзость пред Богом. Гордый князь века сего учит сынов своих самомнению, тщеславию и исканию отличия, дабы лишить их будущей славы. Скажи, кто тебя отличает? Что имеешь ты, чего бы не принял от Бога, и если принял, то за что хвалишься, как бы не принявший? [1Кор. 4, 7].

Вот я чувствую горько, как отревает меня от небесного, от духовного, вечного, от любви Божией желание земных наград, которые, в существе дела, нелепы, несправедливы, ибо награда наша только в Боге и от Бога! Как вы можете веровать, когда друг от друга принимаете славу, а славы, которая от Единого Бога, не ищете? [Ин. 5, 44]. Святые Архангелы и Ангелы, помогите нам презирать дольнюю мимотекущую славу! Святой Предтече Спасов Иоанне! поправший мужески славу мира сего и пустыню возлюбивший с безмолвием, молитвою, постом, совершенною нестяжательностию! Помоги нам презреть дольнюю, преходящую, как сон, славу! Вси святии апостоли, мученицы, святителие, преподобные и праведные и вси святии, помогите нам презреть суетную дольнюю славу. Аминь. 23 июня. Вечер, 11 часов.

Образ благочестия у многих есть, а силы его нет [2Тим. 3, 5] – враг давно украл из сердца за самолюбие и разные житейские пристрастия.

Сердце мое непрестанно почти двоится – и тогда, когда не молюсь, и даже нередко тогда, когда молюсь и совершаю Таинства: плевелы греховные глубоко пустили во мне свои корни. Господи, помилуй!

Есть о чем христианину подумать, размыслить, есть что прочувствовать, что полюбить всей душой, чего достигать всей силой, в чем совершенствоваться! До того ли, чтобы заниматься житейскими пустяками и убивать напрасно и ко вреду себе столь дорогое и столь краткое время, данное для приготовления к вечности? Где толк?

Неумеренность в пище – мое бессилие, лишение благодати; воздержание – моя сила.

Достойно наказуюсь от Господа за суетную любовь к миру, во зле лежащему, ибо, любя мир, я враждую против Бога: дружба с миром есть вражда против Бога [Иак. 4, 4]. Прочь слава мира тленного! Прочь ордена! Не унижу своего сана искательством отличий у начальства светского, холодного к Богу и к Церкви Святой, не уважающего духовный сан, выжидающего даров неправедных, проводящих время в неге, роскоши, сребролюбии, игре картежной. Да прилеплюсь всей душой ко Господу – Он моя жизнь, мой мир, мой суд, моя слава, мой Спаситель, мое сокровище нетленное. Боже! Сохрани меня и от мгновенного пожелания ордена, да не разлучит меня с Тобою ни на одно мгновение это грешное пожелание и не причинит мне адского огня, скорби и тесноты. Даждь мне всегда скорбеть о лишении Тебя, благодати Духа Твоего Святого, чрез мое маловерие, мою неблагодарность, мое невнимание к себе, нерадение, леность, злобу, зависть, гордость, непокорность, неуважение, любостяжание, нечистоту, невоздержание, своенравие, тщеславие, лицеприятие и лицемерие, нетерпение, раздражение, гневливость, ропотливость, дерзость, жестокосердие, немилосердие, биение и прочие страсти; поистине, я достоин не награды, а наказания за свои бесчисленные грехи. Пусть ищут и награждаются мирскими наградами мирские люди, не знающие духа Евангельского – духа смирения, самоосуждения, покаяния, или люди достойные, не как я – немощный, недостойный, непотребный, многогрешный; а я да ищу слез покаяния, да исправляю непрестанно окаянное сердце и житие мое, да не отвожу очей от ран сердца моего, ран, причиненных мне страстями моими, – от внутреннего безобразия и гноения моего (образом коего служит золотушный гной). Может быть, призрит Господь на смирение мое и помилует меня и ныне, и в день Судный.

Ошибочный, близорукий отзыв мирских начальников о твоей службе не тожествен с судом Господа и Церкви Его; часто бывает, что, когда те хулят или проходят молчанием труды и заслуги, Господь благословляет и Церковь также. Единому Господу совершенно известны плоды нашего делания – Он и воздаст каждому по делам. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный [2Тим. 4, 7 – 8].

24 июня

Благодарю Господа всем сердцем, яко сподобил меня совершить легко и непреткновенно Божественную литургию, на великом входе выговорить непреткновенно весь царствующий дом по именам и причаститься неосужденно Божественных и животворящих Таин к очищению, освящению и миру, свободе и дерзновению души и во здравие души и тела. Аминь.

Пред вечерней увидел отца Арсения Щипунова иеродиакона и при нем служил вечерню без ектении, смущение не позволило. После вечерни я хотел пригласить его с товарищем его к себе, но крестины заставили подождать их, пока я совершу Тайну возрождения. Присутствовал он при крещении – меня взяла ревность Божия, бесстрашие, и с помощью Божиею совершил я Таинство с дерзновением, искренностию и силою.

Добрый отзыв их о моем служении. Богу, не мне слава – Церкви Святой, а не мне.

Поел на ночь холодной ухи, ершей с черным хлебом – и вышел излишек; крепило; зуд в теле. Не есть на ночь никогда.

От рыбы ночью сильное блудное напряжение члена детородного, загрубение сердца, жестокость и зуд в теле.

25 июня

Благодарю Господа, утешившего меня ныне Божественным причащением и непреткновенным совершением Божественной литургии.

Благодарю Господа, многократно отъявшего от души моей скорбь, тесноту, смущение, боязнь, удручавшие меня вследствие страстей моих. Ибо когда я обращался к Нему всем сердцем с искренним покаянием, Он, многомилостивый, избавлял и спасал меня от тиранства страстей и злых демонов, с лютостью адскою нападавших на меня, и из тесноты выводил меня на пространство, от смущения в мир. Вот и сегодня за всенощной несколько раз явно спас меня.

Бог сделался человеком для спасения и обожения человека, растлившего образ и подобие Божие грехом, – человек чрез сие делается причастником Божественного естества, отбегая тли похотей [2Пет. 1, 4]. Важность посланничества святых апостолов Сыном Божиим, Искупителем мира.

Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, совершившему дивное и ужасное таинство искупления рода человеческого и ныне, в Новом Завете, и присно, в Ветхом Завете, и во веки веков, в будущем веке. (Соединение Ветхого и Нового Завета, связь.)

Великость зол и бед, в кои погружено человечество; бесконечность мучений, уготованных нераскаянным грешникам. Бесконечна великая жертва спасения, или цена за спасение мира: не оставль недра Отча, и нашу нищету посетив98.

В четверг 27-го июня в дом Касаткиной; к телеграфисту молебен в 12 часов, после обедни.

26 июня

Среда. Праздник Тихвинской иконы Божией Матери. Благодарю Господа, явившего на мне ныне утром дивную милость Свою и силу, внегда избавити мя от адского огня и адской тесноты, за жестокосердие к нищему постигших меня. В покаянии воззвал я ко Господу, взирая на икону Его в доме Халитова на Северном бульваре за рынком, где я служить молебен собирался, – и послал мне Господь спасение Свое. Славлю Его благопослушливость, скоропослушливость и милосердие.

За обедней чувствовал также крайнюю тесноту и лишение благодати за вчерашнее чревоугодие и ядение рыб, и икры с питием вина, и сладкого чаю у Николая Михайловича Семенова, после всенощной у него; после невыговора на великом входе некоторых имен царской фамилии последовала особенная теснота вражия. Едва я мог справиться с собою, служить обедню; после причащения почувствовал себя хорошо, но когда говорил молитвы пред причащением одной женщины, не выговорил слов: Пречистых Твоих Таинств, уел слово – и стало томно и тесно. На молебне водосвятном тоже чувствовал себя в тесноте ужасной. После потребления Святых Даров успокоился.

Страстная самовольная плоть наша есть гибельное, адское средостение между [Богом и] богообразной и богоподобной душой, и потому ее надо непрестанно умерщвлять и порабощать, то есть ее прихоти, пожелания, страсти: блуд, сребролюбие, чревоугодие, сластолюбие, невоздержание, самолюбие, гордость, зависть, непокорность, вольномыслие, ропот, уныние, леность, нерадение и проч. Для того и посты установлены, для того бдения, или молитвы продолжительные.

Мы здесь странники и пришельцы и готовимся узреть Отца Небесного после здешнего очищения, освящения и обновления – что же мы нерадим об этом очищении и обновлении, что более и более оскверняемся грехами и суетою мирскою, страстями века сего?

Плотоугодие и самолюбие нынешних людей всё истощает для себя и мало-мало, часто ничего, для ближнего; себе всё позволяет и всё прощает, нищему – ничего. Это относительно курения табаку и пр. Лишние и вредные удовольствия очень грешны.

Вздумал я опять прибегать к самооправданию, порождению самолюбия и гордости и славолюбия, хотя сам кругом виноват, – и за то, за эту дерзость пред Господом, крайне пострадал вечером и сегодня утром: лишился благодати и помощи Божией; в служении крайне смущен, утеснен; опален, омрачен был во время утрени. Господь терпел ради меня неправедное бесчестие – а я и праведного, заслуженного не хочу перенести, а самооправданием хочу избавиться от него. Нет, перенесу безмолвно. Если Господу угодно, Он Сам оправдает, а справедливее – я делами должен оправдать себя.

28 июня

Благодарю Господа за благодать литургии и за причащение животворящих Тайн ко оживлению моему.

29 июня

Сегодня не имел дерзновения пред Богом и людьми ради вчерашнего сластолюбия и пресыщения (у Берзиной, да дома – булка с миндальным молоком и с малиновым вареньем за обедом и за ужином, или чаем). Совершенно обессилил и одолел враг, особенно на великом входе, во время причащения и при чтении Евангелия на молебне и отпуста на панихиде в церкви. Достойно лишился помощи Божией; в боках и в животе чувствовал тесноту от избытка пищи и питья.

29 июня

Благодарю Господа за препоясание силою свыше и за дерзновение во время произношения мною проповеди за поздней обедней; эта проповедь принесла обильный плод милостыни кронштадтским бедным – 72 рубля 88 копеек.

Жатва в Кронштадте многа – много душ, готовых на дело доброе, но делателей мало, возбудителей, руководителей нет.

После того как я припадал к престолу в Покровском приделе, моля Господа верою и упованием препоясать меня миром и силою свыше, я почувствовал силу Божию в себе, умирение сердца, спадение как бы чешуи с внутренностей. Слава Господу, давшему мне крепость и отъявшему от меня бесовскую срамоту.

Тогда как христианин должен более и более расширять сердце свое для любви к Богу и ближнему – современный человек весь закутался в самолюбие, плотоутодие, сластолюбие, честолюбие, корыстолюбие. Всё себе и ничего другому: я имею, думает он, право на все блага земные (благо, что не небесные); другой, не имеющий их, бедняк, должен влачить бедственную жизнь, и он того достоин, думает он, ему так суждено. Посмотрите на этого молодого человека: он в год выкуривает табаку на триста рублей – то есть он бросает на ветер содержание целого бедного семейства в год, дозволяет себе безрассудную, вредную роскошь. А вот эта госпожа в год шьет излишних платьев на пятьсот рублей и более, которые у ней лежат большею частию в гардеробе.

Где сокровище ваше, там будет и сердце ваше [Мф. 6, 21]. Ты пришел в храм молиться – но где сокровище твое, там будет и сердце твое: ты стоишь в храме – а сердце твое где пресмыкается? С кем и чем собеседует? Чем уязвляется, от чего смущается, чем услаждается?

30 июня

Ночью и утром боль в пояснице, вероятно, от жирной, скоромной пищи или от узкого одеяла [красного] (директорского). Трески не есть (я тресковый соус ел на ночь).

Воздержание, воздержание, воздержание! Господь гневается на невоздержного Исава, ибо сердце Исава говорит развратное.

Сколько сладости, блаженства, света, мира, пространства для сердца в вере христианской – но именно, но для сердца воздержного, чистого, простого. Ради того одного, чтобы должным образом проникаться сею небесною верою, чтобы она могла иметь на нас свое спасительное действие и мы могли быть ею блаженны, мы должны непременно хранить всегдашнее воздержание – иначе чего, каких благ мы лишим себя из-за невоздержания! И это как здесь, так и там!

В акафистах Спасителю и Божией Матери воспевается воплощение Бога Слова и плоды воплощения для человеческого рода, особенно для верующих.

В них воспевается бездна милосердия Божия и неисчетных благодеяний Божиих к роду человеческому, явленные в воплощении Сына Божия, благодеяний, за которые, если бы мы принесли Богу столько же песней, сколько песчинок на земле, – и тогда бы достойно, сообразно величию благодеяния не восхвалили и не возблагодарили Бога. И Церковь составила почти равночисленные песку песни, в коих прославляет чудеса воплощения и искупления.

Господь влечет нас горé – на небо, а диавол приковывает, приковал наши сердца к земле – к сладостям земным, к красоте земной, к деньгам, развлечениям, веселостям.

Каково желание вещи или предмета, такова и скорбь по неисполнении желания. Потому лучше не желать тленного, да не тлит души.

При нашей привязанности к здешним благам у нас нет желания благ небесных, вечных; имея их, привязываемся к ним – и от Бога отпадают наши сердца; желая и не получая их, скорбим безрассудно – и тем опять оскорбляем Бога, Который есть един праведный Судия дел наших и мздовоздаяния Владыка и Господь, всем воздает по делам. Здешние воздаяния часто и пречасто бывают неправедны.

Всё, что двоит наше сердце, препятствуя сосредоточиться в Боге, должно быть отброшено, потому и награды земные тоже, – они двоят сердце, от них веет духом мирского пристрастия, мирского тщеславия мирской любви, мирского величания. Они иссушают дух христианской любви, ибо кто ищет отличия пред другими – тот не любит, не уважает их искренно, тот достоинство человека поставляет в количестве наград, которые он имеет, а кто их не имеет, тот в его глазах теряет много.

О, как хорошо, что святые апостолы не имели внешних наград! Оттого и сами любили друг друга чистой небесной любовью: не было у них соперничества, зависти, кичения, тщеславия, – и людей любили пламенной любовью; а когда у нас иной наденет на себя все свои ордена, то иногда не смей к нему подступить близко – такое напускное, ложное величие принимает на себя, как бы требуя себе трепета и благоговения; уже не веет от него отеческой любовью, простотою, а если при том он еще богатый человек – тогда и никто не равняйся с ним! На всех смотрит свысока, независимо!

Если я ищу возвышения, отличий, я этим уже обижаю равных себе (апостолы Иаков и Иоанн, просившие у Христа первых седалищ [Мф. 20, 20 – 21]), уже во мне нет христианского смирения, христианской любви, ибо любы не превозносится, не гордится [1Кор. 13, 4]. А ищущий наград нагло возносится над ближним, рядом с ним стоящим! О, век суетный, безумный! Где истинное достоинство человека? В чинах ли, в титулах ли да в орденах? Не внутри ли, не в сердце ли – не в истинном ли смирении пред Богом и людьми, не в любви ли ко всем нелицемерной и в усердном, бескорыстном, нелицемерном служении Богу и ближним? Не в кротости ли? Не в чистоте ли сердечной? А где же эти незримые и не награждаемые земным начальством доблести? В ищущих наград их нет, верно. Истинное достоинство нередко кроется под рубищем. (Алексий человек Божий.)

Боже мой! Какое величайшее таинство совершено для нас, человеков, – воплощение Сына Божия! Плоды его вкушает воздержный, трудолюбивый, бескорыстный, чистый сердцем христианин.

Имею ли я веру, надежду и любовь? Если я имею веру, то в делах должна она показываться, если имею надежду- то должен надеяться воздаяния от Бога за свои дела, должен надеяться на лицезрение Христа, Солнца правды, и в этом чаянии очищать себя от всякой скверны плоти и духа, проводить время в делании благих дел, в постоянных трудах, не должен искать наград и отличий в этом мире, предоставляя Богу наградить или наказать нас.

На всяком шагу мне опасности от нечистого сердца: если встречаю красивую женщину, красивого человека, то засматриваюсь на них; если безобразную – отвращаюсь, презираю и выхожу лицемером, с лицемерною любовью к людям, которые все одинаково – безобразные и красивые – по образу Божию. Окаянный я человек! Всегда и всячески прогневляю Бога!

30 июня

Благодарю Господа, безмерно меня утешившего причащением святых животворящих Таин после сильных искушений и огорчений от противника во время литургии, после крайней тесноты, произведенной врагом.

Проповедь Преосвященного Григория Казанского (митрополита Петербургского). Говорил бодро, спокойно, свободно, весело. О беспечности в своем спасении. Воскресение. Служил в Думе. Присно я в смерть духовную предаюсь, да и живот Иисусов явится в мертвенной плоти моей [2Кор. 4, 11].

2-го июля

Господи благопременителю, благодарю Тебя от всего сердца моего за содеянное о мне: за отъятие печали моей и недоумений моих касательно службы моей по гимназии и за благопременительность в мыслях начальника ее, Петра Николаевича Яниша. О, если бы то же сделалось и с Кириллом Петровичем [Яновским]! Но наипаче Ты, Господи, благоволи о мне грешном! Твой Дух да будет во мне всегда; Он да наставляет меня всегда на землю праву.

Пред Богом все одинаковы, и различать по чинам, званию, красоте, богатству, силе, знатности никого не должно, когда дело касается общей веры, богослужения, Таинств. Но наше лукавое сердце приучено, привыкло к лицеприятию – эту страсть, этот грех, эту болезнь души надо немедленно отсечь, чтобы она не укоренилась сильно; надо помнить, что все равно грешны, и часто знатные и богатые особенно грешны, все немощны, все подвержены недугам душевным и телесным, все смертны, все подвержены, как грешники, гневу Божию, всем угрожает за нераскаянность геенна.

Благословение священника и архиерея – от Отца и Пастыря.

Прежде занимались подачкою отдельные лица и за то подвергались нареканию иногда очень и очень несправедливому и незаслуженному, – теперь призываются к участию в попечении о бедных все граждане по сущей справедливости, ибо попечение о бедных общества есть дело всего общества; каждый благоволит уделить свою долю на бедных; каждый пусть дает, если хочет, совет, как лучше устроить бедных, помочь им или дать им труд.

Сильно крепит живот мой: надо меньше есть, а икра производит сильную блудную похоть: надо избегать ее, особенно на ночь не есть ее. 11 июля 1874 года. Дождливый день.

Чудная премудрость Божия и животворящая сила в мире видимом; чудная красота, польза; дивное благоухание в растениях! Чудный, богатый, щедрый, живительный свет в солнце; чудная теплота, всё оплодотворяющая! Дивен Ты и преславлен, всеблагий, всемогущий, премудрый Господи! Если дело рук Твоих таково, каков Ты Сам, Господи! Если столь прекрасно, полезно, животворно создание – сколь прекрасен Сам Ты, Создатель, сколь животворящ, сколь премудр, сколь благ! Если тленный мир так прекрасен – о, сколь прекраснее нетленный! Если временное столь хорошо – каково вечное? Если столь прекрасны и благоухающи тленные, из грубого вещества растения, о, сколь благоухающи древа райские и древо жизни, сколь благоуханны цветы райские – наипаче же бесконечная Святыня Твоя, Отче, Сыне и Душе Святый, Троице Святая; сколь благоухают чудные добродетели всех святых Ангелов, всех воинств небесных, всех святых! Если свет тленный, каков свет солнца, столь прекрасен, животворящ, обилен – то сколь прекраснее, животворнее, обильнее свет нетленный, свет неприступный Твоего Лица, Господи, Пречистой Богородицы, Престолов, Херувимов, Серафимов, Господств, Властей, Сил, Начальств, Архангелов и Ангелов и всех святых угодников! Если чудна красота иного лица человеческого, привлекающего взор и сердце, – сколь чудна, восхитительна, пленительна, животворна, неизреченна Красота Самого Творца твари, красота святых Твоих Ангелов! Красота святых! Удивляюсь Тебе, Творцу моему, во всех делах Твоего творения: в драгоценных камнях, во всех растениях, во всех птицах небесных, в рыбах, птицах, гадах, насекомых, в четвероногих скотах и зверях и наипаче в человеке, прекрасном, умном, словесном создании Твоем. Удивляюсь Тебе – во всем строении земли, в стихиях, ее составляющих, воздухе, в воде, в этих неизмеримых морях, в реках, озерах, источниках; в бездне огненной, сокрытой внутри земли, и во всех телах, в животворящей, премудрой, художественной силе Твоей, сокровенной в земле и непрестанно делающей, творящей, украшающей, благоухающей, оживляющей; дивлюсь Тебе в чудном светиле сем, в солнце, во всех других светилах, в луне и звездах, – во всем творении Твоем, и умоляю Тебя: избавь меня от мучащего меня, умерщвляющего меня, безобразящего, смердящего греха и даждь мне внити в живот Твой, восприять красоту образа Твоего, наслаждаться лицезрением чудного зрака Твоего, благоухать благоуханием святыни Твоей. (После прогулки в Инженерном саду – после дождя 5-го июля, в пятницу.) Вот Тебе, Господи, жертва моего благодарения, удивления, прославления! Господи! помяни вся люди Твои, наипаче достояние Твое, отрожденное водою и Духом!99

А куда Я иду, вы знаете, и путь знаете. Фома сказал Ему: Господи! не знаем, куда идешь; и как можем знать путь? Иисус сказал ему: Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня [Ин. 14, 4 – 6] (вот куда идет Иисус Христос и куда должны мы идти!)... Итак, все пойдем немедля к Отцу Небесному чрез Иисуса Христа, Ходатая, и при помощи Его... Всяк, имеяй надежду видеть Отца, очищает себя от всякого греха [1Ин. 3, 3]... Очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием [2Кор. 7, 1]. Ко Отцу, к Отцу!

Купить в Синодной лавке толкование Евангелий воскресных Никифора Астраханского100. Объяснение Псалтыри Палладия101; Ефрема Сирина102; объяснение литургии Арсения Киевского103; Историю Церкви Рудакова9. Слова Иринарха Рязанского104.

7 июля

Благодарю Господа, многократно вчера спасшего меня милосердием Своим от страстей моих (зависти, неприязни к отцу Матфею до и во время всенощной), когда я покаялся от души и осудил себя искренно; благодарю и за самое осуждение мною себя самого – и сие от Бога.

Ночь провел очень беспокойно: сильный зуд в теле всю ночь – от кофе ли, от молока ли деревенского, дурно пахнувшего навозом, от вина ли, портвейну, или от того, что поздно вечером пил чай с сахаром? Сахар не причина ли этого зуду? Суп ли старый за обедом?

Плоть моя не распята со страстями и похотями, а оживлена – оттого я и слаб духом. Крепче заметь это и убий змею свою.

Евангелие о слепых и немом бесноватом [Мф. 9, 27 – 33]. Сердечные очи мои ослеплены самолюбием, плотоугодием, чревоугодием, объядением и пьянством, гордостью, честолюбием, завистью, сребролюбием; ропотом, нетерпением, унынием, сладострастием, лицеприятием и лицезрением, лицемерием, суетностью, леностью, нерадением, жестокосердием; скупостью, злопамятством, укорением, оклеветанием, ложью, обманом, легкомыслием, божбою, зложелательством, злорадством, лукавством, хулою, братоненавидением, придирчивостью, подозрительностью, раздражительностью, ссорою, уничижением ближнего, ругательством, предательством и иными бесчисленными грехами. А конец всего этого – смерть [Рим. 6, 21], если не покаюсь и не исправлюсь.

7-го июля

Воскресенье. Спал дурно, зуд во всю ночь; чай пил поздно, в одиннадцать часов. Раннюю обедню служил дурно, с трудом; сердце засорено крайне от неслужения Господу целую неделю и бесполезного гуляния по дачам (у директора, у Полякова), от нарушения поста (вечером в пятницу), и голос крайне труден и нечист; коварства вражии умножились до крайности; изнутри совсем одолел враг; на душе смятение, боязнь, связание; многих возгласов и поминания на великом входе говорить не мог; на молебне молитву водосвятную совсем прочитать не мог. Беда со всех сторон, благодать Божия по грехам моим оставила меня. И после причастия не было полного мира, а смятение, раздражение, теснота.

Ризы новые ([Семенова]). Не броня ли чужа?

8-го июля

Благодарю Господа: ночь провел хорошо, спокойно – от вчерашнего служения и причащения Святых Таин, особенно от прославления Владычицы за всенощною – громкого, смелого: голос образовался отличный. Слава Богу! Утро.

Раннюю обедню служил сначала порядочно, но при тесноте сердечной и сердечном бессилии; голос нечистый; враг как бы обвился по ребрам моим, причиняя мне уныние. И это по причине пития двух рюмок хересу и ядения икры и сыру вечером у Сребрениновых вместе с невестою, вдовою, вступившею во второй брак с своей стороны с мужчиною, вступившем в третий брак – Евдокимом Краюшкиным. Тут была жена Гавриила Краюшкина. Мое смятение усилилось, когда дьячок Полиглотов стал проситься вон от обедни, служенной с отцом Матфеем, а дьячка Преображенского – пьяного – не было; я возмутился сильно духом и вознегодовал на пьяного дьячка, которого нельзя было дозвониться. Заамвонную молитву прочитал всю; на молебне водосвятном особенно я смутился и от волнения не мог читать, когда увидел виновника беспорядка, дьячка. Бог ему судья.

А когда я венчал Краюшкина, то мне было тяжело как в аду: смущение, стыд, боязнь, теснота, бессилие сердца; я чувствовал, что змей обвился около сердца моего и давит меня кольцами своими, как удав; тут всплыли наверх все грехи мои – блуды мои, чревоугодие, сластолюбие, лицезрение, человекоугодие, раболепство, суетность, ложный стыд, ложный страх, лукавство, стыд Христа, Церкви и словес Его и словес ея. Я был вполне поруган, оплеван бесплотным врагом; пред этим я пил сладкий чай у старушки Екатерины Степановны, ел пирог с рыбой и с вареньем, пил херес, ел ягоды – словом, чревоугодничал, сластолюбствовал. Это породило сласть блудную, гнушение молитвою, людьми. Правда, в церкви были люди, прехолодные к Богу и Церкви, исполненные житейской суетности, и из-за них, думаю, отчасти могла быть тягота; знакомых девиц Козляниновых очень стыдился. Вот малодушие! Боже! милостив буди мне, грешному. Я роптал на Тебя, что, просив помощи крепким воплем, не получил ее от Тебя, хотя сам я недостоин был Твоей помощи, будучи исполнен бесчисленных грехов и сам дав оружие врагу против меня самого. И третий брак был причиною тесноты моей.

Окаянный, я не сохранил любви при обличении согрешившего брата, но смутился, раздражился, озлобился, ругался – ив алтаре, назвав подлецом и его, и товарища его и другими словами бранными. Сам себя испортил, уязвил, лишил благодати Божией, мира, свободы, правды, радости в Духе Святом. Помнить надо дух Евангельской любви: любовь долготерпит, милосердствует, не завидует, не раздражается, не ищет своего... и прочее [1Кор. 13, 1 – 8], или: если и впадет человек в какое согрешение, вы, духовные, исправляйте такового в духе кротости, наблюдая каждый за собою, чтобы не быть искушенным. Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов [Гал. 6, 1 – 2].

(Никитину Владимиру напомнить, что надо письмо написать прихожанам и деньги собирать, чтобы было чтотдавать бедным осенью и летом; что много голодных, без приюта.)

9-го июля

Всем воспевающим Тя (Божию Матерь) мир подавающая105. Я испытал и испытываю это на себе. Благоговею пред Всецарицею и благодарю от всего моего сердца.

Великая сила невидимого врага над нами и великое его тиранство над нами есть вместе и разрушение его козней в нас и владычества его. Потому не унывай, когда видишь, что он сильно издевается над тобою и мучительски ругается тебе: тут-то и сокрушит его Господь, а тебе даст отраду. Тебе душу проходит оружие, да открыются от сердца твоего помышления лукавые, страсти лукавые.

Видел я во сне священника, пришедшего в церковь и огорченного крайне на другого священника, задом стоя к собрату. В каких горьких выражениях он его укорял! – я заступился за укоренного – и сделался другом укоряющему за правду; крепко поцеловались, обнявшись. А Гурнова видел нагим и не стыдящимся.

Благодарю Господа, услышавшего меня в час греховной тесноты и печали, когда я допустил овладеть сердцем своим неприязни на кладбищенского дьячка Константина без всякой причины, и в покаянии воззвал ко Господу о помиловании, мире и свободе. Получил просимое. Благодарю Господа, милостиво и скоро услышавшего меня, когда я, огорченный и смущенный непочтительностию (некоторою) Ф.Ст. Герасимова и жены его, молодой франтихи, в квартире Полякова (крестины) обратился к Богу с тайной молитвою о помиловании и прощении мне злобы. Получил и это. Я ощутил мир, свободу. Сам себя осудил и их извинил и об них искренно помолился, как неведущих и нимало меня не обидевших; себя признал всевиновным в злобе и гордости.

От сладкого чаю и кофе крайне слабеет сердце мое и подвергается мучительству врага бесплотного, как это случилось сегодня (10 июля) у помещика и почтмейстера Антона Малаховского в квартире, при жене бывшего почтмейстера Мякотина, – боязнь нелепая, всеянная в сердце от врага, одолела меня; а у чиновника артиллерийского Тимофея Герасимова (крестник Александра) враг обдал внутренности и сердце блудным вожделением – жало сластное вонзил; и все от сладкого чаю и кофе, который я дома опять пил. Боже, помилуй мя! Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей [Пс. 50, 12]! (10 июля 1874 г. Десять с половиной часов вечера.)

Внутренний человек! На него всё внимание обращай: презирай внешнего, презирай плоть; прочь самость! Обращай внимание на красоту нетленную, на красоту внутреннюю человека: стыдливость, чистоту, целомудрие, кротость, незлобие, простоту, доброту, великодушие, сострадание, терпение, покорность, послушание, нелицемерную любовь. Прочь погоня за тленною увядающею красотою, за преходящею сластию, за внешним убранством.

В чем состоит практическая христианская мудрость? В смирении, пощении, молитве непрестанной, в терпении, в послушании, в трудах, в самоотречении. Святые апостолы, иерархи, мученики, преподобные, бессребренники, столпники, угодившие Богу, были истинные философы христианские. Достойно и предостойно они ублажаются во все веки. Они предмет подражания всех истинных христиан. Они непрестанно побеждали грех – мы непрестанно побеждаемся грехом.

10-го июля

10-го июля, в среду венчал свадьбу Краюшкина Евдокима в третий брак крайне дурно; смятение необыкновенное, боязнь, стыд, страх, немощь, насилие врага бесконечное

13-го июля

Суббота. Ранняя обедня. Благодарю Господа за бесконечно великий дар Его милосердия, за непреткновенное совершение литургии и за животворное причащение Божественных Таин; благодарю Господа, восставившего меня от падения моего в грех раздражения и ярости на брата моего, причетника Алексия за неблаговременный уход его в баню после ранней обедни (с Полиглотовым вчера гуляли они). Покаялся я в тесноте и огненном искушении, бывшем после греха, и, хотя нескоро, получил от Господа прощение и мир с дерзновением; на бирже служил молебен благополучно, свободным духом.

Благодарю Господа, даровавшего мне умиление и мир и просвещение во время служения всенощной воскресной; благодарю за победу над врагами невидимыми по молитве Пречистой Богоматери во время служения молебна пред новой чудотворной иконой Ее, за мирное чтение двух Евангелий. Слава Господу, победителю ада во мне. 13 июля. Одиннадцать часов вечера.

Взирая на крест и на раны Господа, говори в сердце своем: этими ранами я исцелен и исцеляюсь непрестанно, очищаюсь от грехов, воскресаю духом из мертвых и потому славлю и благодарю Господа и язвы сии сердечно целую.

15-го июля

Благодарю Господа за дарование мне благодати умиления и слез при совершении Божественной литургии вчера, в воскресенье, и дерзновение во время проповеди. На царском молебне конец благодарственной молитвы прочитал не весь, именно: не мог от боязни прочесть слов: всегда благодарение приносити и преблагая глаголати и воспевати сподобиши... Раскаялся в своем малодушии и получил прощение от Господа и мир.

Благодарю Господа за удостоение служением литургии нынешний день, 15-го июля. Пред Херувимскою песнию, во время её и великого входа и потом до конца беспокоила меня утайка двух рублей из братских доходов в пользу потребного для братии же и для нищих: земляк приказчик [...] заплатил мне пять руб. Обещал Господу записать рубль еще, а остальные взять на расходы и извозчиков.

16 июля

Благодарю Господа, благодатию Своею благопоспешившего мне в мирном и непреткновенном служении утрени сегодня.

Благодарю Господа, оживотворившего меня вчера во время литургии причащением пречистых и животворящих Своих Таин. Видех, Господи, видех, живоначальную Твою длань, от греховной смерти меня избавившую, и славлю Твое безмерное милосердие, яко не препобеждаешься неправдами моими, но покаяние ми даруеши и кающегося милуеши неизреченно и постоянно.

Вчера на ночь, после прогулки, закусил килек с черным хлебом и поел ватрушки, а потом пил чай, спустя час времени, – и сделал нехорошо: сон отогнал от себя, с боку на бок ворочался. (Днем спал – и потому еще ночь нехорошо спал.) На ночь чай не пить.

Жестоко и справедливо я пострадал от ядения мясных котлет и от лишнего стакана (за обедом) молока, а потом вечером от рюмки водки и части ватрушки у отца Матфея: искушения злобы от врага жестокие; ночью сон непокойный; вставание сопряжено с тяжестью. Да не ем мяса... Боже, помоги!

17 июля

Благодарю Господа за чудную победу над врагами моими невидимыми и за дивное оживотворение Божественными Тайнами, когда я, недостойный, приобщился их.

Во время обедни сильно искусился напрасною злобою на дьячка Алексея Преображенского: я сам был виноват, что он не хотел петь. Я сбил его. Раскаялся я, и Господь чрез долгое время простил.

Согрешил я опять против дьячка, а он против меня: я рано пришел на панихиду и начал без него панихиду, а когда он пришел, я рассердился на него: нетерпение показал, руками всплеснул от нетерпения. Согрешил ко Господу! Прости мя.

Благодарю Человеколюбца, Спаса моего, избавившего меня во время вечерни сегодня 18-го июля (четверг) от бури бесовской по случаю намеренного или ненамеренного пропуска дьячком Славы и ныне на стихирах (на Господи, воззвах); я подумал, что намеренно, с лукавством – и от этого возмутился духом; но помог мне Господь одолеть дух смущения и выговорить прошения ектений просительной и сугубой, а потом и молебен с водосвятием совершить добре. Слава Господу сил, помогающему мне, непотребному. Не лиши меня, Господи, помощи Твоея во все дни живота моего. Буди!

На святых взирай, как на обоженное человечество, безмерною почестью почтенное от Бога; также и на истинных благочестивых христиан, хотя они и содевают по немощи человеческой некоторые грехи. Благодари Господа за этот бесконечный дар Его милосердия и старайся сделаться достойным его своими делами, обновлением сердца своего.

Церковь в своем богослужении и Таинствах изображает и священнодействует силою Иисуса Христа, Духом Святым чудесное восстановление падшего образа Божия в человеке и обожение его. Дивное богослужение! Дивное Таинство!

Даруй мне, Господи, искренно возненавидеть всякий грех, искренно возлюбить всякую правду, наипаче возлюбить Тебя, Бога моего, всем сердцем и ближнего, как себя. Многое, многое во мне и у меня свидетельствует о том, что я слишком много люблю себя и не люблю Тебя всем сердцем, а ближнего, как себя.

Зачем я жрал с алчностью сливки со сладким чаем? Оттого детородный уд беснуется сластию, оттого устрашающие сновидения.

Вчера, ночью (у Гурова в квартире) от свадебной пирушки Кедровской случилась у меня блудное осквернение: диавол представил во сне одну из девиц танцевавших в прелести сонной – и я искусился. Согрешил ко Господу! И ел, и пил на свадьбе довольно мяс, и рыб, и вино.

19 июля

Утро. Ночь спал не очень хорошо; сон довольно беспокойный оттого, что пил на ночь сливки и чай сладкий с булкой, когда природа не требовала и аппетита не было (чай пил со сливками же пред вечерней); детородный член от сладкого чаю и сливок в крайнем напряжении блудном. Сладкого чаю для Бога и чистоты тела идуши не должно пить; сливок сколь можно меньше употреблять.

19 июля

Позднюю обедню служил с крайней теснотою в боках, особенно в правом, от крепости ли желудка и от избытка соков, или от действия лукавого (что вернее). А вчера вечером излишне пил чаю и много сливок пил (они-то, между прочим, и теснили меня). После причастия чудно оживился и укрепился духом. Слава Господу, победителю во мне ада. Младенцев множество причащалось, народу полная церковь. Доходу от обедни 34 рубля 50 копеек. Небывалый! Благодарение Господу!

За всенощной, как и ранее за вечерней, голос был слаб от рыбы и пива; до всенощной чувствовал себя крайне вяло и уныло, после чаю пред всенощной оживился. К половине всенощной голос сделался хорош от внутренней борьбы и освобождения от греховной коры внутренней. К концу всенощной смутился было от пожелания протоиерейства по случаю имеющего скоро быть двадцатилетия моей службы. Раскаялся, вспомнив просьбу сынов Зеведеевых о первенстве в Царстве Христовом и ответ Господа: можете ли пить чашу страданий? [Мк. 10, 38]. Скорбей и страданий за Христа избегаем, а получать отличия и повышения куда как падки мы! Первые места занимать! А грех внутри побежден ли? А сердце новое ли? А долг пастырский исполнили? А овец многих ли спасли? Изнемогшее подняли ли? Болящее уврачевали ли?

20 июля

Опять прельстился от плоти – поел вчера вечером поздно рыбы с черным хлебом, что потребовало долгой прогулки. Согрешил чревоугодием и невоздержанием.

От ядения вчера поздно вечером судака с мучным соусом и с черным хлебом были дурные последствия утром за ранней обедней: эта пища легла мертвящим свинцом на сердце моем и вражеской батареей против меня – из-за этой яди я умер, окаянный, духом, и только многомилостивый и долготерпеливый Господь воскресил меня из мертвых силою Божества Своего, по приятии Пречистой Плоти и Крови Его. Слава силе Твоей, слава милосердию Твоему, Господи! Наука мне делать не брашно гиблющее, то есть не чревоугодничать, но делать брашно, пребывающее в животе вечном [Ин. 6, 27], то есть презирая тленную пищу, стараться причащаться чаще, достойно приготовясь молитвою и постом нетленного брашна, животворящих Тайн Тела и Крови Господней.

Сытая душа попирает и сот [Притч. 27, 7]. Так, один священник в Петербурге, кажется военный, вероятно пресыщенный вином и пищей и помешанный на картежной игре, наругался над Святыми Тайнами, призвав солдата и приказав употребить Святые Дары; тот отказался, тоже с пренебрежением. О, ужас! О, предательство, горшее Иудина! О, хула диавольская! (Отзыв отца Иоанна Никитича Полисадова о профессорах и студентах Академии как вольнодумцах, безбожниках. Истина! – Жалко! Воспою Возлюбленному моему песнь Возлюбленного моего о винограднике Его [Ис. 5, 1].)

Церковь в ектениях своих – великой, просительной и малых, часто напоминает христианам о том, что они вместе и со святыми и Богоматерью – члены единого тела одушевляемого единым Духом Божиим, и что Глава этого тела – Христос Бог, Которому, как Богу, и Пастырю, и Посетителю душ наших, мы должны предать себя и друг друга совершенно. Цель богослужения та, чтобы вдохнуть во всех членов братскую любовь друг к другу, всецелую любовь и преданность к Спасителю и Божией Матери, чтобы испросить прощение грехов, освящение, укрепление, просвещение, дать животворную пищу и питие в Крови Господней, чтобы приготовить к общению со святыми на небесах и вечному блаженству.

Держава, то есть царская власть, держит всех и всё в порядке, благозаконии, благополучии, или благобытии, в тишине. А держава Божия бесконечною мудростию и могуществом Своим и благостью Своею содержит в порядке и благобытии все ангельские чины, лики святых, человеческий род, все миры во вселенной и все роды животных, птиц, рыб, гадов, пресмыкающихся, всех насекомых, – все роды и виды растений, всю землю и все воды, весь воздух, всю огненную стихию, всю стихию света, всё. Слава державе Божией, под которой мы всегда сохраняемся день и ночь, все дни и годы.

Вчера 20 июля покушал творогу с пресным молоком без хлеба и чаю попил довольно (три стакана), и оттого ночью боль в пояснице, плохо спалось, да и от дождя проливного во всю ночь и утром. У меня должно быть завал в животе (или еще от вчерашнего пирога с семгой у Ивана Андр.?).

Кто даст мне искреннюю, пламенную, широкую любовь ко всем человекам, чтобы горящим духом молиться о спасении всех непреткновенно, свободно, дерзновенно? Господи! Кроме Тебя, никто не может дать сего: Тебе всё возможно – созижди во мне сердце чисто и обнови дух правый во утробе моей и даждь ему бесценное сокровище любви Твоей, а любовь мира сего, тленную и нечистую, отыми. Вот на нынешний день желание и молитва сердца моего пред Тобою! (21 июля 1874 г.)

Реформа духовных учебных заведений, особенно высших Академий, довела до горьких крайностей – до вольнодумства, деморализации (безнравственность). Никто в монахи не идет, смеются над монашеством, олютеранились совсем. К таким же гибельным, и хуже еще, последствиям приведет и духовно-судебная реформа, когда будет в Церкви Божией преобладать светское начало и власть белого духовенства. И теперь характера Православия весьма мало в жизни мирян и духовных, а тогда, при уничижении начала монашеского, которое всегда с особенною силою отстаивало этот характер в вере, богослужении и жизни православных христиан, – и совсем исчезнет. Худые времена! Что делают наши митрополиты, архиепископы и епископы и архимандриты? Зачем молчат? Ордена обезоружили их.

21 июля

Воскресение. Поздняя обедня. Благодарю Господа, даровавшего мне при немощи телесной, при унынии и разленении от дождливой погоды умиление сердечное при совершении литургии и чудное оживление и обновление после причащения Святых Таин. Проповедь говорил митрополита Григория с одушевлением. После обедни ужасное искушение – гнев мой на дьячка за неповоротливость при множестве треб, и особенно соборования больной Екатерины Прокофьевны. Смутился, озлобился, разбранил дьячка, уязвился, и в этом виде неудовольствия, и огорчения, и смятения, тесноты соборовал. После соборования зашел в думскую церковь, припал к престолу, каялся в своем безумии и милости, и исцеления, и прощения просил у Бога – и получил чудное спасение. Слава Господу!

Похвалы литургии: литургия всемирная, пренебесная, премирная, чистительная, просветительная.

Богослужение совершать реже, выговаривая всё: в мире быть поспеем – там один грех и козни врага, там похоть плоти, очей и гордость житейская [1Ин. 2, 16 – 17].

Агрипина, девица, служанка вдовы Прокофьевой, умерла от родов, от приращения младенца к матке – это в показание праведного Суда Божия прелюбодейцам и прелюбодеям и в страх всем, живущим в так называемом гражданском браке. 21 июля одиннадцать часов вечера.

22-го июля

Благодарю Господа, сподобившего меня спокойно, свободно, непреткновенно (только при говорении отпуста запнулся, не выговоривши святых Константина и Елены и великомученика Прокопия) совершить Таинство Брака, при самом малом количестве народа. Свадьба простая, Дмитрия и Дарьи. Невеста имела девственный, кроткий, ангельский взор, прямой, открытый, простой.

23 июля

С моим чревоугодием я непрестанно проигрываю многое для души и тела: теряю благодать Божию, милость мира, [лишаюсь] спокойного сна, света умственного, чувства сердечного, чувства искренней любви к Богу; чувствую обременение во всем теле; кроме того, должен часто ходить на воздухе, чтобы делать променаж; лишаю себя чтения слова Божия, сочинения назидательных произведений, лишаю своих духовных детей многого весьма полезного, делаюсь не пастырем, а наемником, радящим только о себе и наипаче о своей плоти. Сколько бы я прочитал книг духовных – с великим наслаждением духовным, сколько бы написал книг полезных, если бы не чревоугодничал! Сегодня спал дурно; покоя в душе не было, а скорбь, смятение, теснота. Вечером сладкий пирог с черникой. Нищим вечером поздно не подал. Зачем вечером пиво пил? Пива не пить – это отчуждает от благодати Божией.

Благодарю Господа за премирную Божественную литургию, за непреткновенное и неосужденное совершение ее, за сладкое очищение грехов, за мир, свободу, дерзновение, радость, крепость, дарованные мне в причащении Святых Таин. Ранняя обедня от Евдокии Ивановны Шляковой.

Поверхностных молельников, то есть близких к Богу только на языке, а не в сердце, – есть много, а молящихся всем сердцем, из глубины души, с горячею к Богу любовью, с твердым упованием – мало. А что пользы этим молельщикам и от этих молельщиков? Никакой. Сам Бог говорит об них, что их сердце далече от Него и они всуе, понапрасну чтут Его [Мк. 7, 6], то есть кланяются своим телом, болтают языком, кадят кадилом, ставят свечи, топчут дворы Его, – ибо в сердце остаются такими же развращенными, какими и были: жестокосердыми, злыми, завистливыми, горделивыми, блудными, невоздержанными, скупыми и корыстолюбивыми, лукавыми, неправедными, лихоимцами, мздоимцами, праздными, тунеядцами и проч. Почему из глубины сердца надо молиться? Потому что грех лежит во глубине души, препятствуя искренней молитве, истинной, нелицемерной, – и чтобы помолиться богоугодно, надо отвергнуть грехи, разлучающие нас с Богом, как стена.

За литургией совершается Тайна примирения Бога с грешным человеком, раздражающим непрестанно правосудие Божие, – тайна очищения, освящения, обновления и обожения верных; таинство величайшего, бесконечного милосердия, снисхождения Божия.

24 июля 1874

Четверг. Благодарю и превозношу Господа, приявшего покаяние мое во грехах озлобления против нищих по наветам Аристарха Козловского, медных дел мастера, укорявшего и меня в подаянии милостыни тунеядцам, из-за чего будто бы народ (весь народ) работать не будет, надеясь на легкое средство (прошения милостыни) добывания денег. Я, говорит, никогда не подаю и не подам никогда. Я крайне огорчился и на нищих, сознавая долю правды в словах непрошеного советника, и на него, Козловского – ругателя и высокомерного самохвала во зле.

Александровская площадь

дом госпожи Дугомиль

При сем посылаю Вам садовника, которого Вы просили.

Садоводство Юлия Оттовича Фогт

Мариинская слободка, Александровская улица, собственный дом, N 36-й.

В Москве.

Господь помиловал меня, отъял смятение, скорбь и тесноту, и даровал мир со дерзновением и славное, без преткновения служение литургии в кладбищенской церкви Святой Троицы с премирным, сладостным причащением Святых Таин. Но я чувствовал, что эта благодать дана мне и за воздержание с вечера от пищи и излишнего питья. После причащения Святых Таин ощущал в себе избыток мира, силы духовной и дерзновения. Слава Господу сил! Он – Первообраз, Господь – любит меня, Свой образ, и я, Его образ, должен всемерно любить Его, свой Первообраз. Буди! Что достойней любви нашей, как Господь?

25 июля

Пятница. Благодарю многомилостивого, всещедрого, благопослушливого и скоропослушливого Господа моего, спасшего меня от тесноты моей греховной в Инженерном саду и потом в Соборе за всенощной, когда я всем сердцем в покаянии помолился Ему.

Согрешил я пред Господом зело, зело, при совершении Таинства Соборования (Елеосвящения) над старушкою Ивакинской на горе, подумав о вознаграждении денежном себе во время чтения молитв и даже Евангелия. Забыл я слова Евангелия: даром получили, даром давайте [Мф. 10, 8]. Оскорбил я благодать Божию пожеланием сребра за дар Божий и благодать Божию на сребро продати. И за то лишился мира, свободы, дерзновения, радости в Духе Святом, доселе наполнявших душу мою и делавших меня блаженным в священнодействии. Не деньги, а именно эти дары благодати Божией и есть для меня величайшая, бесценная, нетленная, славная награда за искреннее совершение всех молитв, Таинств, священнодействий, обрядов. Да не помышляю же впредь о материальном вознаграждении: оно придет само собою, приложится, по Божию непреложному слову [Мф. 6, 33], а да пекусь о Царствии Божием, еже внутрь нас, по милости Божией; стяжание Его да считай дороже многих миллионов сокровищ вещественных. Отче, Сыне и Душе Святый, Троице Боже мой, помилуй мя.

26

За прославление святого великомученика и целителя Пантелеймона в каноне богослужебном Господь даровал мне молитвами его благодать мира, свободы и дерзновения, и с сею благодатию я благополучно, смело, искренно совершал Таинство напутствия больной и Таинство Елеосвящения, доколе пожелание сребра не сбило меня с толку и повергло в смятение, тревогу, омрачение, тесноту и посрамление. За всё благодарение Господу: за обличение и наказание, за милость и мир, ибо всё ко благу, к исправлению моему, и да стою на истинном пути и спасительном, а не на ложном, прелестном и погибельном.

Луку не есть, соусов мучнистых тоже; треску – реже.

29 июля

Благодарю Господа, обличающего и наказующего мя. Вчера я оставил в пользу бедных рубль серебром из братских доходов, и вот во время венчания второго брака, увидев диакона Петра у дверей, смутился, стало мне тесно; не мог я говорить молитв покойно – совесть обличает.

Пошли соборовать тещу Хренова: опять от смущения и срамоты внутри не мог читать; но лишь я в сердце дал обет записать рубль в кружку, как тотчас успокоился: стал спокойно, радостно, с великим дерзновением совершать Таинство. Слава Господу!

30 июля

Благодарю Господа, благодарю Пречистую Матерь Божию, что Он, купно же и Она, по неизреченной Своей милости исцелил меня от расслабления желудка и от сильной головной боли, приключившейся вечером вчерашнего дня. Да славлю Тя, Господи, все дни живота моего.

Благодарю Господа, прекратившего страдания младенца (28 июля) по молитве моей, аще и недостойной, в 4-й казарме матросской, и прежде сего других младенцев. Младенец, долго страдавший и не спавший, заснул и потом умер. Надежда моя, Господи, слава Тебе!

* * *

96

Бу́есть, буйство (церк.-слав.) – глупость, безумие (от бу́ий – неразумный, невежда).

97

Плесна́ (церк.-слав.) – ступня ноги.

98

Ирмос 4-й песни воскресного канона на утрени, глас 8-й.

99

То есть принявших Святое Крещение людей.

100

Никифор Феотоки (†l799), родом с острова Корфу. С 1786 года архиепископ Астраханский: с 1799 – Херсонский.

101

Палладий (Пьянков; 1816 – 1882), епископ, экзегет. Родился в семье протоиерея Пермской губернии. Окончил Московскую Духовную Академию в 1840 году и был назначен в Пермскую Духовную семинарию. Рукоположен в иереи в 1844 году. Овдовев, принял монашество (1846 год) и был назначен инспектором Саратовской, а затем Казанской семинарии. С 1854 года архимандрит. Последовательно занимал должность ректора Пермской, Кишиневской и Орловской семинарий. В 1869 году хиротонисан во епископа Кинешемского, викария Костромской епархии. Позднее был викарным епископом в Вятской епархии. В 1877 назначен на Олонецкую кафедру. Епископ Палладий занимался вопросами расколоведения, но его главные работы носят экзегетический характер. В 1874 году он опубликовал «Толкование на псалмы», составленное по еврейским, греческим и латинским текстам.

102

Ефрем Сирин (ок. 306 – 373), преподобный, один из великих учителей Церкви IV века. Первое место среди его сочинений занимают толкования на Священное Писание. Память 28 января (10 февраля).

103

Арсений (Москвин; 1795 – 1876), митрополит Киевский и Галицкий (с 1 июля 1860 года). Митрополит Арсений муж высокого, светлого ума и доброго сердца, много послужил на пользу Церкви в Тамбове, Подолии, Варшаве и Киеве; постоянно боролся против сектантов-молокан и духоборов, издал много духовных книг. В 1874, а затем в 1879 году в Киеве вышла в свет его книга «Изъяснение Божественной литургии, составленное из бесед, говоренных к Тамбовской пастве в 1836 – 1837 гг.».

104

Иринарх (Попов; 1790 – 1877), архиепископ Рязанский и Зарайский. В 1836 году хиротонисан во епископа Старицкого, викария Тверской епархии. Занимал различные кафедры; 20 декабря 1863 года переведен в Рязань. 29 августа 1867 года уволен на покой по болезни и определен на жительство в Рязанский Спасский монастырь, а в 1868 году – в Рязанский Троицкий монастырь. Архиепископ Иринарх по своему образованию и по своим выдающимся нравственным качествам был замечательным человеком своего времени. Он был глубоким богословом, замечательным языковедом, неутомимым и ревностным проповедником. Жизнь его была образцом умеренности, бескорыстия и кротости. Его сочинения были изданы в 1868 году в десяти книгах.

105

Ирмос 5-й песни канона Пресвятой Богородице.


Источник: Дневник / cв. праведный Иоанн Кронштадтский. - Москва : Булат, 2005-. - (Духовное наследие Русской православной церкви). Т. 18: 1873-1874 / [над изд. работали: игумен Дамаскин (Орловский), протоиерей Максим Максимов, клирик Московской епархии...Геворкян Кристина Вартановна]. - 2010. - 364 с. ISBN 978-5-902112-76-1

Комментарии для сайта Cackle