Октябрь 1876 г.
1 октября. Утро. В нашем православном крестном знамении заключается символически главное догматическое учение – о Троице и о воплощении, и главные заповеди – любить Бога всем сердцем, всем помышлением и всею силою и ближнего как себя. Слава мудрости апостольской и отеческой! Внушить это пастве, научить их этой мудрости апостольской. Господи, помоги!
Благодарю Господа за многократное избавление меня от мучительства грехов – неподобства в чувстве во время урока (взирая ко Господу с молитвою покаяния, я спасся) и от гнева на прислугу Екатерину и Февронию и на нищих. Слава долготерпению и милосердию Господа непрестанному! Слава даруемому от Него избавлению и обновлению – пакибытию! Несть числа избавлениям Господа, и вем, яко всегда и до конца избавит.
2 октября. Благодарю Господа за дар пренебесной, животворящей литургии 1 октября и за оживотворение пречистыми Его Тайнами. Благодарю и за понесение мною трудов славления Покрова Божией Матери, и за всенощную на дому у М.О.Бритнева. Правая ступня ноги сильно болела почти весь день, то есть оконечности ступни или пальцы; весь день было парево какое-то, в пот бросало меня; всё это, как оказалось, было накануне дождя при юго-восточном ветре. Тяжело крайне было мне ходить со крестом и святою водою. Только в семь с половиной часов вечера прошла боль – резь. Сегодня гной золотушный из правого уха.
Ко мне приходят матери с больными младенцами: я, хотя грешник, не сомневаюсь принимать их и молиться об исцелении их детей Господу и Пречистой Богородице, потому что священство не мое, а Божие, и вся благодать священства – дар Иисуса Христа, единственного и высочайшего священника, и благодать эта не изнемогает ради немощей моих, но всегда сильна и действенна, да и наипаче сила Божия в немощи моей совершается [2Кор.12:9]. Буди убо о всем слава и благодарение Господу и да изливаются неоскудно дары Его благодати и чрез мое недостоинство! Обаче41 достойна мя покажи, Господи, милости Твоея.
3 октября. Благодарю Господа, удивившего милость Свою на Кронштадтском приходском попечительстве: Илья Феодулович Громов простил ему, по нашей просьбе, моей и Андр.Ал.Петрова, весь долг – в 1865 рублей. Не вотще я молил Господа, стужал Ему во время каждой литургии о прощении нам долгов; не вотще я служил нарочитый молебен в церкви пред обедней, в конце сентября, на очереди отца Александра: молитва на небе услышана и мы ущедрены Богом и рабом Его Илиею. Я не всуе уповал. Славим Господа, «яко благ: яко в век милость Его» [Пс.135:1]. Теперь, Господи наш, Господи, будем умолять Тебя о новых щедротах: пошли нам богатые милости и щедроты Твои для поддержания наших соборных певчих, нечем содержать их, Господи! Для Тебя, Господи, ничто не велико: всё якоже ничто и всё легко и удобно, – для нас трудно, почти невозможно изыскать эти средства, Тебе же, Господи, только рещи – и будет. Рцы убо, Господи, всесильное и всещедрое слово Твое и да удивиши на мне милость Твою. Аминь.
Если протоиерей Матфей, богатый богатством мира сего, идет истинно работать Тебе в сане монашеском, убо достойно и праведно, да положит капитал для содержания певчих, храма, в котором, служа, он нажил богатство. Рцы убо ему, Господи! И да не убежит от нас. Обаче Твоя воля.
Есть мне надо крайне мало, и притом не мясо, ибо семена жизненные всегда во мне. И я никогда их, по благодати Божией, не расточаю. Да будет; да буду всегда малоядца вольный. От чревоугодия и излишества в пище крайне грубеет сердце, не держит в себе веры, надежды и любви и страха Божия; бывает хладно, земно, самолюбиво, предано сластям, сребролюбию, зависти, неприязни, злобе, нетерпению, лености, нерадению, дерзости, непослушанию, нечистоте блудных помышлений.
Молитвы наши недостойные Владычица очищает и носит их к Сыну Своему и Богу всегда, и по Ее ходатайству подаются нам милости от Господа: наши молитвы от скверных уст, от нечистого сердца, от нечистого языка, от души оскверненной приносятся и должны непременно быть очищены, пройти как чрез горнило, чтобы быть достойными принятия и услышания, – таковое горнило есть матерняя любовь и дерзновение к Сыну Своему и Богу Пречистой Девы Богородицы, Ее пламенная, святейшая молитва о нас и святых Ангелов и всех святых угодников Божиих. Слава Владычице и благодарение, слава и благодарение святым Ангелам и всем угодникам Божиим!
«Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» [Мф.7:12]. Мудрая заповедь. Отчего многие не поступают с нами так, как бы нам хотелось? Оттого, что мы не поступаем с ними так, как бы они хотели и ожидали. Отчего многие поступают неискренно, горделиво, завистливо, враждебно, корыстно, лицеприятно? Оттого, что и в нас, видно, есть или бывает в отношении к ним нечто такое же. Впрочем, иногда и к доброму человеку люди недобрые относятся очень худо. Это зависит уже от их страстей, от их порочного сердца, от их дурного направления. Но искренним к ним доброжелательством и молитвою пламенною о них к Богу можно из них сделать добрых людей, хотя не всех, а некоторых; можно и волков претворить в агнцев. Вообще нас разделяет с ближними неединомыслие, неединонравие, различие направлений во взглядах на вещи, на самую жизнь, на веру и обязанности ее; подозрительность в недоброжелательности к нам, в зависти, гордости, в лукавстве – или презрение за какие-либо замеченные слабости, страсти, например за корыстолюбие, несправедливость, недружелюбие, нерадушие или двоедушие и пр. Но о недостатках ближнего надо жалеть и молиться, как о своих немощах, и добром побеждать зло, сохраняя всегда любовь к ближнему, искренность, кротость, терпение, доброжелательность, покорность (если он старший или начальствующий). («Любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас, да будете сынами Отца вашего Небесного» [Мф.5:44–45].) Далее в Евангелии нынешнего дня Господь поучает нас любить всех, не только любящих нас, но и ненавидящих; благотворить всем, даже и врагам; взаймы давать и возврата не ждать – и за всё это обещает великую награду от Отца Небесного: такие любители и благотворители будут сынами Всевышнего, Который благ к добрым и злым. «Будьте милосерды», говорит Господь, «как и Отец ваш милосерд» [Лк.6:36]. Что же скажу я вам, братия, после того, что сказал Господь? Я повторю то же: будьте милосерды всегда, всякий день, всякий час, до конца жизни. В нашем милосердии нуждаются всякий день и час весьма-весьма многие: голодные, нагие, больные, не только добрые, но и злые, не свои, но и чужие, не друзья, но и враги. По силе да благодетельствуем всем. Аминь.
Если желаем, чтобы люди поступали с нами хорошо, то и мы, в свою очередь, должны поступать так же: не думать о них ничего недостойного, не питать в груди своей ни малейшей к ним неприязни, ненависти, презрения, зависти, недоброжелательства и зложелательства, не судить их и не пересуживать в мыслях своих, снисходить к их немощам, как желаем, чтобы снисходили к нашим, всегда питать к ним доброжелательство, искреннюю любовь. Так должны мы вести себя в душе, внутренно. А наружно быть к ним ласковыми, приветливыми, услужливыми, гостеприимными, снисходительными, терпеливыми, нераздражительными.
Еще в отношениях взаимных мы должны строго судить себя, а к ближним всегда снисходить, а не наоборот: обыкновенно в житейском быту строго судят других, а себя извиняют или своих недостатков не видят, хотя они должны быть виднее.
4. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить позднюю литургию, хотя при крайней тесноте от Велиара, но под конец в мире; заамвонную молитву прочитал всецело, отпуст редко сказал весь; на молебне благодарственном Евангелие прочел всё, молитву прочитал всю; только возглас пред нею смял: враг налетел и возмутил из-за денег. Всенощную вчера за отца Матфея служил также в благодати; вначале было сердце очень сухо, грубо; у Евангелия стоял с добрыми чувствами и с умилением; «Христе, Свете» всё произнес редко, с акцентом. На молебне Полетаев на многолетии рычал очень громко. Заметить ему. Я даже улыбнулся и осклабился42. Согрешил Господу.
4 октября. Благодарю Господа от всего сердца за пребожественную, пренебесную литургию и за оставление прегрешений моих в причащении Божественных Таин, за жизнь, за мир, за правду и святыню, коих я удостоился ради веры в Господа и в Святые Его Тайны. Благодарю за непреткновенное совершение святой литургии и панихиды. Но, к сожалению моему, я вскоре огорчил Иисуса Господа и Духа благодати, огорчившись на нищих, стоявших у церкви и ожидавших от меня милостыни; не желать ли я должен был оказать милость братии, сам получив неизреченную милость Господа? А я презрел просивших милостыни и озлобился на них. О, окаянный я грешник, самолюбец, сребролюбец, гордец, сластолюбец! Но что еще? Вскоре я сделал новый грех: еще огорчился и сильно озлобился на двух нищих, стоявших в отдалении и ожидавших большей милостыни. В горечи сердца и тесноте я водил их в попечительство и записал их в книгу. А под конец дал им денег, пятнадцать и тридцать копеек. Домой пришел разбитый, стесненный, озлобленный, жалкий, мертвый духовно. Воздвиг к Богу крепкий глас молитвы покаяния и упования. Господи! Я, окаянный, повергаю себя всего в бездну человеколюбия Твоего: помилуй меня, возведи от смерти к жизни, от греха к правде и святыне. Сам я себя осуждаю, сам признаю свое безумие, свою дерзость, свою гордыню, свою суровость, злобу и проклинаю свои страсти. Благодарение Господу: он услышал меня и помиловал меня: огнь адский потух во мне, я почувствовал себя легко, свободно. Впредь да берегусь гнева на нищих. Да взираю на них как на членов Христовых и своих, как на чад Божиих, как на храмы Божии, церкви Божии, как на братию Христову и мою и да обращаюсь кротко, смиренно, почтительно, с любовию.
Солидарны ли вы с Евангелием в мыслях, чувствах, желаниях, в стремлениях, словах и делах всякий день, час, минуту? Если солидарны, то с вами я безопасно сведу дружбу, ибо это полезно мне для достижения цели моего странствования на земле, для покоя и блаженства души моей. Но если у вас нет ничего общего с Евангелием, то не будет ничего общего и у меня с вами. «Какое общение праведности с беззаконием? Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» [2Кор.6:14–15].
По окончании лета Господь наградил нас изобилием плодов земных, которые мы и уже вкусили и вкушаем, во здравие и наслаждение наше. Чем же мы возблагодарим Господа за изобильные Его дары? Сделаем и как можно более души наши плодоносными, украсим их разными добродетелями: кротостью, искренностью, доброжелательством, незлобием, смирением, милосердием, чистотою, послушанием, терпением, воздержанием, трудолюбием, богомыслием, покаянием нелицемерным.
Благодарю Господа, избавивщего меня от тесноты греха, когда я шел в гимназию и, согрешив, покаялся и помолился, дорогою идя; долго теснил меня грех. Наконец Господь помиловал, и просто43 стало у меня на душе.
Благодарю Господа, прогнавшего во мне лесть греха сластолюбия при виде красивой девицы-кумы при крестинах, которые я совершал в доме Блиновой. Сласть эта – тление, подслащенный гибельный яд, а красота – красивое тление, которое сегодня цветет, а завтра гниет и смердит. Единая нетленная, вечная красота – Бог, на всех тварях положивший печать вечной красоты Своей, особенно на человеках.
Благодарю Господа, простившего мне грех тщеславия: не седа ли, в самом деле, борода моя, как сказала свояченица Анна К.? – я посмотрел в зеркало.
Слава Отцу и Сыну и Святому Духу, что всё Им сотворено и существует по единой благости Его, что человек сотворён по образу и подобию Его и ему покорена вся земля; слава, что человеку, падшему во грех, не суждено погибнуть вовек, а суждено быть искупленным и получить вечную жизнь на небе; слава Отцу и Сыну и Святому Духу, что каждый из нас сотворен и существует на свете по единой благости и милости Господа, невзирая на множество грехов; слава, что Господь прощает наши грехи и милует нас, исполняя своими благами, дая жизнь дыхание и всё [Деян.17:25].
4 октбяря. Опять я прогневал Господа моего яростию на нищих, поносительными словами и потасовкою за волосы одного из них, и за то постигла меня великая теснота, оскудение благодати, глад духовный, мрак, уныние, горе. О, окаянный я грешник! Сластолюбец, сребролюбец, скупец, гневливый, сварливый, раздражительный, нетерпеливый, малодушный, скверный, блудный! Нет, я не умею гневаться: гнев мой никогда правды Божией не соделывал и не соделывает. Не буду я гневаться никогда ни на кого. Глупо, несмысленно мое сердце само по себе: не буду я ему верить никогда и откажусь от всякой греховной солидарности с ним, возненавижу душу мою грешную, ибо она стоит того без всякого прекословия; прилеплюсь совершенно к закону Божию. – Прости, прости, Господи, и еще прегрешения моя, прости гордость мою, прости бранные, поносительные, уничижительные слова, коими я поносил братию Твою (а в лице их Тебя, Господи, Глава наша) – уды44 Твои, чада Твои, овцы словесного Твоего стада – образ Твоея славы. Вем, Господи, и чувствую великость согрешений моих, неблагодарность мою, нелюбие мое, злобу мою, гордость мою.
Петр Алексеевич Клепачевский, будущий сослужитель наш.
«Пора бы ему (отцу Матфею) утвердиться в нас», – слова отца Павла Трачевского. Мне дай, Боже, утвердиться в братии моей, особенно в отце Павле. Я подозрителен и недоверчив, мыслю зло о брате.
О, как премного почтил нас безмерно возлюбивший нас Господь, приняв образ жизни, душу и тело наши, искупив нас, обожив нас, причтя нас ко граду своему, Церкви Своей Святой, в нейже вся Божественныя силы Его к животу и благочестию подана нам. Но как я неблагодарен при таких милостях Божиих неизреченных: остаюсь, как и всегда, в плену страстей тлетворных; прогневляю Господа, Главу Церкви, Пречистую Его Матерь, Начальницу мысленного наздания; вся небесныя силы, составляющие с нами едину Церковь во Христе, святого Ангела Хранителя и всех святых. Я составляю по благодати Христа моего священное сочленение с ними – и не боюсь гневаться, сердиться, озлобляться, завидовать, ссориться, пресыщаться, упиваться, любодействовать внутренне» и проч. «Вы уже не чужие и не пришельцы, но сограждане святым и свои Богу, быв утверждены на основании Апостолов и пророков, имея Самого Иисуса Христа краеугольным камнем» [Еф.2:19–20]. Да размышляю чаще о сем.
Сердечное око мое нечисто, обманчиво, ложно: не стану я доверять ему, особенно в суждении о ближних, а буду врачевать его верою и любовию Христовою. Буду наблюдать за ним непрестанно, чтобы оно не уклонялось к лукавству.
Я сетую, огорчаюсь на владыку митрополита, что он два раза сурово и, по-видимому, гордо и презрительно меня принял, – а как я сам обращаюсь с нищими: не сурово ли, не гордо ли? Я даже не только поношу их, но и треплю их за волосы, а бывало, что и ударял их по лицу, доходя до жестоконеистовства с ними! Не достоин ли я, чтобы и со мною так же обращались высшие меня? А я между тем ропщу на такое или подобное обращение, – безумец я! Или я забыл закон возмездия от правды Божией, что в нюже меру кто мерит, возмерится ему [Мф.7:2]! «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» [Лк.6:31]. Хочу, чтобы ко мне был ласков владыка и добрые люди, да буду и сам ко всем ласков, дружелюбен, простосердечен, милостив; да буду чист душой и сердцем. Слава правде Божией! Осуждаю себя за огорчение на владыку митрополита Исидора. Исторгни, Господи, семя зла из сердца моего и даруй мне [...] любить архипастыря моего.
Прочь ненависть к иноплеменникам туркам! Она противна Евангелию. Господи! Обрати их к познанию Твоему; как древле язычников; научи их истине Твоей, вере и любви Твоей – и они люди, и в них есть, еже по образу.
5 октября. Благодарю Господа, даровавшего мне милость совершить с теплотою и непреткновенно Божественную литургию в присутствии настоятеля и отца Матфея, жены, свояченицы Анны и людей и так же панихиду. Благодарю Господа за пренебесную жизнь от причащения Святых Таин.
Проскомидия есть сокращение всего седмичного и годичного круга богослужения, или указание краткое на предмет всей литургии. Ибо что служит предметом литургии? Приношение Бескровной Жертвы Богу Отцу в умилостивление о грехах всего мира, поминовение всех святых, живых и умерших. В недельном богослужении мы прославляем во вторник пророков, в среду и пятницу – предание на смерть, распятие и смерть Господа за наши грехи; в четверг – апостолов и святителей; в субботу – всех святых, и поминаем умерших во Христе. В годичном богослужении мы празднуем важнейшие события из жизни Христа и Божией Матери, прославляем по дням всех святых и молимся за умерших. В проскомидии рельефно выдается мысль о единстве и взаимопомощи Церкви в молитве одних за других – святых за нас, нас за умерших – Главе Церкви Иисусу Христу.
Благодарственный Господу Богу молебен за прощение долга попечительству Громовым сегодня отслужить после ранней обедни.
Члены попечительства должны вносить все деньги.
Какие цели наши? Выяснить и стремиться к достижению всеми зависящими средствами...
Передать слова Цепова.
7 октября. Благодарю Господа многомилостивого, все- щедрого, благопослушливого за непреткновенное совершение литургии ранней и за оживотворение Святыми Тайнами.
Благодарю Господа, простившего мне тяжкий грех гнева и озлобления на нищего: избавил меня от тесноты великой Господь только ради бездны заслуг Своих крестных – и это было при совершении Таинства Крещения у [Курды] офицера (Пелаг.Вас.Балыкиной). О дражайший Спасителю! О пречестный, драгий крест Христов! Сколько в тебе благ!
Вера для ума есть предмет возвышеннейшего созерцания, чистейшего; для сердца – предмет желаний, край желаний, любви; для воли – предмет всеусильного стремления. Поэтому очевидно: нужно христианину стараться иметь чистое око умственное, и чистое сердце, и волю добрую, стремящуюся всецело к правде и истине. Нужен пост.
IC-XC-HI-KA45. В послании святого апостола Павла место подобное: «даровавшего нам победу Господом нашим Иисусом Христом!» [1Кор.15:57].
Благодарю Господа, избавившего меня сегодня от великих бед и напастей внутренних вследствие чревоугодия и пресыщения у именинницы Пелагии Двуглазовой (пирог скоромный в среду). Я рассердился на одного нищего плута и выдрал за волосы днём, а дома на жену огорчился, но Господь вскоре смирил ее по молитве моей, и мы успокоились.
9 октября. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить раннюю обедню в мире, свободным сердцем и чистым, громким голосом и причаститься неосужденно Святых Таин.
Согласие мыслей и чувств сердечных и всех действий с Евангелием, с его учением и заповедями производит в нас всегда мир, тишину, радость, блаженство.
Если недостойны нищие, коим подаю, то достоин Иисус Христос, Коему в лице их подаю. Да буду благодушен и спокоен, подавая милостыню, да подаю со смирением, незлобием, усердием.
Что дарует мне Господь ежедневно в причащении и как мало я достоин милости Его! Как щедр ко мне Господь и как скуп я к ближним; как долготерпелив Господь и как я нетерпелив, не подражаю Его примеру! Возвышайся всегда до духа Евангелия и Церкви; горе всегда имей сердце; молись искренно о всей полноте Церкви; чествуй как подобает всегда Божию Матерь, святых Ангелов и всех святых.
Что сделал Господь для моего спасения? И что я делал для своего спасения и ближних своих? Как я самолюбив, сластолюбив, сребролюбив, суетен, честолюбив?
9 октября. Суббота. Премного согрешил я, прогневавшись сильно на слугу мою Екатерину за то, что она упрекнула меня в похищении ключа, который я действительно тайно взял в шкафу, но как свой утерянный и найденный теперь. Сильно я взволновался, и кричал на нее, и довел ее до слез, гоня ее за дерзость (мнимую) вон от себя из своей квартиры. Потом я раскаялся и просил у нее прощения, и мы помирились. Жена моя нападала на нее за потерю ключа, купленного женою к замкам, а Екатерина слуга не знала, где девался ключ, а у меня не спросили. Естественно было ей упрекнуть меня в утайке, а мне надо было кротко сознаться и просить извинения. Всеблаже, долготерпеливе Господи! Ты паки помиловал меня и снял с меня вину мою, даровав мне мир. Слава Тебе! А какой дар пренебесный получил я утром за литургией в причащении Святых Таин! Но гневом и злобою оскорбил я Господа моего, кроткого и смиренного, молчаливого, долготерпеливого. А всё из-за самолюбия и пристрастия к вещам! Весь горе будь, иерей! Весь небесен! Весь кротость! Весь любовь, правда, истина, святыня!
10 октября. Воскресенье. В Думской церкви служил позднюю обедню. Благодарю Господа за возведение паки от смерти к жизни, по молитве покаяния моего. Литургию совершил, по неизреченному милосердию Божию, добре, исключая возгласа «В первых помяни, Господи, Святейший Правительствующий Синод и митрополита...» Враг убил меня, когда надо было выговаривать охже даруй святым Твоим церквам в мире, целых, честных, здравых, долгоденствующих, и я не мог выговорить, оставшись в великом стыде, смятении, поражении насмерть, – но скоро воскрес опять благодатию всещедрого Бога. Отчего такое нерасположение к владыке митрополиту? Очевидно, это диавольское наваждение за то, что я не принял со смирением и безропотно суровое и грубое обращение митрополита со мною. Но он со всеми таков. Да ведь он – старец, удрученный старческими недугами и архипастырскими трудами, – надо извинить. Да притом за грехи мои я стою сурового обращения и должен с благодарностью принимать таковое, как должное возмездие за мои грехи, за мое суровое обращение с нищими и некоторыми другими людьми; за мое лицеприятие, честолюбие, за суетность, гордость, нечистоту сердечную, за грубое обращение, и даже жестокое с нищими и, иногда, домашними. Я смиряться должен и благодарить владыку за меру его строгости ко мне.
Как я много страдаю духом, что доселе не распял своего ветхого человека, тлеющего в похотях прелестных, не умертвил лицеприятия, сладострастия, страсти к деньгам, к красивым вещам; к лакомствам; красивые лица смущают мое сладострастное сердце; баричи и. боярышни, вообще знать, наводят на меня какой-то малодушный страх. Необходимо нужно священнику умереть для всего, чтобы жить истинною жизнию, Божиею, евангельскою. Даруй, Господи!
Доколе я буду обременять сердце свое и тело свое пищею и питием? Воздержание строгое да наблюдаю всегда.
12 октября. Я имею очень порочное сердце и смею, окаянный, отзываться неодобрительно о брате моем, протоиерее Матфее, в собрании людей и не верить его словам, считая их ложью и лицемерием, а его – замаскированным. А праведник ли я? Не тягчайшими ли грехами я недугую, окаянный? Или сердцеведец ли, прозорливец ли я, что приписываю ему только лицемерие, сребролюбие, честолюбие, властолюбие? Он кается пред церковью, прощается с нею, отправляясь в монастырь, а я говорю некоторым: не верю я ему, он лицемерит, ибо дела его не согласны со словами. Он очень лжив, жаден до денег; имея большие скопы денег, притворяется неимеющим, как некогда и покойная жена его; жаден и до знаков отличия, и до первенства. Но мое ли дело судить и осуждать? Это Божие дело, а я себя должен осуждать, а не брата и пред людьми не говорить о нем худо, хотя бы и правда было то, что я говорил бы. Господи! Исправь меня самого, мое сердце, и да не сужу во веки брата, ибо суждения мои ошибочны, пристрастны, растворены, [подбиты] неправдою, завистью. Прости, Господи Сердцеведче, что я имею дерзость говорить недобро о брате моем. Но Ты веси, Господи, и сие, что я хотел, да не лишше46 думают о брате, чем он есть, и да не приемлют (думается) личину за истину. К правде Твоей, Господи, я должен сохранять уважение и беспристрастие. Прости, Господи, мне вчерашний смех неудержимый в собрании светских людей: я прогневал Тебя.
Благодарю Господа за непреткновенное, с великим дерзновением служение литургии, и за животворное, чудное причащение Святых Таин, и за благодерзновенное, без преткновения, совершение Таинства Крещения у Буранова Николая Ивановича.
Донесение Преосвященному митрополиту и великому князю о пожертвовании Громова. Письмо Громову благодарственное.
12 октября. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать с благодерзновением совершить всю утреню, особенно канон вторничный и мученикам Прову, Тараху и Андронику и святому Косме Маиумскому; благодарю Господа, простившего мне грех суровости и ярости на нищего старичка за усиленное прошение у меня милостыни. Я покаялся от сердца и сподобился мира.
Благодарю Господа за непреткновенное совершение литургии, с умилением и за чудное, животворное причащение Святых Таин.
Из всех спасительных дел Божиих в мире Святая Церковь наиболее прославляет величайшее чудо воплощения Божия и спасительные его последствия для рода человеческого и Пресвятую, Пречистую, Препрославленную Божию Матерь; равночисленны песку морскому эти похвалы Божией Матери, особенно в канонах, стихирах, догматиках, акафистах. И достойна Она того, даже мало всех этих похвал, ибо Она удостоилась быть Матерью Божией и чрез Нее Бог соединился с человеками и обожил их. (Смотри «Нескверную, неблазную» – молитва в конце Акафиста Божией Матери). И мы должны, так сказать, дышать этим таинством воплощения и жить им, умиляться им, утверждаться им.
Епитрахиль священническая и архиерейская есть символ покрывающей благодати Божией. Любовь вся покрывает [1Кор.13:7].
Господи! Оставь [вола] Твоего жить в его жилище до конца его жизни или до перемены жизни (13 октября писал), да благодушно славлю Тебя до конца, аще и недостойный. Ты, даровавший мне бесконечно много, не даруешь ли сего малого, чего я прошу у Тебя? Даруй убо!
Даруй мне, Господи, принести Тебе как приятную жертву всегдашнее воздержание в пище и питии, ибо от этого, по-видимому, незначительного обстоятельства – ядения и пития каждодневного, как много зависит наша духовная жизнь и преспеяние в вере, уповании и любви к Тебе, Богу нашему, и к ближнему; жадный и сытый всегда неспособен к этим добродетелям.
На превысочайшем месте стоишь ты, иерей, где или откуда созерцаешь Царя твари, Господа Бога, Царицу Неба и земли, Ангельские чины и лики святых; весь мир земной и подземный, «всякое колено небесных, земных и преисподних» [Флп.2:10], – на месте, где ты непрестанно молишь, благодаришь и славишь Господа, Творца всеблагого, всемогущего, всеправедного, всеведущего, премудрого, где совершаешь пренебесные Тайны, откуда раздается всегда творческое слово Евангелий. Каков же ты должен быть? Какой должен быть у тебя небесный ум, какое чистое, горе подъятое, пламенное сердце! Какую истинно совершенную любовь должен ты иметь в сердце к Богу и ближним! Как должна быть свята твоя воля! Часто размышляй о сем.
14. Благодарю Господа за неизреченную Его милость ко мне, явленную в служении утрени и литургии, за радость и дерзновение, с коим я читал канон и служил литургию; особенно благодарю Господа за животворное причащение Святых Его Таин и за победу над невидимыми врагами, зле боровшими меня. Но я прогневал Господа, окаянный, чревоугодием и чревообъядением во время обеда, отчего было тяжело у меня на душе и в теле; и чревоугодием вечером, на ночь, ибо я ел булку с маслом и пил молоко без нужды, отчего по пробуждении утром чувствовал в сердце пустоту и тоску.
15. Благодарю Господа за непреткновенное, в дерзновении великом и в радости служение утрени и за сладкие каноны.
Благодарю Господа за оживотворение меня, умерщвленного грехами; благодарю за умиление, за причащение Святых Таин, за чудную божественную теплоту от причащения, сладко проникшую все внутренности мои.
Благодарю Господа за избавление от величайшей тесноты, постигшей меня в квартире Павла Степановича Бурачка по прочтении прощального слова отца Матфея. Долго мучила она меня, наконец уступила крепкой молитве моей и исчезла милостию Божией.
16. Благодарю Господа за субботнюю службу всю, совершенную Его благодатною помощию непреткновенно и животворно. На всенощной в Думской церкви «Приидите поклонимся» все приглашения выговорил твердо. Слава Богу! Благодать попрала врага бесплотного, вознесшего свою главу!
О, в какое изумительно тесное общение вступил Господь с тварью, Первообраз с образом (человеком): единение естеств – Божиего и человеческого. Человечество обожено, спосажено на престоле Божества. О, кто после этого не будет подвизаться, очищая себя от всякой скверны плоти и духа!
О, как совершенно устроена наша природа премудрым Художником во всех отношениях! Сколь нужны, лепотны, целесообразны все члены человеческого тела от первого до последнего! И каким важным, великим, благостным и святым целям они назначены служить! Как мы не боялись и не стыдились употреблять эти члены во зло, как средства для животных наслаждений!
О, поистине надо благоговеть пред этим храмом Божиим, то есть пред телом человеческим, и жительницею его – душою, созданною по образу Божию! Никакого лукавства не должно быть в наших мыслях и сердцах относительно какого-либо члена! Все досточтимы, святы, как дело рук всесвятого Бога.
19 октября. Благодарю Господа, даровавшего мне недостойному день сей, начало нового во Христе лета. Благодарю Господа, сподобившего меня принести Ему молитвы славословия и благодарения во время утрени радостным, торжествующим духом, благопоспешно, непреткновенно. Но горько плачу и сокрушаюсь о грехе, допущенном мною при чтении Евангелия на молебне, по начинанию диавольскому и по моему суетству, нечистоте и мерзости моего земнолюбивого и сластолюбивого и горделивого сердца, именно – о презрении в сердце стоявшего в церкви племянника моего Ивана Фиделина за неблагообразие, неуклюжесть и кривоту его, хотя он в том решительно не виноват, ибо таков он от рождения и от болезни оспы; да притом человек – разве предмет сластолюбия? Разве он не нравственное, разумное, богоподобное существо? Разве не душа в нем – существенная часть, бессмертное существо, тогда как тело есть тлен и по причине грехов наших, бренности, невежества нашего, неблагоприятных обстоятельств воспитания подвержено разным повреждениям, изуродованиям, искажениям в здешней временной жизни – ибо в будущей и тела добрых людей просветятся как солнце в Царстве Отца Небесного и получат все чудное благолепие. Разве и неблагообразный и кривой племянник мой не отрожден водою и Духом Святым? Разве и он не наречен сыном Божиим по благодати? Разве ему не дано обручение Духа в сердце его и он не храм Божий, разве не живет в нем Дух Божий? Разве он не наследник Царствия Небесного, по обетованию Божию? Разве он не причастник Тела и Крови Христовых? Разве он не тело Его, не член Его? Разве он не овца словесного Его стада? Разве он не член мой? Итак, по всему этому я должен его любить и беречь, как себя, и не презирать его, не помыкать им, не иметь отнюдь к нему неприязни, которая от диавола и губит прежде всего меня самого. Осуждаю себя всем сердцем в допущенной неприязни и прошу у Господа любви нелицемерной, прежде же всего – прощения грехов моих.
С двух сторон враг бесплотный ставит мне козни: и со стороны безобразия лица, и со стороны благообразия: безобразием отревает от человека безобразного, а благообразием плотски привлекает, греховно, сластотворно. И то и другое – суета и беззаконие. Человека каждого надо любить во Христе, свято, чисто, бескорыстно.
Священник должен обладать бесстрастием, прямотою, чистотою, незлобием, непоколебимым спокойствием; должен смело озирать многочисленное или малое собрание всякого рода людей, особенно во храме, при служении, ибо его око – образ Ока Всевидящего. Даруй, Господи, рабу Твоему совершенство Твое. «Соверши мя во стезях Твоих, да не подвижутся стопы моя» [Пс.16:5].
Сергей Дмитриевич отдал четыре рубля.
Как небо отстоит от земли, так святые угодники Божии превосходят нас, грешных: они небесны – мы земны, земнолюбивы; они святы – мы исполнены множества грехов; они возлюбили Бога всем сердцем, всею силою и возненавидели себя и мир – мы любим до пристрастия крайнего себя и мир, все его душетленные обычаи, противные Богу; они стяжали небесный ум, небесное сердце, небесную волю, возлюбив волю Божию и отверглись своей, плотской, растленной, погибельной, – а мы оземленили и осквернили в себе и ум, и сердце, и волю, и все расположения и наклонности душевные. Посему да благоговеет пред святыми всякий христианин, и да чтит их подобающею честию, которою Сам Бог достойно прославил их, и да подражает их житию, их вере, упованию живому и любви пламенной, да согревает свое сердце, воспоминая их горячую любовь к Богу и ближним, и да стремится горе, туда, где вечная любовь, всех возлюбившая, где вечная правда и святыня, где вечная жизнь и вечное славословие, вечное радование святых. 21 октября, четверг, пять с половиной часов утра.
Пред девятою песнию канона Церковь установила петь прерадостную песнь Богоматери, зачавшей во утробе Предвечного Сына Божия, и в ответ на Ее величание Господь величит Ее, как соделавшуюся честнейшею Херувим и славнейшею без сравнения Серафим, а в девятой песни прославляем чудное воплощение Сына Божия от Девы Матери для спасения человечества. Не насытится ум и сердце созерцать и величать это безмерно великое таинство: столько в нем любви, величия, премудрости, красоты, сладости; столько в нем святыни, света, правды; столько неописанного могущества и силы: «изумевает47 бо ум всяк рождество Бога от Девы разумети»48.
Славлю, превозношу и благодарю всем сердцем Господа моего Иисуса Христа, удивившего на мне нынешний день благость Свою и силу Свою в избавлении меня от тесноты и скорби греха и даровавшего мне милость, мир, свободу, дерзновение по вере моей и покаянной молитве. Слава правде Его, силе Его, милости Его! Двенадцать часов дня.
21 октября. Благодарю Господа за неизреченную Его ко мне милость, явленную в избавлении меня от тесноты, скорби и уныния, постигших меня за осуждение брата Матфея М. Веселовского, что он пошел в монашество из видов честолюбия и корыстолюбия. Себя, себя я должен осуждать нещадно, а ближнего Бог судит, испытуяй сердца и внутренности, – а нам сердце человеческое неизвестно. Благодарю Господа, даровавшего мне мир до всенощной в Думской церкви и во время всенощной.
Священник есть ангел Господа Вседержителя, облеченный властью и силою Божиею покрывать людей кровом крил, как Господь. Кого же он убоится, особенно во время молитвы? Он должен быть выше всех страхов человеческих, всякого раболепства (вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков [1Кор.7:23]); должен иметь великое дерзновение пред Богом и людьми на всякий час; должен горняя мудрствовать, а не земная, должен быть незлобив, как Ангел, и хранить вверенных его попечению людей, как Ангел Хранитель.
22 октября. Благодарю Господа, даровавшего мне великое дерзновение в служении всенощной в Думской церкви на этот день и молебна водосвятного в квартире мирового судьи Шебунина именинника. Водерзнови меня, Господи, всегда в служении Тебе, и да не смущают меня никогда предстоящие лица сильных, знатных и богатых земли.
Господи! Якоже исцелявши язвы души моей всегда, на всяк день, тако уврачуй, перевяжи язву пяты и жены моей Елисаветы. Ей, буди! Аминь. О, многомилостивый, долготерпеливый, превязующий и врачующий на всяк день язвы моея многострастныя души! Благодарю Тебя, славлю Тебя, возлюблю Тя всем сердцем моим, и всею силою моею, и всем помышлением моим. Да будет по благодати Твоей!
Начатки плодов Господу [Лев.23:16–17]... Славное служение...
Священник должен быть чужд страха человеческого, как ангел Господа Вседержителя, но и чужд страстей житейских – самолюбия, честолюбия земного, суетности, злобы, зависти, гордости, малодушия, плотоутодия, чревоугодия, лицеприятия, лицезрения; он должен подавать во всех добродетелях пример верным – пример любви, кротости, смирения; добродушия, искреннего доброжелательства, честности, нестяжательности, трудолюбия и усердия; терпения в скорбях и напастях, нелицеприятия, правдолюбия. Да памятует же каждый иерей свой высокий сан! Ибо где он стоит и что совершает? – Во святая святых храма Бога Небесного; у самого престола славы Его, вместе со святыми Ангелами небесными; ходатайствует о людях, стоя посредником между Богом и ими; совершает пренебесные Тайны – Крещение, запечатление Духом Святым, Тайну Тела и Крови Господней; служит посредником сообщения людям величайших, спасительных, пренебесных даров Божиих, проповедником величайших истин Божиих, властным пастырем, вождем и начальником словесного стада Божия. Да смотрит каждый иерей с уважением на самого себя, да не унижается пред мирскими людьми, да не малодушествует. О, даруй Сам мне силу, Господи, так вести себя всегда. Буди! Аминь.
22 октября. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать благоугодить многим до литургии – в служении молебнов двенадцати в честь иконы Божией Матери Казанския и принести в пользу братии всего – со вчерашними и сегодня после обедни двадцать четыре рубля.
Благодарю Господа за благогласную литургию, непреткновенно совершенную по благодати Божией. Благодарю Господа за животворное причащение Святых Таин, за победу тончайших козней вражиих по причащении и после литургии. На заамвонной молитве конец немного недоговорил от смущения, происшедшего вследствие внутреннего самовосхваления, что, дескать, если бы все так хорошо молились, то православные не страдали бы от войн и мир был бы покоен. Это на мгновение было – и тут же я смутился и спутался. Так скоро Господь наказал. Я глубоко себя осудил и смирился пред Господом как ничто, как прах, как грех, как мерзость, как немощь жалостнейшая – и Господь помиловал: я успокоился, почувствовал в себе силу благодатную и отпуст сказал хорошо.
По записи денег в кружку двадцати четырех рублей сильно уязвился в сердце и умер им на целых два часа за то, что пожалел о всей записи, что бедным не отделил рубля два из даровых доходов, что позавидовал протоиерею, мало делающему и получающему в полтора раза больше меня. Но я должен был благодарить Господа за то, что Он удостоил меня провести в молитве и славословии и внутреннем озарении и очищении столько времени (часов пять) и тут даровал нам столько и вещественных даров. Ибо славить Господа и Владычицу есть дар.
23. Благодарю Господа, препоясавшего меня, по молитве моей, силою свыше при венчании чиновника Павла Андреева в церкви Технического училища, при множестве великосветской публики обоего пола. Пост и молитва доставили мне эту благодать Божию, ибо день был постный: я читал редко, не смущаясь, с великим дерзновением, духом торжествующим, только при чтении Евангелия, в конце, усумнился, смутился и потом стал претыкаться и отпуста не высказал. Да простит мне сие Господь и да избавит впредь от всякого колебания и сомнения.
Благодарю Господа, явившего мне новую и великую милость, когда я припал к Нему с молитвою о помиловании и избавлении меня от тесноты, скорби, стыда и внутреннего бессилия, постигших меня после усумнения и преткновения при чтении Евангелия и следующих молитв. Господь совершенно избавил меня и даровал мне мир, дерзновение и свободу. Слава о сем Господу многомилостивому и благопослушливому.
Согрешил я ко Господу, после брака пив довольно вина у собрата священника П.Преображенского. Прости, Господи!
Благодарю Господа, услышавшего меня в час страха, скорби и немощи духа и подавшего мне дерзновение и силу для совершения молебствия благодарного в день акта гимназии, в присутствии градоначальника, генералов и других военных чинов, дам, девиц, начальствующих, наставников и воспитанников гимназии. Слава Победителю ада, восставшего на меня.
Чревоугодие и пресыщение убивают в сердце любовь духовную к Богу и к ближнему и стремление к будущей, нетленной жизни, равно как сребролюбие и пристрастие к земным отличиям. Бойся, о иерей, пресыщения, этого свинского житья, равно как Иудина сребролюбия и фарисейского честолюбия. Доколе будешь противиться Духу Святому, возгревающему в тебе за покаяние слезное любовь небесную, – милующему и очищающему тебя и просвещающему? Конец при дверех, суд близок: воспряни к деланию заповедей Христовых, а во главе их стоит – воздержание и смирение с покаянием нелицемерным.
На причастника Святых Таин смотрит с любовью и уважением Сама Пречистая Богородица как на одушевленный храм Божий, все небесные силы и все святые утодники Божии – патриархи, пророки, апостолы, святители, мученики, преподобные и праведные. Ты ли, причастник, сам себя не уважаешь, не ценишь, ради толикого49 пренебесного дара, живущего в тебе? Ты ли еще не огребаешься тщательно греха и не стяжаваешь святыни? Если так, то бойся Страшного Суда Божия.
Помни слова Апостола о земле, множицею пившей дождь небесный и ставшей неплодной: она посечения и клятвы и пожжения близ [Евр.6:7–8]. Читай это место в послании апостола Павла к Евреям и воспряни немедленно к святой, безгрешной жизни. Час уже от сна восстати [Рим.13:11].
24. Благодарю Господа, яко и сей день был днем величайших милостей ко мне и к людям Божиим, милостей Божиих: за утреней и обедней ранней, которые я служил, голос мой был чист, силен, приятен, я служил, пели читал с великим дерзновением, радостию и сладостию; имя Господне, по вере моей и молитве внутренней, совершило великие чудеса избавления, особенно во время обедни, особенно после великого входа и на водосвятном молебне. Треб было много, и Господь всё помог совершить добре, с победою над страстями и противными силами, – слава Господу. Но согрешил ко Господу пресыщением и винопитием; вино крепкое пил у Бурачка, хотя и не с охотою; не здоровое то вино, в голову бросается, голова от него болит – от двух рюмок.
25. «Сами себе и друг друга и весь живот наш Христу Богу предадим»; сами себе и весь живот наш, то есть со всеми радостями и скорбями, успехами и неудачами, обидами со стороны ближних или расположением их, со всеми помышлениями, чувствами, намерениями, предприятиями, словами и делами, – предадим Христу Богу как всемогущему нашему Главе, Сердцеведцу, Спасителю и Судии. Не станем мстить за себя, не будем худо думать о ближних, ибо помышления наши погрешительны, лукавы; Бог един испытует сердца и внутренности. «Всяк человек ложь» [Пс.115:2]. Тысячу раз обманывали меня мои чувства, особенно неприязненные чувства к брату; они были навеяны и возбуждены Велиаром, только слезное покаяние избавляло меня от них и упокаивало душу, возвращая ее на путь истины и правды.
Сегодня я горько осудил отца Матфея, бывшего сослужителя моего, а теперь члена Александро-Невской Лавры, назвал лицемером, корыстолюбцем, злым как змея, сварливым; хотя и правда это, но я не должен был говорить об этом, а покрыть любовью его недостатки, моля о нем Бога, ибо и я грешник величайший.
С 25-го на 26-е в ночи артиллеристы солдаты перевозили на огромных колесах пушки и ядра; шум и стук разбудил меня, и я, встав, подошел к окну – потом я заснул; и вскоре мне представилось необыкновенное зрелище во сне, но как наяву. Я вижу огромного исполина, черного как уголь, на черном же, огромном коне: я сейчас вообразил, что это сатана и стал открещиваться от него, разя его крестом; он проскакал, конь его галопировал под ним, поворачиваясь назад и поднимая голову и потрясая гривой. Сатана что-то сказал мне, кажется, следующие слова: счастлив ты, что со Христом. Да, эта кровопролитная, жестокая война турок с христианами есть его дело.
27 октября. Среда. Благодарю и славлю Тебя, многомилостиво Господи, о всех чудесах милосердия Твоего во мне, грешном. Вот, я призвал Тебя сегодня утром в квартире П.Григ. Пономарева (во флигеле Громова) пред панихидой, и Ты услышал и избавил меня от грехов и дал великое дерзновение на панихиде и во время выговора отпуста, научив меня в сердце попирать красоту и всякую славу человеческую.
Потом в гимназии, пред вторым моим уроком, Ты спас меня. На вечерней панихиде дивно Ты даровал мне восторжествовать над суетою мира и над пристрастиями моими; я говорил отпуст весь смело. Потом у Юденича на всенощной спас меня Господь, наконец избавил меня от величайшей тоски, скорби и тесноты (после размолвки с женой из-за подаренного платка, утащенного женой), обрушившихся на меня. Долго я ходил по улице, умолял, слезил пред Господом. Наконец стучащему отверзлось, и я успокоился.
28 октября. Благодарю многомилостивого и скоропослушливого Господа, исцелившего пяту левой ноги моей вскоре после молитвы моей. Се тако исцели, Господи, ногу жены моей Елисаветы и не даждь на врачей иждивать имение.
Благодарю Господа, непрестанно милующего меня, хотя я и недостоин.
Вчера я согрешил, нарушив пост ядением скоромного, сдобного пирога с рыбой у офицера Гильдебрандта Якова Аполлоновича, и потом вскоре опять закусывал у Юденича и Андрея Алексеевича, часового мастера. А вследствие этого была теснота на сердце, особенное пристрастие к земле, отчуждение от неба и от любви к Богу и ближнему и размолвка с женой из-за платка утаенного, огорчение на жену. Мне бы не надо было искать платка, а я искал с домогательством, – на что он мне?
Мне нужно пищи и питья весьма мало, а я безумно стремлюсь по привычке есть много, и за то страдаю душой и телом, лишаясь благодати и изнуряя силы организма на усиление пищеварения на большом движении; оскорбляю Духа благодати и Господа моего Иисуса Христа и Сущего в Нем Отца Бога. Согрешил я, помилуй, Господи! Даждь мне благодать воздержания и поста.
От смешения постной и скоромной пищи третьего дня и вчера была ужасная теснота внутри.
Литургия – служение на земле небесное, таинство правды, святыни, премудрости, благости, всемогущества, таинство бессмертной жизни. Всякий православный христианин должен быть присно50 с горним, небесным сердцем!
30. Доселе в груди моей горит любовь земная, богопротивная, гибельная для меня: доселе во мне пристрастие к пище, к одежде, к мягким или блестящим, вообще красивым вещам, пристрастие к лицам, или лицезрение и лицеприятие, пристрастие к роскоши и красивой обстановке. О, как я согрешаю пред Богом всем направлением моей богопротивной жизни.
Вчера вечером я нарушил пост и воздержание: поел сухарей скоромных и выпил молока полчашки чайной, и ночью, пробудившись, я почувствовал в груди тоску, лишение благодати Божией. Встал, узнал о времени и потом стал с верою крестить грудь и чрево – и имя Живоначальной Троицы и знамение креста прогнало тоску и смерть. Слава Господу! А мне – стыдение лица! (И во сне-то я видел себя алчным чревоугодником! Боже! Премени меня! Да горит во мне любовь Твоя, небесная любовь!)
Возвеличена Богородица выше Херувимов и Серафимов и всякой твари, но для твоего спасения и возвеличения, да тебя спасает и покрывает; возвеличены все угодники Божии дивным спасением от греха, величием чудес, реками вод живых, истекших от чрева их и напояющих вселенную, нетлением их останков – но опять для твоего спасения и возвеличения, чтобы ты мог почерпать от этого источника живых вод и пучины чудес, чтобы ты видел в них свое благородие, свое призвание к горнему званию, величие своей души, созданной по образу и подобию Божию, и презирал плоть, мир, плотские пристрастия, всё земное тление и всей силой, со всем жаром небесной любви стремился к горнему Царствию, борясь со страстьми и похотьми и со всеми врагами спасения, видимыми и невидимыми. История Церкви, жития святых, иконы святые для тебя должны быть всегдашними руководителями к небу, наипаче – богослужения, Таинства, воздержание, пост и молитва и повиновение пастырям.
Всякое дело любит усердие, постоянство, настойчивость, и при этих условиях оно приводится удобно к концу; например, строит ли кто дом или другое здание, пишет ли сочинение – во всех делах умственных и механических нужно усердие и настояние. Так тем более нужно усердие и понуждение себя, настойчивость в главнейшем деле нашем на земле – в деле спасения душ наших, ибо грех, в нас живущий, крайне упорен; зараза греха, яд греховный глубоко проникли в нас. Даруй, Господи, всякому христианину прилежать ко спасению души своей паче всякого другого дела.
О, как я мелочен, суетен, самолюбив, что занимаюсь своим лицом, подверженным тлению и вообще имеющим весьма мало значения, если лицо души нечисто, неблагообразно, не бело, не прекрасно по-божески; также за великое считаю и прельщаюсь красивыми лицами других людей, особенно женщин, хотя они тленны, как трава, и увядают скоро, как сорванные цветы; прельщаюсь деньгами, одеянием, роскошными домами, хотя всё это дым. А благообразна ли, прекрасна ли душа, которая сотворена по образу и подобию Божию, одеяна ли благодатию, святостью, правдою; не бедна ли она, не нага ли она? Не бедна ли она?
Священство назначено от Господа для того, чтобы грешников спасать, прокаженных очищать, оскверненных освящать, отчужденных от Бога присвоять Богу, обветшавших обновлять, человеков тварей обожать, из тленных творить нетленными, из земных небесными, из грешников святыми, из непомилованных помилованными, из погибающих спасенными, из плотяных духовными. Слава служению священства! Даруй совершить подвиг достославно!
30. После всенощной. Благодарю Господа, посетившего меня милостиво во время совершения всенощной – духовным разумением и сладостным умилением, особенно во время стояния у святого Евангелия при целовании его прихожанами; благодарю за слезы умиления.
Церковь есть дом Божий; в ней Господь, Глава всех святых, на небеси торжествующих и на земле жительствующих и подвизающихся, а сии – члены Его; един Дух Божий всех оживляет, освящает, утверждает. В сем дому Божием все близки между собою, как члены друг ко другу, все – здоровые и немощные члены, небесные и земные – помогают друг другу; земные молят небесных о помощи; небесные умоляют Самого Господа, и таким образом великая милость Божия обильно проливается на Церковь, на всю полноту ее. Церковь земная и в прежние роды, и теперь исполнена чудес Богоматери и разных святых. Помните, братия, эту близость вашу к главе Церкви и ко всем святым и достойно жительствуйте столь славного, святого общества верных, столь великого Святейшего Главы Господа Иисуса Христа и столь великого и святого кормчего Церкви Духа Святого.
В неделю 23-ю. Вы слышали, братия и сестры, из нынешнего Евангелия повесть о мучительстве диавола над бесноватым; слышали, сколько нечистых вошло в несчастного человека и жило в нем, как в храмине; слышали, как злые демоны мучили его, не давая ему нигде покоя и часто разбивая его; слышали, как бесноватый, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: «что тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня» [Лк.8:28], и как Господь изгнал из него целый легион бесов; слышали, как бесы просили Господа, чтобы Он не повелел им идти в бездну, а в свиное стадо, и Он повелел; как стадо, гонимое бесами, перебросалось всё в воду и потонуло; как жители того места просили Господа удалиться от них и как бесноватый просил Господа остаться при нем, а Господь послал его к своим в город поведать, что сотворил ему Господь. Слышали, говорю? Теперь я скажу, что этот несчастный бесноватый есть изображение и некоторое подобие всех людей, одержимых разными страстями житейскими: разные страсти, пороки, привычки грешные – это тот легион злых духов, вселившийся в человека грешного. И если присмотреться каждому к себе, то многие найдут в себе целый легион различных страстей, удручающих человека, и, во-первых, злой демон мучит смертных непрестанной суетой. И – о, если бы я мог написать картину суеты человеческой и всю пустоту многих, многих душ человеческих! – тогда довольно было бы и этого, чтобы видеть, как злые мучители наши демоны опутали нас своими путами, сковали каждого из нас цепями из-за наших греховных пристрастий и привычек и как мы все дальше от истинной жизни по духу христианской веры. Посмотрите: чем заняты наши грешные души и наши грешные думы? Одни заняты изысканным убранством головы, одежды – это страсть к изяществу, страсть угождать взорам мучит иных день и ночь. Бедные души! Где же ваша нетленная красота, где ваше нетленное, как снег белое одеяние, которое вы получили в крещении, и отчего оно вас не занимает, отчего вы его не сохранили и не храните и, утратив, не ищете снова в покаянии и добродетели? Ведь мы все в этом одеянии должны предстать ко Христу Спасителю. Братия! Есть нечто более важное в нас, что нужно украшать, – это наша душа бессмертная, а на то почти и не обращается внимание – обращается же оно более всего на тело тленное, уготовляемое в пищу червям и тлению.
Затем многих смертных мучит всю жизнь демон корысти, всю жизнь человек собирает с жадностью богатство и не знает, кому его собирает, а чаще случается, что собирает его своим растущим сыновьям и внучатам; попроси у него бедный милостыни, богатый нередко, как бесноватый, выбранит, пожалуй, и побьет его за то, что наглый, по его мнению, нищий смеет просить у него денег. Иных мучит до гроба демон честолюбия, и он под предлогом заслуг своих, действительных или мнимых, домогается орденов, отличий и разных преимуществ, чтобы стать выше своих товарищей по службе, чтобы увешать грудь свою множеством отличий. И это суета, ибо суетны все земные почести и отличия без добродетели, а истинная добродетель никогда не хочет величаться пред людьми и домогаться стать выше их.
Но вот ужасный род бешенства в людях – это пьянство; если кто особенно похож на описываемого ныне бесноватого, так это пьяница. Он всех и всё бьет, ломает, рвет или всё старается в доме стянуть и променять на вино. Ужасная картина представится взору человека в том доме, где живет пьяница: это не дом, а вертеп разбойничий, это могила, в которой заживо схоронил себя и свое семейство человек пьяный. Можно бы и еще продолжать картину разного беснования страстей человеческих, но довольно и того, что сказано, для того чтобы видеть, как злые демоны и ныне мучат людей различными пагубными привычками, страстями, пороками и держат их ежедневно в своем плену, безобразя их жизнь, делая их живыми мертвецами: «гроби их жилища их вовек» [Пс.48:12], – говорит святой царь и пророк о некоторых людях. Дай Бог, чтобы наши тела не были гробами душ наших. Будем украшать, братия, добродетелями души; будем обогащаться нетленным богатством [истины] – любви и милосердия, будем стараться чрез воздержание, пост и молитву сделаться храмами Духа Святого Животворящего. Аминь.
Животворящая сила креста Господня указывает нам, что на нем Пострадавшим не только уплачен за нас долг правосудию Божию, но и бесконечно много заслужено Им даров для нас. Вознесся «на высоту, пленил ecu плен: даде даяния в человецех» [Пс.67:19]. Слава о сем Господу.
* * *
Примечания
Обаче (церк.-слав.) – однако, впрочем.
Осклабитися (церк.-слав.) – рассмеяться вежливо, усмехнуться.
Простый (церк.-слав.) – открытый, прямой, чистый.
Уды (церк.-слав.) – члены тела.
«Иисус Христос Ника» – с греч. «Иисус Христос Победитель». Эти слова обычно вырезаются на печатях, прикладываемых на проскомидийных просфорах, употребляемых при совершении Божественной литургии.
Лишше (церк.-слав.) – больше.
Изумевати (церк.-слав.) – терять силу, лишаться ума, изумляться.
Ирмос 9-й песни канона на утрени праздника Пятидесятницы.
Толикий (церк.-слав.) – столь великий.
Присно (церк.-слав.) – всегда, постоянно.
