Источник

Ноябрь 1879 г.

1 ноября

Благодарю Тебя, всемилостивого Бога и Спасителя моего, вот уже второй раз спасшего меня от смерти греховной чрез веру и покаяние мое: раз в церкви во время утрени и другой по приходе моем домой за уклонение от подачи милостыни нищим в количестве, ими желаемом (на баню и на обувь), по жестокосердию моему и по скупости моей. О, сколь велики радости избавления Твоего, подаваемые мне многогрешному на всякий день! Сколь велика милость Твоя, долготерпение Твое на мне, окаянном! Сколь Ты благопослушлив, скоропослушлив, благоуветлив, благопременителен, всесилен, всеправеден, премудр, всеобъемлющ, всепрост, всесвят, непреложен, неизменен в Своей правде, святыне, милости, всесилен, ибо вечно Ты праведен, свят, милостив, всесилен! Блажен я Тобою, восхищён я Тобою, Твоими совершенствами! Господи! Ты даришь мне, ежедневно и многократно умирающему духовно, жизнь Твою, оправдание, мир, пространство чрез покаяние мое. Ты совершаешь надо мною чудеса преславные всякий день, оживляя меня, мертвого, крайнею благостию. Моя душа – это дщерь Иаирова, воскрешаемая Тобою, Господи, всякий день. А кровотечение мое греховное, ежечасное, многолетнее – кто уставляет, останавливает, очищает, исцеляет? Господь мой Иисус Христос. Слава Ему, Спасителю всех!

Шесть с половиной часов вечера. Многократно впадал я в великие, тяжкие грехи сегодня, начиная с одиннадцати с половиной часов дня до сего времени: предавался чревоугодию, лакомству, невоздержанию: в одиннадцать с половиной часов лакомился у именинника Козьмы Ковригина (пирог, виноград, яблоки, вино, чай), в три часа – у Козьмы Волкова (опять виноград, яблоки, вино и частица пирога), дома в три с половиной часов обедал (щи, мясо, жаркое). Вследствие чревоугодия и крайнего множества нищих, просивших у меня милостыни (более сотни человек), я сделался крайне раздражительным, обидчивым, стал ругать нищих, уклоняться от них, а чрез это еще более адские стрелы стали палить меня. Согрешил я пред Господом злобою на нищих, презорством, раздражением, нетерпением, скупостью, алчностью, пристрастием земным, самолюбием, корыстолюбием, нелюбовию. Я разрушил закон Господень, отпал от любви христианской, члены Христовы не помиловал, оскорбил, Духа Святого опечалил, человеколюбца Христа огорчил. Анну слугу в сердцах проклятою назвал за неисправность, очень раздражившись. Но в глубоком покаянии милости прошу у Господа и прощения во всех тяжких грехах моих.

Такую душевную беду я испытал сегодня, что не испытывал ее лет пятнадцать.

Сколько раз миловал меня Господь теперешним вечером и как сладко было помилование мне от Господа, когда я вышел из думской сторожевской комнаты от церковного сторожа Николая! И опять впал в грех чрез нищих, и опять я был помилован за покаяние.

Благодарю Господа, избавившего меня за покаяние глубокое от величайшего адского огня и тесноты.

Зачем я не подаю милостыни нищим, хотя их и много, с охотою, усердием, в простоте сердца? Зачем с досадою, неохотно, принужденно (нередко), с жалением денег, а не ближнего? К чему пристрастие к деньгам? К чему убивать себя досадою, алчностью?

2 ноября

Уверен я, что яриться на множество нищих с моей стороны безрассудно, нелепо, ибо их гонит ко мне крайняя нужда и безвыходное положение, и надо жалеть только их, как заслуживающих действительно жалости, и подавать им, по возможности, с кротостью и усердием.

После ранней обедни. Благодарю Господа за дар служения мною литургии ранней в Успенской церкви и за оживотворение служением и причащением Святых Таин. Примирися мне Владыко Всемилостиве совершенно.

Вечер, шесть с половиной часов. Благодарю Господа, отъявшего по молитве моей от утробы моей и от сердца моего великую тесноту, между прочим и чрез воздержание мое (очень мало ел за обедом).

3 ноября

Суббота. Вечер. Благодарю Тебя, Господи, яко совершил еси во мне чудеса избавления и воскрешения души моей, умирающей во грехах непрестанно: раз избавил Ты меня по окончании классов в гимназии от тоски сердечной и тесноты по поводу обиды на меня со слезами ученика Чекаевского, получившего за четверть года балл 4, а не 5, как он надеялся; другой раз в соборе пред самой вечерней или в начале вечерни до пения Господи, воззвах от скорби и тесноты, постигших меня за бегство и уклонение от подачи милостыни нищим, просившим денег на одежду; и в третий раз в сию минуту избавил меня от адской тесноты и палящего огня, постигших меня по правде Божественной за новое жестокосердие к бедным, за гнев на них, за яростные, укорительные слова и за неохотную, не от души подачу милостыни. О, как я часто, окаянный и всестрастный, прогневляю Господа, огорчаю благость Его, хулю делами моими, страстями моими щедроты Его, опечаливаю Духа Святого Утешителя!

4 ноября

Утро. Благодарю Господа за многократные чудеса избавления моего от скорбей и теснот, постигших меня вчера за грехи мои, и за дар умиления слезного во время всенощной, и за возвышенные помыслы и чувства, особенно при каждении святых икон. Враг всезлобный старался постоянно поджигать меня внутренно, смущать, теснить, наводить боязнь, угрызать за душу, язвить, изливать в нее свой яд, но по молитве покаяния Господь избавлял меня от всех его козней и наветов, и я служил всенощную непреткновенно.

Благодарю Господа и за одоление врагов бесплотных во время служения всенощной на дому у Броуна: тут враг блазнил мне девицами, но благодатию Божиею и необращением внимания на его козни и сосредоточением всего внимания на молитве и славословии я одолел его: запнувшись раз на просительной ектении, я повторил снова и одолел его.

3 ноября

Александр Гаврилович Бритнев (купец кронштадтский) от запою удавился: кончина весьма печальная и ужасная! Отец Петр Клепачевский с благочинным Трачевским служили панихиды. Покойник был крайне дерзок иногда на слова и ругал нахально духовные власти: митрополита и прочих, так что я из-за него был долго в смущении. Не помяни, Господи, неправды его.

Во время утрени вчера усердно молил Господа, да пременит сердце настоятеля из сребролюбивого в боголюбивое, из жестокосердого к бедным в мягкосердое, да будет он единомыслен с словом Божиим и с Церковью Божиею, да престанет ругаться щедротам Божиим, удерживая богатство и не зная кому собирая его, нищих же столько лет презирая и меня вместе, подающего им от милостей Господних, осмеивая и понося и выражая свое мне негодование за то. Прошу о сем, да будет чрез то вере и благочестию христианскому преспеяние и утверждение, нищим призрение, согреяние и препитание и Богу слава, ибо щедроты Его к нам велики, велики и несть им числа. Когда я молился о сем, враги бесплотные сильно палили меня и теснили, но молитвою веры Господь прогнал их и дал мне росу благодати.

Прочь от меня смердящий пес, враже мой, непрестанно блазнящий мне и ругающийся творению Божию, чистому, лепотному, прекрасному, с благопотребными и прекрасными членами, коими всеми да славится пречестное и великолепое имя Отца и Сына и Святого Духа, Бога Всетворца нашего; прочь ругатель над членами детотворения, деторождения, детопитания.

О, какая мне нужна сладость, кроме сладости Господней и благодати Его! Поистине, это сладость святая, нетленная, животворная, мирная, вечная! Да возлюблю эту единую святую сладость всегда и вовеки. Ты Сладость души моей, Господи!

4 ноября

Благодарю Господа, избавившего меня во время литургии поздней в Успенской церкви от величайшей тесноты, бывшей вследствие пресыщения моего накануне вечером у Броуна: я с великою верою, в покаянии молил Господа о избавлении, и Многомилостивый преклонился ко мне на милость. Я получил большое облегчение. Причастился Святых Таин животворно. Сказал поучение своего сочинения. Впрочем, теснота, как следствие крепости желудка, продолжала быть во мне. Она прошла при совершении крещения в доме Цепова у племянника Егора Николаевича Гуляева в погребе от действия благодати и долгого говорения.

5 ноября

Понедельник. Благодарю Господа, избавившего меня и сегодня во время утрени от тесноты сердечной.

Три с половиной часа вечера. Прескверно я сделал, что сегодня в десять утра я поел крутой просвирки и черного хлеба маленький ломоть с маслом и два ломтика булки с чаем. Тяжело было до трех часов и далее. Не надо более есть и пить поутру никогда, да и нужды нет. Буди!

Петь панихиды и погребальные песни над самоубийцею – значит играть своими убеждениями или другим позволять играть собою. Намеренный самоубийца не попрал ли веру, все Таинства, всю благодать Христову? Не отвергся ли он Христа и благодати Его, как Иуда? А мы из-за денег и Иуду готовы пустить в рай, только тепло ли ему там будет?

Нет у меня никаких добрых дел, я только согрешаю тяжко на всякий день и верою и покаянием стяжеваю милость Владыки и Бога моего Господа Иисуса Христа, – вера моя спасает меня. Итак, от дел нет мне спасения. Аще убо вера, яже в Тя, спасает отчаянныя, верою спаси мя, Господи: се бо верую, яко Ты Бог мой, Создатель, Промыслитель и Спаситель. И всякий день, все опыты спасения убеждают меня, что Господь спасет меня веры ради в Него.

6 ноября

Благодарю Господа, избавившего меня вчера в квартире Маркова Якова [Калинича] от скверного блазнительного помысла и чувства, прилепившегося ко мне от воззрения на младенца семи лет, спавшего ничком на кровати. О, как ловит лукавый осквернитель меня всякую минуту своими мерзостями! О, извратитель прекрасных творений Божиих – человеков! О, растлитель природы, созданной чистою и нетленною! Проклятие тебе и делам твоим во веки веков!

* * *

Десять часов утра. Всем сердцем благодарю Господа за милостивое избавление меня от адской тесноты и дьявольского огня, постигших меня до утрени и мучивших меня в начале ее за огорчение на нищих и за уклонение от подачи одному из них (коему спустя малое время подал) милостыни. Я искренно, всем сердцем, всем помышлением, всею силою осудил себя за разорение закона Евангельского, закона любви, кротости, милости, за оскорбление Самого Христа Спасителя в лице нищих, членов Его, за опечаление Святого Духа Утешителя, за пристрастие к миру, плоти, к деньгам; прибег к язвам Господа, за меня подъятым, и получил спасение за веру и покаяние и после того торжественно, спокойно читал и пел канон утрени и стихиры.

Благодарю Господа за новое и величайшее спасение меня благодатию Христовою от душетленного озлобления на жену мою за испражнение ею нечистот в столовой. О, как я искусился сильно, сделался ревнителем злобы дьявольской, отпав от любви Христовой, не сохранив словес Его, заповедей Его о кротости, смирении, терпении! Искренним и долгим покаянием, самоосуждением себя, троекратным, искренним отрицанием сатаны и всех дел его и всего служения его и гордыни его и сочетанием искренним Христу я избавился наконец от геенского пламени, тесноты и скорби и гнева Божия, и стало мне так мирно, просторно, прохладительно, покойно! Славлю Господа, милующего меня неизреченно. Из-за такой безделицы (испражнение жены в столовой без меня) и такому искушению я подвергся, такому озлоблению, такому огню, такой тесноте! Среди каких сетей мы ходим всякий день! Как ищет нас диавол поглотить, как лев рыкающий! И всё из-за пристрастия к миру, к плоти! И всё из-за нашего самолюбия, сластолюбия, нетерпения, злобы! Как же мне осуждать кого-либо из падших и погибающих от козней диавольских! Надо молиться горячо за всех, да избавит их Господь от искушений по великой милости Своей! (Александр Гаврилович Бритнев).

Семь и три четверти часа вечера. Благодарю Тебя, Господи, яко сотворил еси милость Твою со мною, рабом Твоим, в час сей и в минуту сию, от тесноты и скорби избавил меня по молитве покаяния моего, а я был в огорчении на жену за ее произвол по столовой части. Не надо мне жалеть ничего и придираться к жене в делах ее по хозяйству.

Двенадцать часов ночи. Благодарю Господа за великое спасение меня в квартире рыбака Берзина пред соборованием его жены Александры Никифоровны от тесноты и скорби, постигших меня за неподачу одному нищему требуемой милости (я подал мало, как и другим). Принес покаяние глубокое Господу в своем жестокосердии, и помиловал меня Господь. Другой раз Господь избавил по уходе от Гречухина, где с пристрастием смотрел на девиц; осудил себя искренно за нечистое движение сердца, и Господь помиловал меня.

Всем сердцем любить Господа – значит, между прочим, не давать в сердце нисколько места греху и всё предать Богу, Его правде и святыне. Любить Бога всем сердцем – значит противиться всякому греху всем сердцем, всею силою, всем помышлением и ненавидеть всякий грех всем сердцем, всею силою души; если он сладостью влечет – презирать сладость, считая ее за подслащенный диавольский яд; если горестью влечет – терпеть горечь, напасть, беду; если унынием, малодушием, страхом и боязнью – презирать уныние, малодушие, боязнь и страх; если завистью, гордостью – прибегать к смирению, крепко, искренно желать всем добра; если леностью, холодностью, расслаблением – стараться иметь горячее усердие, бодрость (и т.д.); если хулою на Бога и святых – усердно прославляй Господа и святых Его, в коих Он Сам обитель Себе сотворил (лютеране, называясь евангелистами, забыли эту истину и не чтут святых Божиих); если ропотом на Бога и людей – терпи приключающиеся неприятности, неудачи, невзгоды, болезни, скорби, делай всё напротив врагу и греху и твори доброе, противоположное злу. Если сребролюбием, жестокосердием, скупостью или роскошью, расточительностью, картежничеством – старайся творить милостыню усердно, охотно, держись умеренности во всем; если самочинием, непокорностью, упрямством, своенравием – научись послушанию ради Бога; если мнительностью, подозрительностью, осуждением других людей – старайся думать о людях доброе, а себя тщательно осуждай, ибо ты себя знаешь хорошо, а других не знаешь: кто из человеков знает, что в человеке, кроме духа человеческого, живущего в нем [1Кор.2:11]!

Молись о всех живых и мертвых, как о себе. Церковь учит тебя молитве [...], общей, – учись у ней.

Согрешил пред Господом и ближними, ярясь на нищих и на противное мне делающее жену. Окаянный я: из-за комнатного воздуха рассорился с женою и духа благодати лишился, Духа Утешителя опечалил. Что дороже: воздух ли комнатный или душа и Дух Святой, всех оживотворяющий? Чего лишиться бедственнее: воздуха ли чистого или благодати Святого Духа, мира, правды, пространства, радости в Духе Святом?

8 ноября

Благодарю многомилостивого и всещедрого Господа моего Иисуса Христа за величайшее спасение от величайшей беды и туги моей и от огня адского, постигших меня праведно за гнев и раздражительность на жену мою, за привычку ее растворять у меня в спальню дверь и впускать нечистый воздух из других комнат. Избавление всемилостивое от Владыки и Господа моего последовало по молитве покаяния моего всеусердного в квартире Аркадия Ивановича Шляпникова пред всенощной домашней; Господь истинно извел из ада душу мою, из ада – в прохладу и покой и в росу благодати Своей. Я служил с дерзновением, непреткновенно. Во время всенощной в Успенской церкви бесплотный злодей-искуситель многократно смущал, расслаблял и утеснял меня своими наветами и соблазнами при каждении на полиелее, когда увидел девицу старшую Броун, и при чтении Евангелия – читая его, я совсем расслабел душой под конец чтения то от произшедшей блазни, то от лица диакона Полетаева, обращенного ко мне, и крайне борзо и неспокойно дочитал его; после этого скорбь и теснота, от коих Господь избавил за покаяние мое и за чтение канона Архангелам; потом при чтении молитвы Христе, Свете истинный враг опять обычно изловил, смутил, омрачил, расслабил при конце молитвы, и я недоговорил ее от потери себя; от этой смерти, от этого огня Господь опять избавил меня по молитве моей и дал мне благодать и силу спокойно совершить молебен Божией Матери и [Архангелам].

Потом при служении всенощной в квартире Николая М. Именова враг неоднократно смущал и убивал меня, особенно на отпусте и при чтении Отче наш пред закуской и при благословении трапезы, и за веру и покаяние Господь избавлял меня от его козней и лаяния78 и грызения. О адский пес! Поразит тебя совершенно Господь мой и избавит от тебя совершенно! Уповаю совершенно на сие. Аминь.

Прочь всякое пристрастие к лицу, всякое лицеприятие, всякое земное, нечистое, плотское, корыстное пристрастие, всякое распознавание лиц сильных, богатых, знатных, ученых от простых, ибо пред Богом и Пастырем все равны во Христе Божием.

Твои грехи Господь ежедневно очищает, прощает, покрывает Своею неизреченною милостию и от растлевающих последствий спасает, обновляя тебя каждый день много раз. И ты прощай ближним грехи и погрешности против тебя, покрывай их своею любовью, своим снисхождением, своим терпением. Не огорчайся на ближних за их погрешности, недостатки, даже за их злобу, лукавство, зависть, но молись за них, да исправит их Господь и да не погибнут во грехах своих. Бездна грехов во всех нас, и потому необходимо взаимно снисходить друг к другу. Если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших [Мф.6:14–15]. Люби ближнего, как себя. Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними [Мф.7:12]. Желаешь, чтобы люди были относительно тебя просты, добры, снисходительны, справедливы, милостивы, чистосердечны, терпеливы – будь и сам таков относительно людей. Хочешь, чтобы тебе желали люди добра – и ты ко всем будь доброжелателен.

Одиннадцать часов вечера. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить благодатию Его Божественную литургию позднюю в Успенской церкви непреткновенно и причаститься неосужденно Божественных Таин в мир, оживотворение и обновление. Благодарю Господа, избавлявшего меня неоднократно во время и после вечерни в церкви и особенно в Кудрявцевском флигеле (у матроса писаря против Лит. завода) после молитвы покаяния моего в плотских помыслах и чувствах касательно [неразумной] Феоктисты (я каялся всю дорогу), и окончательно избавил меня в квартире того, у кого я крестил младенца; наконец Господь дивно избавил меня от великой тесноты, постигшей меня за гнев на жену и на нищего, когда пришел домой.

9 ноября

Раз навсегда прочь от меня злоба во всех ее видах, раз навсегда прочь от меня нечистота плотская и сласти плотские, тлящие душу и тело и удаляющие от Бога моего, Сладости нетленной, вечной. Прочь всякая суета мирская, всякий грех, лукавством, хитростью и насилием отторгающий меня от Бога.

В храме, особенно в храме, происходит сопряжение душ верующих и ищущих Бога с своим Первообразом, Первоначалом и Создателем, особенно во время литургии и причащения Святых Таин, их любезное, благоговейное разглагольствие79 с Ним, их благодарение и славословие, их обручение с Богом. Храм – небо земное с престолом Божиим, тут всегда Матерь Божия, тут все Силы Небесные, тут все святые угодники Божии – эти совершенные человеки.

Благодарю Господа за милостивое избавление меня от диавольской злобы, приключившейся во время утрени от негодования на дьячка Никитина Адриана за его нерадение при пении и чтении и за постоянное кашлянье. Долго я боролся с врагом, мучась от его адского огня, но Господь принял мое покаяние и помиловал, огнь в росу преложив, в росу благодати Своей. Слава Тебе, Человеколюбцу!

10 ноября

Благодарю Господа моего Иисуса Христа за скорую и величайшую Его помощь при венчании телеграфиста Николая и Евдокии в церкви Исправительной роты. Я смутился было противлением дьячка Каменоградского, который, впрочем, исполнил мое желание привести дьякона, но, помолившись и припав к престолу благодати, я получил прощение, очищение и мир и венчал всю свадьбу с великим дерзновением, с полною искренностью и истиною сердца, и хотя враг усиливался жалить и обессиливать мое сердце, но благодатью Христа Бога я всякий раз (раза четыре) возмогал над кознями врага. Слава Богу! По окончании свадьбы, идучи домой, я подвергся сильному смущения и уязвлению врага чрез нищих, преследовавших меня, ибо в душе вознегодовал на них; но, пришедши домой и покаявшись искренно, я получил великую милость и прощение с миром от Господа. Благодарю Господа, долготерпящего мне, самолюбивому, чревоугодливому, сребролюбивому, скупому, жестокосердому, злому, блудному, лицеприятному.

Не унижай человека в мыслях своих или на словах и поступками своими, кто бы он ни был, ибо все по образу Божию, все искуплены Христом, пречистою кровию Его, но всякого уважай, возвышай в мыслях твоих, в мнении твоем, да и тебя возвысит Бог, да и тебя возвысят и почтут люди, ибо какою мерою меришь, такою возмерится тебе [Мф.7:2]. Снисходи к людским погрешностям, слабостям без потворства, покрывай их любовию, великодушием, терпением.

* * *

После ранней обедни. Благодарю Господа, утешившего меня избавлением Своим от скорби и тесноты во время утрени и даровавшего мне мир и дерзновение во время чтения и пения канона и стихир на хвалитех и на стиховне. Благодарю Господа, удостоившего меня совершения литургии в Думской церкви и причащения животворящих Таин. Благодарю Господа, избавившего меня от гнева и раздражения и пагубных последствий его, постигших меня по приходе домой, где я нашел в своей комнате воздух нечистым. Я помолился, покаялся усердно, многократно припадая к Владыке, и получил прощение с миром, избавление от внутреннего тления, [боления], огня и смерти.

Четыре часа вечера. Видех, видех Господи, милость Твою и силу Твою животворящую во мне, грешном, во время урока в третьем классе гимназии (после замечания неразумного директора Яниша о нечтении детям жизни святых), когда враг навел на сердце мое давящее уныние и тоску с негодованием, – именем Твоим я убил сердечную смерть, и мир с простором и дерзновением воцарился в душе моей.

Для любящего ближнего своего чужое горе – свое горе, чужая радость – своя радость; он живет единою с ним жизнью, а для нелюбящего нет чужого горя, для него хоть трава в поле не расти, хотя все города сгори, хоть их вода топи – он не сочувствует никому, кроме своих разве родных да друзей.

Величайшее, вседрагоценнейшее достояние мое есть Бог, каковым Он бывает для всякого, искренно верующего и преданного Ему; имея Его, я не завидую богачам и самим владыкам земным, царям или тем из братии моей, которые при малых трудах получают наравне со мною, нерадея ни о славословии и благодарении Богу, ни о милостыне, ни о покаянии своем, ни о достоянии Божием. Богатство для них – узы, тягота, омрачение, как Иуде. Не пребудут они долго и дадут место другому.

11 ноября

Воскресение. Благодарю Господа, сохранившего меня в неистлении прошлую ночь, когда я лежал на левом боку; Господь молитву мою исполнил.

Директор Яниш, об отставке коего я молился вчера вечером по причине картежничества и уничижения житий святых, во сне ночью явился мне чрезвычайно любезным и расположил меня в свою пользу. Что это значит?.. Не поторопился ли я сделать ложное о нем заключение?.. Вчерашняя теснота по замечании его, видимо, была от диавола. Да потерпит нам и еще Господь.

* * *

Вечер. Благодарю Господа, явившего мне великую помощь и милость при служении бдения и ранней литургии в соборе, когда избавил меня многократно от козней вражеских после молитвы Христе, Свете истинный, и особенно во время обедни после великого входа, еще более по причащении Святых Таин, оживотворивших меня, и после причащения детей, из коих некоторых я презрел и не возлюбил в сердце за неопрятность и неблагообразие, в чем сердечно раскаялся в сердце пред Господом и получил милость и избавление от бесовского одержания, тесноты и муки. Сильная раздражительность была со мною во время водосвятного молебна для Софьи Васильевны Субботиной, коего не хотел было служить дьячок Каменоградский по ее просьбе.

Благодарю Господа, избавившего меня ныне от величайшей душевной беды и скорби и тесноты, постигших меня во время совершения крещения в доме Николая Мичигина, у одного мастерового; я вспомнил о богатой кружке отца настоятеля Павла ( [67] руб.) и о его скупости, жестокосердии и немилосердии к бедным и вообще о необщительности с братией и ближними и позавидовал ему (есть чему завидовать! – праху и смраду демонскому, доле Иудиной!), хотя и моя доля не малая и вообще всегда довольная, с избытком, при всех пособиях бедным родственникам! Долго я носил в душе моей эту беду, эту тесноту, этот огнь палящий, эту смерть, хотя и постоянно каялся; пришел в собор, многократно припадал к престолу милосердия и благодати и, когда совершенно осудил себя и раскаялся, прося сердечно прощения у Владыки и Господа, тогда получил совершенный мир, простор, великую и богатую милость. Оттого ли око мое лукаво, что Господь благ [Мф.20:15] и хощет дать настоятелю нашему гораздо более, чем мне? Вперед мне наука: быть довольным своей долей и не смотреть завистливо на большую долю ближнего! Господь ведает, что творит.

Но сам-то я сребролюбив, скуп, жестокосерд, сластолюбив, алчен и о своем исправлении должен всемерно стараться на всякий час. А не о брате, старшем меня. Что вижу сучец, иже есть во оце брата моего, бервно же, еже есть во оце моем, не чую? Или како реку брату моему, остави, да изму сучец из очесе твоего, и се бервно во оке моем? Да изму первее бервно из очесе моего (поистине бервно), и тогда узрю изъяти сучец из очесе брата моего [Мф.7:3–5].

12 ноября

В глубоком покаянии благодарю Господа за скорое услышание и избавление меня от скорби, тесноты, смятения и огня внутреннего, постигших меня за неподачу милостыни нищим пред утреней под тем предлогом, что они не хотят работать, как сказал дворник при доме Никитиной Ксении Львовны, огребавший панель от снегу. Я взял его слова во внимание, огорчился на нищих и никому не подал, а этот день – день Иоанна милостивого, патриарха Александрийского; я погрешил против памяти святого Иоанна, оскорбил ее моим жестокосердием.

Шесть часов вечера. Весьма тяжко сейчас согрешил (полчаса назад), прибив по лицу одного нищего и отодрав сильно за волосы и других обругав за безотвязное следование по пятам моим, когда я шел с Святыми Тайнами к больной. Грех мой велик тем более, что я нес с собою при персях Святые Тайны. О, дерзость с моей стороны! О, неблагодарность! О, невнимание! О, страстность моя греховная! Пред лицем Агнца Божия, вземлющего грехи мира и мои, я явился волком терзающим! Пред Владычицею Богородицею и пред сонмами Ангелов я сделал такую дерзость, за которую, как священник, должен быть лишенным сана, как биющий верного! Согреших, согреших тяжко, Господи! Одна мне надежда во грехах моих – Твое непобедимое человеколюбие, Твое милосердие к кающимся, ибо несть грех, побеждающ человеколюбие Твое. И я каюсь всем сердцем: прости мне великое преступление мое: жестокосердие мое, биение мое, ярость мою, сребролюбие, сластолюбие мое, злобу мою, зависть мою, алчность мою, пресыщение мое.

Замечаю, что когда я ем мясо, я делаюсь блудливее, свирепее, злее! Да не ем мяс отнюдь!

В разные стороны уклонялся я сегодня от нищих, изменяя направление, и наконец всё же я встретился с ними у дома Коршунова: они нашли меня. Не нужно мне было уклоняться от них, а прямо навстречу идти к ним, тогда бы я не рассердился так сильно на них. А ходить им от нечего делать и от холода и голода полезнее, чем стоять на одном месте. Господь послал мне на их долю: я получил за требу два рубля. Так и всегда Господь посылает: отдает долг сугубо80 за нищих Своих, а я – неверный, малодушный, страстный. Жало пристрастий земных язвит меня и вынуждает, поревает меня на дерзкие поступки.

13 ноября

Утро, четыре часа сорок минут. Во славу Божию. Господь совершил на мне вчера вечером величайшее, божественное чудо милосердия Своего, простив мне за покаяние малое превеликий, тяжкий грех мой – ярость на нищих и биение их рукою. Когда я пришел к больной [З...] Вере Гавриловне и приготовил Святые Дары во святом потире, то, став на колени, возгласил несколько раз из глубины души: Агнче Божий, вземляй грехи всех, возьми бремя от Мене тяжкое греховное, и яко благоутробен, дождь ми прегрешений оставление81, – и то же еще с окончательными словами: дождь ми слезы умиления, и – о, чудо! Агнец Божий, вземляй грехи всех, взял на себя и мои грехи настоящие и избавил меня от палящего огня, тесноты, срамоты, расслабления душевного и телесного, и я читал молитвы для больной и беседовал с нею покойно. Слава Господу моему! Слава Его милосердию, долготерпению!

Но что же в нравоучение я скажу себе? Буду ли я и впредь так поступать с нищими? Боже сохрани! Я должен идти к совершенству, я должен охотно подавать требующим, сколь бы их ни было, и не только чужую собственность, но и свою, ибо Господь есть источник милости и щедрот неисчерпаемый. Да не богат оскудеет – Господь восполнит чудно!

Сегодня день нашей свадьбы: прошло двадцать четыре года милостей Божиих к нам со дня бракосочетания. Благодарим Господа. Не лиши нас и впредь, недостойных, милости Твоей, не по делам нашим, но по милости Твоей помяни нас Ты, ради благости Твоея, Господи [Пс.24:7]! Потерпи и еще грехом нашим и даруй время на покаяние и исправление жития.

Послать письмо с деньгами Василию Ивановичу и Дарье Ильиничне X rub [так в рукописи. – Ред.].

Молебен благодарственный Господу Богу и Пречистой Богородице за милости к нам.

После утрени. Жалки, крайне жалки наши кронштадтские бедные мещане: нет у них ни жилища, ни пищи, ни одежды, ни в храм они не могут ходить из-за одежды и не могут вместе с прочими прихожанами возносить молитвы в храме, славословие и благодарение Господу, ни к исповеди, ни к причастию Святых Таин приступать ежегодно и по много лет не приступают к источнику жизни и бессмертия. Всеми они отвергнуты, забыты, презираемы. Кто же пожалеет, согреет, напитает, позаботится о их спасении, просвещении, заступлении, как не Церковь, кто, как не пастыри стада Христова? Ведь и они овцы того же стада. Грех нам, если мы об них не позаботимся или еще будем поносить их и отвергать их, да и, пожалуй, и бить в случае их настойчивого прошения у нас милостыни.

Вчерашняя ярость моя на нищих и биение одного из них внесло в душу и тело мое сильное растление, разрушительный огонь. Я больше себе причинил вред, чем нищему; достойно и праведно наказал себя сам.

Благодарю Господа, избавившего меня по молитве моей от душетленного и скверного похотения, вкравшегося в мое сердце в квартире за городом у свечника Ивана Степанова при воззрении на его доброличную невестку Екатерину. Надо помолиться о ней и муже ее пьянствующем. Даруй им, Господи, по вере их. А образ Божий в человеках да почитаю и да не творю никакого человека предметом похотения, да не унижаю и да не оскверняю себя, да не унижаю образа Божия и да не бесчещу Создателя.

14 ноября

Какой Иосиф откроет житницы свои для голодных собратий своих и избавит их от голодной смерти [Быт.41:56]?.. А ведь для многих, многих из нас прожитые годы были годами великого изобилия не говорю пшеницы и разных плодов земных, а изобилия денег, и у многих из нас, как в Евангельских житницах [Лк.12:18], лежит множество этих сокровищ без всякого движения или употребления, которые можно было бы без особенного ущерба для себя владеющих ими обратить в хлеб для голодных братий. Отоприте эти житницы – и наперед откройте ваш сердечный слух для слова о милостыне. Не моего слова послушайте, а Господня: слышите, что Он говорит о человеке, у которого был богатый урожай в поле и какая участь ожидает собирающих для себя, а не в Бога богатеющих? Полно вам копить деньги и созидать житницы большие вместо меньших: вот ваши житницы – руки нищих. Разве не вразумляет вас участь банков, основанных частными лицами, и участь денег, отданных в рост? Как ненадежны эти банки, эти житницы богатых и небогатых!.. Ныне время дороговизны во всем, время тяжелое и для достаточных людей (не говорю о богатых, для коих не чувствительна дороговизна). Сколь же тяжело настоящее время для людей бедных! Это должны знать и чувствовать богатые и сочувствовать людям бедным. Этого требует вера наша христианская, этого требует наш разум, наше сердце, наша совесть, долг общежития и взаимопомощи. Не слишком строго судите этих голодных и полуобнаженных, имейте чувство снисхождения и сострадания... ([Напасть] на жестокосердие богатых и их житницы.) Если они, по-вашему, не достойны хлеба и одежды, то разве вы достойны? И если не достойны, исправьте их, дайте им дело... Но кто меня слушает? Здесь нет тех, кто бы мог устроить нечто лучшее для этих бедных кронштадтских нищих. О, времена! О, нравы!

Покаяние показано было пророку Исайе, когда он в видении видел Господа на престоле высоком и превознесенном и Херувимов окрест Его. Он сказал: окаянный я человек! Желал бы и я славить Бога, но уста мои нечисты. Один из Серафимов, взяв клещами горящий уголь с небесного жертвенника, слетел к нему, прикоснулся к его устам и сказал: вот, это касается твоих уст, и беззаконие твое отъемлется, и грех твой очищается [Ис.6:1–7].

Мы все подвержены сильному искушению страстей различных: самолюбия, нетерпения, гнева, ярости, раздражительности, мстительности, подозрительности, алчности, зависти, чревоугодия, пьянства, блуда, корыстолюбия, честолюбия, гордости, тщеславия, лености, нерадения, своенравия, упрямства, противоречия, уныния, тоски, печали, – потому надобно снисходить друг к другу, не раздражаться и не раздражать никого. Зачем битого и избитого еще бить? Я разумею то, что согрешивший уже побит от своего греха или от диавола и сам наказал себя, хотя, впрочем, есть грешники, которые не чувствуют своих грехов и остаются безнаказанными от своей совести.

Молитесь о всех близких и дальних искренно, ибо мы можем в сердечной молитве соприкасаться духовно со всеми любовию своею, хотя с иными и всю жизнь не видимся; молитва всех объединяет, согревает, освящает, укрепляет. Молитесь друг за друга, чтобы исцелиться, говорит Апостол [Иак.5:16]. Например, державного ты не можешь видеть и говорить с ним, но молитвою о нем искреннею ты можешь приблизить его к себе, к своему сердцу, так как бы он был с тобою и беседовал с тобою.

Он будет в сердце твоем, и ты можешь согреть сердце его свою любовию и споспешествовать ему в делах его. Так и о всех разумей. Много может молитва: она приклоняет к нам Господа на милость, она низводит с небес Матерь Божию (явление Божией Матери Сергию преподобному), святых Ангелов и святых угодников Божиих. В Боге мы все имеем ближайшее соприкосновение, живую связь, хотя бы разделены были огромным пространством и временем или властию, саном, званием, состоянием.

Чтение и пение в храме разрушает козни вражии.

15 ноября

Утро. Четыре с половиной часа. Благодарю Господа, избавившего меня от смертельной тесноты и сердечного уныния и бессилия после великого входа на литургии, которую служили соборне, и возвеселившего меня после причащения Святых Таин Тела и Крови Его веселием о спасении, милости, жизни небесной, мире, пространстве, радости, дерзновении. Я воскрес из мертвых после причащения. О, какое милосердие Божие! О, какая сверхъестественная благодать нам грешным дарована в Святой Евхаристии! Слава Тебе, Господи! Но эту чудную, животворную благодать я утратил было по приходе моем домой по своему страстному навыку из-за пустого случая: увидел двери отворенными женою в спальню мою и кабинет с моленною; я рассердился на жену и закричал на нее, начав ворчать на нее и бранить ее, зачем-де воздух нечистый в мою комнату нагоняет, как будто не дороже бесконечно воздух духовный, внутренний, или дыхание Духа Святого, коего я сподобился по причащении Святых Таин. Вследствие этого я сейчас же лишился мира, жизни духовной, свободы, пространства, дерзновения, любви, света, силы духа – и опять теснота, скорбь, огнь палящий, срамота, смерть духа. Я прибег опять с покаянием к Господу, Коего милость безмерна и у Которого пучина человеколюбия; уповал я, что Его человеколюбие непобедимо нашими грехами, ибо нет греха, побеждающего человеколюбие Божие [ср. Мф.18:22], и по долгом и искреннем припадании к Его милости получил милость. Опять возвратилась ко мне прежняя благодать. Я пошел к имениннику Степанову, именитому купцу. Там согрешил – лишнее выпил.

Будь как соль для братии в случаях вспышки их страстей, отъемля гнилость их постоянною кротостью, мудрым словом или наказанием отеческим.

Те, кои в чувстве своей глубокой духовной бедности, нищеты, виновности в бесчисленных грехах и в глубоком покаянии внутреннем взывают часто с Церковью: Господи, помилуй, испросят себе вечное помилование по смерти и здесь, на земле, милость Божию и всё необходимое для временной и вечной жизни, ибо все блага здешней жизни суть единая милость Божия к нам недостойным, а не заслуга наша, как-то: пища, питье, одеяние, жилище, состояние имущественное, должности, звания, чины, отличия, почет, добрые родители, царь, начальники, наставники, пастыри и учители в вере и благочестии и руководители к вечной жизни и бессмертию. Равно те, кои во смирении и покаянии души непрестанно просят у Господа с Церковью даров духовных в просительной ектении: подай, Господи, получат неотменно просимое и святость во всем житии, и Ангела мирна, верна наставника, и прощение грехов, и всё доброе и полезное для души, и мирную, в покаянии остальную жизнь, и, как венец всех духовных благ, – христианскую, безболезненную, непостыдную, мирную кончину, удостоятся дать и добрый ответ на Страшном Суде Христовом.

Развить в науке о богослужении христианские идеи о Боге всеблагом, всеправедном, о Боге как Творце, как Отце, Судии, Промыслителе, Подателе всех благ для души и тела, как о Источнике святости и правды, как о Спасителе от грехов; развить идеи о вечности Божией и вечных благах, уготованных любящим Бога, о вечности души человеческой, идеи об образе Божием в человеке, о падении человека и восстановлении его; о Церкви Божией на земле как спасительном ковчеге от потопа греховного, как гостинице на пути к небесному отечеству, в которой христиане-путники получают и духовную пищу и питье, и руководителей к вечной жизни, и душевных врачей, и наставников; идею о Главе Церкви, о сочленении церковном, ее тройственном составе: небесном, земном и преисподнем; о взаимопомощи и взаимопопечении, о широте и пространстве христианской любви, объемлющей всех людей, весь мир (молитвы и ектении); о назначении Церкви спасать всех, привлекать к себе всех, желающих спасения и не желающих (по заблуждению сердца), о силе Церкви и ее молитв: она всемогуща по причине всемогущего Главы ее; о силе и спасительном действии Таинств, о богоучрежденности степеней иерархии: епископской, священнической и диаконской; о величии даров духовных, ниспосылаемых чрез эти освященные лица на верующих, или о величайшей их пользе, спасительности, необходимости для мира грешного, о величии и пользе дела их, о долге великой, искренней любви и уважении к ним (почитать их преимущественно с любовью за дело их [1Фес.5:13]; каждый должен разуметь нас, как служителей Христовых и домостроителей тайн Божиих [1Кор.4:1]); о необходимости посещать богослужение, о спасительности самого богослужения, о премудром его устройстве в течение веков, о богодохновенности его, о всеобщей его пригодности на все времена и для всех людей; в Церкви заключено всё безмерное обилие даров Божией благодати, Божией любви и милости, Божией премудрости и силы; в ней и просвещение для душ – Самое Солнце правды, Христос Бог, глаголющий постоянно в Евангелии и во всем строе богослужения; тут и всякое врачевство для душ, болящих грехом и тлением, тут милующая, врачующая, очищающая, освящающая, примиряющая с Богом и с собою и подкрепляющая благодать Божия в различных Таинствах; тут и благодать, освящающая союз супружеский и естественное рождение и воспитание детей; тут благодать сыноположения Богу (в крещении), и обручение Духа Святого – и всё, всё нужное, все божественные силы к животу и благочестию [2Пет.1:3]. (Смотри на себя, иерей, как на орган Святой Церкви, всемогущей во Христе, и в этой вере, в этом убеждении почерпай все силы для помощи духовным твоим чадам и спасения их.)

17 ноября

Благодарю Тебя, Господи, за бездну щедрот Твоих, которые удивил Ты на мне сегодня утром во время утрени, избавив меня от тесноты и скорби великой, постигших меня за жестокосердие к бедным и уклонение от подачи милостыни двум из них (девяти человекам ранее подал), также за обиду на женщину Параскеву, ушедшую от правила исповеди в церкви, и после утрени за то же жестокосердие к бедным, подошедших обманом во второй раз за милостыней (некоторым); из-за нескольких получивших я отказал с негодованием всем прочим. О, сколь была тяжка смерть греховная, разлучающая душу от Бога чрез нарушение Его заповедей, особенности заповеди о любви, кротости и незлобии, милосердии, простоте, воздержании, чистоте, послушании! Тяжко наказание за жестокосердие, за злобу сердечную, гнев, раздражительность, зависть, скупость, алчность, сребролюбие, славолюбие: огнь адский горит и палит в костях жестокосердого, злого, скупого. О, да не уподобляюся злому (диаволу), но Благому (Богу) всякою благостию [3Ин.1:11]. Господи! Помилуй меня, ибо я очень прогневал Твою безмерную ко мне и ко всем людям благость, похулив щедроты Твои делом.

* * *

Благодарю Господа, избавившего меня от тесноты и смерти греховной пред служением литургии на кладбище в церкви; благодарю за слезы умиления и непреткновенное служение, за животворное, чудное причащение Святых Таин, потом за избавление от озлобления внутреннего на близких ко мне по духу причащавшихся Святых Таин женщин: Параскеву Ковригину и Анну Объедкову. Благодарю Господа за помощь при служении молебна в квартире господ Бойлей в доме Вальридта и за дерзновение, за всенощную в соборе, служенною мною с умилением, за непреткновенное служение всенощной; при говорении молитвы Христе, Свете истинный в конце ее спутался от козней лукавого, отчего произошло смущение и уязвление духа. Но молитвою покаяния и припаданием к престолу благодати исцелился и успокоился. Благодарю Господа за умиленную молитву о людях, когда они подходили к целованию Евангелия и по прочтении его, да исполнит Господь всю молитву мою во всей ее полноте и силе. Аминь.

Кадило с углями и фимиамом – сильное орудие в моих руках; это знамение данной мне от Бога благодати, силы, власти молиться за людей всего мира, в особенности членов Церкви Святой, Соборной и Апостольской; это знамение пламенной, благоухающей благодати Святого Духа, дышащего на всех верующих и готовых сердцем огнем и благоуханием святыни Своей и всяких благодатных дарований. Кадило служит и образом Богоматери, носившей в утробе Своей Угль Божества.

Благодарю Господа за избавление от диавольского давления и тоски сердечной, приключившихся мне в гимназии в пятом классе (и отчасти в третьем) от неготовности учеников... Молитвою внутреннею веры и покаяния Господь разрушил во мне козни диавола: я успокоился.

18 ноября

Воскресение. Благодарю Господа за новое и великое избавление моего недостоинства от тесноты, скорби и смерти духовной, постигших меня за огорчение на британского солдата (бывшего садовника в Екатерининском бульваре) за неблаговременное требование к больной (я читал правило к служению) и на женщину, попросившую в том доме, где больная, служить молебен. Я удостоился за покаяние и веру помилования и сладкого мира Божия.

Вечер. Благодарю Господа, явившего мне недостойному великую милость в избавлении меня от тесноты пред обедней, потом после великого входа; особенно благодарю Господа за дарование мне животворящего, с дерзновением причащения Святых Таин и за поучение, составленное и сказанное мною с силою многою. Благодарю Господа за беспредельную Его милость, явленную мне во время вечерни, когда я только что сделал большую размолвку с женою из-за отпуска мною прислуги на двадцать минут из дому, прислуги Евдокии. Поистине, чудо преславное и предивное Господь сотворил со мною, исхитив меня за покаяние и веру из пасти змия человекоубийцы, поглотившего было меня по неразумию моему, нетерпению, строптивости к жене. Я был в крайнем смущении и тесноте.

Истинно Господь избавил душу мою от ада преисподнейшего и от смерти горькой душевной. Да памятую это и да берегусь греха на будущее время, да не имею никакой вражды на жену, ибо не она, а диавол сделал, что она восстала на меня злобно и не хотела покориться мне в должном. За благочестие враг ратует против меня и против благочестивой служанки. Благодарю Господа за чудную, сверхъестественную помощь мне во время вечерни, когда Господь расторг во мне бесчисленные сплетения грехов и козни врага бесплотного и дал мне мир и свободу.

19 ноября

Благодарю Господа за избавление от козней демонских и за помощь Его при служении утрени, которую совершил тепло.

Благодарю Господа, совершившего чудо примирения жены моей со мною и меня с нею при крайнем усилии противника диавола не допустить до мира.

* * *

Благодарю Господа, сподобившего меня совершить литургию непреткновенно и причаститься животворно Святых Таин. Велика милость Его ко мне.

Распинаю ли я плоть свою, чревоугодие и плотоугодие свое, из-за которых я ежедневно много согрешаю против Бога и ближних, тайно и явно, волей и неволей? О, окаянный я. Я веду дружбу с плотию, потворствую, угождаю ей и, значит, прогневляю всегда Господа, ибо не живет во мне, то есть в плоти моей, доброе [Рим.7:18], как говорит Апостол и как подтверждает ежедневный опыт. И вот это лукавство плоти, вражда ее против Бога и закона Его, против любви к Нему и ближнему сказывается во мне особенно тогда, когда меня призывают служить ближним в смертной опасности их: тогда оказывается, что нет во мне истинной, глубокой, чистой и святой любви к ближнему, а есть корыстная, лукавая любовь, или только призрак любви – лукавой, плотской любви более к себе, чем к ближнему, помышляющей о корысти и жаждущей корысти! О, какое безумие желать корысти в виду смерти ближнего, которая должна бы с очевидностью показывать суетность и ничтожество всех благ земных как временных и прелестных, ведущих ко греху и отчуждению от Бога.

20 ноября

Благодарю Господа за разрушение во мне всех козней вражиих, в продолжение дня бывших – во время утрени, во время обедни (теснота и давление в сердце), и за чудноживотворное причащение Святых Таин. Благодарю Господа за разрушение козней врага бесплотного во время всенощной, особенно при чтении Евангелия и по окончании всенощной. Благодарю за дерзновенное, непреткновенное, доброгласное служение молебна в новом помещении клуба коммерческого, у эконома его, в присутствии образованных людей.

21 ноября

Благодарю Господа за благодерзновенное служение в двух магазинах Н. Сидорова. Но прости мне, Господи, грех бесовской боязни при обращении на запад и говорении отпуста, боязни, из-за которой я без ума, спешно говорил отпуст и не выговорил имени великого святителя Николая. Даруй мне, Господи, благодать совершенно дерзати при всяком богослужении и при всяком обращении лицом на запад в молитве при великом входе на литургии, при чтении молитв, отпустов и прочего. Усердно молю Тебя, Господи, и от настоящего одержания бесовского избавь меня, Господи!

Николай Сидоров лукаво вознаграждает нас за усердное о нем моление, быв ущедрен Гобою без меры: за два молебна дал два рубля – скупо при сорока тысячах годового дохода.

Спасибо ему: сейчас фруктов прислал рубля на три.

22 ноября

Бесплотные враги крайне постоянны и упорны в своей злобе и кознях относительно человека; против их постоянства и упорства и человеку должно быть постоянным и упорным в сопротивлении им даже до конца. Этим упорством в сопротивлении им мы с Божией помощью победим их до конца, ибо они, злые демоны, очень слабы против правды и против силы Божией. Все праведники знали это по опыту. И я испытал это, хотя многогрешный я человек. Не надо никогда малодушествовать и унывать при искушениях, а всегда уповать на милость Божию.

* * *

Вчера во время литургии после великого входа, на коем я не выговорил отчетливо имен царской фамилии от бесовского смущения, охлаждения сердца, бессилия, омертвения, – враг всю обедню крайне теснил и смущал меня за мое малодушие (надо упорно противиться мне ему при подобных выходах), и только по окончании обедни, когда я потребил с благоговением Святые Тайны, я победил его, окаянного, Кровию Христовою, и мне стало легко и покойно. На вечерне тоже смущал он меня, и я из-за поспешности на обеде в новом коммерческом клубе не говорил великой и просительной ектений, а сугубую ектению, укрепясь верою и упованием на Бога, всю громко выговорил, и отпусты так же, и последнюю на повечерии ектению.

Капитан-лейтенант Рыкачев Николай донес на меня ложно губернатору, что я будто бы возмущаю народ своими проповедями. Но пусть позовет меня губернатор и заставит прочитать мои проповеди, тогда увидит, правду ли сказал Рыкачев, редактор «Вестника». За ложный донос надо подвергнуть его аресту или мировому суду дело передать. Пусть спросит слышавших мою проповедь: они знают, что я говорил. Если Рыкачеву верить, так и не надо правды вовсе говорить с церковной кафедры. Но этому не бывать. Господь силен защитить меня. Рассказать губернатору, как десятки голодных ждут меня ежедневно утром в шесть часов, в семь и восемь, в двенадцать, в три часа, в шесть часов, в восемь, девять и десять часов вечера.

Самолюбие некоторых лиц я задел в слове, но самолюбие надо принести в жертву правде Божией, Евангельской, и не сердиться за слово правды.

23 ноября

Благодарю Господа, разрушившего вчера по причащении Святых Таин, особенно по совершенном употреблении их, долгое и злое, тягостное, стеснительное насилие диавола, бывшее следствием моего невоздержания и сластолюбия накануне (на обеде в новом клубе). О, сколь велико и неизреченно, непобедимо милосердие Господа моего ко мне! Сколь неизреченна, спасительна, животворна сила Его Таин! На молебне за спасение государя враг поджигал меня озлоблением и презрением к одному лицу, но я не поддавался его злобе благодатию Божиею и избег тесноты и огня палящего.

Вы, господин губернатор, награждаете хороших, дельных, исправных чиновников и офицеров, генералов, а не останавливаете их ревность к службе. Это было бы нелепо. Так неразумно было бы останавливать и меня в моей ревности к служению моему Богу; не награждайте меня – мне награда Бог, но не гоните меня за правду Божию, которую я проповедую.

Надо похвалить отца Павла Трачевского настоятеля за то, что он не смущается и не падает духом в торжественных собраниях и молитвах, но спокойно и равнодушно относится к собранию всякой знати и мишурного блеска, хотя нельзя одобрить за равнодушное, без участия сердца отношение к молитве, не скажу небрежное, разве до некоторой степени. А у меня крайность – боязнь бесовская в подобных торжественных многолюдных собраниях и пресечение слова и языка. Избави, Боже!

В следующую неделю 27-ю Евангелие о скорченной женщине, о исцелении ее Спасителем [Лк.13:10–17]. Тема: всякий грех корчит душу, извращает, безобразит, расслабляет; так злоба, зависть, корыстолюбие, скупость, блудная нечистота, пьянство, чревоугодие, уныние, праздность, леность, часто и тело самое заражает болезнями и приводит к преждевременной дряхлости, старости и наконец к могиле. Один Господь врачует от корчей всякого греха. А сколько младенцев враг подвергает по допущению Божию корчам мучительным от испугу и других бедственных случайностей! Развить мысль, что всякий грех безобразит, корчит и расслабляет душу человека, наклоняет ее к земле чрез разные страсти, так что человек не может восклониться и взирать на небо, где его истинное, вечное, нетленное, неколебимое отечество, – один Господь врачует душу от этого страшного греховного недуга и совершенного поникновения человека к земле и невзирания на небо горе, к Богу, от этого болезненного пристрастия к земным, скоро исчезающим и обольщающим чувства благам, от этой злобы, гордости, высокомерия, тщеславия пустыми погремушками и блестками, от этого погружения в чувственность. Современный человек всеми чувствами погряз в чувственность – пять пар волов82, от этого обуявшего многих, многих неверия, вольнодумства, [если раскаиваются] неверующие пред Божественным взором и взором святых Божиих; люди почти все связаны и скорчены бесчисленными грехами: одного корчит честолюбие, другого зависть, иного блуд, иного страсть к еде и питью, иных все вместе. Боже милосердый! Виждь беду нашу общую, поникновение наше долу грех ради наших и невзирание к высоте Царствия Твоего Небесного и Сам приди и исправи нас, уврачуй, как скорченную женщину, которую держал связанною сатана восемнадцать лет, и научи нас взирать горе, устремлять сердца горе, помышления, желания, намерения, всю волю, всю жизнь стремиться к Тебе, Богу живота.

А скверные, лукавые, хульные помышления, боязливые, страшливые, часто и пречасто корчат души наши. Один Господь за покаяние освободить от них силен. Тебе дан светильник разума слова Божия: отревай эти помыслы с помощию благодати, а за борьбу будешь награжден от Бога. Всех нас поймал на свои удочки сатана, всех связал своими адскими путами, хотя многие, многие и не знают, что они связаны (так хитро и лукаво, неприметно враг держит их на своей уде). Один Господь разрушает путы сатаны, путы грехов наших и сообщает душам прямоту оправдания, избавления за искреннее покаяние, сознание грехов, сокрушение сердечное, за твердое намерение исправиться от них.

Умом работаешь – сердце хладеет для молитвы; надо постоянно наблюдать согласие ума и сердца, особенно наблюдать, чтобы сердце не хладело к Богу, к Богоматери, к святым Силам Небесным, к святым угодникам, к ближним живым и умершим.

* * *

Благодарю Господа, посетившего меня сегодня во время служения утрени милостию и щедротами Своими и скорым и преславным избавлением от всезлобных и вселукавых демонских козней, во-первых, во время полунощницы, во-вторых, при чтении Евангелия, как и пред чтением его, в-третьих, при произнесении молитвы Христе, Свете истинный, которую всю твердо произнес, и наконец по окончании отпуста первого часа, когда враг бесплотный уязвил меня за то, что я говорил отпуст во время пения дьячком славословия Слава Отцу и Сыну и Святому Духу... Господи, помилуй трижды и, значит, перебил его и слова отпуста несколько скрал из боязни бесовской. Враг мучил меня за это, и я припаданием частым к престолу в покаянии умолил Господа помиловать меня, и Он помиловал, умирил душу мою. Во время полунощницы тоже я припадал к престолу Божию, и скоро спас меня Сидящий на престоле.

На купца Ивана Сидорова вопиял к Богу у престола (в Покровском приделе) о его дерзости, ругательстве, клевете его на нас, соборян. Суди, Господи, обидящия ны, побори борющия ны [Пс.34:1]. Это из-за ковра к царским вратам.

24 ноября

Благодарю Господа, даровавшего мне благодать совершить непреткновенно всю Божественную литургию (с великим входом и молением о Синоде и митрополите) и причаститься животворно Святых Таин. Впрочем, враг теснил, жег, угрызал, смущал меня движениями неприязни, которые я пресек благодатию Святых Таин и отгнал от себя. Во время вечерни враг смутил меня в сильной мере боязнию и бессилием сердца и языка при произнесении великой и просительной ектений: на первой я поборол супостата благодатию, а на второй не мог одолеть его из чувства боязни и сердечного бессилия, которыми он опутал и умертвил меня из-за моего невоздержания у именинника Александра Мурашева купца (я выпил рюмку водки и рюмку вина да поел хорошо, вкусно и сытно) и из-за целования с курящими табак. После сугубой ектении, которую я сказал твердо, я произнес и просительную твердо, ибо в свое время я остановился на третьем прошении и далее не мог говорить, принимавшись дважды и трижды. Голос был очень сильный и звучный. Исповедывал говеющих очень неохотно (ибо часто); крестины у Алекс. Моисеевича Федорова офицера совершил с трудом, молебен водосвятный тоже.

Благодарю Господа за благостный, всегдашний, неусыпный промысл Его о нищих: вчера послал Он мне на бедных вдов и сирот сорок рублей. Лишь только начнет подходить к концу жертва доброхотного подаяния, Он сейчас восполняет, прибавляя вновь щедро. О, утеха моя, Господи! Слава Тебе! О, благостыня! О, щедроты! О, недремлющие очи!

* * *

Вечер. Благодарю Господа, сподобившего меня совершить непреткновенно силою многою позднюю литургию и причаститься животворно Божественных Таин, хотя при сильном и тяжком искушении со стороны вселукавого и всезлобного Велиара, боровшего неприязнию к дьячку за скорое пение (что мя гониши, о дьяче?), не дававшее возможности вычитать умно молитвы на литургии. Именинниц было много; старушка теща губернатора была и служила панихиду.

Тайная неприязнь, соперничество, ревность.

Сличенная83 женщина изображает нас, поникших долу помышлениями, чувствами, стремлениями, предприятиями, всею жизнию: мы не можем зреть горе, надо много усилий и навыка употребить, чтобы горе взирать. А вот апостолы, мученики, иерархи, преподобные и праведные горе взирали, вменяя в уметы84 всё земное. Мы, священники, долженствующие взирать горе, поскольку носим горний сан, сами долу поникли, даже во время литургии, подобно сляченной женщине, не можем без труда, и великого труда, горе иметь сердца, влачащиеся по земле, пригвожденные навыкновением к земле. Враг всех почти наклонил к земному и отвратил от горнего. Отчего эта нелепость? Ведь человек по природе своей божественной должен бы взирать горе, и стан у него прямой, обращенный лицом к небу? – От грехопадения! Но ныне, когда Господь искупил нас и возвел на небо, открыв вход в него, мы должны взирать непременно горе, где Христос, горняя мудрствовать, идеже есть Христос одесную Бога седя [Кол.3:1].

Пред мною как бы Дева Пресвятая или Сам мысленный Жених Пречистый Господь Иисус Христос.

26 ноября

Благодарю Владычицу Пресвятую Богородицу, избавившую меня быстро, как молния, от диавольского блудного жала во плоти в то время, как я шел ставить свечку к иконе Ее в Успенской церкви пред воскресной утреней. Благодарю Господа, даровавшего мне благодать прочитать громко, непреткновенно, сердечно, с силою многою Евангелие утреннее воскресное, сказать весь отпуст и молитву Христе, Свете истинный, малый отпуст и прощение обычное во время ранней обедни. Благодарю Господа за избавление от тесноты и смущения после великого входа, на коем не выговорил всего титула наследницы и сына её и после молитвы о Святейшем Синоде и митрополите, коего титула не выговорил. Благодарю за животворное причащение Святых Таин, за поучение, за молитву заамвонную, всецело прочитанную громко, с дерзновением, и за отпуст. Вечером я навел на себя тесноту и скорбь за строптивое обращение с нищими, за скупость, сребролюбие, гордость, злобу, сластолюбие и пресыщение и долго страдал, наконец на крестинах в доме Вестфалена Господь помиловал.

* * *

Одиннадцать с половиной часов дня. Благодарю Господа от всей души за милостивое избавление меня от тесноты и скорби, праведно постигших меня за строптивое и жестокосердое обращение с нищими, окружившими меня рано утром (в шесть часов), и не совершенное удовлетворение просьб их, особенно одного из них, просившего на опорки, и потом в семь часов после утрени. Первый раз Господь спас меня за покаяние в храме при усердном припадении к престолу, во второй раз после утрени дома при усердном исповедании Господу грехов моих.

Согрешил я, нарушив пост без нужды употреблением сливок и мясного супу и таким образом сделав подгнету страстям плотским, дав им обильную пищу, особенно прелюбодейству внутреннему в сердце. Согрешил я, многократно евши днем, хотя и понемногу.

27 ноября

Много званых, а мало избранных [Мф.22:14]. Вопреки словам Спасителя иные отверзают вход на вечерю Царствия Небесного всем без изъятия, утверждая, что Бог милостив и всех помилует и таким образом населяют небо и нераскаянными пьяницами, и блудниками, и татями, и досадителями, и убийцами и пр., думая ложно, что Бог спасет нас и против воли нашей и что Он может сделать ясным солнышком и еретика, и злодея, татя и любодея, и жестокосердого сребролюбца, и наглого обидчика, пустившего с сумою многие разоренные им семейства или отдельные лица. Нет: Бог поругаем не бывает [Гал.6:7], не приселится85 к Нему лукавнуяй, ниже пребудут беззаконницы пред очима Божиими [Пс.5:5–6]. Да возмется86, сказано, нечестивый, да не видит славы Господни [Ис.26:10]. Другие совсем отвергают и рай, и ад и проповедуют совершенное уничтожение личности и самого человека (хотя сами же видят и знают по науке, что в природе, собственно, нет смерти и уничтожения, а в ней всё почти возрождается, претворяясь, переходя только из одного вида бытия в другой, и, значит, тем более должен воскреснуть человек, наилучшее творение на земле), произносят дерзкую хулу на Бога, отвергая истинность Божию, бесконечную правду и святость Его, верность Самому Себе и верность, неизменяемость всех глаголов Его. Здесь, на земле, порядочные люди не допускают к себе в дом людей мало-мальски бесчестных, пьяниц, воров общественных, мошенников, злодеев, а пред лице Божие, которое тьмами тем крат светлее солнца, они вводят всяких и нераскаянных грешников и, кажется, совсем забывают о святых Божиих угодниках, преданнейших друзьях Божиих, претерпевших из любви к Нему и закону Его всякие труды, борения, искушения, бесчисленные муки от нечестивцев, перенесших величайшие, неимоверные подвиги самоочищения и освящения благодатию Божиею. Они поселяют вместе и безбожных Неронов и апостолов Петра и Павла, не говорю о других безбожных мучителях, поправших всякую добродетель, всякие права человеческие. Человек добровольно уподобился скоту несмысленному [Пс.48:13] да в таком скотском состоянии и умер, и вот ему отворяют райские двери – какая тут сообразность?.. Вот, всё написаное в слове Божием совершится и – одна йота не прейдет.

28 ноября

Вот двукратно, чудно, мощно, скоро, благостно избавил меня Господь по молитве покаяния от тяжкой скорби, тесноты и смятения, постигших меня праведно за неправедное озлобление на дьячка Адриана (во время утрени) и на нищих после утрени. О, богатство милосердия! О, богатство щедрот Твоих, Господи! Слава Твоему благопослушеству! Слава правде и милости Твоей! Слава святыне Твоей!

29 ноября

Благодарю Господа за тьму благодеяний, явленных мне в нынешний и вчерашний день, особенно в нынешний; во-первых, ранним утром Господь избавил меня от скверны сонных ночных мечтаний по молитве моей; во-вторых, во время утрени избавил меня от озлобления на дьячка Адриана за его крайне беглое чтение и пение; в-третьих, Господь даровал мне непреткновенно совершить раннюю литургию и причаститься животворно Святых Таин; в-четвертых, когда, приобщая Святых Таин старую деву Параскеву Ковригину, я огорчился на нее за приступание к ним ранее младенца и за то мучил меня злой демон, – Господь избавил меня чрез искупительную Кровь Свою, то есть чрез веру в нее, когда я искренно покаялся; в-пятых, Господь избавил меня от смерти сердечной, скорби и тесноты во время отпевания Ивана Матвеевича Дрожина, когда я покаялся искренно, и после того я чувствовал себя превосходно до трех часов вечера; в три часа вечера, когда я был у господина [Б...] и неискренно обласкал по действию врага малое дитя их из-за мысли, что оно не православное, и за то мучился в душе теснотою и скорбию, Господь избавил меня от греха, когда я искренно раскаялся; в-шестых, Господь спас меня во время вечерни от тесноты и скорби, бывших следствием огорчения на дьячка Адриана. Когда я припал сердечно к престолу, Господь отсек грех мой и даровал мир и свободу. Слава Господу!

После всенощной. Благодарю и превозношу правосудие и бесконечное милосердие Господа моего Иисуса Христа, избавившего от лютого мучительства диавольского [...]. Долго я в покаянии и исповедании и самоосуждении припадал к престолу благодати и милости во время всенощной, и спустя три четверти часа после преткновения моего Господь помиловал меня, даровав мир и избавление от тесноты и срамоты. О, да не взираю с пристрастием ни на одну девицу или женщину, да презираю плоть и свою и других, красоту и цвет ее как увядающие, да люблю души, по образу Божию сотворенные и искупленные кровию Божиею! Да не буду сам кумиром, привлекая на себя взоры других чем-либо плотским, да не будут мне кумирами чьи-либо лица, да люблю всех нелицемерно в Господе!

Да не страшусь и суетных страхов бесовских, мечтательных, прелестных, лживых, химерических, да боюсь единого Господа во всех обстоятельствах жизни: в грехах или добродетели, ибо и славить Его и молиться и благодарить Его надо с трепетом!

Жену поях и сего ради не могу пришли [Лк.14:20]. Разумеется пристрастие к женщинам вообще и нерадение ради этого пристрастия о спасении души и угождении Богу. Честный брак и чадородие здесь ни при чем: они не виновны и не отвлекают от Бога.

Десять с половиной часов вечера. Сейчас Господь избавил меня от тесноты вражией чрез призывание и приложение к сердцу сладчайшего всеспасительного имени Господня.

Зачем я смутился тем, что жена моего сотоварища иерея Петра уничижает и злословит меня заочно, называя меня невеждой за то, что я знаюсь с простыми женщинами и вообще с простыми людьми, которые, по ее мнению, суть невежды, ничего не понимающие в церковном чтении и пении? Эти глупые слова показывают, что она сама невежда большой руки и вдобавок дерзкая, заевшаяся женщина. Она достойна сожаления. Я же знаю своих, кто и что они. Знаю, как они веруют в Бога, знают и любят Его, знаю любовь и смирение их относительно меня, их усердие, преданность, их готовность положить жизнь свою за Господа и за меня даже, знаю, как любят меня весьма, весьма многие в городе, как славят меня, недостойного славы, и не смущаюсь дерзкими речами супруги иерея нашего Петра. Она сама не знает Бога и при богатстве забыла Его. Да вразумит ее Господь скорбию. Да не вменит ей Господь клеветы и хулы на меня, ибо я грешен, весьма грешен.

30 ноября

Было бы чисто свидетельство твоей совести, а кривых толкований твоих поступков и лукавых наветов и изветов людских не бойся, – впрочем, не подавай повода к ним, если можно и согласно с справедливостию. На благочестивых людей диавол всегда возбуждал нарекания, клеветы, изветы в людях нечестивых.

* * *

78

Лаяние (церк.-слав.) – происки, лукавство.

79

Разглаголати (церк.-слав.) – беседовать, разговаривать.

80

Сугубо (церк.-слав.) – вдвойне.

81

Тропарь великого покаянного канона преподобного Андрея Критского, песнь 1-я.

82

Намек на притчу о званных на брачный пир – Лк.14:19.

83

Сляченный (церк.-слав.) – скорченный, сгорбленный.

84

Уметы (церк.-слав.) – помет, сор.

85

Приселитися (церк.-слав.) – водвориться, присоединиться.

86

Взятися (церк.-слав.) – в значении быть взятым, забранным, удаленным.


Источник: Дневник / Святой праведный Иоанн Кронштадтский. – Москва : Булат, 2005-. (Духовное наследие Русской православной церкви). / Т. 22: 1879-1880. - 2017. - 685, [2] с.

Комментарии для сайта Cackle